ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗМ
Интернационализм
мировоззрение и идеология, отстаивающие социальную и историческую равноценность всех наций и этнических групп.
ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗМ
англ. internationalism; нем. Internationalismus. Идеология и политика, провозглашающая равноправие и общность интересов соц. групп, принадлежащих к различным нациям.
Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua
Интернационализм
политика и практика, идеология и психология международного взаимодействия и солидарности различных стран, наций, социальных групп и организаций, политических партий и движений, отдельных людей на основе совпадения их коренных интересов и целей.
Источник: Краткий словарь по социологии
ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗМ
В лингвистике: Заимствованная лексическая единица, функционирующая не менее чем в трех языках в одном и том же значении и преимущественно сохраняющая общую материальную форму с учетом графической, фонетической, грамматической адаптации в языке-реципиенте. Зачастую этимологической основой И. являются классические языки: древнегреческий, латынь (демократия, риторика и др.). Среди И. частотны слова из современных языков: французского (модернизм), итальянского (новелла), английского (воллейбол).
Источник: Термины и понятия лингвистики. Общее языкознание. Социолингвистика. Словарь-справочник
интернационализм
international word / term. - 1. Заимствованное слово, функционирующее не менее, чем в трех языках. Многие интернационализмы имеют искусственный характер, поскольку созданы из интернациональных (греко-латинских) словообразовательных элементов (постмодернизм, телефон, нанотехнологии). Спорным оказывается отнесение к интернациональным словам таких слов, форма которых совпадает случайно (например, англ. herb «трава» и рус. герб). Среди интернациональных слов могут встречаться «ложные друзья переводчика». тж. интернациональное слово. 2. Мировоззрение, утверждающее равноправие всех народов, независимо от их расовонациональной и религиозной принадлежности, принципы дружбы, взаимоуважения, всестороннего сотрудничества.
Интернационализмы
слова (или выражения), оказавшиеся общими (более или менее сходными по форме и значению) для ряда языков вследствие заимствований.
Так как процесс заимствования связан главным образом с появлением новых понятий, которые заимствованные слова должны выражать, то это лишь естественно, что заимствование редко ограничивается одним языком. Слова идентичного происхождения, которые обнаруживаются в нескольких языках как результат одновременных или последовательных заимствований из одного конечного источника, называются интернациональными словами (И. В. Арнольд, Лексикология современного английского языка).
Ср.: Ряд названий предметов и понятий…, реже качеств и действий уже в давние времена обнаруживал тенденцию переходить от народа к народу, заимствуясь из одного языка в другой… Старым слоем интернационализмов европейской цивилизации является… малоазийский, индийский и семитский, далее – слой древнегреческий, позже – латинский, за ним – менее влиятельный, но заметный – арабский, ближе к нашему времени – итальянский и французский (Л. А. Булаховский). Безусловно, нужно добавить, что в XXв. главным источником интернационализмов стал английский язык.
Так как процесс заимствования связан главным образом с появлением новых понятий, которые заимствованные слова должны выражать, то это лишь естественно, что заимствование редко ограничивается одним языком. Слова идентичного происхождения, которые обнаруживаются в нескольких языках как результат одновременных или последовательных заимствований из одного конечного источника, называются интернациональными словами (И. В. Арнольд, Лексикология современного английского языка).
Ср.: Ряд названий предметов и понятий…, реже качеств и действий уже в давние времена обнаруживал тенденцию переходить от народа к народу, заимствуясь из одного языка в другой… Старым слоем интернационализмов европейской цивилизации является… малоазийский, индийский и семитский, далее – слой древнегреческий, позже – латинский, за ним – менее влиятельный, но заметный – арабский, ближе к нашему времени – итальянский и французский (Л. А. Булаховский). Безусловно, нужно добавить, что в XXв. главным источником интернационализмов стал английский язык.
Источник: Языковые контакты: краткий словарь
Интернационализм
Заимствованная лексическая единица, функционирующая не менее чем в трех языках в одном и том же значении и преимущественно сохраняющая общую материальную форму - с учетом графической, фонетической, грамматической адаптации в языке-реципиенте. К И. не относятся лексические единицы, образующие общий лексический фонд родственных языков, унаследованные от их общего предка (праязыка). Как правило, этимологической основой И. являются классические языки (напр. И. греческого и латинского происхождения - демократия, школа, поэт, риторика, радиус и т. п.). Среди И. есть слова из современных языков - французского (арьергард, модернизм), итальянского (адажио, новелла) и т. п. На современном этапе И. интенсивно пополняются английскими словами. Особенностью многих И. является их искусственный характер, поскольку значительная их часть - это лексические единицы, искусственно созданные из интернациональных словообразовательных элементов, напр., бионика, фонема, универсализм, телефон. Эти свойства И. обусловливает тот факт, что в ряде случаев невозможно говорить о языке-источнике при вхождении таких И. в какой-л. национальный язык. К семантическим признакам И. относится то, что они выражают понятия международного характера в основном из области науки, техники, политики, культуры, искусства. Значительная часть И., взятых из классических языков, представляют собой слова в новом значении, в котором они не использовались в языке-источнике (напр., атом, система, форум).
