НАЦИОНАЛИЗМ

Найдено 22 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

Национализм
nationalism). Система верований и символов, выражающая идентификацию с определенным национальным сообществом.

Источник: Социология. Глоссарий: основные понятия и важнейшие термины

Национализм
специфическая форма национального самосознания, основанная на гипертрофии национального чувства, идее превосходства собственной нации и пренебрежении к другим.

Источник: Глоссарий для курса Демография на Юге России.

Национализм
это идеология, психология, социальная практика, мировоззрение и политика подчинения одних наций другим, проповедь национальной исключительности и превосходства, разжигания национальной вражды, недоверия и конфликтов.

Источник: Краткий словарь по социологии

Национализм
система взглядов и практических действий, основанная на этноцентризме и этноэгоизме, на дискриминации иных этнических групп, приводящая часто к обострению этнонациональной напряженности, возникновению межнациональных конфликтов.

Источник: Социологический словарь проекта Socium

НАЦИОНАЛИЗМ
англ. nationalism; нем. Nationalismus. 1. Идеология, политика, трактующие нацию как основу самостоятельного государства и высшую форму обществ, единства. 2. Гипертрофированная форма нац. сознания, провозглашающая идеи нац. исключительности, замкнутости, превосходства. См. ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗМ, ПАТРИОТИЗМ, ШОВИНИЗМ.

Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua

Национализм
(гл 7) — в мировой политологии — доктрина, согласно которой раскрытие потенциала народа возможно лишь в собственном национальном государстве В марксистском понимании Н. трактовался как представление об исключительности своей нации, ее превосходстве над другими, нежелание смешиваться с ними (эксклюзивизм), а также действия, направленные на дискриминацию других этносов.

Источник: Социология в России. Глоссарий. 2016

национализм
nationalism лат. natio ‘род, происхождение, народ’. - Приверженность людей интересам своей нации, ее культурным ценностям, нередко за счет ущемления интересов других наций и этнических групп. на бытовом уровне проявляется в виде этнических симпатий и антипатий, на групповом — как идеология с социально-политической направленностью. Ср. космополитизм, культурный национализм, национальный эгоизм, шовинизм.

Источник: Словарь терминов межкультурной коммуникации 2013.

НАЦИОНАЛИЗМ
Приверженность людей интересам своей нации, ее культурным ценностям. На бытовом уровне понимается как проявление национальных симпатий и антипатий, на групповом – как идеология. Идеологи Н. полагают, что главным видом социальных связей являются национальные связи и главным субъектом истории – национальные общности людей, сотрудничающие или борющиеся друг с другом за средства существования. Н. может быть оборонительным и наступательным.

Источник: Термины и понятия лингвистики. Общее языкознание. Социолингвистика. Словарь-справочник

НАЦИОНАЛИЗМ
любовь к своей нации, ее истории и культуре, чувства национального самосохранения и достоинства, деятельность во благо нации. Истинный национализм лишен всякого национального тщеславия, принципиально миролюбив и терпим к другим народам. Он не имеет ничего общего с шовинизмом в различных его проявлениях, а тем более с нацизмом. Национализм не может рассматриваться и как антипод по отношению к интернационализму (дружественным отношениям между нациями). Интернационализм немыслим без наций как таковых с их четко определенным национальным самосознанием.

Источник: Терминологический ювенологический словарь

НАЦИОНАЛИЗМ
идеология и политика, практика и психология в национальном вопросе, для которых характерны идеи национального превосходства и национальной исключительности, пренебрежение интересами других общностей (классов, социальных групп, слоев), других народов. Национализм трактует нацию как высшую внеисторическую и надклассовую форму общественного единства. За общенациональные интересы национализм выдает устремления классов или социальных групп, выступающих в данных конкретно-исторических условиях носителями и проводниками националистической идеологии и политики. Национализм и шовинизм - две стороны одной медали. В России национализм стал явным в период распада СССР.

Источник: Словарь-справочник по социологии 2000

НАЦИОНАЛИЗМ
система взглядов, идеология, питающаяся этноцентризмом и имеющая большую соц.-политич. направленность. Идеологи Н. полагают, что главным видом соц. связей являются связи нац. (этнич.) и главным субъектом истории - нац. (этнич.) общности, сотрудничающие или чаще - враждующие между собой. Эти идеологи приписывают своему народу особые историч. заслуги и историч. миссию, призывают людей служить этой миссии, пренебрегая др. интересами, не считаясь с др. народами. В раннеклассовых формациях Н. обычно проявлялся в слабой степени, уступая религиозной идеологии. Свои наиболее четкие формы Н. получил с развитием капитализма и национальных движений, с завершением процесса формирования наций и национальных гос-в. Наиболее реакционную форму он приобрел в нем. Лит.; Козлов В.И. Национальный вопрос: парадигмы, теория и политика//История СССР. 1990, № 1. В.И. Козлов.

Источник: Российская социологическая энциклопедия

Национализм
nationalism), идеология и психология, к-рые часто проявляются в требовании представителей нации полит, самоопределения, обычно подразумевающем создание независимого гос-ва. Определить, что такое нация, очень трудно, но в общих чертах это группа людей, объединенных общностью целей в силу происх., языка, культуры и религии. Совр. нац. объединения демонстрируют необыкновенную живучесть, служат мощным катализатором полит, перемен. Более ранние нац. движения, как, напр., в Германии и Италии в 19 в., ставили, как правило, во главу угла создание крупных и мощных государств на месте существовавших мелких образований. В 20 в. возобладало стремление свергнуть имперское или колон, правление (мн. развивающиеся страны стали свидетелями возникновения нац. движений, борющихся за создание независимых гос-в) либо выйти из состава существующего гос-ва. Совр. освободительные движения, напр., шотландцев, басков, нац. меньшинств в быв. СССР, являют собой пример Н., принявшего форму сепаратизма. Либералы и социалисты часто склонны отвергать Н. как иррациональное, атавистическое явление, но мало кто станет отрицать мобилизующую силу нац. чувств и привязанностей (община, этнические группы, самоопределение).

