ОПРОС

Найдено 19 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Опрос
метод исследования, в рамках которого участники отвечают на ряд утверждений или вопросов анкеты или интервью.

Источник: Словарь справочник по социальной работе

Опрос
способ получения социальной информации о мнениях и мотивах людей, связанный с постановкой определенных вопросов респондентам (опрашиваемым).

Источник: Социология права словарь специальных терминов

Опрос
метод сбора первичной информации посредством обращения с вопросами к представителям определенной социальной группы. Бывает сплошным и выборочным.

Источник: Социология: Учебник для вузов: глоссарий к книге

Опрос
метод сбора первичной информации посредством обращения исследователя к определенной выборочной совокупности людей с вопросами о сообщении социальных фактов.

Источник: Социология организаций и управления. Словарь основных понятий.

ОПРОС
метод непосредственного или опосредованного сбора первичной вербальной информации путем социально-психологического взаимодействия между исследователем и опрашиваемым.

Источник: Связи с общественностью в социально-культурной деятельности. Словарь-справочник. 2013 г.

ОПРОС
методологический подход сбора информации, выявление проблем людей в форме беседы или заполнения анкет. Устное или письменное обращение исследователя с вопросами, содержание которых освещает изучаемую проблему.

Источник: Основные понятия социальной работы. Глоссарий. СПб. 2007.

ОПРОС
метод сбора социальной информации об изучаемом объекте в ходе опосредованного (анкетирование) или неопосредованного (интервью) социально-психологического общения социолога и опрашиваемого (респондента) путем регистрации ответов на вопросы, вытекающие из целей и задач исследования.

Источник: Словарь-справочник по социологии 2000

Опрос
метод сбора эмпирических данных об объективных фактах, мнениях, знаниях и т. д., основанный на непосредственном (интервью) или опосредованном (раздаточная анкета, почтовая и т. п., анкетный опрос) взаимодействии между исследователем (интервьюером) и опрашиваемым (респондентом).

Источник: Глоссарий по социологии

ОПРОС
метод сбора первичной информации в социологическом исследовании, предусматривающий устное или письменное обращение к исследуемой совокупности людей с вопросами, содержание которых представляет проблему исследования на эмпирическом уровне, а также статистическую обработку полученных ответов.

Источник: Социология массовой коммуникации: краткий глоссарий

Опрос
метод сбора социологических данных (см. Данные социологические) посредством обращения с вопросами к респондентам. Различают опросы письменные {анкетирование) и устные (интервью), очные и заочные (почтовые, прессовые), сплошные и выборочные (см. Выборочная совокупность), массовые и экспертные (см. Экспертный опрос), обычные и экспресс-опросы.

Источник: Основные социологические термины. Учебное пособие

Опрос
метод сбора первичной социологической информации посредством устного или письменного обращения исследователя к определенной совокупности людей (респондентов) с вопросами, содержание которых освещает изучаемую проблему на уровне эмпирических показателей, последующей регистрации и статистической обработки полученных ответов, а также их теоретической интерпретации.

Источник: Социологический словарь проекта Socium

ОПРОС
англ. survey /opinion poll; нем. Befragung. Метод сбора первичной информации посредством обращения с вопросами к определенной группе людей (респондентам). Различают О. письменные (анкетирование) и устные (интервьюирование), очные и заочные (почтовые, телефонные, прессовые), экспертные и массовые, выборочные и сплошные (напр., референдум), общенациональные, региональные, локальные и др.

Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua

Опрос
незаменимый прием получения информации о субъективном мире людей, их склонностях, мотивах деятельности, мнениях [34.– С.228]. –вопросно-ответный метод сбора социологических данных, при котором источником информации выступает словесное сообщение людей [11.– С.461]. –способ получения информации об объекте, основанный на предварительной подготовке вопросов, ответы на которые образуют необходимые для целей исследования сведения [23.– С.360].

Источник: Социология. Словарь.

