ОТКРЫТОЕ ОБЩЕСТВО
Открытое общество
общество, где перемещения из одной страты в другую никак официально не ограничены.
Общество открытое
тип общества, характеризующийся высоким уровнем мобильности, динамизмом, демократической идеологией, плюрализмом и охраной прав индивида.
Открытое общество
общество, в котором обеспечен полный обмен информацией и свободный ее выбор со стороны граждан, а также не ограничено их перемещение из одной страны в другую.
Источник: Глоссарий по социологии
Открытое общество
демократический тип общества, использующийся для обозначения ряда современных обществ и некоторых обществ античности. Обычно противопоставляется закрытому обществу (традиционное общество и различным тоталитарным режимам).
Источник: Социология в лицах и терминах 2017
ОБЩЕСТВО ОТКРЫТОЕ
англ. society, open; нем. Gesellschaft, offene. По К.Попперу - тип общества, характеризующийся динамичной соц. структурой, высокой мобильностью, способностью к инновациям, критицизмом, индивидуализмом и демократической плюралистической идеологией.
Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua
Открытое общество
это такой тип общества, который характеризуется возможностью рационального отношения к проблемам человека, освобождением критических способностей человека. В открытом обществе индивидуум вынужден принимать личные решения. В таком обществе люди стремятся выделиться своими способностями, подняться по социальной лестнице.
Источник: Глоссарий по социологии. Основные словарные статьи по социологическому знанию. 2013
ОТКРЫТОЕ ОБЩЕСТВО
open society) — концепция "свободного общества" Карла Поппера, в котором все формы знания и всякая социальная политика могут открыто критиковаться. Он расценивает его как единственную форму общества, совместимого с его фальсификационистской и критической рационалистской эпистемологией (см. также Фальсификационизм; Историзм смысл 2). Однако его подход критиковался (например, Фейерабендом) за открытость только "элитарным" способом и за "направляемый обмен" между конкурирующими представлениями, где всем сторонам в открытых дебатах следует принять фальсификационизм. Фейерабенд находит концепцию Поппера менее открытой и менее приемлемой, чем теорию либерального общества, предложенного в работе Дж. С. Милля (1859) "На свободе".
Источник: Большой толковый социологический словарь
общество открытое
понятие введено в научный оборот французским философом А. Бергсоном; 1) по П. Сорокину – имеет место флуктуация открытости – закрытости социума, влияющая, соответственно, на характер социальной и культурной динамики во всех сферах общественной жизни; 2) по К. Попперу – общество, создающее условия для развития индивидуальных свобод человека, его критических способностей, позволяющих рационализировать и общественные отношения и взаимодействие человека с природой; 3) по З. Бауману – в условиях постмодерна характер О.О. радикально меняется: открытость становится фактором «незапланированных и непредвиденных побочных эффектов «негативной глобализации»«, резко обостряется проблема незащищенности и индивидуальной безопасности, ибо нациягосударство утрачивает свою мощь, а общественная политика уступает место «жизненной политики» конкретных мужчин и женщин. - Литература: Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика: Исследование изменений в больших системах искусства, истины, этики, права и общественных отношений. – СПб.: ЗХГИ, 2000; Поппер К. Открытое общество и его враги: В 2-х т. – М., 1992; Bauman, Z. Liquid Times. Living in an Age of Uncertainty. – Cambridge: Polity Press, 2009.
Источник: Словарь новейшей социологической лексики. Теории понятия персоналии. 2011.
