Организация
Источник: Краткий словарь по социологии
Источник: Связи с общественностью в социально-культурной деятельности. Словарь-справочник. 2013 г.
Источник: Социальная демография. Понятийно-терминологический словарь. – Махачкала ДГУ 2004. – 155 с.
Открытие - это разделение многими людьми восприятия аспекта реальности, ранее неизвестного. Добавляет новую черту в запасы знаний, проведенных людьми, воспринятых ими, добавляет нечто новое к культуре.
Источник: Социологический словарь проекта Socium
Источник: Основные понятия социальной работы. Глоссарий. СПб. 2007.
Источник: Социология. Глоссарий: основные понятия и важнейшие термины
Источник: Социология. Глоссарий: основные понятия и важнейшие термины
Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua
Источник: Глоссарий по информационному обществу.
Источник: Энциклопедия статистических терминов. т.4. Экономическая статистика
В действительности нет общепринятого определения термина; его значение меняется в зависимости от различных теоретических подходов (см. Теория организации).
Источник: Большой толковый социологический словарь
Лит.: Бабосов Е.М. Общая социология. Минск, 2010; Бабосов Е.М. Социология организаций. Минск, 2004; Гидденс Э. Социология. М., 2005; Михонер Б.З. Теория организаций. М., 2004. Е.М. Бабосов
Источник: Социология управления. Теоретико-прикладной толковый словарь.
С исторической точки зрения основной моделью является модель научной организации труда OST (organisation scientifique du travail). По мнению Ганри Файоля или Фредерика Тэйлора, необходимо бороться против произвольных решений руководителей и незагруженности работников в целях содействия наилучшему сотрудничеству различных подразделений и рационализации производства для создания наиболее эффективной комбинации факторов. При этом опорой должны служить, во-первых, стимулирование в виде того или иного вознаграждения, во-вторых, четкое разделение концепции и исполнения задач. Это рассуждение во многом имеет бихевиористские корни и основано на подходе, который можно назвать редукционистским, а именно — подхода инженера, столкнувшегося с обязанностями служебного положения и принимающего во внимание показания хронометра. Критика не заставила себя ждать. Сошлемся на работы школы «Человеческих отношений» (Relations humanies). В большом исследовании, проведенном с 1927 по 1932 г. на фабрике в Хоторне, принадлежащих Western Electric Company уЭлтон Мэйо и его коллеги (в частности, Уильям Диксон и Фриц Ротлисбергер) продемонстрировали, что социальные факторы берут верх над техническими требованиями.
Целью эксперимента являлось определение влияния различных параметров (длительность и количество перерывов, лучшее вознаграждение, сокращение рабочего дня) на производительность группы из шести человек, работающих в помещении, снабженном регистрирующими аппаратами, позволяющими оценить роль физических факторов, таких как температура или влажность. Эта изолированная комната, в которой постоянно присутствовал наблюдатель, называлась test-room. При изменении любого из параметров наблюдался рост производительности в группе испытуемых. Данный факт не вызывал удивления. Но дальнейшая фаза, названная «великим открытием», преподнесла сюрпризы: отмена некоторых из перечисленных преимуществ практически не влияла на ранее полученные результаты, во всяком случае, в пропорциональном отношении изменения были незначительны. Как можно было это объяснить? Финансовое стимулирование имело ограниченную эффективность, как и улучшение условий труда. Напротив, определяющими оказались другие переменные: взаимопонимание, совместимость, чувство принадлежности к «коллективу», внутри которого можно свободно вести дискуссию и действовать сообща. Работник — это не только «рука», это еще и «ум», и «сердце». Итак, помимо формальной организации (в которой определяющими моментами являются правила и управление предприятием) существует неофициальная структура, основанная на межличностных отношениях. Каждому из этих «слоев» присуща собственная логика: затрат и эффективности — для первого, чувств — для второго, и поэтому значительная часть препятствий или внутренних конфликтов воспринимаются как следствие недостатка связи между этими двумя реальностями. Позднее другие исследования подтвердили важность человеческого фактора при осуществлении власти (Рональд Липпит и Ральф Уайт), в управлении изменениями (Лестер Кох и Джон Френч) или в настрое команды (Дорвин Картрайт и Элвин Зандер).
