Расизм
Источник: Социология.
Источник: Основные понятия социальной работы. Глоссарий. СПб. 2007.
Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua
Источник: Социология. Глоссарий: основные понятия и важнейшие термины
Источник: География населения мира, понятийно-терминологический словарь
Источник: Глоссарий по биосоциологии
мировоззрение, согласно которому представители разных рас неравноценны по психическим, интеллектуальным, физическим и(или) прочим существенным признакам. Расисты выделяют "высшие" и "низшие" расы. Антропология доказала несостоятельность расистских "теорий" еще в XIX веке, однако он продолжает владеть умами людей. Расизм трудно победить, поскольку он, по-видимому, связан с врожденными психологическими системами распознавания "свой-чужой", закрепляющимися в сознании в раннем детстве на основе образов окружающих людей своей группы. Расизм и расоведение - не синонимы(!).
Источник: Физическая Антропология. Иллюстрированный толковый словарь
Источник: Социологический словарь
Источник: Народы и культуры. Оксфордская иллюстрированная энцкилопедия
Источник: Нации и этносы в современном мире. Словарь-справочник.
РАСИЗМ, реакционная идеология, совокупность антинауч. концепций, основу к-рых составляют положения о якобы физич. и психич. неравноценности человеческих рас и решающем влиянии расовых различий на историю и культуру общества. Р. стремится навязать утверждение об ´исконном´ разделении людей на высшие и низшие расы, из к-рых первые объявляются единственными создателями цивилизации, призванными к господству, а вторые неспособны к созданию и даже усвоению ´высокой культуры´ и обречены на эксплуатацию. В сер. 19 в. зап.-европ. расисты объявили ´высшей расой´ арийцев (см. Расово-антропологическая школа). В дальнейшем Р. переплетается с социальным дарвинизмом, мальтузианством, евгеникой (Д. Хайкрафт и Б. Кидд в Великобритании, Ж. Лапуж во Франции, Л. Вольтман, О. Аммон в Германии). Расистские концепции пытались обосновать превосходство наследственных свойств господствующих классов по сравнению с трудящимися, полезность искусственного подбора брачных пар для улучшения расы и необходимость принудительной стерилизации лиц, к-рые будут признаны ´генетически неполноценными´. Расистская идеология получила широкое распространение в фаш. Германии, США. Р. стал офиц. доктриной фашизма. В совр. капиталистич. странах (особенно в ЮАР, США, Израиле) идеи Р. активно пропагандируются и осуществляются на практике, используются для оправдания расовой дискриминации, сегрегации и апартеида, а во мн. случаях и геноцида. С Р. смыкается сионизм. Р. тесно связан с наиболее реакц. направлениями в бурж. демографич. мысли, такими как мальтузианство и концепции геополитики.
Г. М. Коростелев.
Такие авторы, как Микаэль Бэнтон ("Идея расы", 1977), считают расизм доктриной, которая утверждает устойчивые биологические различия между группами, состоящими в отношениях превосходства и подчиненного положения. Другие авторы, вроде Джона Рекса ("Раса и этнос", 1986), Мартина Баркера ("Новый расизм", 1981) и Роберта Майлза (Указ. соч.), по-разному доказывали сущность расизма - убеждение в наличии связи между принадлежностью к социально созданной категории и обладанием определенными характеристиками, причем различия от других категорий могут быть культурными, религиозными, историческими и не обязательно биологическими или псевдобиологическими.
В Европе разновидности расистской идеологии применялись для оправдания колониальной эксплуатации, агрессии против наций и притеснения групп меньшинств. Согласно Бэнтону, их объединяют следующие суждения. Различия в поведении и строении индивидуумов следует объяснять как:
(а) выражение врожденных основополагающих биологических типов постоянного вида;
(б) различия в культурах человечества.
Таким образом подчеркивается превосходство европейцев вообще и "арийцев" в частности и оправдываются трения между нациями и индивидуумами иных типов.
Расизм играл ключевую роль в возникновении и господстве германского фашизма. Немецкой нации как "чистой расе" предписывалось уничтожение евреев, находящихся на более низкой биологической ступени, если она желала сохраниться. Этот злобный и грубый расизм привел к истреблению приблизительно шести миллионов евреев (см. Холокост).