Опрос
метод сбора первичной вербальной информации, применяемый в социологических, психологических, экономических, демографических и других социальных исследованиях. Опрашиваемым (респондентам) в письменной или устной форме предлагается упорядоченный набор вопросов, объединенных общей темой исследования. Между исследователем и респондентом в процессе опроса устанавливается непосредственное (интервью) или опосредованное (анкета) социально-психологическое взаимодействие. Массовые опросы населения проводятся в Западной Европе и США с X I X в. Различают анкетный (в том числе почтовый), телефонный, прессовый (путем публикации анкет в газетах и журналах) и другие виды опроса [106].

Источник: Социальный менеджмент. Словарь-справочник учеб. пособие

Опрос
метод сбора социологической информации, который предусматривает: 1) устное или письменное обращение исследователя к определенной совокупности людей (респондентов) с вопросами, содержание которых представляет изучаемую проблему на уровне эмпирических индикаторов; 2) регистрацию и статистическую обработку полученных ответов, их теоретическую интерпретацию. В каждом случае опрос предполагает обращение непосредственно к участнику и нацелен на те стороны процесса, которые мало поддаются или не поддаются вообще прямому наблюдению. Данный метод социологического исследования является наиболее востребованным и распространенным. Основными видами опроса в зависимости от письменной или устной формы общения с респондентами являются анкетирование и интервью. В их основе лежит совокупность вопросов, которые предлагаются респондентам и ответы на которые составляют массив первичных данных. Вопросы респондентам задаются посредством анкеты или опросного листа.

Источник: Социология в лицах и терминах 2017

Опрос
можно рассматривать как один из самых распространенных методов получения информации о субъектах-респондентах опроса. Опрос заключается в том, что респонденту задают специальные вопросы, ответы на которые позволяют исследователю получить необходимые сведения в зависимости от задач исследования. К особенностям опроса можно причислить его массовость, что вызвано спецификой задач, которые им решаются. Массовость обусловливается тем, что исследователю, как правило, требуется получение сведений об общественном мнении, а не изучение отдельного представителя. Опросы разделяют на стандартизированные и нестандартизированные. Стандартизированные опросы можно рассматривать как строгие опросы, дающие, прежде всего, общее представление об исследуемой проблеме. Нестандартизированные опросы менее строгие в сравнении со стандартизированными, в них отсутствуют жесткие рамки. Они позволяют варьировать поведение исследователя в зависимости от реакции респондентов на вопросы. При создании опросов сначала формулируют программные вопросы, соответствующие решению задачи, но которые доступны для понимания лишь специалистам. Затем эти вопросы переводятся в анкетные, которые сформулированы на доступном неспециалисту языке. Виды опросов: анкетирование, интервьюирование, телефонный опрос, почтовый опрос.

Источник: Глоссарий по социологии. Основные словарные статьи по социологическому знанию. 2013