Между тем можно было ожидать развития так называемого «стратегического» анализа для образования новой парадигмы, которая сегодня ассоциируется с именами Герберта Саймона и Мишеля Крозье. Тогда в чести, в «клиническом» подходе, а не в «предписывающем», понятия «обмена» и «игры», «случайности» и «зоны неопределенности».
На основе этого можно сделать следующие выводы:
множественность точек зрения (каждая из которых ограниченна) — это данность реальности, а конфликт, не являясь нарушением функционирования системы, представляет собой основание данного сосуществования (многих точек зрения);
избираемые пути, выказываемые амбиции, соперничество за распределяемые ресурсы имеют следствием невозможность рассуждений об «общих» целях, т. е. можно говорить только о «разделенных» целях, причем выражаемые предпочтения не являются ни постоянными, ни однозначными, а — адаптивными и не лишенными двойственности;
основной проблемой становится вследствие этого поддержание существующих институтов в противовес угрожающим центробежным тенденциям;
власть (иерархическая, экспертная или промежуточного типа) проявляется только в контексте взаимодействий.
Она не является свойством субъектов действия, способностью, которую возможно получить в собственность, это соотношение сил, при котором один из взаимодействующих получит большую выгоду, чем другой, но этот другой никогда не обездоливается полностью. Таким образом, это система взаимных, но асимметричных отношений, которые нельзя смешивать с понятием авторитета. За исключением крайних случаев индивид не детерминирован и не детерминируем полностью в своем поведении. Работы Эрарда Фридберга, Пьера Гремиона или ЖанКлода Тёнига находятся в русле этого течения и дополнительно освещают такие проблемы, как моделирование коллективного выбора, значимость социальных связей с влиятельными людьми или функционирование французской администрации. Аспекты идентификации или социализации представлены в работах Рено Сензолье и Деии Сегрестена, при этом наибольшее внимание уделяется культурной составляющей и «социетальным эффектам» (это также можно заметить по работам различных французских авторов, в том числе Алена Ирибариа, Марка Мориса, Франсуа Селлье и Жан-Жака Сильвестра). Учет таких параметров, как неформальные взаимодействия, феномены исключения, механизмы побуждения или конкурентного отбора мог бы также обогатить наше понимание организационных форм и процессов.
Источник: Социология. Терминологический словарь. Питер. 2003 г.
Трактовка О. как процесса упорядочения поведения людей является типичной для большинства социально-управленческих дисциплин. Содержанием процесса являются объединение людей (групп) и регламентация их поведения при взаимодействии и осуществлении совместной деятельности для достижения пели, а его итогом — обеспечение определенного уровня социального порядка или согласия (см. Целеполагание в организации).
Определение О. как частной управленческой функции указывает на нее как на стандартный элемент управленческой деятельности наряду с такими, как целеполагание, планирование (иногда мотивация), координация и контроль. Под О. подразумевается процесс создания предварительных условий для целевой деятельности: формирование системы рабочих мест — структуры организации (см. Структура организации), подбор, расстановка и обучение персонала. В этом смысле данное понятие чаще употребляется в теории управления (или менеджмента) начиная с А. Файоля.
Наконец в социологии организаций и общей теории организации О. рассматривается как некий социальный объект и одновременно активный коллективный субъект деятельности, источник организационного воздействия и место его приложения.
Существует множество определений организации как социальной системы: «система сознательной координации двух или более людей, выполняющих разнородную деятельность, для достижения единой цели» (Ч. Барнард); «система принятия и реализации управленческих решений, где люди – механизм принятия решений» (Г. Саймон); «система разнородных средств регуляции поведения» (Р. Дабин); «совокупность людей, занятых решением сложных задач и связанных друг с другом в процессе сознательного достижения взаимно согласованных целей»; «система скооперированной и скоординированной деятельности с целью получения максимальной выгоды от взаимодействия с внешней средой» или «посредник во взаимодействии индивида со средой» (П. Лоуренс, Дж. Лорш); «механизм, обеспечивающий обмен деятельностями и контролирующий внутриорганизационные игры; создающий условия для активности акторов» (М. Крозье, Е. Фридберг и др.) (см.: Конфликтно-игровая модель организации; Игра организационная). Имеются и более экзотические определения, например: О. как «свойство социальной популяции, возникающее при соприкосновении с внешней средой» (А. Хоули) (см.: Организационная экология; Внешняя среда организации; Социальная популяция).
