ОПРОС СОЦИОМЕТРИЧЕСКИЙ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Социометрический опрос
выявление социально-психологических проявлений межличностных отношений [11.– С.462].

Источник: Социология. Словарь.

ОПРОС СОЦИОМЕТРИЧЕСКИЙ
англ. survey, sociometric; нем. Befragung, soziometrische. Опрос, направленный на получение информации о межличностных отношениях в группе путем фиксации предпочтений, чувства симпатии, антипатии и т. д.

Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua

ОПРОС СОЦИОМЕТРИЧЕСКИЙ
метод сбора первич. информации, используемый в социологии и соц. психологии для изучения структуры межличностных отношений в малых (контактных) соц. группах. О.с. является одним из самых распространенных социометрич. методов. В процедуре О.с. респондентам предлагается выбрать по тем или иным социометрич. критериям (как правило, для совместной деятельности) одного или нескольких членов исследуемой малой группы. Пример О.с. - опрос членов производственной бригады с помощью анкеты, включающей вопросы типа "Кого из членов Вашей бригады Вы оставили бы в ней, если бы бригада формировалась заново?". В ответ на каждый вопрос респонденты должны указать номера членов бригады (из врученного им вместе с анкетой списка). О.с. существенно отличается от др. видов исследования социологического (см.) по характеру исходных данных, способами их представления, процедуре опроса и методам анализа собранной информации. В отличие от др. видов опроса при О.с. рез-том измерения (ответом на вопрос) является не характеристика респондента (т. е. знание признака, измеренного в том или ином типе шкалы), а отношение между респондентами. Если в др. видах опроса ответ всех респондентов на любой вопрос порождает распределение опрошенных по признаку, соответствующему данному вопросу, то ответы всех членов группы на данный социометрич. вопрос порождают определенную структуру отношений: каждому члену группы ставится в соответствие один или несколько др. членов группы. Это отличие приводит к возникновению специальных способов представления собранных данных. Полученная в рез-те опроса структура представляется в виде специального рисунка (см. Социограмма) или таблицы (см. Социоматрица). Специфич. особенности процедуры О.с. связаны с тем, что исследование проводится в малой соц. группе и изучаются межличностные отношения - вопрос, затрагивающий жизненные интересы каждого из членов группы, что предъявляет особые требования к этич. аспекту проводимых исследований. Иногда перед началом исследования социолог проводит т. н. социометрич. разминку - в течение нек-poro периода знакомится с жизнью группы, пытаясь завоевать доверие ее членов, пробудить интерес к исследованию и желание отвечать на вопрос анкеты. Поскольку для О.с. необходимы списки членов группы, нарушается анонимность опроса, поэтому требуется специальная процедура ее обеспечения: после проведения инструктажа исследователь на время покидает помещение, в к-ром проводится опрос, с тем чтобы члены группы могли присвоить каждому из занесенных в список свой, не известный исследователю номер. Специфичны также способы обеспечения репрезентативности данных О.с, т. к. отсутствие в группе во время опроса лишь одного респондента (напр., бригадира при О.с. на строительстве) может фатальным образом сказаться на представительности полученных данных. Существенно отличаются также и методы анализа данных О.с. Обработка социометрич. данных, проводимая для изучения полученной в рез-те опроса структуры, предполагает выделение социометрич." подструктур (подгрупп, лидера группы и т. п.) и расчет индексов социометрич. (см.), характеризующих структуру в целом или положение отдельных членов группы в этой структуре. См. Критерий социометрический, Методы социометрические, Обработка данных социометрических, Социометрия. В.И. Паниотто.

Источник: Российская социологическая энциклопедия