ОБЩЕСТВО ОТКРЫТОЕ
понятие, введенное Поппером для определения такого об-ва, к-рое характеризуется прогрессивной изменчивостью, связанной с соц. инициативами и духом критики. Данное понятие часто выступает синонимом демократии, сложившейся в середине XX в. в странах Запада. Социолог, источники концепции О.о. по Попперу, к-рый ввел в научный оборот термин «открытое об-во», квалифицируют его не только как об-во либеральных принципов, но и как об-во, в к-ром сознательно культивируется дух рац. критицизма, свободного обсуждения принимаемых решений и способов их обоснования. Для Сороса О.о. — это об-во «предельной изменчивости», в к-ром во всех областях жизни доступность альтернативы явл. необходимым условием. О.о. противостояли закрытые об-ва, основанные на тоталитарных идеологиях. После распада СССР О.о. с акцентом на свободу, демократию, главенство законов и борьбу с тоталитаризмом в значительной степени перестало быть привлекательным в качестве организационного принципа. Победил мировой капитализм, опирающийся на рыночные силы. Именно рыночный фундаментализм (идея «лесеферизма», или свободного предпринимательства), по мн. Сороса, представляет большую опасность для О.о, чем тоталитарная идеология. Сегодня закладываются теоретические основы мирового О.о. Суммарными признаками О.о выступают базисные экономические структуры, в к-рых предполагается свободное сосуществование различных форм собственности, отсутствие дискриминационных и юридических барьеров, выполнение договоров и уважение частной собственности, информационная открытость, благодаря к-рой возможна причастность всех к важнейшим социальным акциям.
Лит.: 1)Поппер К. Открытое общество и его враги. Т. 1-2. М., 1992; 2) Ноттурно М. Враги открытого общества: авторитет, сообщество, бюрократия // Вопросы философии. 1997. N 11; 3) На пути к открытому обществу. Идеи Карла Поппера и современная Россия. М., 1998; 4) .Сорос Дж. Советская система: к открытому обществу. М., 1991; 5) Сорос Дж. Кризис мирового капитализма: открытое общество в опасности. М., 1999. В.Н. Коновалов
Лит.: 1)Поппер К. Открытое общество и его враги. Т. 1-2. М., 1992; 2) Ноттурно М. Враги открытого общества: авторитет, сообщество, бюрократия // Вопросы философии. 1997. N 11; 3) На пути к открытому обществу. Идеи Карла Поппера и современная Россия. М., 1998; 4) .Сорос Дж. Советская система: к открытому обществу. М., 1991; 5) Сорос Дж. Кризис мирового капитализма: открытое общество в опасности. М., 1999. В.Н. Коновалов
Источник: Социология. Краткий тематический словарь. Феникс. 2001
Общество открытое –
тип общественного устройства, в большей степени утвердившийся в развитых демократических странах и являющийся базой для наиболее приемлемой на современном этапе развития человеческой цивилизации модели социального государства (см.). Его характеризуют: -свободная, рыночная экономика, частнопредпринимательская инициатива, придающие всему экономическому устройству максимальную эффективность, выделение ресурсов для социальных программ, выступающие основой свободы личности во всех проявлениях ее жизнедеятельности; -недирективное (в ограниченных рамках косвенными моделям) вмешательство государства в экономику путем создания условий и изменения поведения свободных агентов хозяйственной деятельности (кроме прямого управления); -обеспечение максимальной свободы личности и всех других социальных субъектов во всех сферах и проявлениях их деятельности; -ограничение свободы исключительно законами и в пределах, когда свобода одного не нарушает свободу других, при наличии эффективной институциональной системы и политической практики, обеспечивающих комплекс прав человека и гражданина; -политическая демократия, т.е. формирование властных институтов путем свободного волеизъявления граждан в условиях политического плюрализма, обеспечения действенного общественного контроля за их деятельностью, политическое и правовое равноправие всех граждан и их объединений, сочетание решений большинства с обеспечением интересов меньшинств; -функционирование государства, его органов и должностных лиц, всех граждан и др. социальных субъектов строго в правовых рамках («правовое государство»); -максимально возможная гармонизация интересов и взаимодействия разных социальных общностей (в т.ч. предпринимателей и наемных работников), обеспечение при посредничестве государства и общественных институтов их взаимодействия на началах социального партнерства и взаимоприемлемых компромиссов (не исключая использования при необходимости и силы государственного принуждения); -целенаправленный социальный характер государства (см.: Социальное государство.)
Источник: Социальное Государство. Краткий словарь-справочник
ОТКРЫТОЕ ОБЩЕСТВО
понятие, введенное в оборот А. Бергсоном ("Два источника морали и религии", 1932); активно использовалось К. Поппером в книге "Открытое общество и его враги" для преодоления методологических установок "историцизма" как (по его мнению) адекватного теоретического обоснования ценностей тоталитаризма .
