ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДОВАЯ
ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДОВАЯ
разновидность организации социальной, к-рая создается для совместного выполнения трудовых - производственных, управленческих, распределительных, учебных, лечебных и др. функций. Социальной основой О.т. является коллектив. Выделяют два типа О.т.: 1) предприятия (занятые в производстве и распределении материальных ценностей и услуг); 2) учреждения (функционирующие в сфере умственного труда). Соответственно к первой группе относятся организации производственные, торговые, обслуживающие, ко второй - образовательные, лечебные, культурные, управленческие, научные и проектные. С т. зр. проблемы «личность - общество» О.т. можно разбить на две основные группы: 1) занятые удовлетворением человеческих потребностей («работающие на каждого», производя предметы материального и духовного потребления); 2) занятые в сфере общественной интеграции («работающие на целое», осуществляя социальный контроль и социальное управление). Выделяется также промежуточная группа О.т., занятых социализацией («работающих на каждого и на целое», оказывая воспитательные, образовательные, информационные функции).
Источник: Социология Словарь-справочник. 2006 г.
Организация трудовая
разновидность организации социальной, которая создается для совместного выполнения трудовых (производственных, управленческих, распределительных, учебных, лечебных и других) функций. Организация трудовая существует в форме предприятий и учреждений как государственных, так и кооперативных. Социальной основой организации трудовой является коллектив. Однако их единство не означает тождества, организация трудовая более широкое понятие. Трудовой коллектив учреждения, предприятия, организации это объединение всех работников, осуществляющих совместную трудовую деятельность. В организации трудовой, помимо работников, есть материально-техническая база, финансовая, документальная системы. Их наличие не зависит от состава и состояния коллектива, хотя он в какой-то мере может влиять на их качественные и количественные параметры. Но, помимо этого, в организации трудовой существует объективированная в административно-правовой структуре, обезличенная система связей и норм, необходимая для выполнения коллективом трудовых функций в стабильном взаимодействии и в единстве цели. Эти нормы и связи тоже в основном нейтральны по отношению к персональному составу работников.
Источник: Социология организаций и управления. Словарь основных понятий.
ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДОВАЯ
разновидность организации соц., к-рая создается для совместного выполнения трудовых — производственных, управленческих, распределительных, учебных, лечебных и др. функций. Соц. основой О.т. является коллектив, помимо к-рого О.т. составляют: материально-технич. база, финансовая, документальная системы, система связей и норм (объективированная в административно-правовой структуре), необходимая для выполнения коллективом трудовых функций в стабильном взаимодействии и в единстве цели. Выделяют два типа О.т.: 1) предприятия (занятые в производстве и распределении материальных ценностей и услуг); 2) учреждения (функционирующие в сфере умственного труда). Соответственно к первой группе относятся организации производственные, торговые, обслуживающие, ко второй — образовательные, лечебные, культурные, упраеленч., научн. и проектные. С т. эр. проблемы «личность — об-во», О.т. можно разбить на две основные группы; 1) занятые удовлетворением человеческих потребностей («работающие на каждого», производя предметы материального и духовного потребления); 2) занятые в сфере обществ, интефации («работающие на целое», осуществляя соц. конфоль и соц. управление). Выделяется также промежуточная фуппа О.т., занятых социализацией («работающих на каждого и на целое», оказывая воспитательные, образовательные, информационные функции).
Лит.: 1) Пригожин А.И. Социология организаций. М. 1980; 2) Пригожий А.И. Организация трудовая/ / Российская социологическая энциклопедия / Под общ. рад. Г.В. Осипова. — М., 1998; 3) Удальцова М.В. Социология управления. М., 1998.
Лит.: 1) Пригожин А.И. Социология организаций. М. 1980; 2) Пригожий А.И. Организация трудовая/ / Российская социологическая энциклопедия / Под общ. рад. Г.В. Осипова. — М., 1998; 3) Удальцова М.В. Социология управления. М., 1998.
Источник: Социология. Краткий тематический словарь. Феникс. 2001
ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДОВАЯ
разновидность организации социальной (см.), к-рая создается для совместного выполнения трудовых - производственных, управленческих, распределительных, учебных, лечебных и др. функций. О.т. существует в форме предприятий и учреждений как государственных, так и кооперативных. Соц. основой О.т. является коллектив (см.). Однако их единство не означает тождества, О.т. - более широкое понятие. Трудовой коллектив учреждения, предприятия, организации - это объединение всех работников, осуществляющих совместную трудовую деятельность. В О.т. помимо работников есть материально-технич. база, финансовая, документальная системы. Их наличие не зависит от состава и состояния коллектива, хотя последний в какой-то мере может влиять на их качеств. и количеств. параметры. Но помимо этого в О.т. существует объективированная в административно-правовой структуре, обезличенная система связей и норм, необходимая для выполнения коллективом трудовых функций в стабильном взаимодействии и в единстве цели. Эти нормы и связи тоже в основном нейтральны по отношению к персональному составу работников. О.т. в целом немыслима без коллектива. Основной производительной силой является человек. Так, сплоченность и конфликтность коллектива, его стабильность, уровень квалификации и сознательности, трудовая и обществ. активность, дисциплинированность работников - все это прямо определяет эффективность организации. Выделяют два типа О.т.: предприятия (занятые в производстве и распределении материальных ценностей и услуг) и учреждения (занятые в сфере умственного труда). Соответственно к первой группе относятся организации производственные, торговые, обслуживающие, ко второй - образовательные, лечебные, культурные, управленч., научн. и проектные. С т. зр. проблемы личность - об-во О.т. можно разбить на две основные группы, группы, занятые удовлетворением человеческих потребностей (работают на каждого) и группы, занятые в сфере обществ. интеграции (работают на целое). В первую группу попадают организации, производящие материальные предметы потребления (одежду, питание, жилища), обеспечивающие рекреацию (отдых, лечение), поставляющие предметы духовного потребления (идеи, художественные ценности, знания). Во вторую - организации, осуществляющие соц. контроль (органы надзора), соц. управление (правительство, местная администрация). Выделяется также промежуточная группа организаций, занятых социализацией (воспитательные, образовательные, информационные учреждения), к-рая в той или иной степени работает на обе функции. С т. зр. места и участия О.т. в обществ. отношениях следует учесть, что партнерами организаций могут быть или др. организации, или массовый потребитель, какие-то категории населения. Так, очевидны принципиальные различия типов отношений между такими парами организаций, как стройуправление и ЖЭУ, оптовая база и магазин. В одном случае контакт возникает между однородными организациями, в другом - организация выходит на такую среду, поведению к-рой свойственны несравненно большая стихийность и неопределенность. Более того, если межорганизационные отношения в данном аспекте происходят по поводу промежуточных рез-тов, напр. хозяйственной деятельности, то организационно-массовые отношения возникают вокруг конечного продукта этой деятельности и сюда в итоге сходятся нити всех предыдущих связей. Организационно-массовый тип отношений распадается далее на две разновидности: аудиторные отношения (вне организации) и клиентурные отношения (внутри). Отмеченные отношения обладают разной степенью интенсивности, неодинаковым обратным воздействием адресата-потребителя. Лит.: Шкаратан О.И. Промышленное предприятие, М., Пригожии А.И. Социология организаций. М., 1980; его же. Организации: системы и люди. М., 1983; его же. Современная социология организаций. М., 1995. А.И. Пригожин.
Источник: Российская социологическая энциклопедия