ОПРОС
метод непосредственного (интервью - ) или опосредованного (анкета - ) сбора первичной вербальной информации путем регистрации ответов респондентов на вопросы, заданные социологом в соответствии с целями и задачами исследования.
В настоящее время метод О. является наиболее распространенным способом получения первичной социологической информации. В силу этого О. порой отождествляется со всеми социологическими исследованиями в целом, а иногда и с самой социологией как наукой (то есть происходит отождествление науки с одним из ее методов). Метод О. является весьма эффективным способом получения универсальной информации объективного (о фактах и продуктах жизнедеятельности людей) и субъективного характера (о мотивах деятельности, мнениях, оценках, ценностных ориентациях). Главное достоинство данного метода - массовость, репрезентативность и возможность использования при проведении оперативных социологических исследований. Разумеется, данный метод не является универсальным: его роль и значение тем больше, чем слабее обеспеченность изучаемого явления статистической и документальной информацией и чем они меньше доступны непосредственному наблюдению. Степень значимости метода О. связана с изучением сферы общественного сознания. Именно поэтому следует постоянно иметь в виду, что социолог постоянно получает информацию о социальных явлениях только в том виде, в каком она отражается в сознании людей и вербализуется респондентом в ситуации О.
На качество полученной методом О. информации влияют факторы, связанные, с одной стороны, с личностью самого респондента (уровень образования, культуры, свойства памяти, защитные механизмы психики, отношение к исследуемой проблеме и к человеку или организации, проводящей О.), а с другой - факторы, связанные с деятельностью самого исследователя (начиная с профессионализма в составлении опросного листа и заканчивая мастерством работы анкетера или интервьюера с респондентом по получению искомой информации). На результаты О. негативно влияет присутствие при О. посторонних лиц, неудачно выбранное время и место О., несоблюдение принципов анонимности, плохая организация самой процедуры О.
Для нейтрализации факторов негативно влияющих на результаты О., следует строго исполнять нормативные требования по использованию метода О., что предполагает: 1) четкую фиксацию исследовательских задач (содержание которых определяется программой социологического исследования) с обеспечением адекватности им вопросника; 2) доступность предлагаемых формулировок вопросов респондентам, обеспечение их понимания опрашиваемым; 3) обеспечение принципов социально-психологического общения социологов (анкетеров, интервьюеров) с респондентами, что предполагает использование технических и организационных приемов, направленных на создание оптимальных условий, в которых происходит О. Речь идет и о технике О. (т.е. о наборе приемов, имеющих целью стимулировать достоверность ответов респондентов), и о знании особенностей среды респондентов, и об освоении психологических знаний о механизмах межличностного общения в тех случаях, когда речь идет о методике интервью, а также о механизмах восприятия текста при заполнении анкеты; 4) точность фиксации ответов респондентов; 5) стандартизация условий проведения О.; 6) побуждение интересов респондентов и интервьеров (анкетеров) к результатам О.
Виды О. можно выделять по различным основаниям:
По способу получения информации и ее интерпретации - 1) анкетный О. (когда опросный лист напечатан и непосредственно социологом или опосредованно - через почту, прессу - вручается респонденту для заполнения); 2) социологическое интервью (как наиболее гибкую форму работы с респондентом, основанной на непосредственной беседе (очной) или заочной (телефонное интервью) социолога и респондента по заданной проблеме; 3) экспертный О. (когда в качестве респондентов выступают эксперты).
По степени охвата генеральной совокупности - 1) сплошные О. (ситуация, когда опросом охвачена вся генеральная совокупность); 2) выборочные О. (ситуация, когда О. охвачена часть генеральной совокупности по принципам и правилам выборки).
По процедуре проведения О. - 1) индивидуальные О. (проходят в индивидуально-личной форме при непосредственном или опосредованном, но всегда конфиденциальном, один на один способе общения социолога и респондента); 2) групповые О. (когда социолог работает не с одним, а сразу с несколькими респондентами, порой с целой группой.
По форме проведения О. - 1) устные О. (разные виды интервью); 2) письменные О. (анкетный О.).
По способу коммуникации социолога и респондента - 1) контактные О. (интервью и некоторые виды анкетных О., основанные на непосредственно личном контакте социолога и респондента в процессе проведения О.); 2) бесконтактные О. (почтовые или прессовые О., основанные на непосредственно личном контакте социолога и респондента в процессе проведения О.).
По частоте проведения - 1) разовые О. населения по определенным проблемам; 2) повторные (мониторинг, лонгитюд).
Е.Е. Кучко