Поппер рассматривал "историцизм" как средство защиты "закрытого" общества. "Закрытым", по П., выступает общество, организованное на основе авторитарно установленных неизменных норм. В противовес ему, О.О. основано, по убеждению Поппера, на высоком и зрелом критическом потенциале человеческого разума, стимулирующем инакомыслие и интеллектуальную свободу как индивидов, так и социальных групп, направленную на непрерывное реформирование общества в целях разрешения встающих перед ним проблем. "Я не во всем и не всегда против насильственной революции, - писал Поппер во втором томе вышеуказанного сочинения, - вместе с христианскими мыслителями средневековья и Возрождения я готов оправдать тираноубийство, когда насильственный переворот не имеет альтернативы. Однако думаю, что любая революция имеет смысл, если имеет целью восстановление демократии, но не в расхожем смысле ("правление народа", или "власть большинства"), а тогда, когда социальные институты (особенно всеобщие выборы, право народа сместить правительство) реализуют общественный контроль за деятельностью управленческих структур и ненасильственные реформы". По мысли Поппера, О.О. суть такое общество, в устройстве которого присутствует в качестве неотъемлемой процедура перманентного пересмотра доминирующих общественных проектов и устранение от власти тех, кто с ними неразрывно связан.
Концепция О.О. выступила своеобычным приложением философии познания Поппера к социальным, экономическим и политическим проблемам. Так как ничего нельзя знать наверняка, а можно лишь высказывать предположения, которые в свою очередь могут оказаться ошибочными, то процесс пересмотра ошибочных предположений и составляет суть развития знания. Поэтому, согласно П., главным в этом процессе является гарантия возможной фальсификации (опровержения теории), которой не помешают ни догма, ни внутренние интересы научного сообщества.
Демократия понималась Поппером как возможность смены правительства без применения насилия: "...В своей книге Открытое общество и его враги я предложил рассматривать в качестве основной проблемы рациональной политической теории совершенно иной вопрос. В отличие от старого, новый вопрос можно сформулировать так: как должно быть устроено государство, чтобы от дурных правителей можно было избавиться без кровопролития, без насилия?".
Интерпретируя понятие и принцип демократии, лежащей в основании О.О., Поппер отмечал следующее: 1) Демократию в принципе недопустимо характеризовать как правление большинства, даже в контексте важности института всеобщих выборов. Действия властей должны быть реально ограничены правом народа сместить их без кровопролития. Следовательно, если власть предержащие не обеспечивают эффективности социальных институтов, гарантирующих меньшинству право инициировать адекватные реформы, такой режим определенно может квалифицироваться как тирания и диктатура. 2) Демократическая конституция, следовательно, изначально исключает лишь единственный тип изменений в наличной совокупности законов - трансформации, подвергающие опасности саму демократию. 3) Демократия, в целом призванная поддерживать меньшинство, не распространяется, по мнению Поппера, в первую очередь на тех людей, кто попирая закон, подстрекает других к насильственному ниспровержению демократии. 4) Политическая линия на всестороннее развитие охраняющих демократию общественных институтов не должна абстрагироваться от реальной и универсальной тенденции наличия скрытых антидемократических интенций во властных структурах и массе индивидов. 5) Падение демократии не имеет сопоставимой социальной цены - это исчезновение всех прав. Даже при условии сохранения экономического роста социальное повиновение произволу властей становится императивом. 6) Стрессовый эффект насильственных перемен для каждой цивилизации практически всегда реанимирует антидемократические тенденции. Поппер впоследствии выделил главные характеристики О.О.: отказ от любых притязаний кого бы то ни было на владение абсолютной истиной; законность свободных обсуждений любых социальных проблем вкупе с традицией того, чтобы результаты публичных дискуссий оказывали влияние на политику; наличие институтов, содействующих свободе тех, "кто не ищет выгоды". О.О., согласно Попперу, - и реальность, и некий идеал. Демократия, по Попперу, когда она есть, указывает путь в реальное О.О. По мнению Поппера, только в условиях демократии и О.О. существует реальная возможность уйти от многих бед. С точки зрения Поппера, "если мы насильственно разрушим социальный порядок, мы будем ответственны не только за бесчисленные жертвы, но создадим ситуацию, при которой несправедливость и репрессии станут нормой... К сожалению, государство - неизбежное зло, которое нельзя упразднить... Нет ничего проще, чем уничтожить человечество, - достаточно развязать насилие. Куда сложнее возделывать рациональное общество, конфликты которого разрешаются по большей мере разумным путем". Чувство социальной ответственности и любовь к свободе - наследие, которое, согласно Попперу, мы "обязаны сохранить живым".