Источник: Народы и культуры. Оксфордская иллюстрированная энцкилопедия

Национализм
идеология, социальная практика, политика и групповое поведение, основанные на представлении о примате национальных интересов своего этноса, которые часто противопоставляются интересам других этносов и индивидуальным правам человека. Источником Н. выступают идеи превосходства и национальной исключительности одних «высших» наций над другими – «низшими», «неполноценными». Психологическую основу Н. составляет этноцентризм. Термин «Н.» возник в эпоху Великой Французской революции как обозначение чувства приверженности своей нации, в отличие от прежней приверженности королю. В конкретно-исторических условиях Н. может приобретать агрессивный шовинистический характер, крайнее выражение которого проявилось в германском национал-социализме.
Н. весьма разнообразен по своему содержанию и формам проявления. Он может выступать в виде ультрапатриотизма – национализма малых народов, великодержавного шовинизма, фашизма, расизма, либерализма и даже демократизма. Специфическим выражением Н. могут также выступать сепаратизм и изоляционизм, которые разрывают естественные связи между народами и наносят ущерб представителям как «чужих», так и «своей» нации. Психологически Н. формирует у людей негативные установки и стереотипы, социальные чувства и представления по отношению ко всему инонациональному.

Источник: Этнология. Словарь. Основные понятия

НАЦИОНАЛИЗМ
идеология, отстаивающая исключительность и превосходство собственной нации, сопряженная с враждеб-но-недоверчивым отношением к др. нациям, пренебрежением и агрессивностью по отношению к ним. С конца XIX в. Н. приобрел воинствующий характер, что обусловлено ответной реакцией этнических общностей на усиливающийся общемировой процесс интернационализации. Н. рассматривает национальные и этнические черты как самоценность, своего рода субстанцию исторического существования. Тем самым этническое подвергается сакрализации, становится объектом своего рода культа. Н. сводит этнические разлиния к генетическим, а генофонд нации и его внешние проявления (антропологическая типизация) определяются в качестве единственного фактора, конституирующего национальную целостность. Н. основываются на принципе подчинения личностного начала коллективному интересу нации. Н. утверждает приоритет народной «почвенной» культуры по отношению к творчеству «космополитической» интеллигенции. Все это подкрепляется ссылками на сакральное прошлое нации, которое романтизируется и приукрашивается. Вечными темами Н. являются вопросы о «начале» исторической судьбы своего народа, его великом будущем, месте в мире, особой религиозной, культурной и исторической миссии, об основаниях его уникальности, чертах национального характера и ментальности.
Лит: 1)Макаренко В.П. Главные идеологии современности. Ростов н/Д., 2000; 2)Радаев В.В. Экономическая социология. М., 1998; 3)Национализм // Социологический энциклопедический словарь. На русском, английском, немецком, французском и чешском языках / Ред.-координатор Г.В. Осипов. — М., 1998. Ю.Г. Волков

Источник: Социология. Краткий тематический словарь. Феникс. 2001

НАЦИОНАЛИЗМ
(от фр.. nationalisme) - это идеология и практика политического признания этнической группы. Н. могут следовать государства и этноорганизации. Идеология Н. содержит следующие принципы: мир разделен на естественные этногруппы - нации; каждая нация имеет право самой определять свое общественное устройство; реализация права на самоопределение должна привести к образованию национальных государств, в к-рых совпадают этнические и территориальные границы. На практике политическое признание этнической группы сопровождается движением этноорганизации, руководствующейся идеологией национального самоопределения. В качестве его главных проявлений отмечаются националистическая солидарность, поддержка требований этнолидеров и конфронтации с внешним окружением. В социальных науках господствуют две исследовательские стратегии рассмотрения национализма - консенсология и конфликтология. Исходным пунктом анализа консенсологи избирают согласие нации на создание национального государства и проживание под официальной юрисдикцией своего правительства. Право национального самоопределения и признание национального государства мировым сообществом образуют начальную и конечную фазы национализма. Консенсология отражает первичный опыт формирования национальных государств и с трудом поддается операционным определениям новосовременного национализма. Более перспективной в научном отношении будет конфликтология, в соответствии с которой внутренняя интеграция может достигаться средствами конфликта. С позиций конфликтологического подхода национализм - это борьба этноорганизаций за политическое признание этнообщности мирными и насильственными средствами. Национализм мотивирован ценностно и инструментально.

Источник: Социология Словарь-справочник. 2006 г.

НАЦИОНАЛИЗМ
Идеология, основанная на пропаганде национальной исключительности и национального превосходства, а также политика, реализующая националистическую идеологию. Н. может выражаться в разжигании национальной ненависти и конфронтации как между народами разных стран, так и внутри одной страны между представителями различных наций и этносов. Международное законодательство классифицирует идеологию и политику Н. как политическое преступление, заключающееся в нарушении прав человека. Н. может проявляться в самых различных формах. Так, шовинизм представляет собой попытку интеллектуального или политического ограничения национальных меньшинств со стороны основной национальности данной страны. Расизм направлен на ограничение народностей других рас. Феномен Н. — сложное общественно-политическое явление, которое порождает массу конфликтных ситуаций.
В явлениях Н. проявляются исторические отношения, различие культур, экономического, политического, а также религиозного образа жизни. Проявления Н.: антисемитизм (враждебное отношение к евреям, в частности в фашистской Германии), сионизм (еврейская разновидность Н.), апартеид (организация раздельного проживания и различения в правах представителей различных национальностей, в частности в ЮАР), насильственное переселение народностей в СССР и т.д.
В России традиционная имперская политика создала запутанную систему национально-политических отношений. При социализме национальные отношения усложнились. Крушение социализма привело к распаду СССР, что способствовало заметному обострению национальных отношений. Современный Н. на территории бывшего СССР многолик, антагонистичен (ситуация в Карабахе, Чечне, Грузии). Проблема современного Н. требует объективного научного осмысления и тонкой, гибкой политики.