Источник: Социология: энциклопедия

Опрос
термин, обозначающий совокупность методов получения информации об изучаемом объекте. О. осуществляется путем диалога между исследователем и респондентом в виде формализованных вопросов и ответов. Благодаря этому возникает возможность, во-первых, вести общение независимо от предметной области, ведь в сознании респондентов отражены самые разнообразные обстоя-гльства прошлого и настоящего (факты, мнения, знания и т. п. . а также оценки развития этих обстоятельств в будущем, во-вторых, добиваться определенного единообразия эмпирических данных. Следовательно, О. универсален по предмету изучения, а его данные могут быть стандартизированы. Своими корнями О. уходит в глубь истории цивилизации. Уже в условиях рабовладельческого общества была необходимость вест1: 1ет населения и различных сторон его жизнедеятельности. развитие капитализма в XVII в. интенсифицировало течение многих социально-экономических процессов, что повлекло совершенствование средств их учета и анализа. Английский ученый У. Петти, которого К. Маркс назвал отцом политической экономии и в некотором роде изобретателем статистики (см. Маркс К., Энгельс Ф. // Соч. 2-е изд. Т. 23. С. 282), разработал так называемую «политическую арифметику». В рамках ее он впервые попытался анализировать экономические и социальные процессы с числовыми материалами в руках. Известно, что, подготавливая свое социографическое исследование «Политическая анатомия Ирландии», У. Петти с помощью специального формуляра (опросного листа) собрал информацию о населении Ирландии и его образе жизни. В Англии процесс систематического сбора эмпирических данных с помощью формуляров получил название «анкет». Известны случаи применения формуляров в XVIII в., например, Д. Дэвисом в процессе его исследовательской работы «Изучение семейного бюджета трудящихся классов в Англии» (1787 г.). В России в 1767 г. высший административный орган страны (Сенат), встревоженный резким ростом цен на хлеб, разослал во все российские уезды секретный опросный лист о причинах его дороговизны, состоящий из 14 вопросов. Причины роста цен на хлеб были обнаружены. Важное значение сбору эмпирического материала путем организации самостоятельных О. трудящихся придавали К. Маркс и Ф. Энгельс. Так, в шестой части устава 1 Интернационала говорится о необходимости рабочему классу самому осуществлять статистическое обследование своего положения во всех цивилизованных странах (см. Маркс К., Энгельс Ф. // Соч. 2-е изд. Т. 17. С. 453). К. Маркс является автором «Анкеты для рабочих», опубликованной в 1880 г. во французском социалистическом журнале. Различные виды О. применял В. И. Ленин. В статье «К вопросу о докладах комитетов и групп РСДРП общепартийному съезду» (Поли. собр. соч. Т. 7. С. 72-82) он изложил методические -требования к процессу сбора информации, изучению реального положения рабочего класса, деятельности партийных комитетов в России и включил разработанный им соответствующий вопросник с указанием цели, задач исследования, правил заполнения анкеты. В социологических исследованиях используются различные виды О. Основными критериями их классификации являются характер взаимодействия между исследователем и респондентом (личный или обезличенный, очный или заочный, индивидуальный или групповой) и степень стандартизации процедуры О. В наиболее общем плане О. сводятся к интервьюированию и анкетированию. При первой процедуре представитель исследователей (интервьюер) фиксирует ответы на вопросы сам, при второй респондент. Кроме того, для классификации имеет значение, какой физиологический канал коммуникации используется (слух, зрение) и в результате какого вида деятельности фиксируется ответ, реакция респондента на нопрос (речь, навыки письма, двигательная активность-поднятие рук при голосовании, опускание в урну предметов, символизирующих определенную точку зрения, манипуляция с техническими устройствами, фиксирующими и передающими сигнал о мнении респондента). Например, одновременное выключение телевизоров из электросети, зрители которых смотрят определенную передачу, позволяет с помощью специальной аппаратуры оценить долю зрителей, придерживающихся той или иной точки зрения по поводу некоторой проблемы. Еще большие возможности предоставляет компьютерная техника, которая может быть подключена как стационарно (например, по месту работы интервьюера или при проведении телефонного интервью), так и автономно (в качестве дисплейного класса в автобусе, который оперативно может выезжать в тот или иной район, доступный для транспорта такого типа, для опроса представителей населения этой местности). Каждый вид О. характеризуется своими организационноэкономическими и познавательными возможностями. Однако эффективность любой его разновидности в конечном счете определяется тем, насколько достоверно он отражает действительность. Ведь содержание ответов зависит от установок, настроения, компетентности респондентов, на что в свою очередь влияют форма и содержание каждого вопроса и конкретные обстоятельства проведения О. Весьма важную роль играет общий контекст общественной жизни, в рамках которой наука, в частности социология, функционирует и взаимодействует с остальными функциональными подсистемами общества. Поэтому качество данных О. (см. Качество социологического исследования) зависит в первую очередь от достижения обществом определенной ступени демократизации и лишь затем -от применения соответствующей методики и техники О., нейтрализующих субъективизм респондентов, неизбежное существование в процедуре массового О. случайных и систематических ошибок. Сопоставление данных О. с данными, которые отражают объективное состояние изучаемого явления хотя бы по ряду его значимых признаков (см. Наблюдение; Контент-анализ), повышает обоснованность теоретических выводов и практических рекомендаций социологов. В качестве объекта, для изучения которого применим О., может выступать социальная общность, группа, коллектив, индивид. А предметом его являются события, факты жизни респондентов и окружающего их мира, которые субъективно оцениваются ими наряду с мнениями, мотивами, ценностными ориентациями и т. п. феноменами сознания человека. Существуют временные показатели организации О. (длительность, частота), В соответствии с ними могут быть зондажные О. (блиц-О., О.-голосования), протекающие в полном цикле не более 10-15 минут, а также многоразовые (панельные) на одном и том же объекте и повторные по поводу одного и того же предмета. Регулярность проведения двух последних видов О. может достигать одного раза в течение 5-10 лет.

