Ресоциализация
Ресоциализация
освоение новых ролей и ценностей личностью в обществе.
Ресоциализация
процесс усвоения новых ролей, ценностей, знаний на каждом этапе жизни.
Ресоциализация
процесс усвоения новых норм, ценностей, мировоззрения и моделей поведения.
Ресоциализация
отказ от культурных образцов, глубоко освоенных прежде, и обращение к другим образцам, противоположным по своему характеру прежним
Ресоциализация
resocialiwtion). Вид личностного изменения, при котором зрелый индивид принимает тип поведения, отличный от принятого прежде.
Источник: Социология. Глоссарий: основные понятия и важнейшие термины
Ресоциализация
процесс восстановления утраченных социальных норм, усвоение новых ценностей, ролей, навыков вместо прежних, недостаточно усвоенных или устаревших.
Источник: Глоссарий по социологии. Основные словарные статьи по социологическому знанию. 2013
Ресоциализация
усвоение новых ценностей, ролей, навыков взамен прежних, неправильно усвоенных, устаревших или же в связи с переходом в принципиально иные социальные условия.
РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ
процесс усвоения новых ролей, ценностей, знаний на каждом этапе жизни, а также восстановление утраченной по какой-либо причине способности адекватно выполнять те или иные социальные роли.
Источник: Основные понятия социальной работы. Глоссарий. СПб. 2007.
РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ
от лат. re - приставка, указывающая на повторное, возобновляемое действие, и socialis - общественный) - англ. resocialization; нем. Resozialisierung. 1. Вторичная социализация, происходящая на протяжении всей жизни индивида в связи с изменениями его установок, целей, норм и ценностей жизни. 2. Процесс приспособления девиантного индивида к жизни без острых конфликтов.
Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua
Ресоциализация
(resocialization) — процесс повторной социализации индивида, осуществляемый при условии, что знания и навыки, приобретенные ранее в ходе социализации, не способствуют социокультурной адаптации или, обуславливают социально неприемлемое поведение. Ресоциализация подразумевает реконструкцию ранее сложившихся стереотипов поведения и замену их новыми, более функциональными или социально приемлемыми.
Источник: Словарь терминов и основных понятий по детскому труду.
ресоциализация
resocialization / resocialisation лат. re- ‘опять’ + socium ‘общее’. - Процесс глубоких изменений идентичности в случае, если существует необходимость смены ролей в определенных ситуациях (например, в межкультурной коммуникации при перемещении из одной культуры в другую человек должен изменить свои установки, ценности, нормы, чтобы успешно функционировать в новой обстановке). См. социализация.
РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ
специфический этап процесса социализации, определяемый исходя из понимания того, что С. не кончается в детстве, а продолжается практически всю жизнь, т. к. индивид сталкивается с необходимостью выполнения различных социальных ролей, в том числе и принципиально новых, что может приводить к возникновению несоответствия их содержательности и способов, форм, средств и методов реализации. В условиях быстрых социальных и технологических изменений взрослый человек на протяжении сознательной жизни сталкивается с тем, что освоенные в ходе социализации социальные нормы и образцы поведения, приемлемые ранее, должны заменяться новыми, требующими знаний, умений и навыков, соответствующих изменившимся обстоятельствам, т. е. происходит ресоциализация.
Источник: Социология Словарь-справочник. 2006 г.
Ресоциализация
1. Социальная реабилитация применительно к душевнобольным. Выделяют следующие этапы ресоциализации: восстановительная терапия, направленная на предупреждение дефекта; реадаптация – приспособление больного к условиям среды (высокий или низкий уровень приспособления); реабилитация – восстановление социальных связей больного, его индивидуальной и общественной ценности.
2. Процесс повторной социализации инвалидов, осуществляемый при условии, что знания и навыки, приобретенные ранее в ходе социализации, не способствуют социальной адаптации или обусловливают социально неприемлемое поведение. Ресоциализация подразумевает деконструкцию ранее сложившихся стереотипов поведения и замену их новыми, более функциональными и социально приемлемыми.
3. Восстановление утраченной по какой-либо причине (тяжелое заболевание, длительное тюремное заключение) способности адекватно выполнять те или иные социальные роли.
2. Процесс повторной социализации инвалидов, осуществляемый при условии, что знания и навыки, приобретенные ранее в ходе социализации, не способствуют социальной адаптации или обусловливают социально неприемлемое поведение. Ресоциализация подразумевает деконструкцию ранее сложившихся стереотипов поведения и замену их новыми, более функциональными и социально приемлемыми.
3. Восстановление утраченной по какой-либо причине (тяжелое заболевание, длительное тюремное заключение) способности адекватно выполнять те или иные социальные роли.
Источник: Словарь по комплексной реабилитации инвалидов 2010 г.