Майлз утверждает: "Понятие расизма должно использоваться по отношению к широкому спектру работ в русле идеологии, приписывающей значения некоторым фенотипичным и/или генетическим характеристикам человека с целью создания системы классификации и дополнительные (негативно оцениваемые) характеристики людям, относимым к данным категориям. Этот важный процесс - основа для создания иерархии групп и для установления критериев, чтобы включать и исключать группы людей в процессе распределения ресурсов и услуг".
Источник: Большой толковый социологический словарь
Расизм проявляется в личных убеждениях, официальной политике, обдуманно или по умолчанию (институционный расизм). По-видимому, он основан на ряде представлений: во-первых, существование отчетливых расовых групп; во-вторых, различия между расовыми группами в культуре и поведении обусловлены биологическими факторами; в-третьих, с помощью этих биологических факторов можно доказать превосходство белых европейцев, особенно арийцев. Корни расизма просматриваются в колониальной политике, так как колониальные власти нуждались в обосновании культурной и экономической эксплуатации и угнетении других этнических групп по всему миру. Известен широкий спектр расистских убеждений, от патернализма до геноцида. Таким образом, расизм представляет собой изобретение белых европейцев. Конфликты между представителями разных наций и народностей были чрезвычайно распространены на протяжении истории и сопровождались предвзятым отношением представителей враждующих групп друг к другу. От обычной предвзятости расизм отличают ссылки на биологические факторы. Попытки выделить отдельные расы не получили научного подтверждения, хотя расистские взгляды по-прежнему популярны в Европе и странах с многочисленным европейским населением. Понятие «раса» теперь используют редко, предпочитая говорить «этническая группа».
Некоторые считают, что понятие «расизм» применимо только к темнокожему населению, другие проявления дискриминации включают антисемитизм, устойчивые установки в отношении других народов, например ирландцев. Обращение гитлеровцев с евреями строилось на представлении о неполноценности евреев. Известны многочисленные шутки про ирландцев, в которых последние предстают неумными, особенно в сравнении с белыми англосаксами. Если расизм – это представление о биологической неполноценности, то антисемитизм и предубежденность в отношении ирландцев также можно считать проявлениями расизма. Явные внешние отличия темнокожего населения провоцируют повседневный расизм, несколько отличный от отношения к евреям и ирландцам, хотя эти явления имеют общие корни.
В контексте социального обеспечения расизм принимает множество форм, включая личный и институционный расизм. Расизм, например, проявляется в том, что ответственность за него возлагают только на темнокожих работников. Безусловно, за проявления расизма несут ответственность все работники, особенно европейского происхождения, поскольку именно они фактически навязывают свою культуру, в которой и зародился расизм. Расизм проявляется и в том, что игнорируются потребности других культур или когда расизм со стороны клиентов не встречает должного отпора. Распространенной формой расизма является одинаковое отношение ко всем клиентам, без учета разных стартовых условий, в том числе в связи с расистскими проявлениями. (См. также АНТИДИСКРИМИНАЦИОННАЯ ПРАКТИКА, ЭТНОСПЕЦИФИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА.)
Источник: Словарь справочник по социальной работе
Многолетние британские расовые предрассудки, несмотря на наличие противоположных направлений мысли, превратились к концу XIX в. в составную часть британской культуры. На основе идей биологического неравенства людей написана книга французского социолога Г. Лебона «Психология народов и масс». Не только люди, но и целые расы и народы не вправе рассчитывать на равенство, ибо оно противоречит человеческой природе, его естеству. Неравенство людей, народов и рас является объективным способом их существования, считает Лебон.