Источник: Социологический справочник

ОПРОС
метод сбора первичной информации в социологич. исследовании, предусматривающий, во-первых, устное или письменное обращение исследователя к определенной совокупности людей (см. Респондент) с вопросами, содержание к-рых представляет изучаемую проблему на уровне эмпирич. индикаторов, и, во-вторых, регистрацию и статистич. обработку полученных ответов, а также их теоретич. интерпретацию. Понятие О. употребляется в науках и в различн. сферах соц. практики для обозначения многообразных приемов получения необходимой информации, носителем и источником к-рой является человек. Напр., О. учащихся на уроке, О. пациентов в медицинской практике, О. свидетелей в судопроизводстве и т. д. Широко используются О. экспертов в прогностике, в науке об управлении, в стандартизации, в журналистике, О. населения в статистике, демографии и др. Становление О. как метода изучения соц. явлений, процессов и закономерностей относится ко второй половине XIX в. Он развивается в трех основных направлениях. Первоначально О. используется при проведении статистич. исследований: переписи населения, учеты урожаев, скота, хозяйственного инвентаря, земельных владений и др. В этих исследованиях О. считается вспомогательным технич. приемом в рамках статистич. метода и используется для получения фактографич. данных о событиях, поведении людей, явлениях и предметах, доступных внешнему наблюдению: рождение и смерть человека, численность и состав семьи, переезды, предметы быта, хозяйственный инвентарь, земельные наделы, скот и др. В 60-70 гг. XIX в. складывается второе направление в развитии метода О.; формируются методы устного и письменного О. экспертов при разработке и обсуждении государственных и законодательных решений. Это направление получило название анкетного метода или анкеты (от фр. enquete - расследование, исследование). Анкетный метод использовался для изучения фактов сознания: мнений, оценок, суждений экспертов. В связи с этим возникает противопоставление статистич. метода, к-рый считается объективным и надежным, анкетному методу, к-рый, как полагали, дает субъективную и, следовательно, ненадежную информацию. Анкетный метод использовался правительственными органами (королевские и парламентские комиссии в Англии) и частными исследовательскими об-вами и комиссиями (Союз соц. политики в Германии, Императорское вольное экономич. об-во в России). Предметом обсуждения были чаще всего экономич. и политич. законодательные решения: о железнодорожном транспорте (Германия - 1875 г., Франция - 1871- 1975 гг., Россия - 80-е гг. XIX в.); о рабочих союзах (Англия - 1867-1869 гг.); о женском и детском труде (Германия - 1976 г.); о табачной монополии (Франция - 1873-1875 гг.) и др. Круг экспертов, привлекавшихся к опросу, в подавляющем большинстве представлял интересы господствующих классов. Напр., в России при обсуждении проекта земского положения (1863 г.) в качестве экспертов ("сведущих земских людей") привлекались столичные губернские предводители дворянства и городские головы. Были сформулированы нек-рые методич. требования, необходимые для успешного применения анкеты. 1. Создание условий для свободного выражения мнений экспертов связывается с проведением О. не правительственными, а частными организациями. Следовательно, осознается проблема достоверности информации, необходимой предпосылкой к-рой считается искренность ответов эксперта. 2. Требование компетентности экспертов и их заинтересованности предметом О. 3. Необходимость привлечения к О. наиболее широкого круга информированных лиц. 4. Предпочтительность устного О. со стенографич. записью вопросов и ответов. 5. Необходимость широкой публикации рез-тов применения анкеты. Третье направление в развитии метода О. связано с изучением обществ. мнения, носителем к-рого признаются более или менее широкие слои населения. Сюда относятся первые попытки изучения конъюнктуры О. и рекламы, вопросов народного просвещения и культуры, мнений избирателей. Первые О. избирателей в Америке, проводившиеся редакциями газет накануне президентских выборов, относятся к 1824 г. В России это направление связано с изучением проблемы народного просвещения и представлено отдельными анкетами публиковавшимися в периодич. изданиях, а также специальными программами для сбора сведений о грамотности, чтении и культуре народа (Д. М. Шаховский - 1885 г., А. С. Пругавин - 1887 г., Н. А. Рубакин - 1889 г.). Программа представляла собой детально разработанный опросный лист, в к-ром часть вопросов относилась к анкетеру (учителя, врачи и др. общественники), а часть вопросов адресовалась крестьянам, рабочим и представителям др. слоев населения. В России в 20-30-е гг. XX в проводились централизованные крупномасштабные социологич. исследования, в к-рых метод О. занимал ведущее место. С его использованием связано в этот период развитие основных отраслевых направлений социологии: социологии труда, семьи, быта, культуры, образования, молодежи и др. Напр., с 1922 по 1935 гг. было проведено более 50 О. по вопросам бюджета рабочего и внерабочего времени различн. соц. групп населения (С.