ПОЗИТИВИЗМ

Найдено 11 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

Позитивизм
positivism), см. Конт, Социальные науки.

Источник: Народы и культуры. Оксфордская иллюстрированная энцкилопедия

Позитивизм
путь познания, основанный на научных принципах.

Источник: Словарь справочник по социальной работе

Позитивизм
positivism). Философское течение, согласно которому существуют тесные связи между социальными и естественными науками, оперирующими в рамках общей логической системы.

Источник: Социология. Глоссарий: основные понятия и важнейшие термины

ПОЗИТИВИЗМ
Ведущее направление в социологии XIX в., исходившее из необходимости отказа от умозрительных рассуждений об обществе и создания такой науки, которая бы при изучении общества опиралась на наблюдение и эксперимент и была бы такой же объективной, общезначимой и точной, как и естественные, “положительные” науки (физика, химия, биология и др.) Наиболее видными представителями П. в социологии были О. Конт, К.А. Сен-Симон, А. Кетле, С. Милль, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм и др.

Источник: Словарь-справочник по социологии. Учебное издание.

ПОЗИТИВИЗМ
от лат. positivus - положительный) - англ. positivism; нем. Positivismus. Социально-филос. направление (О. Конт, Г. Спенсер, Дж. С. Милль и др.), характеризующееся стремлением исходить из "позитивного", т. е. данного, фактического, устойчивого, несомненного, чтобы создать позитивную "социальную теорию", свободную от умозрительных метафизических объяснений, доказательную и общезначимую, основанную на методологии, свойственной естественным наукам. См. НАТУРАЛИЗМ, ОРГАНИЦИЗМ, ЭВОЛЮЦИОНИЗМ.

Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua

Позитивизм
одно из направлений в социологической науке, основы которого заложил в XIX в. О. Конт. Он предложил отказаться от спекулятивных, умозрительных рассуждений об обществе и создать точную, «позитивную» науку об обществе, построенную по образцу естественных наук, столь же доказательную и общезначимую. Он считал необходимым использование методов познания, используемых в естественных науках (анатомии, биологии, физиологии человека). Само познание общества должно строиться на основе наблюдений за фактами и явлениями общественной жизни, выявлении закономерностей развития общества. На основе знаний должна разрабатываться «позитивная политика» и осуществляться преобразование общества на «научной основе».

Источник: Краткий словарь основных понятий по социологии

Позитивизм
Доктрина в области философии науки; характеризуется, главным образом, требованием того, чтобы наука имела дело только с наблюдаемыми объектами, непосредственно знакомыми нам из опыта. В социологии позитивизм ассоциируется с верой в то, что эта дисциплина может быть в той же мере научной, что и, например, физика; с интересом к измерению и переводу качественных данных в количественные, а также со стремлением объяснять социальные явления с точки зрения структуры, а не с точки зрения человеческих намерений и мотивов. Термин «позитивизм» был введен в социологию О.Контом, который полагал, что эта дисциплина должна быть научной, то есть иметь дело лишь с непосредственно проверяемыми положениями. Э.Дюркгейм придавал важное значение привнесению в социологию методов точных наук, выведению законов на основе причинных связей между социальными феноменами и отказу от рассмотрения в качестве причинных факторов мотивов и намерений индивидов в пользу социальных структур.

Источник: Основные социологические термины. Учебное пособие

Позитивизм
ведущее направление в социологии XIX в., основные положения которого были сформулированы О. Контом. Конт провозгласил необходимость отказаться от спекулятивных, умозрительных рассуждений об обществе и создать точную, «позитивную» науку об обществе, построенную по образцу естественных наук, столь же доказательную и общезначимую. Для П. характерно прямое заимствование методов и теоретических моделей естественных наук (биологии, анатомии и физиологии человека, механики), опирающееся на понимание общественных законов как части или продолжения природных законов. Поэтому характерными чертами классического П. были натурализм, органицизм и эволюционизм. Для П. характерно также требование, чтобы наука имела дело только с наблюдаемыми объектами и явлениями, а законы выражали отношения между явлениями и были непосредственно проверяемыми. П. имел и социально-политическое измерение: «позитивное» знание об обществе рассматривалось в качестве основы «позитивной политики», реорганизации общества на «научной основе». В современной социологии П. критикуется за неспособность к подлинной теоретической интерпретации социальных явлений, за эмпиризм, за полное невнимание к намерениям и мотивам социальных деятелей.

