СОЦИАЛИЗАЦИЯ

Найдено 49 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

СОЦИАЛИЗАЦИЯ
последовательный процесс введения, размешивания и растворения индивида в обществе.

Источник: Альтернативный социологический словарь

Социализация
способы формирования умений и социальных установок индивидов, соответствующих их социальным ролям.

Источник: Социология.

Социализация
продолжающееся всю жизнь (с младенчества до старости) усвоение культурных норм и освоение социальных ролей.

Источник: Социология: в 3-ех томах: словарь по книге

Социализация
усвоение культурных норм и освоение социальных ролей, продолжающееся всю жизнь (с младенчества до старости).

Источник: Социология: в 3-ех томах: словарь по книге

Социализация
становление личности в процессе усвоения индивидом основного набора духовных ценностей, выработанных человечеством.

Источник: Социологический глоссарий к книге Народы мира в зеркале геополитики

Социализация
процесс усвоения индивидом на протяжении его жизни социальных норм и культурных ценностей того общества, которому он принадлежит.

Источник: Социология: Учебник для вузов: глоссарий к книге

СОЦИАЛИЗАЦИЯ
процесс социального развития человека под влиянием всей совокупности факторов социальной жизни, освоения социальных ролей, норм поведения в обществе.

Источник: Связи с общественностью в социально-культурной деятельности. Словарь-справочник. 2013 г.

Социализация
это процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе.

Источник: Краткий словарь по социологии

Социализация
двусторонний процесс взаимодействия общества сутью которого является передача (трансляция) и усвоение старого (предшествующего) социального опыта и выработка нового.

Источник: Краткий словарь по социологии

СОЦИАЛИЗАЦИЯ
процесс становления личности, обучения и усвоения индивидом ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной группе, той ли иной общности людей.

Источник: Словарь терминов по теории социальной работы

Социализация
процесс социального взаимодействия, посредством которого люди приобретают знания, мнения, взгляды и формируют модели поведения, необходимые для успешного участия в жизни общества.

Источник: Социология права словарь специальных терминов

Социализация
процесс, посредством которого индивидом усваиваются нормы его группы таким образом, что через формирование собственного «Я» проявляется уникальность данного индивида как личности.

Источник: Основные социологические термины. Учебное пособие

Социализация
процесс, в ходе которого и с помощью которого люди обучаются приспосабливаться к социальным нормам, т.е. процесс, делающий возможным продолжение общества и передачу его культуры между поколениями.

Источник: Основы социологических знаний: глоссарий к книге

Социализация
это процесс, в значительной мере являющийся результатом того, что детское подражание (имитация) получает подкрепление в любом случае, вне зависимости от того, специально подкрепляется поведение ребенка или нет.

Источник: Социальная психология на рубеже веков: глоссарий к книге, 2002 г.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ
усвоение человеком самостоятельно и посредством целенаправленного воздействия (воспитания) определенной системы ценностей, социальных норм и образцов поведения, необходимых для становления личности, обретения социального статуса (положения) в обществе.

Источник: Нравственное развитие взрослого человека

СОЦИАЛИЗАЦИЯ
англ. socialization; нем. Sozialisierung. Процесс становления личности, усвоения индивидом ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, соц. группе. Различают С. первичную (детство, подростковый возраст, юность) и вторичную (зрелый возраст).

Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua

Социализация
процесс усвоения индивидом на протяжении его жизни социальных норм, культурных ценностей и образцов поведения того общества, к которому он принадлежит. В процессе социализации у индивида формируются социально значимые качества, необходимые личности для исполнения социальных ролей.

Источник: Социология в лицах и терминах 2017

СОЦИАЛИЗАЦИЯ
процесс усвоения индивидом, на протяжении его жизни, социальных норм и культурных ценностей того общества, которому он принадлежит. Социализация происходит на основе обучения и воспитания, усвоения социальных ролей, и результате чего человек превращается в члена современного ему общества.

Источник: Словарь-справочник по социологии 2000

Социализация
процесс усвоения индивидом социального опыта общества, ценностей, идей, идеалов, правил поведения и в целом культурных норм в ходе интеграции в социальную среду и систему социальных взаимодействий, а также последующего воспроизводства усвоенного социального опыта в социальной деятельности индивида.

Источник: Глоссарий для курса Демография на Юге России.

Социализация
осуществляющийся на протяжении всей жизни индивидов процесс как организованного и контролируемого, так и стихийного воздействия на них со стороны общества и его структур, в результате которого люди накапливают социальный опыт жизнедеятельности в конкретном обществе, социальных группах и организациях, становятся личностями.

Источник: Краткий словарь по социологии

Социализация
процесс становления личности. В процессе такого становления происходит усвоение индивидом языка, социальных ценностей и опыта (нормы, установки, образцы поведения), культуры, присущих данному обществу, социальной общности, группе, и воспроизводство им социальных связей и социального опыта. С. рассматривается и как процесс, и как результат.

Источник: Социология воспитания [учеб. пособие].

Социализация
процесс усвоения человеческим индивидом определённой системы знаний, норм и ценностей (от лат. socialis - общественный), позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. С. включает как социально-контролируемые процессы целенаправленного воздействия на личность (воспитание), так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на её формирование.

Источник: Терминологический словарь карьеры. М. МГТУ им. Н.Э. Баумана 2014

Социализация (socialization)
Социальные процессы, в соответствии с которыми дети приобщаются к социальным нормам и ценностям, в этом процессе происходит становление их личности. Несмотря на то, что процессы социализации особенно важны для индивида в детском возрасте, они протекают на протяжении всей его жизни. Ни один человек не может существовать без воздействия на него других людей, и это сказывается на поведении индивида на всех этапах его жизненного цикла.

Источник: Социология. Глоссарий: основные понятия и важнейшие термины

Социализация
двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта, идеалов, ценностей и норм культуры путем вхождения в социальную среду, в систему социальных взаимодействий с другими людьми, а с другой стороны, процесс активного воспроизводства социального опыта, ценностей, норм, стандартов поведения, за счет его активной социальной деятельности, личностной переработки и видоизменения социального опыта.

Источник: Социологический словарь проекта Socium

Социализация
процесс включения индивидов в общественные отношения, приобретения людьми социальных качеств, социального опыта, стереотипов поведения, социальных установок, соответствующих их социальным ролям, а также процесс усвоения социальных норм и ценностей, действующих в данном обществе, который имеет две цели: способствовать интеракции (взаимодействию) индивидов и обеспечить сохранение общества благодаря усвоению его новыми членами сложившихся в нем моделей и образцов поведения.

Источник: Глоссарий по социологии. Основные словарные статьи по социологическому знанию. 2013

Социализация
многогранный процесс приобщения к человеческой культуре и жизни общества, усвоение его норм, правил, знаний; важнейшим механизмом социализации является адаптация – приспособление индивида к выполнению им определенной социальной роли; происходит как в условиях стихийного воздействия различных обстоятельств жизни в обществе, так и в условиях воспитания – целенаправленного формирования личности. Этот процесс осуществляется в семье, дошкольных учреждениях, школе, трудовых и других коллективах.

Источник: Словарь по комплексной реабилитации инвалидов 2010 г.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ
Процесс усвоения индивидом необходимых для его успешного функционирования в обществе: 1) образцов поведения; 2) психологических механизмов; 3) социальных норм и ценностей. Процесс социального научения, продолжающийся практически всю жизнь. Социализация требует одобрения группы. Одним из основных аспектов социализации является язык, выступающий как ее основной инструмент. Социализация невозможна без овладения речью определенной социальной среды, нормами речевого поведения, свойственными ей.

Источник: Термины и понятия лингвистики. Общее языкознание. Социолингвистика. Словарь-справочник

социализация
socialization / socialisation лат. socialis ‘общественный’. - Процесс интеграции индивида в человеческое общество, освоение им с детства культурных ценностей, норм поведения своего народа, опыта, требуемого для исполнения социальных ролей; процесс, в ходе которого индивид последовательно входит во все новые для себя группы и усваивает, интернализует все новые роли (см. интернализация ролей). Понятие социализации близко понятию инкультурации. В отличие от инкультурации, социализация в теории американского антрополога М. Мид (Margaret Mead, 1953) означает социальное научение вообще, а в теории американского психолога Д. Мацумото (David Matsumoto, 1990) социализация относится к процессу и механизмам познания социальных и культурных норм. См. ресоциализация, социализация вторичная, социализация первичная.

Источник: Словарь терминов межкультурной коммуникации 2013.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ
процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для успешного функционирования индивида в данном обществе. С. охватывает все процессы приобщения к культуре, коммуникации и научения, с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность участвовать в общественной жизни. Одни из этих факторов действуют в течение всей жизни, создавая и изменяя установки индивида, например, средства массовой информации. Другие – на отдельных стадиях жизни. Многие авторы подчеркивают, что С. не кончается в детстве, а продолжается практически всю жизнь, так как индивид сталкивается с необходимостью выполнения различных социальных ролей. Так, у взрослого человека в условиях быстрых социальных и технологических изменений образцы поведения, приемлемые ранее, заменяются новыми умениями и навыками, соответствующими изменившимся обстоятельствам, т. е. происходит ресоциализация.

Источник: Экономико-социологический словарь.

