Секта
Секта
тип религиозной организации, стоящей особняком от общества.
Источник: Словарь справочник по социальной работе
Секта
sect). Религиозное течение, отошедшее от основного ортодоксального русла.
Источник: Социология. Глоссарий: основные понятия и важнейшие термины
СЕКТА
братство, принявшее свое, отдельное учение о вере; согласие, толк, раскол или ересь ( В.Даль)
Секта
религиозная организация, которая отвергает ценности остального общества и требует «обращения» в свою веру и исполнения соответствующих ритуалов.
Секта
организация или группа лиц, замкнувшихся в своих интересах (в том числе культовых), не совпадающих с интересами общества, безразличных или противоречащих им.
Секта
термин, получивший распространение в прошлом веке и означающий группу добровольных приверженцев религиозной или политической доктрины, которые отделяют себя от господствующей религии или политической идеологии. В социологии религии М.Вебера секты представляют собой первичные формы религиозной организации, членство в которых подразумевает соответствие некоторым личностным и моральным критериям.
СЕКТА
тип религиозной организации, возникающий в результате отделения от церкви части верующих и священнослужителей на основе изменения вероучения и культа. Характеризуются сравнительно небольшим числом последователей, добровольным постоянно контролируемым членством, изоляцией от других религиозных объединений и мирской жизни, претензией на исключительность установок и ценностей, “избранничество Божье”, оппозиционностью и непримиримостью к инакомыслящим, отсутствием деления на священнослужителей и мирян, провозглашением равенства членов организации.
Источник: Основные понятия социальной работы. Глоссарий. СПб. 2007.
СЕКТА
от лат. secta - школа, учение) - англ. sect; нем. Sekte. 1. Неинституализированная сплоченная соц. группа, объединенная на добровольных началах верой в избранное учение; как правило, изолированная, оппозиционная или даже враждебная по отношению к общепринятым целям, нормам, создающая путем харизмы собственную систему ценностей и норм и признающая ее единственно правильной. 2. Тип религиозной организации, часто противопоставляющей себя господствующей в данном обществе церкви и светской власти. Характеризуется: претензией на исключительность собственных доктрин, ценностей и роли; настроениями избранничества; стремлением к нравственному самосовершенствованию; строгим соблюдением предписанных норм и установок; подчеркиванием равенства всех ее членов; отрицанием института священства.
Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua
Секта
(от лат. secta – школа, учение). Секта. Sect. 1. В протестантизме: религиозные группы, члены которых в основном выходцы из бедных слоев общества, часто с весьма эмоциональным богослужением и фундаменталистскими тенденциями в вероисповедании. 2. Религиозная группа, основанная на полном подчинении своих членов организации, отвергающая общество, в котором она находится, его культуру и доминирующую религию. Количественный рост числа сект, как правило, является показателем, с одной стороны, отхода определенной части прихожан от традиционных вероисповеданий, постепенно снижающих свое влияние на общество, а с другой – показателем латентно происходящих процессов секуляризации. В последнем случае это способ противостояния религии как формы общественного сознания, постепенному распространению и возрастанию степени доступности культуры широким массам. Функционирование многих наиболее устойчивых сект имеет тенденцию к превращению в деноминацию или церковь.
СЕКТА
SECT) Небольшая добровольная закрытая (exclusive) религиозная группа, требующая от своих последователей полного подчинения и подчеркивающая свое отделение от общества и отвержение его. Эти характеристики стали предметом серьезной полемики, в ходе которой социологами было выделено и исследовано множество подтипов. Однако социология религии по-прежнему сосредоточивается главным образом на типологии «церковь — секта». Утверждается, что, когда секты успешно рекрутируют новых членов, растут в размерах и усложняются, можно говорить об их приближении к деноминации, представляющей собой среднюю точку в континууме «церковь — секта». (Деноминация — это открытая (inclusive) религиозная организация с добровольным членством, терпимостью на уровне доктрин и профессиональным духовенством.) При этом религиозное рвение становится менее интенсивным, поскольку со временем членами секты становятся скорее по рождению, нежели вследствие обращения. Этот феномен часто обозначается как «проблема второго поколения», а весь процесс — как «деноминационализация». Хотя это справедливо в отношении так называемых «конверсионистских» сект (conversionist; англ. conversion — обращение), деноминационализация может быть не характерной для сект «гностических», не стремящихся к изменению мира посредством крупномасштабного процесса обращения. См. также: Культ; Секуляризация; Харизма; Церковь. Лит.: Wilson (1982)
Источник: Социологический словарь
СЕКТА
sect) - религиозное, а иногда и светское, социальное движение, характеризующееся отрицанием ортодоксальных религиозных и/или светских учреждений, доктрин, действий, например, шекеры, квакеры, амиши.