Г. Струмилин и др.), с 1918 по 1925 гг. было олубликовано 186 работ по социологии печати (М.А. Смушкова, Е. И. Хлебцевич, Я. Шафир и др.). С начала 60-х гг. понятие О. используется отечественной социологии как обобщающее по отношению к множеству терминов, обозначающих технич. разновидности этого метода. По формам и условиям общения социолога с респондентом различаются: письменные (см. Анкетирование) и устные (см. Интервью) О.; по месту жительства; по месту работы и в целевых аудиториях (зрители в кинотеатре, пациенты в клинике и т. п.); очные (личные) и заочные (обращение с анкетой через газету, журнал, телевидение, по телефону) О.; групповые и индивидуальные О. и др. Основными этапами подготовки и проведения социологич. О. являются следующие. 1. Теоретич. предпосылки (см. Программа социологического исследования): определение целей и задач О.; определение проблемы, предмета и объекта, для исследования к-рых предпринимается О.; операциональное определение исходных теоретич. понятий, нахождение эмпирич. индикаторов. 2. Обоснование выборки: определение генеральной совокупности, т. е. тех слоев и групп населения, на к-рые предполагается распространить полученные рез-ты О.; определение выборочн. совокупности, т. е. численности опрашиваемых, необходимой и достаточной для репрезентации генеральной совокупности, и их характеристик, учитываемых при отборе; определение правил поиска и отбора респондентов на последней ступени выборки (см. Выборка, Репрезентативность). 3. Обоснование опросного листа (вопросника): а) содержательная репрезентация проблемы исследования в формулировках вопросов, предназначенных для респондентов, т. е. обоснование индикаторной функции вопроса. Исследователь должен четко и однозначно зафиксировать связь ожидаемых ответов на каждый вопрос с характеристикой (переменной), для измерения к-рой данный вопрос конструируется (см. Валидность методик в социальных науках); б) обоснование вопросника относительно возможностей опрашиваемой совокупности людей как источника искомой информации. Обращаясь к методу О., исследователь всегда получает информацию об изучаемой реальности, преломленную через сознание респондента, независимо от того, касаются ли вопросы фактографич. данных (события, предметы, поступки и т.п.) или проявлений сознания и психики (мнения, оценки, мотивы, предпочтения, установки и.п.). В связи с этим при подготовке опросного листа и формулировке вопросов необходим учет соц., соц.-психологич. и психологич. характеристик опрашиваемых. Это - соц. нормы и ценности отношение к предмету О., вербальные навыки и особенности языка, культурные традиции представления о престиже, возможности Памяти, аналитич. способности и др. Необходимо также обеспечение логич. четкости и однозначности восприятия в формулировках вопросов, в построении шкал, таблиц вариантов ответов в закрытых вопросах и в правилах регистрации ответов. Необходим и учет ситуационных факторов, влияющих на рез-ты О.: присутствие третьих лиц, психич. состояние респондента в момент О., отвлекающие моменты и др.; в) стандартизация требований и инструкций для анкетеров и интервьюеров по организации и ведению О., установлению контакта с респондентом, регистрации ответов и т. д. (см. Интервьюер); г) обеспечение предварительных условий для обработки рез-тов О. на ЭВМ; обеспечение уровня измерения, адекватного планируемым методам математич. анализа рез-тов, кодирования вариантов ответов в закрытых вопросах; д) обеспечение организационных требований к О.: обоснование сроков О., тиражирование документов 0., нормирование труда анкетеров и интервьюеров, их отбор, обучение и контроль качества их работы, организация ситуации О., сбор опросных листов и контроль их заполнения, кодировка и подготовка к обработке на ЭВМ (см. Лаборатория полевая). Нарушение нормативных методич. требований к подготовке и организации О. на любом из его этапов может служить источником ошибок, снижающих качество эмпирич. информации. Ошибки, допущенные на одном из этапов О., не устраняются и не компенсируются высоким качеством исполнения др. этапов. Напр., нарушения правил репрезентации при планировании или исполнении выборочных процедур нельзя исправить применением безупречной анкеты, а ошибки, допущенные в конструкции вопросов, не компенсируются изощренными математич. методами на этапе обработки и анализа данных. Поэтому контроль качества методич. процедур О. необходим на всех этапах. Он проводится с помощью логич. анализа, пробных (пилотажных) исследований и вторичного анализа рез-тов исследований (см. Исследование пробное). Лит.: Процесс социального исследования. М., 1975; Ноэль Э. Эмпирическое социологическое исследование. Э. Массовые опросы. М., 1978. О.М. Маслова.

