ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

МОБИЛЬНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
англ. mobility, professional; нем. Berufsmobilitat. Смена индивидом одной профессии на другую.

Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ
occupational mobility) - продвижение индивидуумов через различные уровни в иерархии положений занятости (см. Шкалы занятости). Положение, которое способны занять индивидуумы, - обычно признак открытого или закрытого характера классовой системы определенного общества (Гидденс, 1973). Профессиональная мобильность может быть восходящей или нисходящей и либо индивидуальной, либо коллективной. Последняя часто достигается посредством стратегии закрытия профессий за счет профессионализации. Медицина 19-го столетия дает хороший пример того, насколько она успешна в повышении доходов, статуса и престижа.
Степень продвижения измеряется либо между, либо внутри поколений и используется как мера социальной мобильности. Это сложная область исследования (Хит, 1981), ибо сравнение разрядов или возможностей усложнено переменами в различных шкалах, историческими изменениями в статусе видов труда, появлением новых видов рабочих мест (например, связанных с новой технологией) и упадком старых (в частности, в традиционных "дымно-трубных" отраслях промышленности), а также подлинными усовершенствованиями возможностей для восходящей мобильности через улучшение условий образования.

Источник: Большой толковый социологический словарь

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ
переход индивида или профессиональной группы из одной профессиональной позиции в другую. Существуют два основных типа П. м. – горизонтальная и вертикальная. Под горизонтальной П. м. подразумевается переход индивида из одной профессиональной группы в другую, расположенную на том же уровне в плане оплаты и престижности профессии. Под вертикальной П. м. подразумеваются те отношения, которые возникают при перемещении индивида из одного профессионального пласта в другой. В зависимости от направления перемещения существуют два типа вертикальной П. м.: восходящая и нисходящая, т. е. профессиональный подъем и профессиональный спуск.
Восходящие течения существуют в двух основных формах: овладение индивидом более высокой профессиональной позицией или обучение профессиональной группы, к которой принадлежит индивид, новой перспективной профессии и перемещение этой группы на новый профессиональный уровень. Соответственно, и нисходящие течения также имеют две формы: первая заключается в переходе индивида с более высокой профессиональной позиции на более низкую; другая форма проявляется в деградации профессиональной группы в целом, в понижении ее ранга на фоне других профессиональных групп. С количественной точки зрения следует разграничить интенсивность и всеобщность вертикальной П. м. Под интенсивностью понимается вертикальная профессиональная дистанция или количество профессиональных слоев, проходимых индивидом в его восходящем или нисходящем движении за определенный период времени.
Под всеобщностью вертикальной П. м. подразумевается число индивидов, которые изменили свое профессиональное положение в вертикальном направлении за определенный промежуток времени. Абсолютное число таких индивидов дает абсолютную всеобщность вертикальной П. м. в профессионально-квалификационной структуре занятых в экономике страны; пропорция таких индивидов в профессионально-квалификационной структуре дает относительную всеобщность вертикальной П. м. Интенсивность и всеобщность вертикальной П. м. колеблется в рамках одного и того же общества в разные периоды его истории. В ходе истории любой страны или профессиональной группы существуют периоды, когда вертикальная П. м. увеличивается как количественно, так и качественно, однако существуют и периоды, когда она уменьшается. В этих изменениях не существует постоянной тенденции ни к усилению, ни к ослаблению вертикальной П. м. Функции тестирования, селекционирования и распределения индивидов в те или иные профессиональные группы выполняются профессиональными организациями. Если семья и школа являются механизмами, тестирующими общие свойства индивидов, то профессиональные организации – механизмами, тестирующими специфические качества индивидов, необходимые для выполнения специальных функций, связанных с той или иной профессией.
Профессиональное тестирование и селекция проявляются прежде всего в том, что сам факт существования особых профессий требует определенного отбора людей, которые могут войти и укрепиться в данной профессии, заниматься ею. Вторая основная форма тестирования и селекции индивидов профессиональными организациями проявляется в восходящем продвижении, блокировании или нисходящем движении внутри профессиональных рангов и межпрофессиональных слоев. Третья форма профессионального тестирования, селекции и распределения индивидов выражается в факте перемещения человека из одной профессиональной сферы, непригодной для него, в другую, которая лучше соответствует его способностям и призванию. Таковы, по сути, функции, выполняемые профессиональными группами в плане контроля за социальной циркуляцией и распределением индивидов. Социальная значимость этих функций состоит в том, что они способствуют расширенному воспроизводству человеческого капитала в плане формирования гибкой и универсальной рабочей силы, успешно участвующей в развертывании научно-технического прогресса.
Лит.: Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. – М., 1992; Бабосов Е. М. Теоретико-методологические принципы исследования социальностратификационных процессов в постсоветском обществе // Социология. – 2001. – № 4. Г. Н. Соколова

Источник: Экономико-социологический словарь.