Источник: Социология. Словарь по обществознанию

ПОЗИТИВИЗМ
лат. positivus - положительный) - (1) парадигмальная гносео-методологическая установка, согласно которой позитивное знание может быть получено как результат сугубо научного (не философского) познания; программно-сциентистский пафос П. заключается в отказе от философии ("метафизики") в качестве познавательной деятельности, обладающей в контексте развития конкретно-научного познания синтезирующим и прогностическим потенциалом; (2) - философское направление, фундированное означенной установкой.
В эволюции П. могут быть выделены следующие этапы: I - так называемый "первый П." (Конт, Милль, Спенсер, Э. Литтре, П. Лаффит, И. Тэн, Э.Ж. Ренан и др.); II - "второй П." (Авенариус, Мах); III - "третий П." или неопозитивизм, представленный аналитической философией (Куайн, Поппер, Айдукевич, Лукасевич, Котарбиньский, Г. Райл, Дж. Уисдом, П. Строссон, Остин, М. Блэк, Н. Малкольм, Н. Гудмен, А. Пап и др.) и Венским кружком, на основе которого оформляется логический П. (Шлик, Карнап, Нейрат, Ф. Вайсман, Г. Фейгль, Г. Ган, В. Крофт, Ф. Кауфман, Гедель и др.); IV - постпозитивизм, в рамках которого намечается очевидная тенденция к смягчению исходного методологического радикализма и установка на аналитику роли социокультурных факторов в динамике науки (Кун, Лакатос, Тулмин, Фейерабенд, Аналитическая философия, Венский кружок).
Ю.В. Баранчик

Источник: Социология: энциклопедия

ПОЗИТИВИЗМ
POSITIVISM) Подход в философии науки; характеризуется, главным образом, идеей, согласно которой наука может иметь дело только с наблюдаемыми объектами, непосредственно известными нам из опыта. Позитивизм противостоит, таким образом, метафизическим размышлениям, не связанным с конкретным опытом. Позитивисты стремятся к построению общих законов или теорий, выражающих отношения между явлениями. Наблюдение и эксперимент впоследствии показывают, связаны эти явления предсказанным образом или нет. Объяснение явлений заключается в демонстрации того, что они являются частными случаями общих законов или закономерностей. В социологии позитивизм отождествляется с убеждением, что данная дисциплина может быть научной в том же смысле, что и, например, физика; с выраженным предпочтением в отношении измерения и количественных данных, а также с тенденцией к объяснению социальных явлений с точки зрения социальной структуры, а не с точки зрения человеческих намерений и мотивов. Термин «позитивизм» был введен в социологическую науку О. Контом, который считал, что социология должна быть научной, то есть иметь дело лишь с непосредственно проверяемыми положениями. Э.Дюркгейм также был позитивистом, поскольку придавал важное значение привнесению в социологию методов точных наук, установлению законов, касающихся причинных связей между социальными явлениями, и отказу от рассмотрения в качестве причинных факторов мотивов и намерений индивидов в пользу социальных структур. Работа Дюркгейма «Самоубийство» (Durkheim, 1897) считалась классическим примером научного социологического подхода и оказала особенно сильное влияние на развитие американской социологии в 1930-е гг. и в период непосредственно после Второй мировой войны. Многие исследователи в тот период предпочитали точную операционализацию классических понятий, таких, как аномия и отчуждение, и подчеркивали значение исследовательских техник, ведущих к заключениям, которые имеют количественный характер. В рамках этой традиции не поддававшиеся измерению социологические понятия считались бессмысленными. В критике, которой позитивизм был подвергнут в ходе недавней социологической полемики, выделяется три основных направления. (1) Реализм отвергает позитивистскую идею, согласно которой анализироваться могут лишь наблюдаемые феномены, а объяснение должно иметь форму демонстрации того, что данные феномены представляют собой частные случаи закономерностей. Реалисты утверждают, что причинное объяснение должно осуществляться посредством определения фундаментальных механизмов, возможно ненаблюдаемых, которые связывают феномены. (2) Другие социологи утверждают, что социология вообще не может быть подобной естественным наукам. Наиболее радикальная точка зрения заключается в том, что целью социологии является не объяснение, а понимание. Менее радикальный взгляд состоит в том, что социологические-концепции должны уделять определенное внимание намерениям и мотивам социальных деятелей. Поскольку последние являются уникальными феноменами социального мира и не характерны для объектов мира природного, методы естественных наук в социологии использоваться не могут. (3) Одними из первых критиков позитивизма, в частности, в американской социологии, были представители Франкфуртской школы. Они ощущали, что позитивизм не может идти дальше производства фактов, имеющих количественный характер, и не способен предложить подлинную социологическую интерпретацию. Например, обследования общественного мнения просто фиксируют мнения индивидов, не давая ответ на вопрос, почему они этих мнений придерживаются. Ю. Хабермас позднее утверждал, что позитивизм в социальной науке является аспектом рационализации и связан с потребностью в контроле над обществами. Несмотря на эту критику многие социологи склонны считать себя позитивистами, хотя и в более ограниченном смысле этого слова, поскольку они выступают против умозрительного теоретизирования и предпочитают эмпирически проверяемую социологическую теорию. См. также: Герменевтика; Качественное исследование; Методологический индивидуализм; Натурализм; Социология как наука; Феноменологическая социология; Эмпиризм; Verstehen. Лит.: Craib (1997)

