ПРИНЦИП ИЗОМОРФИЗМА

Найдено 1 определение
ПРИНЦИП ИЗОМОРФИЗМА
1) принцип, на котором основывается одна из системных инвайронментальных моделей, объясняющая логику обеспечения баланса организации с внешней средой и на этой основе рассматривающая разнообразные типы организаций и организационной структуры (см.: Модели организации; Баланс организации с внешней средой; Внешняя среда организации; Структура организации); 2) основной принцип современной организационной экологии, неоинституциональной и ряде других инвайронментальных концепций (см.: Организационная экология; Инвайронментальные концепции организации; Институциональный изоморфизм). Согласно П. И. обязательным условием выживания организации, обеспечения эффективности ее деятельности и развития является выработка ею организационных форм, изоморфных (подобных, отвечающих ее требованиям) тому фрагменту внешней среды (экологической ниши), с которым она взаимодействует (см.: Выживание организации; Экологическая ниша).
Впервые данный принцип сформулирован К. Боулдингом и серьезно проработан одним из основоположников американской организационной экологии А. Хоули. Рассматривая организацию как неотъемлемое свойство социальной популяции (см. Социальная популяция), обретающее конкретную форму при соприкосновении с внешней средой, он пришел к выводу, что социальные популяции, вынужденные действовать в условиях воздействия однотипной внешней среды, со временем обретают сходные организационные формы, черты и свойства. Единственным ограничением выработки сходных организационных форм А. Хоули считал размер социальной популяции. П. И. формулируется следующим образом: «разнообразие организационных форм обусловлено разнообразием организационных сред». В рамках концепции А. Хоули изоморфность рассматривается как некий автоматический эволюционный адаптивный процесс, реализуемый на уровне единичной организации (см. Фокусная перспектива).
В ряде современных инвайронментальных концепций П. И. используется в изначальном смысле, сформулированном А. Хоули. В других моделях изоморфность связывается с достижением баланса организации с элементами культуры, характеризующими ее макроокружение (см. Институциональный изоморфизм). Ряд исследователей, признавая общую правомерность П. И., ставят под сомнение автоматический механизм установления равновесия организации с внешней средой. Они указывают на рациональную деятельность менеджеров, пытающихся обеспечить изоморфность организации внешней среде. По их мнению, для достижения изоморфности необходимы целенаправленные и сознательные усилия менеджеров по изменению структуры, свойств и стратегии организации (см.: Структура организации; Ситуационный подход). Подобная трактовка характерна для рационально-адаптивного подхода в рамках фокусной перспективы (см. Фокусная перспектива).
Еще одна группа исследователей (М. Ханнон, Дж. Фримен) опровергает возможность анализа этого процесса как адаптивного и реализуемого на уровне единичных организаций и рассматривает его на уровне организационных популяций (см.: Популяционная перспектива; Консерватизм организации). По их мнению, механизмом изменений в организации является естественный отбор (селекция) социокультурных образов (см. Отбор (селекция) социокультурных образцов). Такая версия получила название селекционно-популяционной.
Наконец, в рационально-адаптирующем подходе в качестве механизма обеспечения изоморфности рассматривается сознательное и активное воздействие организации на внешнюю среду (см. Теория ресурсной зависимости).

Источник: Социальная теория организации. Словарь. Инфра-М. 2000

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF

Теория изменений: от общих понятий к принципу изоморфизма

Кирсанов Константин Александрович
Предложена семиуровневая классификация фундаментальных (базовых) классов систем реального мира.
Читать PDF

Интеллектуальные системы: от принципа изоморфизма к меметическим представлениям

Пугач В. Н.
Представлен качественно новый подход к процессу образования, заключающийся в широком использовании принципа изоморфизма как базового для создания у обучающихся основ системного мышления.