Проблема неоднозначности перспектив трансформации ценностей и идеалов О.О. в иные культурные системы освещалась в ряде исследований. Так, очерк Дж. Горера (Gorer) "Культурное сообщество и культурное многообразие", опубликованный в сборнике "Опасность равенства" ("The Danger of Equality" - London, 1966), был посвящен демонстрации тезиса о том, что четыре базовые свободы, введенные в круг главных ценностей О.О. и устоев демократии и либерализма, - свобода слова, свобода религии, свобода от страха и свобода от нужды - не имеют пространства адекватных интерпретаций ни в одном языке, кроме английского. Согласно Гореру, ни в одном другом языке нет слова, однозначно соответствующего англоязычному понятию "freedom", ибо последнее совмещает в себе два значения: "подлежать защите от" и "не иметь препятствий для". (Ср. у Фромма: "свобода от" и "свобода для".)
Во второй половине 20 ст. беспрецедентные усилия в сфере проблематизации, пропаганды и глобального осуществления О.О. предпринял Дж. Сорос . Созданный им "Институт Открытого Общества" внес свой вклад в преобразование посткоммунистических стран в совокупность О.О. В книге "Кризис мирового капитализма" (1998) Дж. Сорос отмечает, что хотел бы найти новое понятие "О.О.", содержащее не только "рыночные", но и "социальные" ценности. также: Поппер.
И.В. Сидорская
Поппер рассматривал "историцизм" как средство защиты "закрытого" общества. "Закрытым", по П., выступает общество, организованное на основе авторитарно установленных неизменных норм. В противовес ему, О.О. основано, по убеждению Поппера, на высоком и зрелом критическом потенциале человеческого разума, стимулирующем инакомыслие и интеллектуальную свободу как индивидов, так и социальных групп, направленную на непрерывное реформирование общества в целях разрешения встающих перед ним проблем. "Я не во всем и не всегда против насильственной революции, - писал Поппер во втором томе вышеуказанного сочинения, - вместе с христианскими мыслителями средневековья и Возрождения я готов оправдать тираноубийство, когда насильственный переворот не имеет альтернативы. Однако думаю, что любая революция имеет смысл, если имеет целью восстановление демократии, но не в расхожем смысле ("правление народа", или "власть большинства"), а тогда, когда социальные институты (особенно всеобщие выборы, право народа сместить правительство) реализуют общественный контроль за деятельностью управленческих структур и ненасильственные реформы". По мысли Поппера, О.О. суть такое общество, в устройстве которого присутствует в качестве неотъемлемой процедура перманентного пересмотра доминирующих общественных проектов и устранение от власти тех, кто с ними неразрывно связан.
Концепция О.О. выступила своеобычным приложением философии познания Поппера к социальным, экономическим и политическим проблемам. Так как ничего нельзя знать наверняка, а можно лишь высказывать предположения, которые в свою очередь могут оказаться ошибочными, то процесс пересмотра ошибочных предположений и составляет суть развития знания. Поэтому, согласно П., главным в этом процессе является гарантия возможной фальсификации (опровержения теории), которой не помешают ни догма, ни внутренние интересы научного сообщества.
Демократия понималась Поппером как возможность смены правительства без применения насилия: "...В своей книге Открытое общество и его враги я предложил рассматривать в качестве основной проблемы рациональной политической теории совершенно иной вопрос. В отличие от старого, новый вопрос можно сформулировать так: как должно быть устроено государство, чтобы от дурных правителей можно было избавиться без кровопролития, без насилия?".