Социализация
присвоение индивидом элементов культуры и усвоение социальных норм и ценностей, на основе которых формируются социально значимые черты личности [21.– С.463]. –процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм, ценностей, установок, образцов поведения, которые входят в понятие культуры, присущей социальной группе и обществу в целом, и позволяют функционировать индивиду в качестве активного субъекта общественных отношений… Социализация личности – это сложный процесс ее взаимодействия с социальной средой, в результате которого формируются качества человека как подлинного субъекта общественных отношений [28.– С.170–171]. –процесс усвоения личностью образцов поведения, ценностей и норм, принятых в обществе, в конкретных социальных общностях [9.– С.588]. –передача социального опыта, охватывающая всю жизнь человека [26.– С.26]. –процесс, в ходе которого культура общества передается детям [26.– С.45].

Источник: Социология. Словарь.

Социализация
(socialization) — осуществляемый в общении и деятельности процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, социальных норм и культурных ценностей того сообщества, к которому он принадлежит; процесс становления личности, обучения и усвоения индивидом ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной общности, группе; сложный, многогранный процесс включения человека в социальную практику, приобретения им социальных качеств, усвоения общественного опыта и реализации собственной сущности посредством выполнения определенной роли в практической деятельности; процесс формирования умений и социальных установок индивидов, соответствующих их социальным ролям; влияния среды в целом, которые приобщают индивида к участию в общественной жизни, учат его пониманию культуры, поведению в коллективах, утверждению себя и выполнению различных социальных ролей.

Источник: Словарь терминов и основных понятий по детскому труду.

Социализация
(от лат. socialis – общественный). Соціалізація. Socialization. 1. Обобществление. Процесс перехода от биологической жизни к жизни по законам социума. Можно различать два вида С.: а) исторический, т. е. переход от стадной жизнедеятельности к общественной жизни по законам культуры; б) индивидуальный, т. е. от момента рождения индивида. 2. В западной социологии – процесс вхождения индивида в культуру, в течение которого он усваивает ценности, народные нравы, культурные нормы и социальные роли способом, допускающим возможность человеку иметь индивидуальные особенности, т. е. не быть поглощенным обществом. Различают первичную С., зависящую от непосредственного окружения индивида, и вторичную – зависящую от формально деловых отношений индивида. Иногда ее подразделяют на три этапа. Начальную – С. ребенка, среднюю – обучение в школе и взрослую – этап принятия ролей, к которым индивиды не были подготовлены на первых двух этапах (супруга, работника определенной сферы производства и т. д.). С. не прекращается всю жизнь.

Источник: Социология культуры. Краткий словарь. 2011

СОЦИАЛИЗАЦИЯ
от лат. socialis) -общественный процесс усвоения человеком, индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества; включает как целенаправленное воздействие на личность (воспитание), так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на ее формирование. Определяется социально - экономической структурой общества. Биосоциальной предпосылкой социализации является превращение биологического индивида в существо социальное. Социализация как бы описывает на индивидуальном уровне то, что происходило с обществом на уровне коллективном. Человек в ходе своего социального созревания в свернутом виде проходим те же самые этапы, какие прошло общество за 40 тыс. лет своей культурной эволюции и какие прошел человеческий род за 2 млн. лет своей биологической эволюции. СОЦИАЛЬНЫЙ ДАРВИНИЗМ, течение в обществоведении 2-йполовины 19 -нач.20вв., которое рассматривает биологические принципыестественного отбора, борьбы за существование и выживания наиболее приспособленных как определяющие факторы общественной жизни (Г.Спенсер, Ж.В.Лапуже, Л.Вольтман, У.Беджгот, Л.Гумплович и др.). Показывая имеющуюся связь биологических и социальных процессов, вульгарно трактовал эволюционную теорию, рассматривая социальные конфликты как «естественные» и «не-устранимые», вне их связи с антагонистическими социальнымиотношениями.

Источник: Глоссарий по биосоциологии

СОЦИАЛИЗАЦИЯ
(от лат. - socialis - обществ.) - процесс усвоения индивидом на протяжении его жизни социальных норм и культурных ценностей того общества, к к-рому он принадлежит. К истокам теории С. относят работы известного фр. социолога Тарда, первым попытавшегося описать процесс интернализации норм через взаимодействие социальное. В основу своей теории он положил принцип подражания, который возводил как к психологическим основаниям (желаниям, биологическим потребностям), так и к социальным факторам (престижу, повиновению и практической выгоде). В XX в. в западной социологии утвердилось понимание С. как той части процесса становления личности, в ходе к-рого формируются наиболее общие, распространенные, устойчивые черты личности, проявляющиеся в социально организованной деятельности, регулируемой ролевой структурой об-ва. Ключевое понятие при описании процесса обучения социальным ролям - «имитация». Развернутая социол. теория, описывающая процессы интеграции индивида в социальную систему посредством интернализации общепринятых норм, содержится в работах Парсонса. Согласно его взглядам индивид «вбирает» в себя общие ценности в процессе общения со «значимыми другими», в результате чего следование общезначимым нормативным стандартам становится частью его мотивационной структуры, его потребностью. В последнее время в социологии все больше утверждается взгляд на С. как на многоэтапный (Ж. Пиаже), двусторонний процесс (Дж. Мид), охватывающий весь жизненный цикл (М. Мид, Р. Бенедикт).

Источник: Социология Словарь-справочник. 2006 г.

Социализация
socialization), сложный процесс усвоения индивидом системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в обществе. Иногда синонимом С. в этом ее значении выступает этнокультуризация. С. продолжается на протяжении всей жизни человека и состоит из трех осн. стадий. Первая проходит гл.об. в семье. Несмотря на то что характер семьи меняется от об-ва к об-ву, она продолжает играть формирующую роль. Психологи выявили характерные способы прохождения ребенком разл. стадий развития и их связь с человеческим об-вом, при этом они опирались на теории социального научения и психосексуального развития. Особое значение матери, к-рая влияет на формирование социальных установок ребенка рассматривается, в частности, в работах Джона Боулби (привязанность), к-рый утверждал, что отсутствие такого влияния может неблагоприятно сказаться на социальном развитии ребенка. Эта т.зр. в нек-рых работах психологов и социологов серьезно оспаривается; акцент сместился на роль любви вообще. В младенчестве ребенок уже настраивается на опред. роль в семье (гендер), и это усиливается на второй стадии С., проходящей гл.об. в школе, где активизируется его общение уже с др. взрослыми. Для детей имеет огромное значение авторитет учителя; иногда разница, к-рую они наблюдают в поведении родителей и учителей, может стать причиной внутр. конфликта. На третьей стадии С. личность все больше подвержена влиянию не только окружающих взрослых, но и во все возрастающем масштабе средств массовой информации.

Источник: Народы и культуры. Оксфордская иллюстрированная энцкилопедия

СОЦИАЛИЗАЦИЯ
процесс усвоения индивидом культурных норм и социальных ролей, необходимых для успешного функционирования в данном обществе. Социализация также делает возможным существование общества и передачу его культуры от поколения к поколению. Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, с помощью которых человек обретает социальную природу ("очеловечивается") и способность участвовать в социальной жизни.
Наиболее развернутая социологическая теория, описывающая интеграцию индивида в социальную систему, была предложена Т.Парсонсом. По Парсонсу, она происходит путем интернализации ( внутреннего приятия) общепринятых норм на основе идентификации индивида со значимыми фигурами (например, в детстве – с фигурой отца или матери, в подростковом возрасте – с фигурой лидера и т.д.) . В процессе интернализации социальные нормы становятся внутренними для индивида, происходит замена внешних санкций (внешней регуляции) внутренним контролем, появляется потребность соответствовать социальным нормам.
Процесс социализации продолжается всю жизнь, поскольку человек за свою жизнь осваивает множество социальных ролей. Он делится на различные этапы – начальный ( социализация ребенка, преимущественно в семье), средний (обучение в школе) и завершающий (социализация взрослого человека, осваивающего новые роли – супруга, родителя, дедушки и т.п.). Кроме того выделяют первичную социализацию, которая осуществляется ближайшим неформальным окружением, прежде всего семьей ( а также другими родственниками, друзьями, учителями, врачами и т.д.), и вторичную социализацию, которая осуществляется на более формальном, институциализированном уровне. На этом уровне агентами социализации являются школа, вуз, СМИ и т.д.
Социализация – двусторонний процесс, в котором активную роль играют индивиды, редко всецело формируемые культурой своего общества.