Источник: Социологический словарь

ПОЗИТИВИЗМ
positivism) - 1. Доктрина, сформулированная Контом, согласно которой только истинное знание является научным, то есть способным описывать и объяснять сосуществование, а также последовательность наблюдаемых явлений: и физических, и социальных. Позитивизм Конта имел два измерения: методологическое (как указано выше) и социальное и политическое, поскольку положительное знание социальных явлений позволяет по-новому научно обосновать вмешательство в политику и целый ряд дел, преобразующих социальную жизнь. 2. (Логический позитивизм) – точка зрения группы философов 1920-1930-х гг., известной под названием "Венский кружок", чьи идеи отчасти были основаны на теории Конта, но уменьшали его позитивизм за счет более надежной логической основы. Главная доктрина "Венского кружка" - принцип верификации - заключается в том, что единственное валидное знание - знание, проверенное чувственным опытом, то есть ожидалось, что научное знание в конечном счете найдет формулировку в логически взаимосвязанных общих суждениях, основанных на утверждениях о "базовых фактах", зафиксированных в строго сформулированном языке "чувственных данных". Некоторые, но не все, члены "Венского кружка" воспользовались также проектом Конта для перенесения методов технических наук на социальную. 3. Социологический подход, оперирующий общим предположением о возможности привнести методы технических наук (например, измерение, выявление общих законов и т.д.) в социальные. 4. (В уничижительном смысле) социологический подход, ошибочно стремящийся подражать методологии технических наук.
Остановившись на термине "позитивизм", Конт выразил намерение отказаться от доверия к более ранним религиозным или спекулятивным метафизическим основам "знания" (см. Закон трех стадий). Однако он расценивал научное знание как "относительное", а не абсолютное. Последнее было и всегда будет недостижимым. Социальная и политическая программа Конта предусматривала новый консенсус по социальным проблемам и реорганизацию общества на началах, предложенных новой наукой - социологией. Для социологов отводились роли в правительстве, образовании и в учреждении новой "религии человечества".
Будучи скорее "школьным", чем индивидуальным творчеством, методология логического позитивизма более разнообразна по сравнению с Контом и в решающих моментах расходится с его представлением. В сфере этики, например, логические позитивисты часто ассоциировались с доктриной, проводившей резкое различие между "фактами" (которые верифицируемы) и "ценностями" (которые не верифицируемы). Хотя большинство таких философов утверждало, что от науки, в том числе социальной, можно ожидать более достоверного знания, позволяющего достигать желаемых целей, они, как правило, не принимали способность науки решать ценные вопросы - скорее "должные", чем те, что "есть" утверждения (см. также Различие между истиной и ценностью).
Среди современных социологов не находят сильной поддержки ни аспекты методологических принципов Конта, ни его социальная и политическая программа. Попытки логических позитивистов выработать более строгую формулировку позитивизма и "науки", доказывающую свою жизнеспособность, также не увенчались успехом.
В методологическом отношении центральная проблема позитивизма возникает из так называемой "проблемы эмпиризма": отсутствия какой-либо окончательной основы для "верификации" в "индуктивной логике" (см. Индукция и индуктивная логика; Эмпиризм). Другой убедительный пункт критики - так называемый "парадокс позитивизма" - состоит в том, что принцип верификации сам не поддается проверке.
В последние годы новые подходы в философии и истории науки (см. Наука; Научная парадигма) подвергли сомнению идею о единственной философской основе для науки, Позитивизм критикуется за измену своей собственной концепции научного знания как "относительного" знания, а также за догматизм в отношении "научного метода". См. также Фальсификационизм.
Если вышеупомянутые трудности применимы к позитивизму в отношении технической науки, другие проблемы возникают в области социологии. Дело в том, что социологический позитивизм не имел успеха в достижении ни ожидаемой унификации социологического знания, ни консенсуса по схемам социальной и политической реконструкции. Для некоторых социологов эта неудача указывает на необходимость заниматься социологией с иной, нежели традиционно "научной" точки зрения - см. Значимая Социология; Verstehen (прил.). "Позитивизм в социальной теории и исследовании" К. Браянта (1985) дает доступный краткий обзор проблем вокруг позитивизма в социологии.