Ресоциализация
Ресоціалізація. Resocialization. 1. Согласно Н. Смелзеру (N. Smelser) – усвоение новых ценностей, ролей, навыков вместо прежних, недостаточно усвоенных или устаревших. Учитывая, что свойства личности – явления субъективного порядка, т. е. нематериализованы, например в камне, их можно сменить на другие, что и происходит, скажем, во время профессиональной переподготовки рабочих. Одним из средств Р. является психотерапия, помогающая корректировать поведение и разбираться с конфликтами. 2. Процесс приспособления девиантов к нормальной жизни. Проблемы ресоциализации частично изучаются пенологией (от лат. poena – наказание, кара и греч. logos – слово, учение) – наукой о наказаниях и средствах и методах ресоциализации преступников. 3. Полная (тотальная) и радикальная смена социальных ориентаций, ценностей и норм, перераспределение социальных ролей и прочее, осуществляемое через систему властных органов, СМК, систему образования и т. д. См. также Депрограммирование, Зомбирование, Кодирование, Культурный код и Ресоциализация.
РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ
(ре- приставка, которая означает повторное, обновленное действие) – подготовка к возвращению индивида в привычную культуру, среду, восстановление социальных связей. Ресоциализация осуществляется в процессе специально организованной социальной работы с лицами, которые потеряли все это в результате физических и психических травм, а также с осужденными за совершенные преступления с целью подготовки их к жизни на воле по общественным нормам после отбытия наказания. Ресоциализация осуществляется в социальнореабилитационных центрах, в исправительно-воспитательных учреждениях пенитенциарной системы. Ресоциализация в учреждениях пенитенциарной системы – это осознанное восстановление осужденного в социальном статусе как полноправного члена общества, возвращение его в самостоятельную общепринятую социально-нормативную жизнь в обществе; изменение личностных качеств осужденного, формирование у него саморегулятивного стабильного социально-нормативного поведения после освобождения; один из путей достижения цели зашиты интересов личности, общества и государства. Основные идеи ресоциализации отражены в принципах пенитенциарной педагогики: формирование социально-нормативной личностной позиции в соответствии с индивидуальными проблемами и потребностями осужденных); тесная связь с реальной жизнью (путем восстановления социальнополезных связей и отношений осужденных, формирование у них позитивных социальных установок, привлечения к социальной полезной и значимой деятельности); научное обоснование восстановительных программ и технологий, а также создание условий для их реализации (специально подобранных и разработанных психолого-педагогических тренингов, ресурсного обеспечения восстановительной работы); соблюдение законности (правовой регламентации, подчинения социально-восстановительных действий требованиям криминально-исполнительного права); комплексный подход (изучение, развитие и коррекция интеллектуальной, эмоционально-волевой, ценностно-ориентационной сфер и поведения средствами умственного, морального, трудового, правового, эстетического, физического и других взаимосвязанных направлений социально-восстановительного процесса в их единстве и взаимообусловленности); дифференциация (оптимальной разработке и реализации «типовых» программ воспитательной, социальной работы с различными категориями осужденных на основе личностно ориентированного подхода). Практикой доказано, что эффективность ресоциализации лиц увеличивается при условиях: их собственной мотивации и активной деятельности по самоопределению и процессу ресоциализации; соответствия содержания, форм и методов социальной работы задачам ресоциализации и индивидуальным потребностям и возможностям личности; позитивных межличностных взаимоотношений; опоры на позитивные качества.
Источник: Социальная работа. Краткий таджикско-русский энциклопедический словарь, 2009 (русскоязычная часть)
РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ
(от лат. re — приставка, указывающая на повторное, возобновляемое действие, и socialis — общественный; англ. resocialization; нем. Resozialisierung) — вторичная социализация, происходящая на протяжении всей жизни индивида в связи с изменениями его установок, целей, норм и ценностей жизни; процесс приспособления девиантного индивида к жизни без острых конфликтов.
Р. — это один из аспектов реабилитации. Характеризуется возвращением или укреплением социальных связей, устранением проявлений общественной дезадаптации. Характеризует процесс освоения индивидом социальных норм и культурных ценностей, не освоенных, или недостаточно освоенных ранее, или обновленных на новом этапе общественного развития. В данном случае Р. может затрагивать любого индивида, так как развитие личности в течение всей жизни в обществе не идет только по восходящей.