Источник: Глоссарий по социологии ВГУЭиС

СОЦИАЛИЗАЦИЯ
SOCIALIZATION) Социологи используют данный термин для обозначения процесса, посредством которого люди обучаются соответствию социальным нормам. Социализация делает возможным продолжение существования общества и передачу его культуры от поколения к поколению. Этот процесс может концептуализироваться двумя способами. (1) Социализация может пониматься как интернализация социальных норм: социальные правила становятся внутренними для индивида в том смысле, что они более не навязывается посредством внешней регуляции, а налагаются индивидом самим на себя, становясь, таким образом, частью его «Я». Вследствие этого индивид ощущает потребность соответствовать социальным нормам. (2) Социализация может пониматься как существенный элемент социального взаимодействия. Это понимание основывается на предположении о том, что люди стремятся к укреплению своего представления о себе посредством достижения одобрения и определенного статуса в глазах других; в этом случае индивиды социализируются по мере приведения своих действий в соответствие с ожиданиями других. Эти варианты понимания социализации могут совмещаться, примером этого являются работы Т. Парсонса. В социализации могут быть выделены три стадии: начальная — социализация ребенка в семье, средняя — социализация в школе и, наконец, третья стадия — социализация во взрослом возрасте, когда деятели начинают исполнять роли, к которым их не могли полностью подготовить первые две стадии (такие, как роли работника, мужа/жены или родителя). В середине ХХ в. социологи, в особенности приверженцы парсоновского функционализма, часто проявляли то, что Д.Ронг (Wrong, 1961) назвал «сверхсоциализированным пониманием человека». Они считали социализацию всемогущей и действенной и не рассматривали ее как опытный процесс, результат которого не предопределен заранее и который, хотя и оказывает влияние на поведение и убеждения деятелей, не может их детерминировать. Сторонники символического интеракционизма также критиковали общепринятую практику использования термина «социализация», подчеркивая, что социализация — это процесс трансакции между индивидом и обществом, при котором обе стороны пользуются одинаковым влиянием друг на друга. В настоящее время признается, что индивиды редко всецело формируются культурой своего общества. См. также: Деятельность и структура; Значимые другие; Идентичность; Мид Джордж; Норма; Предвосхищаемая социализация; Роль. Лит.: Danziger(1971)

Источник: Социологический словарь

Социализация
1. Процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических механизмов, социальных норм и ценностей, необходимых для успешного функционирования индивида в данном обществе, процесс социального научения, для которого необходимо одобрение группы. С. продолжается практически всю жизнь, так как индивид сталкивается с необходимостью выполнения различных социальных ролей.
-первичная С. (социализация ребенка) - стадия социализации, характерная для раннего детства, происходит, как правило, в семье, которая является первым в жизни человека социализующим агентом. Ранняя социализация является решающим моментом в жизни индивида, во многом определяющим его личность и последующее участие в социальной жизни.
-вторичная С. - стадия социализации, для которой характерна интериоризация установок и норм, формирование саморегуляторных процессов. На этой стадии происходит замена внешних санкций внутренним контролем, что является конечной целью успешной социализации индивида.
См. также: Социальная группа, Социальная роль, Языковая социализация 2. Языковой аспект С.: язык является компонентом С. и ее основным инструментом. С. невозможна без овладения речью, и не речью вообще, а речью данной социальной среды, нормами речевого поведения, свойственными этой среде.
См. также: Языковая социализация Социальная база идиома (языка) Показатель, характеризующий количественный (демографическая мощность языка) и качественный (возрастные особенности, образ жизни и др.) состав носителей языка, либо какой-л. формы существования языка. Напр., социальную базу мордовского языка составляют лица, владеющие литературным или другими подсистемами данного языка и проживающие как на территории Мордовии, так и за ее пределами. Сдвиги в С.б.и. влекут за собой изменения в языковой области, напр., пополнение социальной базы носителей русского литературного языка за последние десятилетия за счет лиц с низким культурным уровнем и определенными ценностными установками выразилось в таких заметных инновациях, как проникновение даже в письменную форму литературного языка жаргонных слов и выражений, с одной стороны, и в стремлении к чрезмерному использованию новых заимствований, в том числе, заменяющих старые, «обрусевшие» иностранные слова, - с другой (напр., мобайл вм. «мобильный», кофе-хауз вм. «кафе»).
См. также: Демографическая мощность идиома

Источник: Словарь социолингвистических терминов (ИЯРАН)

СОЦИАЛИЗАЦИЯ
socialization) - 1. (Также называемая эн-культурацией) процесс, в ходе которого культура общества передается детям; модификация с младенчества поведения индивидуума в направлении соответствия требованиям социальной жизни (см. Аккультурация). В этом смысле социализация есть функциональная предпосылка для каждого общества, необходимая для любой социальной жизни, а также для культурного и социального воспроизводства и общих, и частных социальных форм. Как подчеркнули Парше и Бейлз (1955), социализация в семье и где-либо еще предполагает интеграцию в общество, с одной стороны, и дифференциацию индивидуума - с другой. 2. Замена частной собственности на средства производства государственной собственностью. 3. (Марксизм) Тенденция капиталистического производства ко все большей зави-имости от коллективной организации (например, взаимосвязь многих различных процессов). Это одна из важных причин, почему Маркс ожидал осуществления в конечном счете перехода к социализму (и общественной собственности на средства производства).
В данном понятии значение 1 наиболее важно для социологов и антропологов. Кроме того, характеризуя отношения между индивидуумом и обществом, оно соединяет социологию и психологию. Теории социализации сосредоточились на:
(а) когнитивном развитии (например, Пиаже);
(б) приобретении нравственной и персональной идентичности через семейные отношения (например, Фрейд);
(в) выработке понимания "Я" и социальной идентичности (например, Дж. X. Мид);
(г) интериоризации нравственных категорий и ценностей группы (например, Дюркгейм);
(д) развитии социального мастерства, поддерживающего интеракцию во всех назначениях и прежде всего в лингвистической коммуникации, посредством которой социальная и физическая окружающая среда приспосабливается и интерпретируется (например, Бернштейн).
Между двумя формами социализации иногда также вырисовывается различие между процессом становления взрослого социального существа с центром, в значительной степени приходящимся на детство, - первичной социализацией, и более общими процессами, посредством которых передается культура (в частности, взрослые сверстники, средства коммуникации и т.д.), - вторичная социализация.
Согласно Д. Ронгу (1961), различать эти формы термина в значении 1 полезно, однако необходимо, чтобы активные, целеустремленные и рефлексивные величины отношений между "Я" и другими подтверждались для них обеих (см. Сверхсоциализированная концепция человека).
См. также Споры о природе и воспитании; Развитие; Зеркальное "Я".

Источник: Большой толковый социологический словарь

Социализация
от лат. socialis - общественный) - становление и развитие личности, состоящее в усвоении индивидом в течение всей жизни социальных норм, культурных ценностей и образцов поведения. Термин используется с конца X I X в. (Э. Дюркгейм, Г. Тард и др.). Так, теория Э. Дюркгейма строится на положении о двойственной природе человека: биологической (способности, импульсы и др.) и социальной (нормы, ценности, идеалы). Общество контролирует биологическую природу человека; если же контроль ослабляется, возникает состояние аномии. Основная функция социализации, по мнению Дюркгейма, - приобщение индивидов к идее коллективного сознания, установление целостности общества. Социализированной признается личность, умеющая подавлять индивидуальные интересы во имя общественных. Ядром дюркгеймовской концепции стала теория морали, функции которой он связывал с воспитанием, развитием в ребенке качеств, нужных обществу. Воспитание Дюркгейм рассматривал как об- щественный феномен, заключающийся в социализации молодого поколения. У Г. Тарда главным положением является принцип подражания в системе «учитель-ученик», определяющий социализацию в системе социальных взаимодействий, а инновации - это отклонения от строгого повторения, делающие возможной социальную эволюцию. Развернутая теория социализации представлена в работах Т. Парсонса. По его мнению, социализация является главным средством поддержания социального равновесия. При этом важнейшим условием социализации он считает адаптацию индивидов к социальной сфере. Успех социализации, по Н. Смелзеру, обусловлен тремя факторами: ожиданиями, изменением поведения и стремлением к конформизму. В отечественной науке проблемой социализации занимались начиная с конца X I X в. П.Л. Лавров, Н.К. Михайловский, Н.И. Кареев и др. Однако в советский период понятие «социализация» не использовалось. Речь шла о «формировании личности», «коммунистическом воспитании», «всестороннем и гармоничном развитии». Лишь с 1960-х гг. в проблемное поле Г.М. Андреевой, И.С. Кона и некоторых других социальных психологов вошла проблематика социализации. Так, Г.М. Андреева выделила три этапа социализации: дотрудовой, трудовой и послетрудовой. В последние годы подход к периодизации изменился. Стали отличать первичную социализацию (от рождения до формирования зрелой личности) и вторичную, или ресоциализа- цию (перестройку личности уже в период ее социальной зрелости). Выделяют также две фазы социализации: социальную адаптацию (приспособление индивида к социально-экономическим условиям, ролевым функциям, социальным нормам) и интерио- ризацию (включение социальных норм и ценностей во внутренний мир человека). Социализация - это сложный, многосторонний процесс; она далеко не всегда бывает успешной и тогда проявляется в девиан- тном поведении [6].