В «расовых теориях» принято считать, что белая раса генетически и социологически превосходит другие расы по «умственным способностям», «самостоятельности», «интеллекту», тонкости теоретико-познавательного и оценочного отношения к миру, умению «логически мыслить». Желтая раса уступает белой расе на один порядок, коричневая — на два порядка, а черная — на три порядка. В XX в. идеология Р. получила дальнейшее развитие и практическое осуществление. В гитлеровской Германии Р. был официальной идеологией фашизма, его политической практикой. Взяв на вооружение «теорию высшей германской расы» и пытаясь установить мировое господство в ходе развязанной им Второй мировой войны, фашизм широко прибегал к ликвидации «неполноценных народов». Гитлеровские расисты преступно уничтожали миллионы русских, украинцев, белорусов, поляков, евреев, сербов, чехов и людей др. национальностей. В современных условиях идеологи Р., на словах отказываясь от некоторых постулатов биорасизма, проповедуют концепцию т. н. психорасизма — о якобы психологической неподготовленности отсталых народов к самостоятельному развитию. Р. по-прежнему используется для обоснования расовой дискриминации, сегрегации или даже геноцида народов. В США теория и практика Р. направлены против негритянского населения страны, индейцев, выходцев из Латинской Америки. В связи со значительным притоком в Западную Европу иммигрантов из африканских стран здесь также в последние годы стал заметным явлением Р.
Р. является прямым вызовом мировой прогрессивной общественности. Мировое сообщество официально осудило практику Р. В 1965 г. была принята Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации. В соответствии с Конвенцией караемыми по закону преступлениями объявлены всякое распространение идей, основанных на расовом превосходстве или ненависти, всякое подстрекательство к расовой дискриминации, все акты насилия или подстрекательство к таким актам, направленным против любой расы или группы лиц другого цвета кожи или этнического происхождения, а также предоставление любой помощи для проведения расистской деятельности, включая ее финансирование. В Российской Федерации государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка. Запрещается ограничение прав граждан по указанным признакам, пропаганда расового, национального, религиозного или языкового превосходства. Не допускается пропаганда и агитация, возбуждающие расовую или национальную ненависть и вражду. См.: Расовая группа. Расоведение. Расовый состав населения России. Расы человека.
Источник: Этнология. Современный словарь-справочник. 2007 г.
Расистские концепции утверждают решающее якобы значение физических и политических особенностей расовых и этнических групп для характера и уровня их культуры, общественного устройства, исторического развития, способности к прогрессу.
Расистские мифы, стереотипы, предрассудки проявляют очень большую живучесть. Их влиянию подвержены весьма значительные группы населения многих стран и регионов (подтверждением чему является широкое распространение т.н. “бытового расизма”), проявляются в отношении “белых” (европейцев) к народам “небелого” мира, к “цветным” иммигрантам, к коренным этнорасовымм меньшинствам. С другой стороны, в условиях антиколониальной борьбы народов Азии, Африки, Латинской Америки возникли различные формы “цветного” расизма - “желтого”, “черного” - негритюд, “красного” (индейского).
Идеологическая и связанная с нею политическая функция Р. - “обосновать” и “оправдать” различные формы господства, дискриминации, нетерпимости одних народов (групп) в отношении других, включая экспансию, колониализм и неоколониализм (см.), социальную и территориальную сегрегацию (вплоть до апартеида), геноцид (см.).
Психологическая функция Р. - подавить чувство личного и национального достоинства людей, относимых к “неполноценным” народам и расам, с тем, чтобы упрочить контроль над ними правящих слоев доминирующего этноса. Одновременно совершается и деморализация последнего. Экономическая функция Р. - быть особым инструментом эксплуатации и сверхэксплуатации отдельных расовых групп и целых народов.
Этнорасовые предубеждения по отношению к чужим по внешности и поведению людям существовали еще в доклассовых и раннеклассовых обществах. У древних египтян, греков, римлян, персов, китайцев имелись концепции о различной природе, способностях душевном складе рабов и раовладельцев, которые в большинстве случаев принадлежали к разным этносам, а иногда и различным расовым типам; их можно считать первыми попытками обоснования социального и этнорасового неравенства. В феодальных обществах средневековья были распространены представления о биологической неравноценности феодалов, дворянства (“белая кость”, “голубая кровь”) и крестьянства (“черная кость”). В период Великих географических открытий, становления капитализма, начавшейся колонизации европейцами заморских земель постепенно складывается “теория” иерархичности различных групп человечества. Испанские и португальские завоеватели Центральной и Южной Америки оправдывали варварскую жестокость по отношению к индейцам тезисом об их “неполноценности”. Позднее расистские концепции были использованы и англичанами для морально-правового оправдания торговли рабами-африканами и рабства в Америке. Экономическое, военно-техническое, организационно-политическое преимущество стран-колонизаторов, способствовавшее подчинению им других народов, обусловило появление у их населения, особенно у господствующих групп, сознания превосходства “белой” расы над “черной” или “желтой”.Одну из первых попыток “научного” обоснования подобных взглядов сделал немецкий литератор и историк Хр.Мейнерс в книге “Общие черты истории человечества” (1785), где “кавказская” (белая) раса была выделена как особо совершенная физически и одаренная умственно.