См. также: Классический язык, Интернациональная лексика, Культурноязыковой ареал
См. также: Классический язык, Интернациональная лексика, Культурноязыковой ареал
ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗМ
мировоззрение, утверждающее равенство и равноправие всех народов, независимо от их национальной, расовой принадлежности, основанное на признании и уважении социально-исторического и культурного наследия всего мира. Это такой тип межнациональных отношений, который складывается на основе дружбы, равноправия, взаимного уважения, всестороннего сотрудничества наций и этнических групп. И. выражает объективные тенденции и потребности общественного развития, способствует сближению наций, противоположен как национализму, так и национальному нигилизму.
В более широком значении И. выражает идеи и политику, основанные на общности коренных интересов тех или иных социальных и политических сил, а также государств, их готовность действовать сообща, солидарно для достижения общих целей. Объективная основа И. — интеграция общественного производства, научно-технический прогресс, тяга к международному сотрудничеству. Сам термин «И.» был введен в общественно-политический лексикон в 1780 г. английским философом И. Бентамом. Различают несколько форм И.: пролетарский, буржуазный, социалистический, демократический. Наиболее богатой практикой отличаются пролетарский и социалистический И., означающие международное единство и солидарность трудящихся всего мира и тесное сотрудничество социалистических стран. Научная концепция И. базируется на признании национальных ценностей каждого народа, их диалектического синтеза с интернациональными, общечеловеческими. И. в национальном вопросе заключается в постоянном учете как общих, интернациональных интересов объединившихся народов, так и интересов каждого из них в отдельности. В общественной жизни национальное и интернациональное находятся в диалектическом единстве, где на первый план выходит то одна, то другая сторона в зависимости от исторических условий и конкретных задач. Следовательно, И. не поглощает и не отрицает национальное, а сочетается с ним, обогащает его.
В более широком значении И. выражает идеи и политику, основанные на общности коренных интересов тех или иных социальных и политических сил, а также государств, их готовность действовать сообща, солидарно для достижения общих целей. Объективная основа И. — интеграция общественного производства, научно-технический прогресс, тяга к международному сотрудничеству. Сам термин «И.» был введен в общественно-политический лексикон в 1780 г. английским философом И. Бентамом. Различают несколько форм И.: пролетарский, буржуазный, социалистический, демократический. Наиболее богатой практикой отличаются пролетарский и социалистический И., означающие международное единство и солидарность трудящихся всего мира и тесное сотрудничество социалистических стран. Научная концепция И. базируется на признании национальных ценностей каждого народа, их диалектического синтеза с интернациональными, общечеловеческими. И. в национальном вопросе заключается в постоянном учете как общих, интернациональных интересов объединившихся народов, так и интересов каждого из них в отдельности. В общественной жизни национальное и интернациональное находятся в диалектическом единстве, где на первый план выходит то одна, то другая сторона в зависимости от исторических условий и конкретных задач. Следовательно, И. не поглощает и не отрицает национальное, а сочетается с ним, обогащает его.
Источник: Этнология. Современный словарь-справочник. 2007 г.
ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗМ
(англ. internationalism, нем. - Internationalismus) термин, введенный основоположниками марксизма - К.Марксом и Ф.Энгельсом - для обозначения союза рабочих всех стран вне зависимости от их этнической, религиозной и расовой принадлежности для решения общих для них задач классовой революционной борьбы против объединенных сил международной буржуазии по созданию коммунистического общества, в котором будет окончательно решен и национальный вопрос. Тем самым И. противопоставлялся национализму (см.), основанному на объединении всех социально-классовых групп того или иного этноса для решения национальных задач и противопоставления этого этноса в целом другим этносам (нациям). “Буржуазный национализм и пролетарский интернационализм, - писал В.И.Ленин, - вот два непримиримо-враждебных лозунга, соответствующие двум великим классовым лагерям всего капиталистического мира и выражающие две политики (более того: два мировоззрения) в национальном вопросе”. (ПСС, т.24, с.123). Иногда термин И. применялся и для обозначения процессов интеграции: напр. “интернационализация экономики,культуры” и т.п. (см. также “интеграция межэтническая”).
Практическое воплощение марксистской концепции И. было осуществлено путем создания международных марксистских организаций - I-го Интернационала, II-го Интернационала, получившего название “социалистического”, и III-го Интернационала, названного “коммунистическим”. В задачи последнего была включена поддержка национально-освободительной борьбы в колониальных и зависимых странах, что расширило концепцию И. и ослабило ее антинационалистическое содержание, так как допустило поддержку борьбы за национальные, а не классовые интересы. Кроме того, в понятие И. было включено, с одной стороны, чувство солидарности трудящихся всех зарубежных стран мира с гражданами Советского Союза, преданность их его социалистическим интересам, а также солидарность трудящихся всего мира в поддержке революционных движений (борьбы против контрреволюционных сил в Испании, против фашизма в Италии и Германии, поддержка революции на Кубе и т.д.); с другой стороны, - чувство дружбы и взаимопомощи советских этносов в деле социализма и коммунизма; именно в этом смысле И. стал важной частью общесоветской идеологии, советской духовной культуры и образа жизни, вошел в задачи воспитания нового поколения и т.п. Практическим воплощением И. стала помощь отстававшим в социально-экономическом и культурно-образовательном отношении этносам Советского Союза со стороны более развитых этносов, прежде всего - русских.