Источник: Словарь-справочник по социологии. 2018

НАЦИОНАЛИЗМ
nationalism) — 1. Чувство принадлежности народу, объединенному обшей исторической, лингвистической и возможно, "расовой" или религиозной связью, с верой в то, что он идентифицирован с определенной территорией и либо составляет национальное государство, либо стремится к тому. 2. Любая связанная с этим идеология, защищающая состояние нации как наиболее соответствующую форму современного правительства. В основном досовременные государства не были политическими общностями, основанными на отдельном народе. Вне Европы и в Европе до 16-го столетия большинство из них представляло собой скорее империи или относительно свободно консолидированные территории. Национализм — европейское явление, сопровождающее, в частности, реорганизацию и консолидацию современных западноевропейских национальных государств в 17—18-м столетиях. Возникающие в Западной Европе, они изобрели национализм как средство обеспечения их политической последовательности и автономии в новых условиях. Одновременно, однако, национализм также стал отражать стремление народов к самоопределению. Бесспорно, что он поддержал существующие национальные государства и создал другие, подрывая империи, но в социологии и социальной науке в целом национализм показал себя временным явлением, обреченным на замену интернационализмом (см. Военное и промышленное общество) или классовыми интересами (см. Марксизм). Две мировые войны и их последствия, в ходе которых было создано гораздо больше новых наций, утвердили национализм в качестве непреодолимой силы в современном мире. Еще раз — особенно в Африке — новые национальные государства образовывались в большей мере благодаря национализму, нежели какой-либо предшествующей "нации". В результате появилась мировая система государств, в которой современное национальное государство является теперь доминирующей политической формой и в котором национализм остается мощной силой. Он по-прежнему влияет на отношения между государствами, хотя иногда угрожает их внутренней целостности, поскольку возникают новые требования на признание статуса государственности. Социологические объяснения столь могучей роли национализма сконцентрировались на трех областях: (а) настоятельная потребность в коллективном социальном тождестве в крупных безличных обществах; (б) не только отсутствие подрыва экономических интересов, но
и их отражение; (в) использование в качестве средства либерализма и радикальных идей, а также оправдания насилия и ценностей нетерпимости — «лика Януса» по определению Нэрна (1977).

Источник: Большой толковый социологический словарь

НАЦИОНАЛИЗМ
специфическое состояние сознания этноса и социально-психологических ориентаций людей, а также сопряженные с ними идеология, теория и социальная практика. Для обыденного сознания слово "Н." не имеет нейтрального звучания, оно всегда эмоционально окрашено. Суть Н. составляет проповедь собственной национальной выделенности и (или) исключительности, с необходимостью дополняемая недоверием к чужим (конкретно определяемым) этническим общностям и (в крайних проявлениях) - отказом им в праве на существование. Типичен для цивилизаций локального типа, чья культура фундирована осевой аксиологической оппозицией: Мы - Они. Н. возникает как реакция этноса на деструктивные воздействия внешней среды (экономические, социальные и политические процессы, иноэтнические воздействия). Н. как политический принцип результировался в процессах образования национальных государств, распада империй и отделения колоний от метрополий. Т.обр. Н. - как "фактор влияния" превзошел и мировые религии докапиталистических обществ, и государственные образования имперского типа Нового времени. В первой таксономии Н. противостоял христианству и космополитизму, во второй - интернационализму и империализму. В рамках мононациональных государств Н. может варьироваться от изоляционизма (Албания 1960-1980-х) до экспансионизма ("японская модель").
В зависимости от исторической судьбы, численности, специфики доминирующих в его границах способов деятельности, степени различия его культурных норм с соседями и т.д. - реакция этноса (или "градус" Н.) может кардинально изменяться. Н. выступил, в частности, ответной реакцией многих этнических общностей на усиливающийся общемировой процесс интернационализации. Эта тенденция в контексте исторического опыта явилась неоднозначной. В экстремальных вариантах проявления Н. в национальном сознании происходит фетишизация собственно этнического начала, которое начинает рассматриваться как предельное основание бытия данной общности людей, как единственный критерий дифференциации между ними. Этническое становится объектом своего рода культа (вплоть до ритуализации). Н. чаще всего сводит этнические различия к генетическим, а последние - к их внешним проявлениям, которые и определяются в качестве единственного фактора, конституирующего национальную целостность. Идеология Н. постулирует также приоритет национальных ценностей перед личностными, приоритет государственности перед любыми иными формами социальной самоорганизации этноса, приоритет мифологизируемого национального прошлого и желаемого будущего перед настоящим, приоритет "культурной" и "народной" самобытности перед установками "бескорневой" интеллигенции. Для индивида в условиях кризиса традиционных общественных институтов этнос - наиболее устойчивая референтная группа, а Н. - самый доступный психологический субститут выхода из состояний фрустрации. Неизбежно недооценивая всю сложную систему созданной этносом хозяйственной, политической, духовной культуры, результаты многочисленных межэтнических взаимопроникновений (в том числе и генетических), имевших место в исторической судьбе данного народа, Н. абсолютизирует этническую замкнутость, ведущую к застою, упрощению и упадку данной национальной культуры. Н. - неизбывная и в известном смысле позитивная черта человеческого сообщества, ибо даже потенциальная угроза его экспансии необходимо стимулирует процессы обновленческой трансформации структур международного сотрудничества в решении глобальных проблем и оптимизации всей совокупности межгосударственных отношений.
А.А. Грицанов