Источник: Социальный менеджмент. Словарь-справочник учеб. пособие

Социализация
 (от лат. «socialis» – «общественный») – процесс становления личности, обучения и усвоения индивидом ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной – общности, группе.
Существуют два подхода к трактовке социализации. Например, западная традиция исследования указанного процесса делает акцент на психологизацию (в частности, в рамках психоанализа). В отечественной социологии и социальной психологии делается упор на такой стороне социализации, как формирование на основе усвоения социального опыта жизненной позиции личности. Социализация осуществляется не только в ходе целенаправленного воздействия на человека в системе воспитания, но и под влиянием широкого спектра других воздействующих факторов (семейного и внесемейного общения, искусства, средств массовой информации и коммуникации и т.п.).
Расширение и углубление социализации индивида происходит в трех основных сферах – деятельности, общения, самосознания. В сфере деятельности осуществляется как расширение видов последней, с которыми связан человек, так и ориентировка в системе каждого вида деятельности, т.е. выделение главного в ней, её осмысление и иные процессы. В сфере общения происходит расширение коммуникационного пространства индивидуума, обогащение его содержания, углубление познания другого индивида, развитие навыков общения. В сфере самосознания осуществляется формирование образа собственного «я» как активного субъекта деятельности, осмысление своей социальной принадлежности, социальной роли, формирование самооценки.
 В процессе социализации традиционно выделяют три стадии:
1. Дотрудовая стадия социализации, охватывающая период жизни человека до начала трудовой деятельности и включающая раннее детство и период обучения.
2. Трудовая стадия социализации, условными границами которой считаются период зрелости человека, его активное участие в трудовой деятельности. 
3. Послетрудовая стадия социализации, которая относится к периоду жизни человека, совпадающему, как правило, с пенсионным возрастом. Правда, возрастающая доля лиц пенсионного возраста в России сохраняет активность и принимает участие не только в передаче социального опыта, но и в его воспроизводстве.
На каждой стадии существуют особые социализирующие институты: семья, дошкольные детские учреждения, школа, трудовые коллективы, неформальные объединения, группы «по интересам» и другие. Воздействие каждого из таких институтов обусловлено системой общественных отношений, существующих в обществе.
Наличие стихийных бедствий, многочисленные факты экстремистских проявлений (в первую очередь, в молодёжной среде) делают весьма актуальной в практическом плане проблему «эффектов социализации», то есть характера и глубины этого процесса, его результативности, в частности, оперативного и эффективного преодоления негативных влияний, приводящих к девиантному поведению, антиобщественным явлениям, криминогенности. В этой связи чрезвычайно важной становится социализация личности в рамках творческой организации молодёжи как фактор обеспечения безопасности и развития нашей страны, мира в целом [8].

Источник: Социология творческой деятельности. Краткий глоссарий.

Социализация
от лат. socialis общественный) процесс складывания основных параметров человеческой личности (сознания, чувств, способностей и т. д.) на основе обучения и воспитания, усвоения социальных ролей, в результате чего человек превращается в члена современного ему общества. Этот процесс обеспечивает преемственность исторического развития. Через С. происходит наследование и преобразование индивидами социального опыта, превращение его в собственные установки, ориентации, навыки, умения, способности т. д. Несоциализированных людей нет. Асоциальное поведениерезультат упущений в ходе С. Процесс С. осуществляется в результате усвоения индивидами культуры общества. В основе механизма С.активнопреобразовательная деятельность человека, посредством которой происходит включение его в жизнь общества, формирование социальных связей, освоение всеобщих способов практической деятельности, развитие сознания, самосознания,систем социальной ориентации и т. п. С. по своему существу является самореализацией индивида в процессе его активно-трудовой деятельности. Поэтому С. осуществляется тем успешнее, чем активнее участие индивида в творчески-преобразовательной общественной деятельности. Результаты С. определяются: 1) системой форм культуры общества, которую усваивает индивид в процессе деятельности, 2) характером и направленностью деятельности по усвоению культуры, 3) способом общения индивидов в процессе приобщения их к культуре общества. Процесс С. исторически обусловлен. Это находит выражение, во-первых, в том, что в его результате образуются не какие-то абстрактные социальные качества человека, а те конкретно-исторические черты личности, которые необходимы ей для жизнедеятельности в конкретном обществе. Во-вторых, в том, что содержание, стадии, конкретные механизмы С. определяются социально-экономической структурой этого общества и варьируют в различные исторические периоды. В условиях НТР происходит усложнение общественных институтов С., разрушение одних-традиционных, становление другихновых ее форм, изменяется соотношение семейного и внесемейного воспитания, взаимоотношение поколений, изменяются критерии социальной зрелости и т. п. С.это не только становление законченности и зрелости личностных черт (формирование), но также развитие и модификация зрелых форм социальности личности в ходе включения ее в систему новых связей и зависимостей. С. длится всю жизнь человека, проходя ряд этапов: первичная, этап становления социальной зрелости и выбора профессии, этап зрелости и реализации профессионального выбора и т. д. С. включает как социально-контролируемые процессы целенаправленного воздействия на личность (воспитание), так и стихийные, спонтанные, осуществляемые в различных формах. Для современного общества особое значение приобретают различные целенаправленно организованные формы С.: общественные институты воспитания, обучения, образования и др. Сложный и многогранный процесс С. изучается различными науками (психологией, социальной психологией, социологией, историей, этнографией, педагогикой, философией), каждая из которых исследует различные его аспекты. Социология изучает процесс С. в следующих аспектах: 1) социокультурном (С. поколений в конкретно-исторических условиях), 2) биосоциогенетическом (С. индивидов в определенных социально-экономических условиях), 3) генетпко-возрастпом (возрастная С. в условиях конкретного общества).

Источник: Социологический справочник

Социализация
от лат. socialis – общественный) – социальный опыт, охватывающий всю жизнь, благодаря которому индивиды развивают свой человеческий потенциал и усваивают культуру. Это процесс освоения людьми культурных норм общества и собственных РОЛЕЙ. Иными словами, люди узнают, чего ждут от них окружающие в плане поведения и УСТАНОВОК.
Как и во многих других сферах, ведутся споры о степени наследственного и средового влияния на такие качества человека, как половая идентичность. Биологи считают, что многие виды нашего поведения выработаны в процессе эволюции и человек рождается с предопределенностью ряда поведенческих стереотипов. Кросскультурные исследования показывают гораздо более широкое разнообразие, чем можно было бы ожидать исходя из такой точки зрения. Есть мнение, что социализация является продуктом взаимодействия врожденных особенностей ребенка и поведения окружающих его людей.
Источников информации, т. е. влияющих на социализацию факторов, в культуре множество, некоторые них противоречат друг другу. Первыми свое влияние оказывают воспитатели, например члены нуклеарной семьи. Когда ребенка начинают воспитывать другие люди, не родственники, няни или учителя, формируется новая группа влияний, не только взрослых, но и детей. Различают влияние ГРУППЫ СВЕРСТНИКОВ, т. е. лиц, находящихся в сходном положении, например одноклассников, и референтной группы, т. е. людей, с которыми данный человек себя идентифицирует. Если эти группы не совпадают, подчинение давлению со стороны группы сверстников может вызвать конфликт.
Средства массовой информации служат еще одним источником сведений о поведении. В результате возникают опасения, что нормы одной культуры поглотят другую, этот процесс иногда называют культурным империализмом. Реагируя на это, некоторые общества запрещают демонстрацию фильмов и телевизионных программ некоторых других стран, чтобы население через средства массовой информации подвергалось воздействию только норм собственной культуры. Высказываются также опасения, что материалы о насилии и порнографии оказывают особенно пагубное влияние на молодежь. Исследователи расходятся во взглядах на последствия таких влияний, отмечая в одних случаях негативное влияние, а в других не находя убедительных этому подтверждений. Тем не менее теоретики социального научения утверждают, что дети выучивают поведенческие стереотипы, наблюдая за взрослыми.
Социализация не прекращается и во взрослом возрасте. Роли, которые человек играет, формируют его поведение. Например, профессиональная роль формируется под влиянием ряда факторов, а именно: давление исходит и от других представителей данной профессии, и от других членов общества, у которых есть идеи о том о том, что следует и не следует делать при выполнении данной роли, и от исторически сложившихся стереотипных представлений о том, как надо себя вести в данной роли.
До недавнего времени социализация рассматривалась как главное средство воспитания в институциализированных образовательных системах. В настоящее время считается, что социализация личности, не уравновешенная индивидуацией, блокирует осуществимость человека как индивидуальности. Кроме того, в последние годы смещается акцент в сферу деятельности, где социализация личности рассматривается как расширение видов последней и как способ оптимизации смысловых отношений субъектов деятельности. Большое значение при этом имеет рассмотрение социализации личности с точки зрения диспозиционной концепции регуляции социального поведения (В. А. Ядов).

Источник: Словарь справочник по социальной работе

СОЦИАЛИЗАЦИЯ
процесс усвоения индивидом на протяжении жизни социальных норм и культурных ценностей того об-ва, к к-рому он принадлежит. Истоки совр. теории С.— работы известного франц. социолога Тарда, первым попытавшегося описать процесс интернализации норм через взаимодействие социальное. В основу своей теории он положил принцип подражания, а отношение «учитель — ученик», воспроизводящееся на различных уровнях, провозгласил типовым социальным отношением. Само подражание Тард возводил как к психологическим основаниям (желаниям, биологическим потребностям), так и к социальным факторам (престижу, повиновению и практической выгоде).
В 20 в. в зап. социологии утвердилось понимание С. как той части процесса становления личности, в ходе к-рого формируются наиболее общие распространенные, устойчивые черты личности, проявляющиеся в социально-организованной деятельности, регулируемой ролевой структурой об-ва. Ключевое понятие при описании процесса обучения социальным ролям — «имитация». Развернутая социол. теория, описывающая процессы интеграции индивида в социальную систему посредством интернализации общепринятых норм, содержится в работах Парсонса. Согласно его взглядам, индивид «вбирает» в себя общие ценности в процессе общения со «значимыми другими», в рез-те чего следование общезначимым нормативным стандартам становится частью его мотивационной структуры, его потребностью. Основным органом первичной С. Парсонс считает семью, где, по его мн., закладываются фундаментальные мотивационные установки личности. С. происходит благодаря действию психологических механизмов катектической оценки познавания и усвоения ценностей. Механизм работает на основе сформулированного Фрейдом принципа удовольствия — страдания, приводимого в действие с помощью вознаграждений и наказаний, и включает в себя также процессы торможения (аналог фрейдовского вытеснения) и субституции (переноса или смещения).
Познавательный механизм включает процессы имитации и идентификации, опирающиеся на чувства уважения и любви. Усвоение ценностей происходит в ходе формирования супер-эго, к-рое закладывается в структуре личности в рез-те идентификации с фигурой отца, если буквально следовать Фрейду, или интернализации структуры семьи как интегрированной системы, если придерживаться формулировок Парсонса.
Эмпирические исследования убедительно подтверждают зависимость отклоняющегося поведения от ранней С.: процент лиц с отклоняющимся поведением выше в тех случаях, когда С. происходила в условиях семейных конфликтов или в безотцовских семьях. Согласно Парсонсу, любая С. в ролях, даже если это половые или возрастные роли, влечет за собой появление у социализируемого чувства неполноценности, т. к. его исполнение роли неизбежно подвергается оценке сначала со стороны социализатора, а в конечном счете и собственной самооценке. Особенно распространено это чувство в культурах с явно выраженным достиженческим комплексом — таких, как совр. зап. культура с ее «инструментальным активизмом».
Чувство неполноценности находит выражение как в индивидуальном отклоняющемся поведении, так и в создании субкультур, компенсирующих (подростковая субкультура в колледжах), вовсе отвергающих (хиппи) или переориентирующих («новые левые») достиженческий ценностный комплекс. Сформулированная Парсонсом концепция С. уточняется и развивается. В поздних работах самого Парсонса большее внимание уделяется более продвинутым «ученическим» фазам С. В работах социальных антропологов (Т. Тернер и др.) показывается, что первичный социализирующий коллектив не всегда совпадает с семьей.

