ДОВЕРИЕ
ДОВЕРИЕ
отношение к действиям другого лица и к нему самому (соучастнику в общем деле, партнеру по договору, руководителю), которое основывается на убежденности в его правоте, верности, добросовестности, честности. Противоположностью доверия является недоверие, подозрительность, когда подвергается сомнению верность другого общему делу, его готовность соблюдать общие интересы или условия взаимного договора, искренность мотивов его действий. В истории человечества необходимость объединения усилий в трудовой деятельности вызывала потребность во взаимных обязательствах и, следовательно, в доверии.
Источник: Нравственное развитие взрослого человека
ДОВЕРИЕ
отношение человека к действиям других людей, а также к ним самим (соучастникам в общем деле, партнёрам по договору, руководителям или друзьям), которое основывается на убеждённости в их правоте, верности, добросовестности и честности. Его противоположностью является недоверие (или подозрительность), когда человек подвергает сомнению верность других людей общему делу, высказываемую ими готовность соблюдать условия взаимного договора, а также искренность мотивов их действий. Необходимость в Д. людей друг к другу обусловлена потребностями общения между ними, в процессе которого они берут на себя определённые обязательства. В то же время Д. не означает слепой веры: предполагая ответственность людей за взятые на себя обязательства, оно проверяется в конечном счёте практикой, т. е. поступками людей.
Источник: Словарь по волонтерству.
ДОВЕРИЕ
trust) — вера в надежность человека или системы (Гидденс, 1991). Степень основополагающего доверия, приобретаемого в детстве к людям и учреждениям, часто рассматривается как необходимая для хороших долгосрочных социальных отношений (см. Онтологическая уверенность и неуверенность). С отрешением индивидуумов от традиционных социальных обязательств характерными для современных обществ становятся более абстрактные типы доверия — например, деньги или "опытные системы", поскольку отношения расширяются в пространстве и времени (см. Пространственно-временная протяженность; Разлагающие и слагающие механизмы), хотя имеются проблемы, связанные с таким развитием (см Общество Риска; Рефлексивная модернизация). То, что Гидденс (1994) называет активным доверием, все более возрастает по своему значению в той степени, в какой посттрадиционные социальные отношения требуют, чтобы доверие развивалось в контекстах, простирающихся от тесных личных уз (см. Интимность) до глобальных систем интеракции.
Источник: Большой толковый социологический словарь
доверие
1) по Э. Дюркгейму – фактор социальной солидарности; 2) по Н. Луману – механизм, посредством которого социальные акторы уменьшают неопределенность и сложность как необходимое условие выбора адекватных правил поведения; при этом Д. рассматривается как внешний фактор по отношению к действию; 3) по Э. Гидденсу – нет нужды в Д. тому, чьи действия можно непосредственно наблюдать. Д. становится необходимым, когда нет полной информации о социальном явлении в контексте его времени или места. Д.уверенность в надежности индивида или системы, исходя из возможных последствий; Д.»серия предсказуемых рутин» повседневной жизни; 4) П. Штомпка предложил синтетическую концепцию Д. в сетевом взаимодействие, выделяя три имманентных критерия Д. (репутация, достижения, внешний вид), а также критерии структурного или ситуационного контекста Д. (наличие контролирующих инстанций - в демократическом обществе такими инстанциями выступают действительно независимые суды, правозащитные организации, общества защиты прав потребителей, СМИ; нормативная стабильность в противоположность аномии; прочность социального порядка; подчинение властей законам; защита прав социальных акторов). Социолог также связывает Д. с риском, его степенью. - Литература: Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. М., 1996; Luhmann, N. Trust and Power. New York: Free Press, 1979; Giddens, A. The Consequences of Modernity. Cambridge: Polity Press, 1990; Sztompka, P. Trust: A Sociological Theory. Cambridge: Cambridge University Press, 1999.
Источник: Словарь новейшей социологической лексики. Теории понятия персоналии. 2011.
Доверие
Довіра. Confidence. Социальная связь между индивидами и группами, институтами и т д., основанная либо на их опыте (социальном, жизненном, политическом и т. д.), либо на наблюдаемых и устойчивых (и потому надежных) чертах, характеризующих их действия. Д. предполагает убежденность индивида (группы) в правоте, честности, порядочности и добросовестности того (тех), кому доверяют, что должно обеспечить достижение определенного социально значимого результата. Такая связь является элементом культуры социальных отношений (социальной культуры) и обусловливает собой множество форм социальных связей и отношений. Эти формы могут быть как межличностные, так и межгрупповые (отношения между организациями). В рыночной экономике, например, всегда возникают различные трастовые (trust – доверие, вера, ответственность, долг, обязательство) компании, построенные на принципе доверия клиентов, холдинги (holding – хранение), хранящие с целью стабилизации в условиях инфляции различные вклады клиентов и оперирующие ими с целью получения прибыли. Однако клиенты, как правило, не застрахованы от нарушения взятых на себя такими компаниями обязательств, что рождает систему договорных отношений, регулируемых законодательно, и т. д. Здесь мы наблюдаем различные уровни проявления Д., которые от культуры межличностных отношений переходят на уровень культуры деловых и, наконец, превращаются в культуру правовых и социальных отношений. Культура социальных отношений, в свою очередь, предполагает доверие к социальным институтам различного рода, что может быть достигнуто только в условиях высокой степени информированности масс о целях и содержании их деятельности. Особое значение здесь имеет доверие к государству как социальному институту и государственным органам, а в первую очередь к правительству, президенту, парламенту, политическим деятелям и т. д. Все эти проблемы постоянно исследуются методами прикладной социологии. Акт нарушения доверия (вероломство) обычно предполагает моральные санкции, поскольку само Д. означает моральную связь, как разновидность социальной. Однако, учитывая тот факт, что проблема Д. давно переросла рамки межиндивидуальных отношений и обрела статус социальной, санкциям за нарушение доверия (например, оказанного избирателями при формировании представительных государственных органов) следовало бы придать правовой статус, поскольку такое нарушение выходит далеко за рамки собственно моральных обязательств и равнозначно измене. Этот подход, в случае его практической реализации, может рассматриваться как одно из возможных направлений развития правовой культуры. См. также Вера и Взаимопонимание.