понятие социальной философии и социологии, явившее собой в содержательной развертке концептуальную основу т.наз. органической школы в социологии конца 19 - начала 20 вв., методологической ориентацией которой выступал органицизм, отождествлявший абстрактное общество с определенным организмом биологического типа. В отличие от механицизма, рассматривающего общество как неупорядоченный агрегат элементов, подлежащих изучению независимо друг от друга, социальный органицизм рассматривал социум как состоящий из разнородных элементов, обладающих относительной автономией, но при этом действующих согласованно и руководимых в своих динамических трансформациях неким единым, предзаданным принципом. Аналогия между человеческим организмом и объективированной системой социальных отношений, обеспечивающей его функционирование, просматривается в трудах Аристотеля, ряда мыслителей средневековья, а также у Т. Гоббса и Ж.Ж. Руссо.
В начале 20 в. в программных трудах консерваторов Э. Берка, Ж.М. де Местра и др. идеальное общество интерпретировалось как подобие живого организма, функционирование которого регулируется естественным образом. Состоящее из самых разнообразных первичных ячеек (семья, профессиональные корпорации, коммуны и т.д.), социальное тело, согласно мнению идеологов консерватизма, предполагает преобладание общества над индивидом (как целого над частью). Последний имеет по отношению к социуму не столько права, сколько обязанности. По мнению этих мыслителей, О.О. присущи социальная иерархия, а также ценности, традиции и обычаи коллективистского типа, посягательство на модернизацию которых приводит к дезинтеграции всей системы.
Стремясь избежать неизбежных мировоззренческих и парадигмальных крайностей, большинство теоретиков в рамках классической социологической традиции 20 в. тем не менее остались верны идее аналогии между обществом и организмом, акцентируя человеческую, т.е. сознательную природу последнего. Согласно Дюркгейму , социальная система существует как целостность лишь в коллективном сознании, не обладая при этом физической реальностью. В то же время само это сознание не редуцируемо к феноменам сознания образующих социум индивидов. Дюркгейм первым отметил появление "органической солидарности", связывающей людей в индустриальное общество, отличающееся высокой степенью разделения труда. Для исследований в контексте социологической и социально-философской моды рубежа 20-21 вв. скорее присуще чисто образное сравнение общества с организмом, благодаря которому становится возможным экономное построение постоянно обновляющихся версий общей теории социальных систем.
А.А. Грицанов
ОРГАНИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО
ОРГАНИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО
Источник: Социология: энциклопедия
ОРГАНИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО
концепция социальной философии, легшая в основу органической школы в бурж. социологии конца 19 — начала 20 в., методологической ориентацией к-рой явл. органицизм, отождествляющий об-во с организмом. Придя на смену социальному механицизму, рассматривающему об-во как агрегат элементов, исследуемых независимо друг от друга, социальный органицизм рассматривает об-во в динамике, как состоящее из разнородных элементов, обладающих относительной автономией, но действующих согласованно и управляемых единым принципом. Параллель между человеческим организмом и организацией, обеспечивающей функционирование обществ, организма, встречается в трудах Аристотеля, ряда средневековых мыслителей, Гоббса и Руссо. К концу 18 — началу 19 в. оно укрепилось благодаря успехам наук о природе. В начале 20 в. концепция О. о. была взята на вооружение правоконсервативной мыслью. В трудах Берка, де Местра, де Бональда идеальное об-во мыслится как подобие живого организма, деятельность к-рого регулируется естеств. порядком. Состоящее из разнообразных ячеек (семья, профессиональные корпорации, коммуна, регион) социальное тело предполагает преобладание целого над частью, об-ва над индивидом, к-рый имеет по отношению к нему не столько права, сколько обязанности.
В противовес рационалистически-индивидуалистической философии Просвещения ультраконсерваторы-традиционалисты рассматривали об-во не как механическую совокупность индивидов, вступающих друг с другом в договорные отношения: О. о. присущи социальная иерархия, неравенство, коллективные ценности, традиции и обычаи, посягательство на к-рые приводит к дезинтеграции социального корпуса. Рост пролетариата и социальной напряженности вызвал обращение к идее О. о. представителей социального католицизма, а на рубеже веков ее ставят на научную основу социологи, стремящиеся преодолеть растущую идеологическую и социально - политическую дифференциацию об-ва на основе органической солидарности всех его частей.