При всем существенном различии определений О. – это прежде всего коллективный социальный субъект деятельности, социальная система, объединяющая, координирующая и направляющая поведение людей (социальных групп) в процессе совместной деятельности. Их деятельность интегрирована, а действия элементов О. осознанны и целенаправлены. Природа О. социальна, поскольку, во-первых, всегда социален объект воздействия (люди и группы, привлеченные к деятельности); во-вторых, субъект воздействия тоже социален, в-третьих, социальны как минимум два результата этого воздействия — целевой продукт и целевая общность (в отечественной терминологии — коллектив), а также другие модификации человеческого поведения; в-четвертых, одним из основных, хотя и не единственным, признаком организации является использование специфических социальных средств регламентации, которые формируют особую подсистему организации – социальную организацию (см. Социальная организация).
Являясь особой социальной системой, О. имеет ряд других специфических черт: наличие цели, иерархическое строение, активность регламентируемого элемента, способность людей, подлежащих организационному воздействию, оказывать встречные воздействия в ответ на управленческие. Сложность строения О. как социальной системы проявляется как в функциональном разделении и координации деятельности по горизонтали, так и в иерархичности се строения по вертикали. Признаками иерархического строения системы являются две вертикальные подсистемы: субъект и объект организационного воздействия (см. Иерархия), а также горизонтальное разделение сфер деятельности и компетенции, ролевое распределение функций. Оба признака в явном или неявном виде присутствуют во всех типах организаций, включая и семью. Еще одним социальным признаком является то, что она создается для осуществления определенного типа деятельности и выполняет социальные функции по отношению к более широкой социальной системе. О. с этой точки зрения характеризуется как открытая или частично открытая социальная система, активно взаимодействующая с внешней средой, получающая от нее ресурсы и создающая для нее системный продукт (см.: Организация как открытая система; Внешняя среда организации).
Условием возникновения О. является необходимость осуществления некой сложной целевой совместной деятельности. При этом появляется инстанция, выполняющая функции объединения, регламентации поведения людей и координации разнонаправленных их усилий. В явном виде эти признаки присутствуют в административных организациях (см. Административные организации), а в неявной – во всех типах организаций.
Согласно широкой трактовке к организациям относятся самые разные типы целевых социальных общностей, имеющих иерархическое строение и использующих средства социальной регуляции, контроля и координации – от государства до семьи. Типы организаций могут различаться по разным основаниям: форма собственности, цели, производственная направленность, масштаб охвата, сложность, способ и степень жесткости строения, степень формализации отношений, средства регуляции и др. Так, например, Ч. Барнард подразделял организации по масштабу охвата на: социетальные (государство, церковь) и частные, к которым он относил все остальные, а по степени жесткости и формализации иерархически построенных властных структур – на скалярные и латеральные (см. Иерархия). В классификации А. И. Пригожина за основу приняты степень формализации отношений и способность сотрудников влиять на цели организации. Он выделяет три типа организаций: административные (см. Административные организации), общественные (партии, союзы) и ассоциативные (семья, религиозная община). Подразделение организаций по сложности строения на простые и сложные характерно для А. Этциони и представителей ситуационной школы (см.: Сложные организации; Ситуационный подход).
Чаще всего объектом изучения социологии организаций выступают именно административные организации, которые классифицируются по разным основаниям: тип собственности, профиль специализации, технология, цели и т. д. Однако с социологической точки зрения наибольший интерес представляют такие основания классификации, как тип административной структуры, используемые средства социальной регуляции, отношения власти, стадия развития организации, тип организационной культуры, стиль руководства (см.: Структура организации; Формальная (официальная) организация: Власть в организации. Организационное развитие; Теория жизненных циклов организации; Стиль руководства).
Природа О. двойственна: с одной стороны, это тип социальной общности, некий социальный организм, имеющий социокультурную природу, а с другой — искусственно проектируемая система (инструмент), сознательно создаваемая людьми для решения определенных задач. Противоречивая природа О. во многом предопределяет принципиальные различия подходов к ее изучению — рационального и естественного (см. Естественная модель в теории организации).
Будучи важным элементом жизни современного общества, О. является объектом изучения целого ряда специальных дисциплин, в том числе управленческих, среди которых особое место занимает социология организаций (см. Социология организаций).
Источник: Социальная теория организации. Словарь. Инфра-М. 2000