Источник: Современная западная социология. Словарь. 1990 г.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ
В современной научной литературе этот термин широко используется для описания процесса формирования личности под воздействием социальной среды. Термин “социализация” многозначен и его интерпретируют по-разному. Диапазон этих интерпретаций простирается от понимания его как пассивного усвоения личностью культуры до подчеркивания в процессе социализации собственной активности субъекта, его саморазвития. В самом общем виде С. определяют как влияние среды в целом, которое приобщает индивида к участию в общественной жизни, учит его пониманию культуры, поведению в коллективах, утверждению себя, к выполнению различных социальных ролей.
С. как процесс определяется, во-первых, как деятельность, с помощью которой индивид готовится соответствовать требованиям других членов общества, а во-вторых, — как набор агентов и механизмов, посредством которых реализуется социальное поведение и нормы морали. В одном случае социализация рассматривается как деятельность по усвоению индивидом на протяжении жизни социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит. В другом случае это понятие определяется как процесс интеграции индивида в общество, в различные типы социальных групп и социальных структур, в различные действия социальных норм и ценностей, на основе которых формируются социально значимые черты личности.
Выделяют четыре уровня социализации индивида: социально-экономический, функциональный, нормативный и межличностный.
С. — двусторонний процесс, включающий в себя: усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей и процесс активного воспроизводства системы социальных связей индивидом за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду.
С. по самой сути включает как социально контролируемые процессы целенаправленного воздействия (воспитание), так и стихийные, спонтанные, также влияющие на формирование личности.
Различают направленную и ненаправленную формы С. К первой относятся специально разработанная система средств воздействия на человека, с тем чтобы формировать его в соответствии с целями общества, его социальным заказом на личность определенного типа. Направленность социализации обусловлена характером существующих общественных отношений. С. не является механистическим наложением на индивида готовой социальной формы. Индивид, выступающий как объект, является в то же время субъектом общественной активности, творцом новых общественных форм.
Вторая форма — стихийная социализация — означает как бы “автоматическое” воспитание определенных социальных навыков в связи с постоянным пребыванием индивида в непосредственном социальном окружении.
Дифференциация процессов и институтов С. тесно связана с усложнением социальной структуры и организации общества на макроуровне.
Среди исследователей данной проблемы нет единого подхода в решении проблемы, на каком этапе жизненного пути человека происходит его социализация. Одни авторы считают, что С. — это определенный период в жизни индивида, пока он не стал взрослым, а развитие личности происходит на протяжении всего периода жизнедеятельности. Другие полагают, что социализация, как и развитие личности, охватывает всю жизнь человека. Более верной представляется вторая точка зрения. Процесс С. нельзя свести к какому-то одному периоду жизни человека, он протекает всю жизнь. Можно отметить лишь то, что наиболее интенсивна социализация в детские и молодые годы, а подходы, ограничивающие период социализации детством (с точки зрения психоанализа) или юностью (западные социально-психологические школы) сегодня устарели.
Существует несколько подходов к периодизации С., которые позволяют учитывать своеобразие социализации детей и взрослых, а также рассматривать ресоциализацию как процесс усвоения новых ценностей, норм, ролей, навыков вместо прежних, недостаточно усвоенных или устаревших.
Рассматривают “первичную” и “вторичную” С., связывая ее с возрастными особенностями личности, другие рассматривают их по характеру воздействия агентов социализации.
Наиболее глубокий уровень С. — интериоризация, когда ценности, нормы и установки становятся внутренним регулятором социального поведения.
Л.И. Кононова
Лит.: Шепанский Я. Элементарные понятия социологии. М.: Прогресс, 1969; Андреенкова Аранго В. Проблемы социализации личности // Социологические исследования. 1970. Вып. 3; Седов Л.В. Социализация // Современная западная социология: Словарь. М.: Политиздат, 1990; Осипов Г.В. Социология и социализм. М.: Наука, 1990.

Источник: Российская энциклопедия социальной работы 2016.

Социализация
(socalisation). Этот термин уже давно используется как в культурной антропологии, так и в психоанализе или генетической психологии. Социологи, со своей стороны, интересуются процессом, при помощи которого индивиды, воспринимая образ действий и мышления своего окружения, интериоризируя его и интегрируя его в свою личность, становятся членами группы или коллектива, внутри которых они получают особый статус. Прежде всего ознакомимся с дюркгеймианской точкой зрения. С того момента, как мы оказываемся перед необходимостью жизни в обществе, мы должны считаться с определенными правилами. Социальный порядок имеет свои собственные требования. Уважение этих ограничений предполагает, что «коллективное сознание» в состоянии распространить сообщение о «нормализации». Правильное получение этого сообщения ориентирует наше поведение в определенном направлении. В результате мы приспосабливаемся к таким императивам и предписаниям, как вежливость, правила хорошего тона, аккуратность. Принятие этих правил, более или менее молчаливое, укоренилось в традиции, выполняет регулирующую роль и предохраняет от большого количества неприятных ситуаций. Пренебрежение своими обязанностями может приравниваться к оскорблению или нарушению закона. И точно так же любое покушение на установленные обычаи ведет к серьезным конфликтам: тот, кто нарушил запрет, может быть подвергнут санкциям, а тот, кто нарушил сакральный характер той или иной заповеди, не защищен теперь от преследований и может быть стигматизирован («помечен ярлыком»). Усвоение этих норм не происходит моментально. Необходимо прохождение нескольких этапов, и понимание приходит постепенно, вслед за фазой зрелости, определённой Жаном Пиаже при изучении формирования моральных оценок у ребенка. Если разделение код идеальный/код реальный почти не затронуто обучением и требует большой проницательности, то, с другой стороны, сам по себе длительный контакт с повседневной реальностью позволяет лучше понять, какими возможностями для маневра мы располагаем. Научение помогает нам сперва расшифровывать, затем отбирать информацию, предназначенную для нас. Мы, таким образом, опытным путем или путем последовательного приспособления научаемся не повторять одних и тех же ошибок. Усилия, затраченные на интериоризацию, имеют следствием и упорядочение нашего мышления: иерархизируются приоритеты, легитимируются доступные средства.
С данного момента начинает пополняться хранилище нашего знания (как формального, так и неформального). Обучение, которое сначала казалось сложным, в дальнейшем становится все проще, доступнее, вплоть до того момента, когда эти навыки превратятся в «очевидные» или «само собой разумеющиеся». Эта работа по «рутинизации», внешне незначительная, тем не менее представляет высокую ценность, поскольку она являет собой наше участие в процессе, который Питер Бергер и Томас Лукман называют «социальным конструирование реальности». Впрочем, степень нашего участия в значительной мере определяется обстоятельствами: согласно классической терминологии Роберта Мертона, разработанной им в конце 1940-х гг., можно выделить пять вариантов. Наиболее часто встречающийся соответствует ситуации адаптации или «конформизма». Если присутствует избыток старания, открыт путь к «ритуализму». Другая, противоположная, стратегия — это «мятеж». Недовольство может относиться к совокупности доминирующих ценностей и способствовать «экстремизму». Можно выделить и практику самоисключения, или «ухода» (например, в мечту, в мистицизм): отстранение в этом случае добровольно.
Последний вариант, свойственный активным меньшинствам, — это «инновация», которая может найти выражение в мелких изменениях, связанных с обустройством более комфортной среды, в реформах или в еще более глубоких трансформациях. Добавим, что между обществом и девиантностью существуют сложные отношения. Если преступники становятся объектом более или менее суровых наказаний и репрессий в зависимости от тяжести совершенного преступления, то в отношении к нищим и бездомным можно наблюдать относительную мягкость. Но при этом терпимость по отношению к сумасшествию или маргинальности зависит от культуры. Приведя эти замечания, нужно сказать, что процесс социализации не является пассивной имитацией существующих моделей. Между передающим и принимающим устанавливается в некотором роде диалектическое взаимодействие. Если мы признаем, что любая позиция не является фиксированной и поведение не сводится к воспроизведению заученных схем, то и обусловленность никогда не является совершенной и наталкивается на многочисленные виды сопротивления. Тем не менее признаем, что влияние среды остается весьма значительным, даже если мы не принимаем тезис «запрограммированной судьбы». Далее, нужно отметить, что по сравнению с СМИ, школой или профессиональными организациями особое место занимает семья. Она первая берется за выполнение образовательных задач. Кроме того, оказываемое ею влияние не заканчивается с подростковым возрастом, а продолжается с той мл и имей интенсивностью в течение всей жизни. Наконец, отличия одной семьи от другой довольно многочисленны.
Таким образом, представляется более предпочтительным говорить не о стереотипных причинно-следственных явлениях (типа стимул—реакция), не вести рассуждение о «дрессировке» или «внушении», а принять многосторонний подход, опираясь на интеракционистскую парадигму и подчеркивая вариативность норм, ресурсов и ограничений. Что касается новых подходов, здесь можно наблюдать попытку подняться над некоторыми устоявшимися мнениями, рассмотреть социализацию в обоих аспектах — «первичном» и «вторичном», или, согласно Веберу, в аспектах «общности» и «общества», рассмотреть ее как взаимодействие между системой правил или ценностей, с одной стороны, и с другой — социальными агентами, которые не лишены им провизаторских способностей и умеют извлекать выгоду из представившихся возможностей.

