процесс вхождения в язык слов и других единиц номинации интернационального характера. Ср. язык науки, интернационализмы, пуризм.
ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ
Интернационализация
Источник: Языковые контакты: краткий словарь
интернационализация
internationalization / internationalisation лат. internus ‘внутренний’. - 1. Распространение явления (торговоэкономического, культурного, языкового) по всему миру, выход его за этнические (национальные) рамки. 2. Процесс создания программного продукта и его локализация в других странах с минимальными изменениями содержания или программного кода.
ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ
от лат. inter - между и natio - народ) -англ. internationalization; нем. Internationalisierung. 1. Процесс современного развития, состоящий во взаимосвязи и взаимозависимости различных государств и организаций, и ведущий к возникновению международных объединений в различных сферах (экон., полит., культ., военной и т. д.). 2. В международном праве -признание режима общего международного пользования.
Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua
ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ
Одна из ключевых тенденций современного развития человеческого общества, состоящая в складывании глубоко противоречивого, но взаимосвязанного, во многом целостного мира.
В отличие от глобализации предполагает сохранение наций и национальной самобытности. Имеет место как в отдельных сферах общественной жизни, так и в разных общественно-экономических системах. Определяется как природой этих систем, так и взаимоотношениями между ними.
В отличие от глобализации предполагает сохранение наций и национальной самобытности. Имеет место как в отдельных сферах общественной жизни, так и в разных общественно-экономических системах. Определяется как природой этих систем, так и взаимоотношениями между ними.
Источник: Словарь-справочник по социологии. 2018
ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ
процесс и результат деятельности по разработке и применению единых представлений, требований и норм к различным сторонам жизнедеятельности в условиях развития процесса неуклонной глобализации.
Процессы И. могут быть неформальными, распространяемыми через культурные заимствования, унификацию представлений о предметах или явлениях, товарах должного качества. В этом плане велика роль рекламы, телевизионного контента, а в последнее время — контента, распространяемого в социальных сетях.
Кроме того, И. может быть не просто формальной, но и нормативно обязательной. Например, страны Европейского союза имеют общие требования к профессиональным и образовательным стандартам, что позволяет молодым людям в процессе получения образования иметь возможность проходить обучение последовательно в нескольких учебных заведениях, а после окончания претендовать на работу в любой стране сообщества. Другая сторона этого процесса — человек, лишенный лицензии на право ведения профессиональной деятельности, теряет право устроиться на работу на всей территории европейского сообщества.
И. — неизбежный и в целом позитивный процесс, облегчающий обмен кадрами, знаниями, представлениями. Вместе с тем присоединение к господствующей тенденции интернационального развития может обусловить утрату каких-то позитивных моментов предшествующего национального развития. Например, реформирование российской системы высшего профессионального образования в соответствии с требованиями Болонского процесса приводит к практически полному переходу на выпуск бакалавров и магистров и прекращению подготовки специалистов в организациях высшего образования. Т.В. Шеляг
Процессы И. могут быть неформальными, распространяемыми через культурные заимствования, унификацию представлений о предметах или явлениях, товарах должного качества. В этом плане велика роль рекламы, телевизионного контента, а в последнее время — контента, распространяемого в социальных сетях.
Кроме того, И. может быть не просто формальной, но и нормативно обязательной. Например, страны Европейского союза имеют общие требования к профессиональным и образовательным стандартам, что позволяет молодым людям в процессе получения образования иметь возможность проходить обучение последовательно в нескольких учебных заведениях, а после окончания претендовать на работу в любой стране сообщества. Другая сторона этого процесса — человек, лишенный лицензии на право ведения профессиональной деятельности, теряет право устроиться на работу на всей территории европейского сообщества.
И. — неизбежный и в целом позитивный процесс, облегчающий обмен кадрами, знаниями, представлениями. Вместе с тем присоединение к господствующей тенденции интернационального развития может обусловить утрату каких-то позитивных моментов предшествующего национального развития. Например, реформирование российской системы высшего профессионального образования в соответствии с требованиями Болонского процесса приводит к практически полному переходу на выпуск бакалавров и магистров и прекращению подготовки специалистов в организациях высшего образования. Т.В. Шеляг
ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ
(отлат. inter-между, natio —народ) — процесс формирования общих черт у различных наций во всех сферах жизни в результате расширения и углубления взаимодействия народов, учащения межнационального общения. И. является следствием взаимовлияния и взаимообогащения народов, обмена материальными и духовными достижениями, национальным опытом. И. ведет к преодолению национальной замкнутости и обособленности, вовлекает народы развивающихся стран в активный исторический процесс. И. способствуют прогресс производительных сил, современная научно-техническая революция. Чем выше уровень развития общества, тем при прочих равных условиях интенсивнее развертывается в нем И. И. всей общественной жизни — объективный процесс, обусловленный социально-экономическими процессами. Процесс И. ведет к ломке национальных перегородок, интеграции народов, взаимообусловленности и единству мирового сообщества. Однако И. проходит сложно, противоречиво, преодолевая естественные и искусственные трудности. Легче и быстрее процесс И. осуществляется в материальной сфере. Что касается духовной сферы, то здесь формирование интернациональных черт идет медленно, трудно.