Новый этап в разработке, широком распространении и активном использовании расистских идей относится к середине и второй половине XIX в. В США идеи Р. поставили на службу защитникам рабского статуса негров антропологи С.Дж.Мортон, Дж.К.Нотт, Г.Р.Глиддон, которые, фальсифицируя факты, доказывали с позиции полигенизма “примитивность” негров и индейцев. Позднее ряд американских историков и политиков выступил с концепцией о превосходстве американцев (белых) как “особой расы” людей, призванной руководить миром (М.Грант, Дж.Фиск, Д.Стронг, Т.Рузвельт).
В Европе особое место в попытках теоретического обоснования и оформления расизма принадлежит французскому социологу А.де Гобино, автору четырехтомного сочинения “Опыт о неравенстве человеческих рас” (1853). Убежденный сторонник полигенизма (происхождения людей от различных антропоидов в разных частях мира), он поставил на высший этаж в пирамиде человеческих групп белую расу, якобы превосходящую по всем параметрам “желтую” и особенно “черную”. В “белой” расе Гобино выделил элитную расу - “арийскую”, внутри которой такой же “элитой” считали германцев. Расовые различия, по Гобино, предопределяют не только неравенство народов, но и социальную стратификацию внутри народов.
Р. объективно служили многочисленные этнографические описания, подчеркивавшие примитивизм большинства не-белых народов без объяснения причин их историчеческого отставания от европейцев. Подобную же направленность имело объяснение напряженности и конфликтов между различными этническими и расовыми группами несовместимостью культурных ценностей, на чем до сих пор настаивают отдельные сторонники культурного релятивизма.
Некоторые идеи Р. получили поддержку и развитие в работах видных социологов (Г.Спенсер), психологов (Г.Лебон), биологов (Э.Геккель, Л.Бюхнер), стоявших на позициях “социал-дарвинизма”, представители которого переносили открытые Ч.Дарвином закономерности органического мира (борьба за существование, естественный отбор как фактор развития видов и др.) на человеческое общество. Французский социолог Ж.В.де Ляпуж, создатель т.н. антропосоциометрии, утверждал, что существует причинно-следственная взаимосвязь между расовыми особенностями и социальными явлениями, что борьба классов - это на самом деле межрасовая борьба. В Англии Ф.Гальтон - основатель учения о “евгенике” - доказывал, что аристократия обладает значительно большими творческими способностями, передаваемыми из поколения в поколение, чем “низшие” социальные классы; концепцию Р. защищали этнолог Дж.Гент, историк Дж.Сили, социолог Б.Кидд и другие. В Германии среди идеологов расизма и социал-дарвинизма особую известность приобрели О.Аммон, Л.Вольтман, Х.Чемберлен (натурализовавшийся там англичанин), которые доказывали превосходство германской (“нордической”) расы (длинноголовые светлопигментированные “арийцы”) над всеми остальными народами и расами. Их взгляды, наряду с некоторыми реакционными идеями Ф.Ницше, О.Шпенглера и др., были взяты на вооружение национал-социализмом, получили дальнейшее “развитие” и реализацию в человеконенавистнических “концепциях” и чудовищных преступлениях гитлеризма, сделавших Р. официальной политической доктриной. В период нацистского режима Р. господствовал в немецкой антропологии и этнологии; среди “расоведов” фашистского толка следует назвать Г.Гюнтера, Ф.Ленца, Е.Фишера.
В отличие от периода колониальной экспансии (и фашизма в 20-40-х гг. XX в.), во второй половине XX в. преобладают различные завуалированные формы Р., особенно - “психорасизм”. Расистские концепции развиваются и “обосновываются” в сочинениях различных авторов, пытающихся доказать иерархичность рас и расовых групп, вред межрасовых брачных контактов в основном с помощью психологических, психометрических методов и методик. Опираясь на некоторые данные по измерению т.н. “коэффициента интеллекта”, А.Дженсен, Г.Айзенк, Р.Херрнстейн делали попытки показать неравные интеллектуальные способности различных расовых групп (в частности, более высокие у белых).