Источник: Социология. Терминологический словарь. Питер. 2003 г.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ
процесс усвоения индивидом образцов поведения, психология, механизмов, соц. норм и ценностей, необходимых для успешного функционирования индивида в данном об-ве. С. охватывает все процессы приобщения к культуре, коммуникации и научения, с помощью к-рых человек приобретает соц. природу и способность участвовать в соц. жизни. Нек-рые из этих факторов действуют в течение всей жизни, создавая и изменяя установки индивида, напр., средства массовой информации, другие - на отдельных стадиях жизни. Термин С. употребляется гл. обр. в социологии и соц. психологии. Наибольшее внимание исследователей уделяется С. в детстве что подразумевает прежде всего семью, т. к она является первым в жизни человека социализирующим агентом и характеризуется наибольшей интенсивностью эмоциональных связей. Ранняя С. является решающим моментом в жизни индивида, во многом определяющим его личность и последующее участие в соц. жизни. Теория и исследования С. имеют довольно значительную историю. З. Фрейд одним из первых выделил механизмы социализации ребенка к к-рым относятся: подтверждение - исключение, запрещение, замещение (подстановка), имитация и идентификация. Он подчеркивал решающую роль раннего детского опыта в развитии личности и значение отношений с родителями с помощью к-рых культурные ценности конституируются в личности. По Фрейду, основными в процессе С. являются стадии психосексуального развития, при к-ром происходит "развертывание" врожденных свойств человека, но в конфликте с требованиями об-ва. Фрейд считал, что С. ограничивается первыми 5-6 годами жизни. что вместе с его отрицанием позитивной роли соц. окружения критиковалось более поздними исследователями этой проблемы. Так, подход Ж. Пиаже, сохраняя идею различн. стадий в развитии личности, существенно отличается от фрейдовского. Пиаже делает акцент на развитии когнитивных структур индивида и их последующей перестройке в зависимости от опыта и соц. взаимодействия, к-рые играют решающую роль в переходе от одной стадии развития к др. При этом он указывает на преемственность и взаимосвязь каждой стадии развития с предыдущими. В качестве механизмов Ж. Пиаже выделяет ассимиляцию и аккомодацию. По Пиаже, поведение управляется образцами когнитивных структур, называемых схемами. Пиаже подчеркивал активную роль субъекта в этих ключевых процессах С. Ребенок усваивает новый опыт, используя существующие схемы, и приспосабливает когнитивные структуры к новому опыту с помощью механизма "равновесия". Точка зрения Ж. Пиаже о значимости соц. взаимодействия при освоении ролей близка взглядам ранних представителей символич. интеракционизма Дж. Мида и Ч. Кули. По Дж. Миду "Я" (индивид, активное существо) и "меня" представление индивида о себе). Единство "Я" обеспечивает "генерализованный другой" в процессе соц. взаимодействия. Восприятие установок об-ва и ролей, как др. индивидов, так и генерализованного другого - основа процесса С. Дж. Мид подчеркивал активную роль индивида в его С. и значения отношений со сверстниками как средства формирования принципиальной, самостоятельной и способной к сотрудничеству личности. Т. Парсонс и Р. Бейлз применили понятия, введенные З. Фрейдом, к теории соц. действия и соц. систем. Они определяют, напр., имитацию как процесс, с помощью к-рого вследствие взаимодействия с соц. объектом усваиваются специфич. элементы культуры, особые знания, умения, символическое поведение. Но имитация не предполагает никакого длительного отношения с моделью или отношений солидарности. Идентификация же для них означает интернализацию ценностей модели и представляет собой процесс соц. научения. Степень идентификации определяется характером привязанности к "другому" - специфической или диффузной, нейтральной или эмоциональной, основанной на любви или уважении. Очевидно, что привязанности наиболее сильны и эмоционально значимы в семье. Отсюда такое значение, придаваемое С. в семье. М. Мид и Р. Бенедикт исследовали процессы С. в об-вах, находящихся на различн. стадиях обществ. развития. Они указывали на значимость для индивидов переходов от одной стадии жизненного цикла к др. и от одного статуса к др., в частности переходов от детства к отрочеству и от него к зрелости. Они исследовали способы влияния культуры данного об-ва на характер и рез-ты жизненных изменений (переходов). Мид и Бенедикт подчеркивали, что переходными моментами являются не только отрочество, но и родительство, старость и весь жизненный Цикл. Эти взгляды являются основой многих со-зременных теорий жизненных циклов семьи и индивида. Каждому из таких циклов соответствует свой этап С. Проблемам С. уделяется большое внимание в соц. психологии, где С. определяется как процесс соц. научения, для к-рого необходимо одобрение группы. При этом индивиды развивают качества, нужные для эффективного функционирования в об-ве. С. здесь включает характеристики, приобретаемые индивидом, и психологич. механизмы, с помощью к-рых достигаются желаемые перемены. Многие соц. психологи выделяют две основные стадии С. - первичную, характерную для раннего детства, и стадию интернационализации установок и норм или стадию формирования саморегуляторных процессов, на к-рой происходит замена внешних санкций внутренним контролем, что является конечной целью успешной С. индивида. Ряд авторов рассматривают С. как двусторонний процесс, в к-ром индивиды играют активную роль в изменении своего окружения. Многие авторы подчеркивают, что С. не кончается в детстве, а продолжается практически всю жизнь, т. к. индивид сталкивается с необходимостью выполнения различн. соц. ролей. Уже у взрослого человека в условиях быстрых соц. и технологич. изменений образцы поведения, приемлемые ранее, должны заменяться новыми умениями и навыками, соответствующими изменившимся обстоятельствам, т. е. происходит ресоциализация. Лит.: Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М., 1960; Кон И.С. Социология личности. М., 1967; его же. Открытие "Я". М., 1978; Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1980; Развитие личности ребенка. М., 1987; Bandura A., Walters R.M. Socialization after childhood. N.Y., 1969; Social Psychology. Sociological perspectives. N.Y., 1981. Л.В. Ясная.