Источник: Социология: энциклопедия

Национализм
теория, идеология и политика в национальном во просе, основанная на утверждении превосходства данной нации над другими. Имеет широкий диапазон своего проявления — от махрово-ненавистнических и агрессивных направлений (порабощение стран и народов путем войн и захватов, погромы, резня, различные фобии и т. д.) до концепций либерально-реформистского толка. Для всех форм его проявления характерно общее содержание, а именно: отношение к личности, группе или общности, оценка их деятельности изначально связаны с национальной принадлежностью, отличием от других этносов. Выражая интересы господствующих классов и слоев населения, широко используется как удобное средство для решения узкоэгоистических интересов политической элиты (кланов, тейпов и т. д.), которая выдает их за общенациональные. За исключением периода раннего капитализма, когда утверждающая себя в тот период времени буржуазия, как исторически прогрессивный класс, выступала за политическое объединение общества в национальных границах, создание национального государства, развитие национальной культуры, н. не имел какого-либо позитивного содержания.
С приходом буржуазии к власти он окончательно становится реакционной, дестабилизирующей общество идеологией. В настоящее время н. всюду проявляет себя как негативная и социально опасная сила, широко используемая высшим классом общества, куда входит крупный капитал, для развязывания агрессивных войн, провокационных действий против других народов, захвата чужих земель, поддержки националистических и шовинистических элементов внутри наций (агрессия США против Югославии и Ирака, официальное провозглашение Соединенными Штатами доктрины «национальных интересов» в различных регионах мира якобы с целью установления «демократического правления», поддержка и подстрекательство косовских албанцев за отделение Косово от Сербии, захватнические действия Израиля в отношении ряда арабских государств, военизированная деятельность баскских сепаратистов в Испании и т. д.). Наиболее реакционной и опасной для человечества формой н. является международный терроризм, как правило, широко использующий шовинистическую, расистскую и человеконенавистническую идеологию. На его совести сотни тысяч жизней мирного населения в различных странах мира, примером чего может служить германский фашизм, религиозный фундаментализм и др. Но и так называемый «утонченный», «приличный» по своей форме, т. е. словес ной упаковке, либерально-реформистский н. не менее опасен, чем его откровенно человеконенавистнические грубые проявления, поскольку является орудием противопоставления одних народов другим, инициирует насилие и захваты.
Для правящих кругов н. всегда сочетался также с космополитизмом, т.е. продажей подлинно национальных интересов народов своих стран с целью подавления их сопротивления политике социального ограбления и сохранение власти. Поскольку н. — негативные и социально опасные идеология и поли тика, то для прикрытия и маскировки их реакционной сущности в последнее время наметилась тенденция, связанная с переосмыслением сути самого понятия, отождествлением национального и националистического, представлением н. как необходимого элемента защиты прав и свобод граждан — представителей своей нации, ее духовной культуры. Так В. А.Тишков утверждает с позиций западной концепции конструктивизма, что поскольку нации — это лишь «воображаемый конструкт», то и н. якобы «не имеет научной и политической нагрузки». Это свидетельствует о необходимости научной разработки концепции наций и национальных отношений, в которой была бы представлена объективная оценка со временного н., а создатели его новых форм, направленных на разрушение механизмов доверия между народами и стабильности общества, показаны во всей их неприглядной наготе. Др филос. наук М. Н. Росенко.

Источник: Нации и этносы в современном мире. Словарь-справочник.