Источник: Российская социологическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF
0.00 байт

Приоритеты нравственных ориентиров дагестанского мусульманина (по результатам социологического опрос

Абдулагатов З. М.
Социологическое исследование по проблемам адаптации массового исламского сознания к условиям глобальных перемен.
Читать PDF
331.21 кб

«Опрос, который изменил опросы»

Кудрявцева Наталья Фаддеевна
Крупномасштабный почтовый опрос престижного американского журнала «The Literary Digest», проведенный во время предвыборной кампании 1936 года, занимает важное место в истории эмпирической социологии.
Читать PDF
81.81 кб

Факторы формирования общины на основе прихода православного храма в начале ХХI века. По данным опрос

Забаев Иван Владимирович, Пруцкова Елена Викторовна
В статье рассматриваются основания для построения и операционализации понятия православной приходской общины и анализируются факторы, способствующие формированию общины.
Читать PDF
89.19 кб

Прекрасный новый мир, или опрос об опросах

Могилевский Роман Семенович
Roman Mogilevsky in "Beautiful New World or Poll on Polls" speaks about the project in St. Petersburg, which was aimed at measuring the confidence of respondents to pollsters.
Читать PDF
148.12 кб

Интернет-опрос экспертов: опыт оценки партийных сайтов

Киселев А.А.
Читать PDF
65.46 кб

Вклад российско-американского альянса по онкологии (arcA) в борьбу с курением: опрос российских врач

Шнолль Р. , Субраманиан С.
Читать PDF
341.08 кб

Социологический опрос как альтернативный метод оценки здоровья населения

Подсвирова Т. Е., Белоносов С. С., Швырев С. Л., Зарубина Т. В.
Читать PDF
128.96 кб

Религиозность и этнические идентификаци бурят агинского округа (по материалам социологического опрос

Жуков Артем Вадимович
Приведены результаты исследования этнических идентификаций агинских бурят.
Читать PDF
288.51 кб

Тенденции развития гендерной культуры молодежи в вузовском образовании: экспертный опрос

Швецова Анастасия Владимировна
На основе материалов экспертного интервьюирования преподавателей вузов г.
Читать PDF
0.00 байт

Контуры взрослости: планы и опыт московских выпускников (опрос московских школ)