В годы второй мировой войны III-й Интернационал был распущен, а с середины XX в. в советской литературе изначальный классово-пролетарский и революционный смысл И. стал утрачиваться, что сказалось и на соотношении И. с национализмом. Распространение этнической (национальной) парадигмы (см.), особенно среди республиканских “титульных” этносов, при официальной приверженности марксизму-ленинизму привело к тенденции соединения интернационального с национальным, через которое оно якобы выражается. И. стал трактоваться как основа взаимоотношений дружбы между советскими республиками и их “титульными” этносами при невмешательстве в суверенные права тех и других, т.е. как возможная база для соединения местных национализмов. Возникшие в результате этого неразрешимые идеологические противоречия разрешились во второй половине 1980-х гг., когда пропаганда И. со стороны центральных органов КПСС была резко ослаблена, а волна национализма и национал-сепаратизма стала быстро подниматься, что привело к резкому обострению межнациональных отношений с кровавыми столкновениями между еще недавно иноэтническими “братьями”, а также к развалу Советского Союза на суверенные государства. Новое понятие И., отвечающее реалиям жизни, пока не выработано; чаще всего оно покрывается понятием межэтнической солидарности.
ЛИТ.: Ленинизм и национальный вопрос в современных условиях, М., 1972.
Нации и интернационализационные процессы в современном мире. Киев, 1989;
Козлов В.И. Национальный вопрос: парадигмы, теории и практика// История СССР, 1990, N 1.
Pillsbury W.B. The psychology of nationality and internationalism. N.Y., 1919.
В.И.Козлов
Практическое воплощение марксистской концепции И. было осуществлено путем создания международных марксистских организаций - I-го Интернационала, II-го Интернационала, получившего название “социалистического”, и III-го Интернационала, названного “коммунистическим”. В задачи последнего была включена поддержка национально-освободительной борьбы в колониальных и зависимых странах, что расширило концепцию И. и ослабило ее антинационалистическое содержание, так как допустило поддержку борьбы за национальные, а не классовые интересы. Кроме того, в понятие И. было включено, с одной стороны, чувство солидарности трудящихся всех зарубежных стран мира с гражданами Советского Союза, преданность их его социалистическим интересам, а также солидарность трудящихся всего мира в поддержке революционных движений (борьбы против контрреволюционных сил в Испании, против фашизма в Италии и Германии, поддержка революции на Кубе и т.д.); с другой стороны, - чувство дружбы и взаимопомощи советских этносов в деле социализма и коммунизма; именно в этом смысле И. стал важной частью общесоветской идеологии, советской духовной культуры и образа жизни, вошел в задачи воспитания нового поколения и т.п. Практическим воплощением И. стала помощь отстававшим в социально-экономическом и культурно-образовательном отношении этносам Советского Союза со стороны более развитых этносов, прежде всего - русских.
В годы второй мировой войны III-й Интернационал был распущен, а с середины XX в. в советской литературе изначальный классово-пролетарский и революционный смысл И. стал утрачиваться, что сказалось и на соотношении И. с национализмом. Распространение этнической (национальной) парадигмы (см.), особенно среди республиканских “титульных” этносов, при официальной приверженности марксизму-ленинизму привело к тенденции соединения интернационального с национальным, через которое оно якобы выражается. И. стал трактоваться как основа взаимоотношений дружбы между советскими республиками и их “титульными” этносами при невмешательстве в суверенные права тех и других, т.е. как возможная база для соединения местных национализмов. Возникшие в результате этого неразрешимые идеологические противоречия разрешились во второй половине 1980-х гг., когда пропаганда И. со стороны центральных органов КПСС была резко ослаблена, а волна национализма и национал-сепаратизма стала быстро подниматься, что привело к резкому обострению межнациональных отношений с кровавыми столкновениями между еще недавно иноэтническими “братьями”, а также к развалу Советского Союза на суверенные государства. Новое понятие И., отвечающее реалиям жизни, пока не выработано; чаще всего оно покрывается понятием межэтнической солидарности.
ЛИТ.: Ленинизм и национальный вопрос в современных условиях, М., 1972.
Нации и интернационализационные процессы в современном мире. Киев, 1989;
Козлов В.И. Национальный вопрос: парадигмы, теории и практика// История СССР, 1990, N 1.
Pillsbury W.B. The psychology of nationality and internationalism. N.Y., 1919.
В.И.Козлов
Источник: Этнические и этно-социальные категории. Свод этнографических понятий и терминов