НАЦИОНАЛИЗМ
NATIONALISM) Идеология, основанная на убеждении в том, что народ, обладающий общими чертами, такими, как общие язык, религия или этническая принадлежность, составляет отдельную политическую общность. Националисты стремятся к сохранению этой отличительности для защиты социальных преимуществ, являющихся следствием национальной идентичности и принадлежности. Политическую легитимность государства национализм связывает с самоуправлением, осуществляемым «согражданами» (conationals). Часто утверждается, что национализм как политическая доктрина появился лишь в XVIII в., а рост националистических движений совпадает с развитием наций-государств в Европе в посленаполеоновский период. Однако уже к концу XIX в. многие социальные теоретики говорили о существовании тенденции к упадку национализма и замене его идеологиями интернационализма и космополитизма. Такая трактовка индустриального общества предполагала, что (1) развитие торговли ведет к устранению частных различий между обществами; (2) конфликты будут выражаться посредством классовых, а не национальных идеологий; (3) рабочий класс будет все более привержен интернациональному социализму. Эти предположения были опровергнуты Первой мировой войной, которая велась в соответствии с националистическими принципами при относительно слабой организованной оппозиции военным действиям со стороны рабочего класса. Впоследствии национализм был тесно связан с антиимпериалистическими движениями за самоопределение в странах «третьего мира». Три основные современные интерпретации феномена национализма заключаются в следующем: (1) национализм был романтическим движением, связанным с объединением Германии, а также Италии; позднее, на плечах европейского колониализма он был экспортирован в Африку и Азию; (2) национализм является формой политики, посредством которой общества реагируют на разрушение традиционных способов социальной организации, например, в результате социальных изменений, связанных с внешним колониализмом, или вслед за крахом социалистической системы в Восточной Европе; (3) неравномерное развитие капитализма порождает глубокий региональный дисбаланс, и периферийные регионы проводят националистическую политику с тем, чтобы добиться более равномерного распределения богатства (примером является шотландский национализм в Великобритании). Согласно последней интерпретации, национализм в передовых капиталистических обществах развивается в ответ на внутренний колониализм. Национализм часто считается искусственной, паразитической идеологией вследствие того, что зачастую невозможно определить, в чем заключаются общие черты, свойственные всем членам общества, заявляющим о принадлежности к одной нации. С данной точки зрения, национализм — это миф, созданный интеллектуалами, носителями романтических идей национального языка, народного наследия и национальной идентичности. Вследствие этого, национализм ассоциируется также с политическим экстремизмом и ксенофобией. Тем не менее, свойственное либерализму отождествление национализма и фашизма может заслонять позитивные политические результаты современных националистических движений в странах «третьего мира», добившихся самоуправления и некоторой степени социального развития. Классический марксистский подход к национализму был основан на трех общих положениях: (1) национализм — это буржуазная идеология, поскольку она служит классовым интересам развивающейся буржуазии в ее борьбе с традиционной аристократией, руководствующейся, например, принципом божественного права; (2) развитие наций-государств было тесно связано с экономическими нуждами раннего капитализма, однако интернационализация, свойственная позднему капитализму, ведет к упадку национализма; (3) национальная борьба является особой формой борьбы классов и часто обозначается как «внешняя классовая борьба», которая ведется на международном, а не национальном уровне. Все эти положения не были подтверждены политической историей ХХ в. Национализм часто оказывался связанным с радикализмом рабочего класса, поскольку националистическая политика может предполагать социальное равенство для всех членов нации. Национализм также может быть частью революционной социалистической борьбы за национальную автономию, направленной против иностранного господства и внутренней эксплуатации, примером чего является Мексиканская революция 1910-1917 гг. Кроме того, анализ национальной борьбы как особой формы борьбы классовой оказался связанным со значительными трудностями, и некоторые марксисты утверждали, что национализм следует рассматривать в качестве «автономной силы» в рамках политической борьбы. Существует точка зрения, согласно которой общая теория национализма невозможна, поскольку его политическая направленность (демократическая, фашистская или коммунистическая) и классовая основа могут быть различными. Ни одна теория не может выделить какой-либо социальный процесс (такой, как индустриализация), посредством которого можно было бы объяснить возникновение всех форм национализма, или определить фундаментальные и универсальные черты националистических движений. Однако не все исследователи разделяют эту негативную точку зрения. В социальной науке существует единство во мнениях относительно того, что национализм, несмотря на свою эмпирическую сложность, имеет следующие общие черты: (1) он основывается на принципе, согласно которому правительства должны иметь ту же культурную идентичность, что и рядовые граждане; (2) в результате этого культурный национализм, который стремится к сохранению или возрождению национального наследия (например, посредством возрождения языка), закладывает основу Для национализма политического, стремящегося к самоопределению и политическому превосходству; (3) развитие современных систем массовой коммуникации способствует распространению объединяющих националистических идеологий; (4) националистические идеологии весьма привлекательны для подчиненных классов, которым они обещают определенную экономическую защиту от представителей других наций, однако содержание этой идеологии обычно разрабатывается маргинальными интеллектуалами (например, к национализму тяготеют черные интеллектуалы, исключенные из образовательного истэблишмента белых); (5) в течение большей части ХХ в. национализм был связан с деколонизацией и экономическим развитием стран «третьего мира», а также с борьбой за региональное равенство в рамках существующих капиталистических обществ. Однако в постсоциалистических обществах Восточной Европы с начала 1990-х гг. наблюдалось возрождение воинствующих националистических движений, основанных на этнических и религиозных различиях. См. также: Империализм; Мобилизация; Модернизация; Политическая социология; Этническая группа. Лит.: Gellner (1983); Smith (1991)