Бочарова Оксана
The article is written on the basis of a survey of Moscow-based school leavers, conducted in June 1997.
Читать PDF
308.48 кб

Жизненный кругозор и ценности учащейся молодежи (опрос в Саратовской и Волгоградской областях)

Бессчетнова Оксана Владимировна
Проведенное исследование показывает необходимость целенаправленно прививать подрастающему поколению знания о национальных традициях, обычаях, фольклоре, способствовать сохранению особенностей национальной самобытности, языка, форм
Читать PDF
64.62 кб

Социологический опрос фармацевтических и медицинских работников Оренбургской области

Сафиуллин Р. С., Шакирова Д. Х., Половеева В. И.

Похожие термины:

  • ОПРОС АНКЕТНЫЙ

    один из основных видов опроса, особенностью которого является использование анкеты, заполняемой респондентом.
  • ОПРОС ЭКСПЕРТНЫЙ

    опрос компетентных лиц [11.– С.462].
  • Экспресс-опрос

    от англ. express–срочный, спешный)–письменный (анкетирование) или устный (интервью) опрос, состоящий из минимального числа закрытых вопросов (см. Вопрос закрытый).
  • ОПРОС ГЭЛЛАПА

    Gallup poll) - см. Гэллап.
  • Интернет-опрос

    это метод сбора социологической информации по конкретным событиям, фактам, явлениям социальной реальности (окружающей действительности) посредством международной компьютерной сети Интернет(On-li
  • ОПРОС ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ

    англ. poll/survey, public opinion; нем. Meinungsumfrage. Опрос, как правило, выборочный, направленный на получение информации об отношении различных категорий населения к проблемам, событиям и фактам в конкретной соц.-
  • ОПРОС ПОЧТОВЫЙ

    тип опроса, в ходе которого респондент отвечает на анкету отправленную ему по почте.
  • ОПРОС СПЛОШНОЙ

    англ. suruey, complete; нем. Totalbefragung. Опрос, охватывающий всю генеральную совокупность.
  • ОПРОС ТЕЛЕФОННЫЙ

    англ. survey, telephone; нем. Telefonumfrage. Вид заочного опроса, когда реципиент задает вопросы респонденту по телефону.
  • ОПРОС ПАНЕЛЬНЫЙ

    англ. survey, panel; нем. Panellbefragung. Многоразовый опрос, проводимый через определенные временные интервалы на одной и той же совокупности с целью исследования соц. явлений и процессов в их динамике.
  • ОПРОС ПРЕССОВЫЙ

    англ. survey, press; нем. Befragung, konzentrierte. Вид заочного анкетного опроса посредством публикации анкет в периодической печати.
  • ОПРОС РЕПРЕЗЕНТАТИВНЫЙ

    англ. survey, representative; нем. Befragung, reprasentative. Опрос, проводимый на основе выборочной совокупности, позволяющий экстраполировать выводы на всю генеральную совокупность. См. РЕПРЕЗЕНТАТИВНОСТЬ.
  • Опрос социологический

    метод сбора эмпирических данных об объективных фактах, мнениях, знаниях и т.д., основанный на непосредственном (интервью) или опосредованном (раздаточная, почтовая и т.п. анкета) взаимодействии меж
  • ОПРОС СОЦИОМЕТРИЧЕСКИЙ

    выявление социально-психологических проявлений межличностных отношений [11.– С.462].
  • ОПРОС ВИЛОЧНЫЙ

    англ. survey, forked; нем. Gabelbefragung. Опрос, проводимый с помощью двух вариантов одной анкеты, предлагающихся двум выборочным совокупностям населения.
  • ОПРОС ЭКСПЕРТОВ

    См. МЕТОД ЭКСПЕРТНЫХ ОЦЕНОК.
  • ОПРОС ВЫБОРОЧНЫЙ

    См. ВЫБОРКА.
  • анкетирование/aнкетный опрос

    survey / questioning / questionnaire. - Форма получения от респондентов сведений о событиях жизни, мнениях, оценках, поведении, когда респондент сам читает предлагаемые ему вопросы и сам фиксирует свои ответы. наде