В социальной сфере И. способствуют межэтнические миграционные процессы, усиление межнационального общения, увеличение числа национально-смешанных браков, многонациональность регионов, городов, различных коллективов и т. п. В духовной сфере И. выражается в расширении и углублении взаимовлияния и взаимообогащения национальных культур, что ведет к повышению роли общечеловеческих, интернациональных ценностей в жизни народов. В языковой жизни И. способствует взаимообогащению национальных языков, расширению их социальных функций, усилению тяги к овладению языком межнационального общения и т. п. И. — длительный, непрерывный процесс. Ее можно затормозить, но остановить, пытаться уйти от нее — невозможно. Процесс этот прогрессивный. Он не означает исчезновения этнических свойств, этнической мозаики народов. Диалектика И. такова, что интернациональное и национальное существуют и взаимодействуют в единстве. И. не вытесняет, не ущемляет национальное, а обогащает его. Подтверждением этому является мировая практика. Хотя в XX в. процессы И. усилились, однако национальная жизнь народов от этого не стала беднее или единообразнее. Наоборот, вторая половина века стала периодом этнического ренессанса, нового взлета национальных красок, оттенков, многоцветья. Однако искусственное подталкивание, ускорение процесса И. может нанести вред взаимоотношениям народов и скорее даст обратный результат, породив недоверие, подозрительность в межнациональных отношениях.
В социальной сфере И. способствуют межэтнические миграционные процессы, усиление межнационального общения, увеличение числа национально-смешанных браков, многонациональность регионов, городов, различных коллективов и т. п. В духовной сфере И. выражается в расширении и углублении взаимовлияния и взаимообогащения национальных культур, что ведет к повышению роли общечеловеческих, интернациональных ценностей в жизни народов. В языковой жизни И. способствует взаимообогащению национальных языков, расширению их социальных функций, усилению тяги к овладению языком межнационального общения и т. п. И. — длительный, непрерывный процесс. Ее можно затормозить, но остановить, пытаться уйти от нее — невозможно. Процесс этот прогрессивный. Он не означает исчезновения этнических свойств, этнической мозаики народов. Диалектика И. такова, что интернациональное и национальное существуют и взаимодействуют в единстве. И. не вытесняет, не ущемляет национальное, а обогащает его. Подтверждением этому является мировая практика. Хотя в XX в. процессы И. усилились, однако национальная жизнь народов от этого не стала беднее или единообразнее. Наоборот, вторая половина века стала периодом этнического ренессанса, нового взлета национальных красок, оттенков, многоцветья. Однако искусственное подталкивание, ускорение процесса И. может нанести вред взаимоотношениям народов и скорее даст обратный результат, породив недоверие, подозрительность в межнациональных отношениях.
Источник: Этнология. Современный словарь-справочник. 2007 г.
Интернационализация
(лат. inter между, nation народ) — всемирно историческая объективная тенденция (закономерность) развития межнациональных отношений, следствием действия которой являются усиление взаимосвязи и взаимозависимости народов и государств во всех сферах общественной жизни, возрастание масштабов межнациональной консолидации, становление интернациональных сообществ и глобальных региональных образований. Возникает в условиях становления индустриального общества на основе роста и углубления международного разделения труда и развития машинного производства как результат и продолжение процессов консолидации и интеграции народностей, национальных и этнических групп населения в социально-экономической, политической и духовной сферах их жизнедеятельности. В обществе, разделенном на антагонистические классы, и. носит преимущественно насильственный характер: постоянные войны, создание колониальной системы, иерархия различных форм экономической и политической зависимости, насаждаемое силой господство одних народов над другими. При социализме в рамках индустриального общества действие тенденции и. использовалось для формирования добровольного союза равноправных народов (например, создание Российской советской федерации, образование СССР, Югославии, Чехословакии и др.). В социалистическом обществе в результате действия данной тенденции происходил объективный процесс формирования наднациональных исторических общностей людей — советского народа, российского народа, югославского народа и т. д. С развалом социалистической системы этот процесс был нарушен, вернув народы из более высоких в социальном отношении интернациональных сообществ в национальные и наднациональные формы бытия, усилив при этом роль и значение этнического фактора в их жизнедеятельности. В зависимости от содержания и способов реализации тенденции и. ее подразделяют на два типа: капиталистическую и социалистическую. Переход человечества на постиндустриальный путь цивилизационного развития потребовал создания новых форм интернационального взаимодействия народов. Во второй половине XX в. начинают формироваться глобальные мировые сообщества — ЕС в Европе, объединение стран АзиатскоТихоокеанского региона (АТР), создание Североамериканской ассоциации свободной торговли (НАФТА), объединение стран Африки в рамках Организации африканского единства (ОАЕ) и др. После развала СССР жизнь показала, что разрыв экономических и культурных связей бывших союзных республик явился основной причиной их затянувшегося цивилизационного кризиса, и востребовала создание новых (хотя пока и малоэффективных) форм их межнационального сотрудничества. На наших глазах в настоящее время происходит медленный, идущий зигзагообразно процесс реинтеграции независимых, ныне суверенных государств пока еще в рамках конфедерации, но с перспективой образования в будущем федеративного государства при отсутствии некоторых бывших советских республик, а в то же время, вероятно, при наличии новых субъектов федерации. Практика реализации объективных требований тенденции и. свидетельствует, что ее результаты в решающей степени зависят от содержания социально-экономической системы общества, состояния и уровня подготовленности субъективного фактора, гражданской и политической зрелости их руководящих структур. Др филос. наук М. Н. Росенко.
Источник: Нации и этносы в современном мире. Словарь-справочник.