Источник: Социологический словарь

НАЦИОНАЛИЗМ
(фр. nathionalisme от лат. natio) — понятие, первоначально обозначающее приверженность людей ценностям своей нации (этноса), идеологию и групповое поведение, основанные на представлении о примате национальных интересов своего этноса. Психологическую основу Н. составляет этноцентризм. Термин Н. возник в эпоху Великой Французской революции как обозначение чувства принадлежности своей нации (в отличие от прежней принадлежности королю). Развитие националистических движений совпадает с развитием наций-государств в Европе в постнаполеоновский период. Первоначально идеология Н, имела позитивное значение, так как была направлена на консолидацию наций, на победу капиталистической формации в борьбе с феодализмом. Подъем Н. в Европе в XIX в. предшествовал возникновению таких государств, как Италия и Германия. Их объединение не могло осуществиться, пока народы этих стран мирились с тем, что их рассматривали как подданных того или иного государя, монарха, а не как итальянцев или немцев. Политическую легитимность государств Н. связывает с наличием самоуправления, осуществляемого «согражданами».
Однако уже к концу XIX в. многие теоретики говорили о существовании тенденции к упадку Н. и замене его идеологиями интернационализма и космополитизма. Эти предположения развеяла первая мировая война, которая велась в соответствии с националистическими принципами. Впоследствии Н. тесно связался с антиимпериалистическими движениями за самоопределение стран третьего мира. Вообще Н. получает развитие либо в процессе борьбы за независимость, национальное самоопределение народа, не обладающего собственной государственностью (как минимум автономией), либо в условиях борьбы с внешним противником, угрожающим лишить народ собственной государственности, покорить его. Тем самым национальные идеи и чувства способны играть позитивную роль, выступать в форме патриотизма, содействующего мобилизации сил общества на решение возникающих перед ним задач, облегчая преодоление трудностей и испытаний, могущих сломить нацию, энергия или пассионарность которой не пробудились или пошли на спад.
Таким образом, Н. как идеология и практика национально-освободительного движения ранее угнетенных или неполноправных народов, имеет историческое оправдание, хотя и включает ложную идею национальной исключительности. В то же время Н., признание национальной идеи ведущей в жизни данного общества в зависимости от ее конкретного содержания легко перерастает в шовинизм и расизм. Н. преимущественно негативного содержания начинается с искусственного гипертрофирования и субъективного противопоставления «своего», национально-особенного своеобразию других наций. Признание своих этнических черт «наилучшими», свидетельствующими о «бесспорном превосходстве», есть аномальное состояние сознания тех, кто выступает в качестве его носителей — индивидов, социальных групп или даже значительной массы людей, попавших под его влияние в силу тех или иных социально-экономических и политических причин. На межличностном и групповом уровне Н. выступает в виде этнических симпатий и антипатий, предпочтений и других проявлений национальной психологии.
Идеологи Н. как политической доктрины полагают, что главным видом общественных связей являются связи национальные и главным субъектом истории — национальные (этнические) общности людей, сотрудничающие или борющиеся друг с другом за средства существования. Они обычно приписывают своей нации особые исторические заслуги и историческую миссию в жизни всего человечества, призывают людей своей национальности служить этому предназначению, пренебрегая интересами других наций и допуская в их отношении различные формы национальной дискриминации. Идеи национальной исключительности и превосходства, недоверие к другим нациям нередко перерастают в межнациональную вражду, экстремизм и ксенофобию.
Агрессивный Н. выступает как в форме разжигания национальной розни и вражды между национальностями в пределах одной страны, так и в форме натравливания народа одной страны на народ другой. И, как правило, Н. одних пробуждает Н. других. В этом случае он выступает как ответная реакция и именуется «защитным» или «оборонительным» Н. Н. может возникать как стихийно, так и преднамеренно благодаря действиям ловких манипуляторов общественным сознанием ради достижения определенных политических целей. Н. способен перерастать в движение, стремящееся к завоеванию социальных привилегий для представителей определенной нации и утверждение ее превосходства над другими национальными группами. Но во всех случаях он появляется на основе иррациональных психических процессов, для которых характерно некритическое восприятие своей собственной этнической общности. Во второй половине XX в. Н. в том или ином виде проявился в большинстве стран мира. В одних случаях, как в Западной Европе, он явился реакцией на интеграционные процессы, стирание границ между государствами, что породило опасения за сохранение вековых традиций, культуры, национальной самобытности народов, региона. В других случаях подъем Н. был реакцией на крупные социально-экономические потрясения, связанные с распадом СССР, СЭВ и Организации Варшавского Договора, изменение социально-политической ориентации развития государств Восточной Европы после крушения там прежних режимов. Н. имел место и в отдельных республиках бывшего СССР, особенно среди «титульных» наций, пользующихся различными привилегиями, С середины 80-х г. он проявился более открыто, что привело к росту национал-сепаратизма и сыграло решающую роль в распаде Советского Союза на независимые государства. Самоутверждение новых государств уже породило тенденцию дискриминации этнических групп, оказавшихся в меньшинстве (напр., русскоязычного населения в странах Балтии). Аналогичные процессы поразили Югославию и Чехословакию, где Н. привел к межнациональной войне, массовым миграциям населения. Н. в современной России представляет серьезную угрозу ее целостности.
Многие исследователи утверждают, что общая теория Н. невозможна, поскольку его политическая направленность и его классовая основа могут быть различными. Не существует теории, которая могла бы выделить какой-то социальный процесс, посредством которого можно было бы объяснить возникновение всех форм Н. или определить некоторые сущностные, универсальные черты националистических движений. Действительно, Н. имеет много разновидностей. Но независимо оттого, как понимается нация (по-разному в разных странах), И. предполагает два утверждения: во-первых, нация есть своего рода абсолют, божество, она превыше всего, в том числе и личности, которая обязана пожертвовать ради нее всем; во-вторых, «своя» нация лучше, благороднее, ценнее других наций. И. использует глубоко коренящиеся в социальной психологии людей национальные предрассудки, настроения и чувства. Психология Н. проявляется преимущественно в целом комплексе негативных эмоций по отношению к другим нациям и этническим группам. В то же время психология Н. всегда связана с национальной значимостью, переоценкой собственной нации, с чрезмерной идеализацией ее успехов и достижений.
С Н. не нужно путать патриотизм — любовь к Родине, к соотечественникам. Если кто-то любит свою страну, это не означает, что он непременно должен обожествлять ее либо испытывать презрение, а тем более ненависть к другим странам и народам. Он вовсе не обязан считать нацию «высшей ценностью», как того требует Н.

Источник: Этнология. Современный словарь-справочник. 2007 г.