Источник: Большой толковый социологический словарь

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF
145.01 кб

2005. 01. 001. Д. Гартелл, Дж. Гартелл. Позитивизм в социологическом исследовании: США и Великобрита

Фомичев П. Н.
Читать PDF
13.79 мб

Экономический позитивизм и будущее науки

Алексеев А.П., Алексеева И.Ю.
В статье рассматриваются формы и последствия распространения экономического позитивизма на сферу науки и оценки труда ученого.
Читать PDF
154.72 кб

Русский позитивизм начала ХХ века от институализации социологии к теории истории

В. В. Василенко
Статья посвящена дискуссионной проблеме соотношения теоретической и эмпирической истории. В ней рассматривается опыт влияния русской позитивистской социологии начала ХХ века на историческую науку.
Читать PDF
256.68 кб

К. Г. Гемпель: логический позитивизм и понятие истины

Назарова О. А.
Читать PDF
98.42 кб

2003. 01. 006. Таманаха Б. З. Социоправовой позитивизм и общая юриспруденция. Tamanaha B. Z. socio-l

Загоруйко К. Ф.
Читать PDF
138.27 кб

2004. 01. 005. Альберт г. Герменевтический позитивизм Парето Albert G. Paretos hermeneutischer Posit

Гирко Л. В.
Читать PDF
380.25 кб

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ДОКТРИНА ПАПЫ БЕНЕДИКТА XVI И ЕВРОПЕЙСКИЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПОЗИТИВИЗМ

Сардарян Генри Тигранович
В данной статье речь идет о католической политической доктрине, сформулированной в период понтификата Бенедикта XVI.
Читать PDF
90.60 кб

2000. 01. 018. . Барман Э. Помня о различиях: позитивизм, психология и политика использования качест

Виноградова Т. В.
Читать PDF
424.98 кб

Гончаров и философский позитивизм

Редькин Владимир Александрович
Распространение философии позитивизма в России во второй половине XIX века вызвало ответную реакцию некоторых деятелей русской культуры, в числе которых был И.А. Гончаров.
Читать PDF
59.35 кб

Экспериментальное обоснование теории относительности, идеализм, позитивизм и материализм

Борисов Юрий Федорович
Краткая запись доклада профессора Ю.Ф. Борисова, произнесённого им на семинаре "Хроногеометрия" в Новосибирском государственном университете в 1971 году.
Читать PDF
283.52 кб

Позитивизм и Киевская духовно-академическая философия: два взгляда на метод исследования социальных

Мозговая Н. Г.
Читать PDF
172.67 кб

Позитивизм и Киевская духовно- академическая философия: на примере творческого наследия Ор. Новицког

Мозговая Н. Г.

Похожие термины:

  • Позитивизм как методологическая основа возникновения социологии

    Основателем позитивизма как направления в социологии стал Огюст Конт. Основными принципами позитивизма являются: 1) натурализм, т.е. социальные явления подчиняются законам, являющимся общими для
  • ЛОГИЧЕСКИЙ ПОЗИТИВИЗМ

    logical positivism) — философская доктрина группы философов — в том числе Р. Карнапа (1891-1970) и О. Нейрата (1882—1945), известная под названием "Венский кружок" См Позитивизм.
  • ПРАВОВОЙ ПОЗИТИВИЗМ

    legal positivism) - форма правовой теории, в которой право считается способным выражаться в формальных и объективных понятиях как иерархическая система общих принципов (см. Юриспруденция).
  • ПОЗИТИВИЗМ В СОЦИОЛОГИИ

    ведущее направление в социологии XIX в., исходившее из необходимости отказа от умозрительных рассуждений об обществе и создания такой науки, которая бы при изучении общества опиралась на наблюдени
  • ПОЗИТИВИЗМ социологический

    ведущее направление в социологии 19 в., программные методологические и мировоззренческие установки к-рого были сформулированы Сен-Симоном, а осн. концепции разработаны в трудах Конта, Милля, Спенс
  • Позитивизм в социологии культуры

    (от лат. positivus – положительный). Позитивізм у соціології культури. Positivism in sociology of culture. Методологическая позиция социологического познания явлений культуры, ориентированная на наблюдение, аналоги
  • Позитивистская социология

    направление в социологии, исходным принципом которого является опора теоретического анализа на совокупность эмпирических данных, собранных в наблюдениях, не вызывающих сомнения.
  • метапарадигма позитивистская

    социологические теории, рассматривающие общественное развитие как эволюционно-линейное, исходя из того, что развитие природы и общества может быть в принципе интерпретировано одним и тем же теор
  • СОЦИОЛОГИЯ РУССКАЯ ПОЗИТИВИСТСКАЯ

    Представители С. р. п., стремясь к познанию социальной действительности, использовали многообразные аналитические подходы, в ряде случаев предугадав то, что позднее повторили западные социологи.