Отталкиваясь от консервативной концепции О. о. и опираясь на позитивистский органицизм Сен-Симона, для к-рого разделение функций социального организма есть фактор прогресса, Конт стремился выработать синтез этих двух направлений. Спенсер сравнивал социальную систему с организмом, подлежащим закону эволюции. Помимо сходства он подчеркнул и различия: так, в социальном организме части сосуществуют, оставаясь раздельными, они способны на чувства, мысли и т. п. Вслед за Спенсером мн. исследователи акцентировали тождество между об-вом и организмом, ссылаясь на биологию, подыскивая все новые черты сходства. П. Ф. Лилиенфельд (Россия) считал, что роль кровообращения выполняет торговля, функции головного мозга — гос-во, единственный врач, способный бороться с болезнями социального тела. Для Шеффле (Германия) экономическая жизнь об-ва была равнозначна обмену веществ в организме. Стремясь избежать такого рода крайностей, большинство теоретиков предпочли идею аналогии между об-вом и организмом, подчеркивая человеческую, т. е. сознательную, природу последнего. Согласно Дюркгейму, социальная система существует как целостность в коллективном сознании и не обладает физической реальностью, в то же время само коллективное сознание несводимо к сознанию отдельных образующих социум индивидов. Дюркгейм указывал на появление органической солидарности, к-рая связывает индивидов в индустриальное об-во, отличающееся высокой степенью разделения труда. Отсюда важность социальной психологии, объединяющей индивидов в социальное тело, цель к-рой — изучение коллективных представлений.
Для совр. исследований характерно скорее образное сравнение обва с организмом как одной из моделей, благодаря к-рой становится возможным построить общую теорию социальной системы. Подменяя социальные закономерности биологическими, объявляя социальные конфликты и классовую борьбу «болезнями» об-ва, концепция О. о. в конечном счете служила апологии капитализма. В то же время органический подход во мн. явл. предшественником совр. системных подходов в социологии.
В противовес рационалистически-индивидуалистической философии Просвещения ультраконсерваторы-традиционалисты рассматривали об-во не как механическую совокупность индивидов, вступающих друг с другом в договорные отношения: О. о. присущи социальная иерархия, неравенство, коллективные ценности, традиции и обычаи, посягательство на к-рые приводит к дезинтеграции социального корпуса. Рост пролетариата и социальной напряженности вызвал обращение к идее О. о. представителей социального католицизма, а на рубеже веков ее ставят на научную основу социологи, стремящиеся преодолеть растущую идеологическую и социально - политическую дифференциацию об-ва на основе органической солидарности всех его частей.
Отталкиваясь от консервативной концепции О. о. и опираясь на позитивистский органицизм Сен-Симона, для к-рого разделение функций социального организма есть фактор прогресса, Конт стремился выработать синтез этих двух направлений. Спенсер сравнивал социальную систему с организмом, подлежащим закону эволюции. Помимо сходства он подчеркнул и различия: так, в социальном организме части сосуществуют, оставаясь раздельными, они способны на чувства, мысли и т. п. Вслед за Спенсером мн. исследователи акцентировали тождество между об-вом и организмом, ссылаясь на биологию, подыскивая все новые черты сходства. П. Ф. Лилиенфельд (Россия) считал, что роль кровообращения выполняет торговля, функции головного мозга — гос-во, единственный врач, способный бороться с болезнями социального тела. Для Шеффле (Германия) экономическая жизнь об-ва была равнозначна обмену веществ в организме. Стремясь избежать такого рода крайностей, большинство теоретиков предпочли идею аналогии между об-вом и организмом, подчеркивая человеческую, т. е. сознательную, природу последнего. Согласно Дюркгейму, социальная система существует как целостность в коллективном сознании и не обладает физической реальностью, в то же время само коллективное сознание несводимо к сознанию отдельных образующих социум индивидов. Дюркгейм указывал на появление органической солидарности, к-рая связывает индивидов в индустриальное об-во, отличающееся высокой степенью разделения труда. Отсюда важность социальной психологии, объединяющей индивидов в социальное тело, цель к-рой — изучение коллективных представлений.
Для совр. исследований характерно скорее образное сравнение обва с организмом как одной из моделей, благодаря к-рой становится возможным построить общую теорию социальной системы. Подменяя социальные закономерности биологическими, объявляя социальные конфликты и классовую борьбу «болезнями» об-ва, концепция О. о. в конечном счете служила апологии капитализма. В то же время органический подход во мн. явл. предшественником совр. системных подходов в социологии.