Социологи идентифицировали сектантство с относительно низким уровнем институционализации и с тенденцией к ереси. Эрнст Трельч (1912) провел различие между "церквами" и "сектами" (см. также Церковно-сектантская типология). Если первые были охарактеризованы как консервативные, ортодоксальные, иерархические, тираниченные традиции и ритуалы, обладающие высокой степенью организации и институционализации, то вторые - как радикальные, эгалитарные, проявляя низкую степень организации и институционализации. "Сектанты" ценили непосредственную деятельность выше ритуальной практики. Трельч считал секту и церковь полярными противоположностями. Его работа посвящалась сектантским движениям в рамках христианства и, следовательно, едва ли применима вне этого контекста, в частности, к странам "третьего мира", где особенно много сектантских движений.
Позже Брайан Уилсон (1973) признал "секты" "самоотличаемыми движениями протеста", направленными не обязательно против ортодоксальных церквей, но и против государственных и других светских учреждений в обществе. Уилсон отвергает дихотомную модель Трельча и утверждает, что было бы полезно исследовать сектантские движения с точки зрения отношения между следующими социальными факторами: доктриной, степенью организации, формами ассоциации, социальной ориентации и деятельности. Их можно классифицировать по "ответам миру". Многие сектантские движения проявляют определенную степень конфликта и напряженности по отношению и к религиозному, и к светскому социальному миру. Следовательно, сектанты часто желают добиться как избавления, так и спасения от ортодоксальных культурных форм, традиций, учреждений. Уилсон утверждает, что в их среде имеется по крайней мере семь возможных ответов миру и на "проблему зла": "конверсионистский", "революционный", "интроверсионный", "манипуляционный", "чудотворческий", "реформистский" и "утопический".
Выйдя за пределы степени организации и доктринной ереси, можно исследовать сектантские движения, возникшие вне христианской культуры. См. также Культ; Милленарызм и милленаристское движение; Грузовой культ; Религия; Магия; Социология религии; Новые религиозные движения.
Социологи идентифицировали сектантство с относительно низким уровнем институционализации и с тенденцией к ереси. Эрнст Трельч (1912) провел различие между "церквами" и "сектами" (см. также Церковно-сектантская типология). Если первые были охарактеризованы как консервативные, ортодоксальные, иерархические, тираниченные традиции и ритуалы, обладающие высокой степенью организации и институционализации, то вторые - как радикальные, эгалитарные, проявляя низкую степень организации и институционализации. "Сектанты" ценили непосредственную деятельность выше ритуальной практики. Трельч считал секту и церковь полярными противоположностями. Его работа посвящалась сектантским движениям в рамках христианства и, следовательно, едва ли применима вне этого контекста, в частности, к странам "третьего мира", где особенно много сектантских движений.
Позже Брайан Уилсон (1973) признал "секты" "самоотличаемыми движениями протеста", направленными не обязательно против ортодоксальных церквей, но и против государственных и других светских учреждений в обществе. Уилсон отвергает дихотомную модель Трельча и утверждает, что было бы полезно исследовать сектантские движения с точки зрения отношения между следующими социальными факторами: доктриной, степенью организации, формами ассоциации, социальной ориентации и деятельности. Их можно классифицировать по "ответам миру". Многие сектантские движения проявляют определенную степень конфликта и напряженности по отношению и к религиозному, и к светскому социальному миру. Следовательно, сектанты часто желают добиться как избавления, так и спасения от ортодоксальных культурных форм, традиций, учреждений. Уилсон утверждает, что в их среде имеется по крайней мере семь возможных ответов миру и на "проблему зла": "конверсионистский", "революционный", "интроверсионный", "манипуляционный", "чудотворческий", "реформистский" и "утопический".
Выйдя за пределы степени организации и доктринной ереси, можно исследовать сектантские движения, возникшие вне христианской культуры. См. также Культ; Милленарызм и милленаристское движение; Грузовой культ; Религия; Магия; Социология религии; Новые религиозные движения.
Источник: Большой толковый социологический словарь