Позитивизм в социологии культуры

Найдено 1 определение
Позитивизм в социологии культуры
(от лат. positivus – положительный). Позитивізм у соціології культури. Positivism in sociology of culture. Методологическая позиция социологического познания явлений культуры, ориентированная на наблюдение, аналогии, редукционизм, структурно-функциональный анализ и т. д. Во всех случаях позитивистская методология отличается тем, что в ней духовные по своей природе явления культуры рассматриваются не просто как такие, которые способны проявлять себя объективно через поведение и действия людей, а как аналогичные вещам природы и потому объективные. Иными словами, их собственно культурная или духовная значимость остается за пределами внимания социолога, что приводит к сужению научного поиска (и на теоретическом, и на эмпирическом уровнях) и решению абсолютно прикладных задач: формирования образов, представлений, мнений и т. д., с тем, чтобы контролировать и управлять поведением и действиями индивидов и групп. Пожалуй, единственной собственно теоретической проблемой, не связанной непосредственно с выявлением практически-технологических возможностей социологического знания, здесь остается проблема соотношения культуры и цивилизации. При этом решение данной проблемы основывается на том, что культура и цивилизация: а) просто отождествляются; б) абсолютно противопоставляются с отдачей разными авторами приоритета тому или другому; либо на том, что в) цивилизационные формы есть лишь различные способы проявления универсальных культурных законов, свойственных культуре черт и тенденций без анализа их всесторонних связей и отношений. Наиболее распространенным остается все же отождествление культуры и цивилизации, поэтому понятия “культура“ и “общество” употребляются просто как синонимы, а в социологических словарях проблемы культуры практически не находят своего достаточно полного освещения. Такая тенденция является фактическим отказом от анализа весьма сложных взаимоотношений культуры и цивилизации. В Древнем Риме, например, цивилизованность была противоположностью провинциальности и означала принадлежность к центру Римской империи, т. е. непосредственно к самому Риму. Скажем, учтивость, доброжелательность и т. д. означали черты цивилизованности, свойственной римлянам (в их отношениях друг к другу), но они практически не проявлялись в отношении к неримлянам в завоеванных провинциях. Провинциальность римлянами отождествлялась с противоположными чертами, а именно, с враждебностью, неподчинением, ограниченностью в правах и т. д. Введенное Цицероном в научный оборот понятие “культура” отразило собой только то, что было свойственно “цивилизации”, и исключило все то, что свойственно нецивилизованной, и потому “некультурной”, “провинции”, которую необходимо “облагораживать”. Классический П. в с. к. фактически остался на том же уровне. Базируясь на аналогиях, он постоянно опирается либо на односторонний культурный релятивизм, либо на столь же односторонний этноцентризм, чем исключает возможность действительных диалектических умозаключений. П. в с. к. прошел все те же этапы своей эволюции, что и классический позитивизм в социологии вообще. Современный постпозитивизм в социологии культуры хотя и отошел от прямых в отношении к явлениям природы аналогий и редукций, в методологическом плане все же остался достаточно односторонним, т. е. принципиально позитивистским, со всеми свойственными этому недостатками. Хотя как социологи-позитивисты, так и постпозитивисты сделали значительный вклад в развитие социологии культуры (например, в плане разработки методик прикладных исследований явлений культуры), однако так и не отошли от: а) прямого отождествления, например, методологии и методики, обозначая все это термином “методология”; б) отрицания научной значимости понятий, не поддающихся операционализации, а значит и измерению; в) отрицания возможности теоретической социологической интерпретации явлений культуры без последующего измерения и подтверждения логически выведенных положений эмпирическими данными. Социологический реализм, последовавший за ним переход от объяснения к пониманию и, наконец, признание представителями франкфуртской школы возможности прямых социологических интерпретаций социальных явлений и процессов, не опосредованных измерениями, – лишь этапы в эволюции позитивизма в целом к постпозитивизму, непосредственно отразившиеся на социологии культуры. Постоянно звучащее требование связи социологии с эмпирическими исследованиями Ю. Хабермас (Jurgen Habermas) назвал стремлением к контролю над обществом, потому что в таких исследованиях задаются вопросы только о том, почему люди считают так, а не иначе, и никогда не выясняется вопрос, почему они считают именно так? См. также Американоцентризм, Гетто, Городская культура, Культурная диффузия, Культура, Культурный релятивизм, Периферия культурная, Сельская культура, Цивилизация и Этноцентризм.

Источник: Социология культуры. Краткий словарь. 2011