НАЦИОНАЛИЗМ
(англ. - nationalism, нем. - Nationalismus) -термин, вошедший в употребление гл.образом в ходе Великой Французской революции конца .XYIII в. для обозначения приверженности людей интересам своей нации (см.), понимаемой как "согражданство", в отличие от прежней верности королю; в этом позитивном в широком смысле "этнического патриотизма" он стал применяться в XIX в. и в других странах аналогичного понимания термина "нация", в том числе англоязычных. Однако в России, Германии и других странах, где нация понимается как этническая общность, особенно по мере столкновения различных национальных (этнических) интересов и обострения национальных отношений в термин Н. стало вкладываться негативное содержание, обусловленное тенденцией противопоставления людей своей национальной принадлежности инонациональным группам. В советской науке под Н. понималось возвышение одной нации над другой, в том числе на бытовом уровне - система национальных (этнических) симпатий и антипатий, на групповом уровне - идеология национального неравноправия; то и другое питается этноцентризмом (см.) и этнической или национальной парадигмой (см.), но в отличие от них имеет большую социально-политическую направленность. Идеологи Н. полагают, что главным видом социальных связей являются связи национальные (этнические) и главным субъектом истории - национальные (этнические) общности людей, сотрудничающие или (что чаще) - борющиеся друг с другом за средства существования; они приписывают своей нации (этносу) особые исторические заслуги и историческую миссию в жизни человечества, призывают людей своей национальности всячески служить этой миссии, пренебрегая другими, в том числе и общечеловеческими интересами и допуская применение против других наций (этносов) насильственные действия с использованием вооруженной силы.
В раннеклассовых формациях Н. в своей позитивной и негативной формах обычно проявлялся в слабой степени, так как в то время преобладала религиозная идеология, конфессиональные симпатии и антипатии, а также персонифицированные виды преданности местному властителю феодалу или коронованному королю, императору. Свои наиболее четкие формы Н. получил с развитием капитализма и движений за создание национальных государств с выборными органами власти, с обострением экономического соперничества внутри таких государств с иноэтническими группами и соперничества во внешней политике с другими государствами за колонии, рынки сбыта и т.п. Связь Н. с капитализмом была отмечена классиками марксизма, которые, не отрицая исторической важности национальных (этнических) общностей, доказывали ведущую роль в истории классов и классовой борьбы, противопоставляли националистической идее единства интересов всех классов внутри нации и "извечной" якобы вражде наций интернационалистическую идею классового союза трудящихся различных национальностей в их борьбе за свои интересы против национальной и международной буржуазии, за торжество социализма и коммунизма (см. "Интернационализм" ). "Буржуазный национализм и пролетарский интернационализм, - писал В.И.Ленин, - две политики (более того - два мировоззрения) в национальном вопросе". (ПСС, т.24, с. 123). В соответствии с этим в советской научной и политической литературе стало принято писать только о "буржуазном" Н. и преимущественно в негативном смысле; допускалось одобрение лишь Н. угнетенных этносов колониальных и зависимых стран, борющихся за свое освобождение (см. "Колониализм" ), и Н. малочисленных этносов, противодействующий ассимиляции их более крупными.
Н. - очень сложное социальное явление, проявляющееся в нескольких основных видах или типах: языково-культурном, экономическом и политическом, а также в своем оборонительном или наступательном виде. Языково-культурный Н., иногда называемый "этницизмом", представляет собой движение за сохранение или за приоритетное развитие национального языка и самобытной культуры; наступательный вид его в государствах, созданных по национальному принципу, проявляется в придании национальному языку статуса "государственного" с обязательным изучением и использованием во всех сферах жизни. Экономический Н. выражается в организации бойкота производственной и торговой деятельности инонациональных групп и в поощрении деятельности предпринимателей своей национальности; в своем крайнем наступательном виде он может проявиться в погромах, наносящих экономический ущерб инонациональным группам. Политический Н. проявляется в организации движений, нацеленных на захват власти лидерами тех или иных национальностей, а в конечном счете - на совмещение политико-государственных границ с этническими (языково-культурными), что достигается либо вытеснением иноэтнических групп за эти границы, либо их физическим истреблением (см. "Геноцид"), либо их ассимиляцией (см.). При этом в политическом Н. обычно используются лозунги языково-культурного и экономического Н., который в свою очередь может быть вполне успешным, лишь при опоре на политический Н., т.е. на власть в национальном государстве (см. также Этнократия).
В новейшее время Н. в той или иной форме и виде с различной степенью проявления отмечен почти повсюду, в том числе и в промышленно развитых странах, где процессы межнациональной экономической и культурной интеграции, казалось бы, должны были привести к его исчезновению, например, в Канаде (франко-канадский или квебекский Н.), в Испании (баскский, каталонский и галисийский Н.) и т.д. Наиболее реакционную форму он принял в германском так называемом национал-социализме, который якобы для блага "высшей" немецкой ("арийской") нации включил в программу своей деятельности порабощение или уничтожение других "неарийских" народов; применение нацистами в их национальной политике расовых критериев разграничения "арийцев" и "неарийцев" связало их идеологию с расизмом (см.). Близкие к нацизму формы Н. возникли в послевоенной Европе в странах, куда прибыли крупные группы иммигрантов, отличающихся от местного населения своими этнорасовыми характеристиками; они проявляются в действиях членов "Национального фронта" в Великобритании, "Национального фронта" во Франции, движениях правых группировок в ФРГ и т.д.
Примерно с середины 1980-х гг. наблюдается подъем Н. в Советском Союзе и во многом аналогичный ему по государственной системе и структуре Югославии. Такой Н., опирающийся на созданные в этих государствах национальные республики и уже имевшиеся привилегии "титульных" национальностей таких республик, соединил в себе все три вида наступательного Н. - языково-культурный, экономический и политический - и выразился главным образом в национал-сепаратизме. В республиках СССР он питался недовольством процесса распространения русского языка и общественной культуры, недовольством централизованным командно-административным управлением экономикой, а также стремлением административной и культурной элиты "титульных" республиканских наций закрепить и умножить имевшиеся у нее привилегии по сравнению с иноэтническими группами; к этому присоединились и интересы растущей национальной буржуазии укрепиться в рамках суверенных национальных государств, победить или вытеснить иноэтнических конкурентов. Важным этапом развития Н. в союзных республиках СССР стало принятие законов, объявляющих язык "титульных" наций "государственным" с ущемлением русского языка, бывшего до этого основным языком межнационального общения в многонациональной стране, а при дальнейшем развитии Н. - принятие законов, лишивших большинство этнических меньшинств гражданства (например, в Эстонии и Латвии). Окончательным же результатом Н. и национал-сепаратизма в СССР стал распад Союза на самостоятельные государства. Развитие Н. и национал-сепаратизма в Югославской Федерации также привели к ее распаду, но этот процесс шел более болезненно, чем в СССР, и сопровождался межнациональными военными столкновениями. Происшедший в 1992 г. распад Чехословакии на Чешское и Славацкое государства шел мирным путем. В обозримом будущем Н. сохранит свою роль в общественно-политической жизни различных стран мира.
ЛИТ.: Критика буржуазных теорий национализма и расизма. М., 1976.
Козлов В.И. Национальный вопрос: парадигмы, теории и практика// История СССР, 1990, N 1
Козлов В.И. Национализм, национал-сепаратизм и русский вопрос//Отечественная история, 1993, N 2.
Deutsch K.W. Nationalism and social communication. N.Y., 1953;
Kohn H. Nationalism, its meaning and history, Princeton, 1955.
Gellner E. Nation and nationalism, Oxford, 1983.
Sneider L. Encyclopedia of Nationalism. N.Y., 1990.
В.И.Козлов