Передовые ученые в этнографии и антропологии всегда решительно протестовали против Р., демонстрируя его антинаучность, вскрывая его социальные корни. Еще И.Г.Гердер, известный немецкий ученый и просветитель XYIII в., высказал мысль о единстве человечества и о равных правах всех его групп на историческое развитие. Противниками Р. были выдающиеся представители эволюционизма XIX в. с его фундаментальной идеей единства человеческого рода - Л.Г.Морган, Э.Тэйлор и др.; в XX в. их эстафету приняли Ф.Боас, А.Хрдличка, А.Валлуа, К.Леви-Стросс, Ф.Лушан, Л.Нидерле и др. В России на антирасистских позициях стояли Н.Г.Чернышевский, Н.Н.Миклухо-Маклай, А.П.Богданов, Д.Н.Анучин и др.; эта традиция была воспринята и развита в трудах советских антропологов и этнографов (В.П.Алексеев, В.В.Бунак, Г.Ф.Дебец, М.Г.Левин, Д.А.Ольдерогге, И.И.Потехин, Я.Я.Рогинский, С.А.Токарев, С.П.Толстов и др.). В последнее время большинство специалистов - психологи, социологи, этнографы - отвергают значение тестирования для определения уровня способностей той или иной человеческой группы как некорректную методику, ибо получаемые результаты определяются множеством факторов, в том числе и не связанных с генетическими особенностями индивидуумом.
Наука XX в. доказала несостоятельность всех аргументов расизма, всех вымыслов и мифов о физической или психической “неполноценности” современных расовых типов человечества. Это неоднократно констатировалось в документах международных совещаний по расовой проблеме, которые проводились под эгидой ЮНЕСКО (в частности, ы 1950, 1951, 1952, 1962, 1964, 1967, 1978, 1981 гг.). Недопустимо смешение понятия “расы” как биологической категории с такими социальными феноменами как этнос, класс, сословие; не связаны причинно между собой язык и расовый тип; опровергнуты предположения о генетической связи ныне существующих рас с разными видами древних антропоморфных обезьян, о вреде межрасовых браков; при смешении все расовые типы дают, как правило, плодовитое потомство, полноценное в физическом и психическом отношении. Данные современной антропологии и генетики неопровержимо свидетельствуют о близком биологическом родстве всех рас, расовых типов, популяций; все люди относятся к одному виду Homo sapiens. Никакого основания для иерархической классификации человеческих популяций и рас не дают ни их внешние морфологические признаки, ни их физиологические или анатомические особенности, в частности, не существует различий в строении мозга у представителей различных расовых типов. Все отмечаемые учеными специфические черты расовых типов и популяций имеют второстепенное значение, они не определяют умственное, социальное развитие этносов или других социальных групп.
Р. в любой его форме противоречит важнейшим принципам и нормам международного права. Борьба с Р. в современных условиях - существенная составная часть процесса утверждения нового мышления во внутренней и внешней политике государства, важный фактор ширящегося во всем мире движения за демократизацию и гуманизацию отношений между людьми и народами, за мирное сосуществование, за выживание человечества.
ЛИТ.:Критика буржуазных теорий национализма и расизма. М., 1976.
Лолер Дж. Коэффициент интеллекта, наследственность и расизм (пер. с англ.). М., 1982.
Против расизма. М., 1966.
Расовая теория на службе фашизма. Киев, 1935.
Расы и общество. М., 1982.
Расы и расизм: история и современность. М., 1991.
Berghe P. van den. Race and racism. N.Y. 1967.
Gulliamin C. L Ideologie raciste. Genese et langage actuel. P., 1972.
Race and racism: essays in social geography. L., etc., 1987.
Racism, science et pseudo-science. P., UNESCO, 1982.
Race, Science and Society. P. 1972.
Schwartz B. and Disch R. White racism. Its history, pathology and practice. N.Y. 1971.
La science face au racisme. P., 1986.
Taguieff P. La force du prejuge: Essay sur le racisme at ses doubles. P., 1988.
С.Я.Козлов
Источник: Этнические и этно-социальные категории. Свод этнографических понятий и терминов