Источник: Российская социологическая энциклопедия

СОЦИАЛИЗАЦИЯ
(лат. socialis – общественный) – процесс становления личности, путем усвоения индивидом ценостей, норм, установок, образцов поведения, принятых в данном обществе. По своему содержанию социализация – это процесс двусторонний. С одной стороны, это усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей, с другой – активное воссоздание индивидом системы социальных связей за счет его деятельности. Процесс социализации представляет собой совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает определенную систему норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве члена общества. Выделяют такие подходы к трактовке социализации: 1. социологический – рассматривает социализацию как трансляцию культуры от поколения к поколению, общий механизм наследования, который охватывает как стихийные влияния среды, так и организованные, такие как воспитание и образование; факторно институционный определяет социализацию как совокупность, множественность и некоторую автономность, а не жесткую иерархическую систему действия факторов, институтов и агентов социализации; 3. интеракционистский, в котором социализация в качестве важной детерминанты предусматривает межличностное взаимодействие, общение, без которого невозможно становление личности; 4. интеризационый – усвоение личностью норм, ценностей, стереотипов, которые выработаны обществом в результате формирования системы внутренних регуляторов и норм поведения; 5. интраиндивидуальний - предусматривает творческую самореализацию личности, самосовершенствование. В психолого-педагогической науке различают три направления в социализационной проблематике. Первый – социально философский. В пределах социально философских концепций социализации смыслообразующее понятие – это сохранение и стабилизация общественных отношений при их усвоении, а также активное коммуникативное влияние, в процессе которого происходит апробация разнообразных социальных ролей, формируется аутентичное социальное „Я”. Второй – социально психологический. Здесь социально психологические аспекты социализации отмечены в плоскости включения индивида в разнообразные общественные отношения, усвоения и воссоздания социального опыта и связей, активного превращения среды. Третий – социально педагогический. Особенность этого подхода – попытка рассматривать социализацию как процесс, который отображает социальное формирование личности в конкретной социокультурной среде как формирование определеного социального типа. В этом случае социализация – это чрезвычайно сложный и многофакторный процесс приобретения индивидом человеческих свойств и качеств, направленность которых определяет конкретная социальная ситуация. С позиций социально педагогического подхода важно учитывать, что в ходе социализации личность активно принимает участие в процессах самопревращения, которые проходят на фоне изменяющейся социокультурной среды. Степень ее участия в этих изменениях определяет темпы социализации, а направленность зависит от их социальной значимости. В сущности, личность только на первых этапах развития ограничена рамками определенного социума, впоследствии идут активные процессы его расширения, поиска своего места в нем, коррекции отношений, самоорганизации индивидуального пространства.
Различают первичную и вторичную социализацию. Первичная социализация происходит в детстве. Это самая первая социализация, благодаря которой личность становится полноправным членом любого общества, поскольку она идентифицирует себя с другими и с обществом в целом, усваивает культурные ценности и нормы поведения. Ориентировочно первичная социализация длится до совершеннолетия личности. Вторичная социализация – это каждый следующий процесс, который помогает предварительно социализирующему индивиду входить в новые сферы общества, его институции. Понятие вторичной социализации введено для того, чтобы отделять трансформации личности в более поздний период (например, профессиональную) от процесса усвоения ею элементарных социальных навыков в детстве. При этом основное внимание сосредоточено на ситуациях, когда четко оказываются и тяжело переживаются личностью упущения или неадекватность первичной социализации в условиях, которые изменяются. Выделяют такие типы социализации: политическая, этнокультурна (этническая), гендерная (поло ролевая), культурная, профессиональная. Различают несколько видов социализации. Стихийная социализация человека происходит в результате влияния на личность разнообразных специально не создаваемых обстоятельств общественной жизни. Относительно направленная социализация имеет целью организацию в обществе определенных экономических, законодательных и других предпосылок, которые влияют на развитие и жизненный путь личности (например, начало учебы в школе, минимальный образовательный уровень, возрастной ценз начала трудовой жизни и тому подобное). Социально контролируемая социализация (воспитание) – это процесс специально организованной передачи социального опыта личности и развития ее потенциальных возможностей, который происходит в разных государственных и негосударственных организациях (школа, внешкольные учреждения, детские и молодежные организации). Социализация происходит во взаимодействии личности с огромным количеством разных условий и влияний среды, которые называют факторами социализации. Среди них выделяют мегафакторы (космос, планета, мир); макрофакторы (страна, этнос, общество, государство); мезофакторы (тип поселения, средства массовой информации, субкультуры); микрофакторы (семья, соседи, группы ровесников, воспитательные организации). К социально психологическим механизмам социализации принадлежат: импринтинг – фиксация человеком на рецепторном и подсознательном уровне особенностей объектов, что на нее влияют; наследование – копирование человеком определенных образцов поведения и деятельности других; идентификация – отождествление человеком себя с другими людьми, группой, сообществом; рефлексия – оценка личностью разных проявлений своего “Я”; интериоризация – процесс превращения внешних, реальных операций социальной деятельности во внутренние, идеальные; экстериоризация – процесс перехода от внутренней, психической деятельности к внешней, практической. Социально педагогические механизмы социализации: традиционный – усвоение человеком норм, образцов поведения, взглядов, стереотипов, которые присущие его ближайшему окружению (семья, соседи, родственники, друзья); институциональный – функционирует в процессе взаимодействия человека с социальными институтами общества и разнообразными организациями, а также средствами массовой информации. В процессе такого взаимодействия личность приобретает знания и опыт социально одобряемого поведения, конфликтного или бесконфликтного соблюдения определенных социальных норм; стилизованный – действует в пределах отдельной субкультуры, как комплекс определенных ценностей и особенностей поведения, присущий для людей определенного возраста, профессии, национальной или социальной группы, которая в целом влияет на стиль жизни и мышления личности; межличностный – функционирует в процессе взаимодействия человека с авторитетными для него личностями. Существует определенная система институтов социализации. Это относительно стойкие типы и формы социальной практики, благодаря которым организуется процесс социализации личности в рамках социальной системы общества. К ним принадлежат образование и воспитание, семья, школа, высшие учебные заведения, неформальные объединения и тому подобное. Институты социализации могут быть специально созданными и такими, которые сложились стихийно. Их функционирование направлено на развитие личности. Агенты социализации – это люди и учреждения, действующие социальные субъекты, с помощью которых человек социализируется благодаря учебе, коммуникации, приобщению к культуре. Суть социализации заключается в том, что она – процесс и результат развития и самоизменения человека во время приобретения им социального опыта.

Источник: Социальная работа. Краткий таджикско-русский энциклопедический словарь, 2009 (русскоязычная часть)

СОЦИАЛИЗАЦИЯ
от лат. socialis - общественный) - совокупность взаимосвязанных процессов усвоения и воспроизводства индивидом необходимого и достаточного для полноценного включения в общественную жизнь социокультурного опыта и фило-онтогенетического формирования и развития соответствующих свойств и качеств индивида, его становления как конкретно-исторического типа личности и субъекта (актора) социокультурных практик данного общества.
С. предполагает одновременное: усвоение социальных ролей и образцов поведения , позволяющих индивиду претендовать на занятие определенных социальных позиций и приобретение соответствующего(их) социального(ых) статуса(ов); овладение формами, ценностями, символами, нормами, традициями, языками, смыслами и т.д. культуры; приобретение собственного социокультурного опыта и личностной (социальной, этнической, конфессиональной и т.д.) идентичности ; достижение статуса "взрослого" - самостоятельного и автономного деятеля (субъекта, актора), способного к принятию ответственных решений, касающихся его жизни в соответствии с институционально и межличностно транслируемыми предписаниями, запретами и ожиданиями общества, а также социальных общностей и групп, к которым принадлежит индивид. С. - двунаправленный процесс, в котором, с одной стороны, от общества к личности идут процессы трансляции необходимых для усвоения содержаний и осуществляются процедуры целенаправленного (но и стихийного) воздействия и социального контроля , призванные обеспечить проектируемые результаты, а с другой - на уровне индивида - происходит в той или иной мере адекватное усвоение социокультурного опыта, его интернализация и формирование самих личностных структур. Через процессы С. обеспечивается воспроизводство людских ресурсов общества и задаются их качественные параметры, обеспечивается его нормальное функционирование и преемственность поколений, закладывается потенциал для последующих социальных изменений и социокультурного развития. С. обеспечивается принятыми в культуре и институциализированными в социуме и его соответствующих подсистемах технологиями и стратегиями обучения, профессиональной подготовки, образования, воспитания, поддержанием необходимого уровня функциональной грамотности социальных деятелей.
Успешность социализационных процессов в любом обществе во многом определяется: привитием меры необходимого для каждого конкретного социума и допустимого его культурой конформизма как принятия и усвоения "правил общественной жизни" в широком смысле слова; успешностью блокирования тех форм, способов, стратегий и технологий социального поведения и действования, которые определяются как девиантные (отклоняющиеся); умением поддержать необходимое и допустимое соотношение между инновационной (креативной) и традиционной (репродуктивной) составляющими в общественной жизни. А в конечном итоге - поддержанием баланса социальных изменений и социальной стабильности, социальной мобильности и социальной организованности, воспроизводством структур, обеспечивающих социальный порядок. Таким образом, С. следует рассматривать как один из основных социообразующих, наряду со стратификацией и институционализацией, процессов, проявляющийся на всех уровнях и охватывающий все сферы общественной жизни. Характер и поддерживаемые параметры социализационных процессов позволяют во многом как типологизировать социумы, относящиеся к разным цивилизациям и эпохам, так и понимать специфичные только для этих социумов и их культур конкретные социокультурные и личностные феномены. Существенны и показательны в социологическом контексте, в частности, те сломы социализационных стратегий и технологий, которые фиксируются при переходах от традиционных к индустриальным (модернистским/модерновым) и от последних к постиндустриальным (постмодернистским/пост-модерновым) типам социальности .
В большинстве социологических дискурсов различают первичную и вторичную С., что вводит представление о периодичности и стадиальности протекания социализационных процессов. Первичная С. трактуется при этом как финитный процесс, завершающийся со становлением личностных структур индивида и приобретением им прав "взрослого" в данном типе общества (т.е. началом социальной зрелости). Последнее, как правило, связано: с овладением определенной профессией и началом трудовой деятельности; получением образования, соответствующего тому или иному стандарту; началом самостоятельной семейной жизни и приобретением статуса "родителя"; обретением всей полноты политических, юридических и т.д. прав и обязанностей; закреплением личностной (само)идентификации. В обществах традиционного и особенно архаического типов границы завершения первичной С. фиксируются достаточно четко, например, через прохождение обрядов инициации, и характеризуются, как правило, совпадением (как минимум корреляцией) во времени всех составляющих социализационного процесса. В обществах индустриального типа составляющие С. в той или иной мере автономизируются друг от друга, что ведет к нарастанию их несинхронности во времени. В обществах "позднего модерна" и/или постмодерновых обществах десинхронизация и автономизация этих составляющих многократно усиливается, а сама С. предельно растягивается во времени, вторгаясь отдельными своими компонентами в фазу "социальной зрелости", принципиально определявшуюся как лежащую за пределами первичной С.
Это связано с изменением характера и параметров протекания других социокультурных процессов. Из наиболее существенных факторов в этом отношении следовало бы назвать: принципиальное изменение демографического поведения, акселерацию, иные стратегии построения брачно-семейных отношений; увеличение требований к получаемому стандарту образования, длительность и сложность овладения современными профессиями, возрастание квалификационных требований; рост территориальной и социальной мобильности, максимальную динамизацию социокультурной жизни, необходимость постоянной корректировки и смены приобретаемых идентичностей; предельную урбанизированность образа жизни, его жесткое подчинение временным ритмам, анонимизацию социальных отношений; изменение моделей экологического, экономического, политического, культурного и индивидуального поведения; влияние массовой культуры, рекламы, средств массовой информации, новых компьютерных и информационных технологий; факторы психологического характера (одиночество, стрессы, культурные шоки, психические заболевания и т.д.). В результате не только размываются этапные границы С., возрастает сложность и насыщенность социализационных процессов, но и массовизируются феномены так называемых "опережающей" и "запаздывающей" С., во многом ставится под вопрос сам финитный характер первичной С. и возникает необходимость переопределения сути С. вторичной.
Под последней в социологии традиционно понимали совокупность процессов социально-адаптационного характера, характеризующих изменения в жизни "социально-зрелого" ("взрослого") человека - носителя сформированных личностных структур, автономного и ответственного за самостоятельно принимаемые решения. При таком подходе к трактовке С. некоторые социологи вообще отрицали необходимость понятийного оформления этих процессов как социализационных, считая возможным рассматривать их в терминах социальной адаптации - приспособления на разных уровнях "включенности" к изменениям социокультурных, жизненных и возрастных ситуаций. Особые, но слабо прописанные проблемы в данном случае представляли собой тематизмы: завершения активного жизненного цикла, в связи с чем предлагалось обсуждение разных версий "десоциализации" пожилых людей, сужающих сферу своей социокультурной активности; маргинализации и пауперизации тех или иных социальных групп и индивидов; ресоциализации отдельных людей, потребность в которой возникала в результате перенесенной болезни или полученной травмы (на чем предметно фиксировались прежде всего психологи); кардинальной смены языковой и/или культурной среды (чем занимались прежде всего культурологи и антропологи). Для описания процессов последнего рода в американской культурной антропологии были предложены термины "культурализация" (К. Клакхон) и "инкультурация" (М. Херсковиц), которые были к тому же полемически противопоставлены термину "С." как делающему акцент на усвоении социальных ролей, в контексте анализа которых в 1930-е/1950-е и была, собственно, конституирована в (прежде всего в американской) социологии проблематика и тематика С. личности; другой канал их концептуализации - европейская психология - прежде всего в лице Л.С. Выготского , Ж. Пиаже, З. Фрейда , Э. Эриксона , а затем и представителей гуманистической психологии, - сосредоточившая внимание на формировании личностных структур и когнитивных и иных способностей ребенка в процессах его все более полного включения в социокультурную жизнь.
Таким образом, в отличие от более или менее соблюдаемого единства (при всем многообразии дисциплинарных и парадигмальных версий), в понимании сути первичной С., наиболее спорным и уязвимым для критики оказался концепт вторичной С., что было усилено критической рефлексией процессов, стимулированных обществами. Находящимися в состоянии "пост-", а также осмыслением материалов, накопленных при исследовании архаических и традиционных обществ, позволившим конституировать новую предметность научного изучения - этнологию (этнографию детства). Тем самым в современных дискурсах понятийно-терминологический ряд, связанный с тематикой и проблематикой С., все больше стал связываться с эвристическими возможностями социологических и психологических парадигм, оформленных в неклассическо-неоклассический период развития социогуманитарного знания, а сама тематика и проблематика, ранее трактовавшаяся как сугубо "социализационная", стала во многом осмысливаться с применением иных методологических и концептуальных средств.
В.Л. Абушенко