Источник: Этнические и этно-социальные категории. Свод этнографических понятий и терминов

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

Рецензия на монографию М.В. Кирчанова «Плачущие по нескончаемому миру»: колониализм, национализм и т

Васильев С. С.
Читать PDF

Рецензия на монографию М.В. Кирчанова «Плачущие по нескончаемому миру»: колониализм, национализм и т

Штурба Е. В.
Читать PDF

Национализм в современном политическом процессе: отечественные и зарубежные исследовательские страте

Морозова П. А.
Проанализированы исследовательские стратегии изучения феномена национализма в отечественной и зарубежной политической науке.
Читать PDF

Патриотизм и гражданский национализм в сознании студенчества

Ешев Марат Альбекович
В статье анализируются понятия «патриотизм» и «национализм», рассматривается корреляция патриотизма с гражданским национализмом.
Читать PDF

Молодежь, национализм и безопасность (по материалам опросов в России и Казахстане)

Панарин Сергей Алексеевич
Читать PDF

2009. 03. 040-042. Современный молодежный национализм в Японии

Корнилов М. Н.
Читать PDF

Русский национализм: политический проект для России?

Волкогонова Ольга Дмитриевна
Читать PDF

99. 02. 014. Колхаун К. Национализм и противоречия модерна. Calhoun С. Nationalism and the contradic

Сокулер З. А.
Читать PDF

Коротеева В. В. Экономические интересы и национализм. М. : Рос. Гос. Гуманит. Ун-т, 2000. 250 с. (ре

Шлемин П. И.
Читать PDF

Этническая толерантность или этнический национализм: о перспективах реализации программы по формиров

Клоков Денис Николаевич
The article discusses some difficulties in the development of tolerance in modern Russian society in connection with the adoption of the federal special-purpose programme.
Читать PDF

«Методологический национализм» и «Методологический космополитизм»: концептуализация национальных реа

Сошников Андрей Александрович
В статье рассматривается одна из дискуссионных проблем современного философско-гуманитарного знания будущее национальных реалий в глобальном мире.
Читать PDF

Поллак Д. Национализм и евроскептицизм в посткоммунистических государствах Центральной и Восточной Е

Шаншиева Л. Н.

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • культурный национализм

    cultural nationalism. - Вид национализма, определяющий нацию общностью языка, традиций и культуры, включая религию. Предпосылка этнического национализма. Для сохранения культурного единообразия нации спос
  • методологический национализм

    по У. Беку – методологический подход, характерный для социологии и других социальных наук индустриального модерна, рассматривавший мир через призму наций-государств, исходя из посылки, что они на
  • национализм космополитический

    по Х. Бхабха – подход к нации, согласно которому нация образуется в процессе нарратива трансгрессии и взаимодействия с иным, в результате чего образуется гибридная сущность; нации строятся на нар
  • национализм модернистский

    по У. Беку – в условиях рефлексивного модерна приобретает новое качество: форма сознания «направленная к внешнему миру – к покорению и ассимиляции иностранца» в противоположность этницизму. – Л
  • НАЦИОНАЛИЗМ МУСУЛЬМАНСКИЙ

    форма национализма, е основе которой лежит представление, вытекающее из фундаментальных догматов ислама об исключительности и единстве всех мусульман, и их противопоставление представителям др
  • НАЦИОНАЛИЗАЦИЯ

    nationalization) — см. Государственная собственность.
  • НАЦИОНАЛИЗАЦИЯ этническая

    процесс приобретения индивидом национальных качеств. К ним относятся сознание национальной принадлежности, овладение национальным языком на уровне идиоматической речи, умение читать, писать и п
  • национализация языка

    language nationalization / nationalisation лат. natio ‘род, происхождение, народ’. - 1. Изымание языка колонизаторов из обращения и замена его местным языком. Примером может быть языковая политика Малайзии, отказавшейся
  • национализация смерти

    по Г.Л. Моссе – современный процесс реинкарнизации героев, осуществляемый, как правило, благодаря формирования постоянной агрессивности в отношении соседей, находящихся за государственными гран
  • НАЦИОНАЛИСТИЧЕСКИЕ ЧУВСТВА

    чувства, вызванные безусловным доминированием национальных ценностей в иерархии ценностей общечеловеческих. В теории и на практике следует различать национальные и националистические чувства.