Для нормального функционирования индивида в обществе могут быть востребованы знания, умения, навыки, которыми он не обладает, что актуализирует процесс социализации на новом жизненном этапе. Р. охватывает многие виды деятельности от занятий с учащимися по обучению их неосвоенному знанию и навыкам до профессиональной переподготовки работников. В более узком смысле Р. предполагает усвоение индивидом ценностей и норм, радикально отличающихся от освоенных им ранее. Такой Р. предшествует разрушение ранее принятых ценностей и моделей поведения личности. По Э. Гидденсу, Р. — вид личностного изменения, при котором зрелый индивид принимает тип поведения, отличный от принятого им прежде. По П. Бергеру и Т. Лукману, крайним случаем Р. является такое преображение индивида, когда он “переключается” с одного мира на другой (эмиграция, обретение нового вероисповедания, восходящая вертикальная мобильность, длительная госпитализация). Процессы Р. в данном случае напоминают первичную социализацию, поскольку они должны радикально по-новому расставить акценты реальности.
Важнейшим условием успешной Р. является наличие социального базиса, опосредуемого для индивида значимыми другими, и интенсивное взаимодействие индивида с персоналом социализации. Вторичная социализация может приближаться к Р., но всегда отличается от нее тем, что строится на базе первичных интернализаций.
С позиции теории идентичности Р. предполагает обретение новой социальной идентичности или закрепление достигнутой ранее в новых социальных условиях реконструированной реальности.
Е.Н. Приступа
Лит.: Перинская Н.А. Ресоциализация // Энциклопедия гуманитарных наук. 2005. № 4. С. 161–162; Пищелко А.В., Сочивко Д.В. Реадаптация и ресоциализация / Под общ. ред. Ю.И. Калинина. М.: PerSe, 2003; Панова О.Б. Правовая ресоциализация воспитанников детских исправительных учреждений. Монография. Вологда: Вологод. ин-т права и экон. ФСИН России, 2013; Ресоциализация осужденных средствами образовательного пространства / Н.И. Скок, Л.Л. Мехришвили, Е.Ю. Екимова и др. Тюмень: ТюмГНГУ, 2011; Ресоциализация несовершеннолетних: проектный опыт: Пособие для специалистов / Артюхова С.Ю. и др.; под общ. ред. Г.И. Симоновой. М.: Минздрав, 2005.
Р. — это один из аспектов реабилитации. Характеризуется возвращением или укреплением социальных связей, устранением проявлений общественной дезадаптации. Характеризует процесс освоения индивидом социальных норм и культурных ценностей, не освоенных, или недостаточно освоенных ранее, или обновленных на новом этапе общественного развития. В данном случае Р. может затрагивать любого индивида, так как развитие личности в течение всей жизни в обществе не идет только по восходящей.
Для нормального функционирования индивида в обществе могут быть востребованы знания, умения, навыки, которыми он не обладает, что актуализирует процесс социализации на новом жизненном этапе. Р. охватывает многие виды деятельности от занятий с учащимися по обучению их неосвоенному знанию и навыкам до профессиональной переподготовки работников. В более узком смысле Р. предполагает усвоение индивидом ценностей и норм, радикально отличающихся от освоенных им ранее. Такой Р. предшествует разрушение ранее принятых ценностей и моделей поведения личности. По Э. Гидденсу, Р. — вид личностного изменения, при котором зрелый индивид принимает тип поведения, отличный от принятого им прежде. По П. Бергеру и Т. Лукману, крайним случаем Р. является такое преображение индивида, когда он “переключается” с одного мира на другой (эмиграция, обретение нового вероисповедания, восходящая вертикальная мобильность, длительная госпитализация). Процессы Р. в данном случае напоминают первичную социализацию, поскольку они должны радикально по-новому расставить акценты реальности.
Важнейшим условием успешной Р. является наличие социального базиса, опосредуемого для индивида значимыми другими, и интенсивное взаимодействие индивида с персоналом социализации. Вторичная социализация может приближаться к Р., но всегда отличается от нее тем, что строится на базе первичных интернализаций.
С позиции теории идентичности Р. предполагает обретение новой социальной идентичности или закрепление достигнутой ранее в новых социальных условиях реконструированной реальности.
Е.Н. Приступа
Лит.: Перинская Н.А. Ресоциализация // Энциклопедия гуманитарных наук. 2005. № 4. С. 161–162; Пищелко А.В., Сочивко Д.В. Реадаптация и ресоциализация / Под общ. ред. Ю.И. Калинина. М.: PerSe, 2003; Панова О.Б. Правовая ресоциализация воспитанников детских исправительных учреждений. Монография. Вологда: Вологод. ин-т права и экон. ФСИН России, 2013; Ресоциализация осужденных средствами образовательного пространства / Н.И. Скок, Л.Л. Мехришвили, Е.Ю. Екимова и др. Тюмень: ТюмГНГУ, 2011; Ресоциализация несовершеннолетних: проектный опыт: Пособие для специалистов / Артюхова С.Ю. и др.; под общ. ред. Г.И. Симоновой. М.: Минздрав, 2005.