Интерпретируя понятие и принцип демократии, лежащей в основании О.О., Поппер отмечал следующее: 1) Демократию в принципе недопустимо характеризовать как правление большинства, даже в контексте важности института всеобщих выборов. Действия властей должны быть реально ограничены правом народа сместить их без кровопролития. Следовательно, если власть предержащие не обеспечивают эффективности социальных институтов, гарантирующих меньшинству право инициировать адекватные реформы, такой режим определенно может квалифицироваться как тирания и диктатура. 2) Демократическая конституция, следовательно, изначально исключает лишь единственный тип изменений в наличной совокупности законов - трансформации, подвергающие опасности саму демократию. 3) Демократия, в целом призванная поддерживать меньшинство, не распространяется, по мнению Поппера, в первую очередь на тех людей, кто попирая закон, подстрекает других к насильственному ниспровержению демократии. 4) Политическая линия на всестороннее развитие охраняющих демократию общественных институтов не должна абстрагироваться от реальной и универсальной тенденции наличия скрытых антидемократических интенций во властных структурах и массе индивидов. 5) Падение демократии не имеет сопоставимой социальной цены - это исчезновение всех прав. Даже при условии сохранения экономического роста социальное повиновение произволу властей становится императивом. 6) Стрессовый эффект насильственных перемен для каждой цивилизации практически всегда реанимирует антидемократические тенденции. Поппер впоследствии выделил главные характеристики О.О.: отказ от любых притязаний кого бы то ни было на владение абсолютной истиной; законность свободных обсуждений любых социальных проблем вкупе с традицией того, чтобы результаты публичных дискуссий оказывали влияние на политику; наличие институтов, содействующих свободе тех, "кто не ищет выгоды". О.О., согласно Попперу, - и реальность, и некий идеал. Демократия, по Попперу, когда она есть, указывает путь в реальное О.О. По мнению Поппера, только в условиях демократии и О.О. существует реальная возможность уйти от многих бед. С точки зрения Поппера, "если мы насильственно разрушим социальный порядок, мы будем ответственны не только за бесчисленные жертвы, но создадим ситуацию, при которой несправедливость и репрессии станут нормой... К сожалению, государство - неизбежное зло, которое нельзя упразднить... Нет ничего проще, чем уничтожить человечество, - достаточно развязать насилие. Куда сложнее возделывать рациональное общество, конфликты которого разрешаются по большей мере разумным путем". Чувство социальной ответственности и любовь к свободе - наследие, которое, согласно Попперу, мы "обязаны сохранить живым".
Проблема неоднозначности перспектив трансформации ценностей и идеалов О.О. в иные культурные системы освещалась в ряде исследований. Так, очерк Дж. Горера (Gorer) "Культурное сообщество и культурное многообразие", опубликованный в сборнике "Опасность равенства" ("The Danger of Equality" - London, 1966), был посвящен демонстрации тезиса о том, что четыре базовые свободы, введенные в круг главных ценностей О.О. и устоев демократии и либерализма, - свобода слова, свобода религии, свобода от страха и свобода от нужды - не имеют пространства адекватных интерпретаций ни в одном языке, кроме английского. Согласно Гореру, ни в одном другом языке нет слова, однозначно соответствующего англоязычному понятию "freedom", ибо последнее совмещает в себе два значения: "подлежать защите от" и "не иметь препятствий для". (Ср. у Фромма: "свобода от" и "свобода для".)
Во второй половине 20 ст. беспрецедентные усилия в сфере проблематизации, пропаганды и глобального осуществления О.О. предпринял Дж. Сорос . Созданный им "Институт Открытого Общества" внес свой вклад в преобразование посткоммунистических стран в совокупность О.О. В книге "Кризис мирового капитализма" (1998) Дж. Сорос отмечает, что хотел бы найти новое понятие "О.О.", содержащее не только "рыночные", но и "социальные" ценности. также: Поппер.
И.В. Сидорская
Источник: Социология: энциклопедия