Источник: Социология: энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

Правовая социализация: социально-философский аспект

Столяренко Денис Владимирович
В статье рассматриваются социально-философские проблемы правовой социализации личности, особенности и негативные проявления правовой социализации в российском обществе.
Читать PDF

Социализация

Ковалева Антонина Ивановна
Читать PDF

Политическая социализация российской молодежи экзистенциальные основания

Кирдяшкин И. В.
Рассматриваются культурно-политические условия и цели участия молодежи в общественно-политической жизни страны; особенно выделяется влияние на молодежную среду российской власти как важного фактора «конструирования» ее адаптационн
Читать PDF

Социализация студенческой молодежи в ходе обучения в вузе

Сокова Маргарита Сергеевна
В статье рассматривается студенческая молодежь как социально-демографическая группа современного российского общества, которая находится в условиях становления рыночных отношений, с учетом демографической ситуации в мире и стране.
Читать PDF

Социализация личности ребенка в контексте поликультурного образования

Бессчетнова Оксана Владимировна
Представлены основные результаты социологического исследования (N=309), проведенного в Саратовской и Волгоградской областях с целью изучения мнения учащейся молодежи по вопросам межнациональной коммуникации, отношения к представит
Читать PDF

Социализация как консенсус поколений

Русанов Виктор Алексеевич
Читать PDF

Социализация нетипичной молодежи

Ковалева Антонина Ивановна
Читать PDF

Социализация и инкультурация как механизмы формирования идентичности личности

Лескова И. В.
Читать PDF

Социализация детей-сирот младшего и среднего школьного возраста

Кабардиева Фарида Алимовна
Рассматривается специфика социализации детей-сирот в условиях детского дома с использованием методики экспресс-диагностики состояния социальной запущенности.
Читать PDF

Социализация молодежи в процессе добровольческой деятельности

Сикорская Лариса Евгеньевна
Гражданское общество в последнее время стремительно развивается, приобретая новые функции и вовлекая все больше граждан. В процессе социализации личность проявляет активность.
Читать PDF

Семейная социализация как один из факторов формирования духовной безопасности молодежи

Фомченкова Галина Алексеевна
В статье речь идет о духовной составляющей личности молодого поколения, которая формируется в процессе семейной социализации.
Читать PDF

Социализация в пространстве как фактор безопасности личности

Валиахметов Т. Р.
Сохранение жизни и здоровья молодежи приобретает в наши дни особое значение.

Похожие термины:

  • Языковая социализация

    связана с приобретением языковой и коммуникативной компетенции.
  • СОЦИАЛИЗАЦИЯ МОЛОДЕЖИ

    сложный, многогранный и противоречивый процесс “вхождения” молодого поколения в “мир взрослых”, “включения в общество”, освоения всего многообразия общественных отношений, духовной и матери
  • Обратная социализация

    ситуация, встречающаяся в условиях стремительных культурных изменений, когда молодое поколение старается приобщиться к новым культурным образцам старшее поколение, настроено более традиционно
  • Опережающая социализация

    научение, помогающее индивиду достичь желаемого положения.
  • ПЕРВИЧНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ

    primary socialization) - см. Социализация 1.
  • ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ

    процесс развития, в ходе которого дети и подростки воспринимают идеи, политическую позицию и поведение, типичное для данной общности.
  • ВТОРИЧНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ

    secondary socialization) - см. социализация.
  • ЛИЧНОСТИ СОЦИАЛИЗАЦИЯ

    (лат. socialis— обществ.)— процесс усвоения человеческим индивидом опред. системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена об-ва. Л. с. включает как целе
  • ПОЛОВАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ

    процесс вхождения человека в систему культурных норм поведения и взаимоотношений мужчин и женщин.
  • СОЦИАЛИЗАЦИЯ ПРАВОВАЯ

    процесс приобретения личностью правовых знаний и опыта правового общения. Целью С.п. является выработка адекватных и гармоничных позиций по отношению к праву и закону, привитие навыков законопос
  • ПРЕДВОСХИЩАЕМАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ

    ANTICIPATORY SOCIALIZATION) Термин, описывающий поведение индивидов, которые предвосхищают свой будущий статус, принимая обычаи, культуру или поведение социальной группы, к которой они хотят или собираются п
  • Предвосхищающая социализация

    освоение правил и взглядов, а также способа и стиля жизни тех групп, к которым человек, еще не являющийся членом этой группы, очень хотел бы принадлежать.
  • УПРЕЖДАЮЩАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ

    anticipatory specialization) - процесс, в ходе которого индивидуум прилагает усилия к перестройке своего социального поведения в надежде получить доступ и быть принятым в среду более высокого социального или
  • Социализация взрослая

    Соціалізація доросла. Adult socialization. Любая форма социализации, которая происходит после юношеского возраста.
  • социализация этническая

    ethnic socialization / socialisation. - Процессы, формирующие у индивида с детства модели поведения, восприятие, ценности и аттитюды, свойственные данному этносу, в результате чего индивид воспринимает себя и друг
  • социализация гендерная/полоролевая

    gender / sex role socialization / socialisation. - Процесс усвоения индивидом гендерной системы того общества, в котором он живет, своеобразное общественное конструирование различий между полами. В социальной психоло
  • Социализация (основные теории)

    Кули Чарльз в теории «зеркального Я» описывает процесс социализации как интеракцию людей, в результате которой индивид формирует представление о самом себе на основании впечатления, которое он п
  • Механизмы социализации

    это 1) совокупность агентов социализации; 2) социально-психологические механизмы; 3) социально-педагогические механизмы.
  • КОНЦЕПЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛИЗАЦИЕЙ

    разработана в процессе реализации образовательного проекта в пенитенциарной системе, проводимого с 1999 в исправительных учреждениях Самарской области и распространившегося по многим регионам с
  • ПРОЦЕССНАЯ МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛИЗАЦИЕЙ

    (ПМУС).- механизм компенсации последствий пенитенциарной изоляции, состоящий из семи блоков: Первый блок – это оценка состояния уровня нормативно-ценностных характеристик осужденных до начала об