СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ

Найдено 13 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

Секуляризация
процесс, в ходе которого религиозная мысль, практика и институты утрачивают социальное значение.

Источник: Основы социологических знаний: глоссарий к книге

Секуляризация
одно из центральных понятий социологии религии, обозначающее процесс освобождения общества от религиозной опеки, контроля.

Источник: Социология в России: глоссарий по книге

СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ
процесс, при котором подвергаются сомнению верования в сверхъестественное и связанные с ними ритуалы, а институт религии утрачивает свое социальное влияние.

Источник: Основные понятия социальной работы. Глоссарий. СПб. 2007.

Секуляризация
процесс, при котором подвергаются сомнению верования в сверхъестественное и связанные с ним ритуалы, а институт религии утрачивает свое социальное влияние (церковь отделяется от системы правления).

Источник: Социология: Учебник для вузов: глоссарий к книге

Секуляризация
идущий в современном обществе процесс утраты религиозных смыслов и значений во всех сферах социальной, политической и культурной жизни. Снижение роли религиозных институтов в жизни общества и индивидов. Отделение церкви от государства и в целом освобождение общественного и индивидуального сознания от влияния религии.

Источник: Социология права словарь специальных терминов

СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ
от лат. saecula-ris - лшрской, светский) - англ. secularization; нем. Sakularisierung. 1. Изъятие ч.-л. (собственность, право, суд) из церковного, духовного ведения и передача светскому, гражданскому. 2. Процесс, в результате к-рого все большие сектора общества, культуры, различные соц. группы и отдельные индивиды освобождаются от религиозного санкционирования и влияния.

Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua

Секуляризация (secularization)
Процесс уменьшения влияния религии на жизнь общества. Несмотря на то, что современные общества становятся все более секуляризированными, отследить масштабы данного процесса весьма трудно. Степень секуляризации можно оценить по количеству религиозных организаций (например, церквей), по степени их социального и материального могущества и по количеству верующих людей.

Источник: Социология. Глоссарий: основные понятия и важнейшие термины

Секуляризация
обычно понимается как процесс уменьшения влияния религии на жизнь общества. В ходе этого процесса религиозные институты, мышление и практика теряют свою социальную значимость. Большинство исследователей рассматривают секуляризацию европейской культуры как одно из последствий социальных изменений, вызванных возникновением городского индустриального общества. Кроме того, секуляризация происходит по мере модернизации обществ.

Источник: Основные социологические термины. Учебное пособие

Секуляризация
(от лат. saecularis – мирской, светский; языческий). Секуляризація. Secularization. Процесс постепенного вытеснения религиозного мировоззрения научным и одновременное ослабление роли и значения клира и религии как социального института в общественной жизни. Процесс этот неоднозначный. Он не обязательно связан с непосредственной и одномоментной сменой религиозного сознания научным. В разных обществах он происходит по-разному и зависит от местных условий, силы религиозных традиций, политики светского правительства в отношении к церкви и т. д. С. часто сопровождается возникновением промежуточных, фундаменталистских и более фанатичных по вероисповеданию религиозных групп, массовой мировоззренческой дезориентацией, влияющей на политические и культурные процессы в мире, временными отступлениями культуры и наступлением традиционных и новых религий. Однако развитие свободы совести, способствующей превращению религии в частное дело, в проблему личного выбора символа религиозной веры вплоть до правомерности атеистического мировоззрения, способствует секуляризации и закрепляет ее результаты.

Источник: Социология культуры. Краткий словарь. 2011

СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ
secularization) - процесс в современных обществах, в котором религиозные идеи и организации имеют тенденцию утрачивать влияние перед лицом науки и других современных форм знания. Сюда относят снижение формальной принадлежности к церкви (например, числа крещений) или роли религии в образовании. Однако степень секуляризации в западных обществах
весьма различается. В частности, в США число религиозных сторонников осталось высоким, что, возможно, объясняется потребностью в социальном положении в обществе "тигеля для плавки" (Герберг, 1960). Не прекратились в современных обществах формирование и вербовка приверженцев новых культов и сект. Кроме того, значительное число людей продолжает исповедовать религию, несмотря на то что это может быть в усеченном виде и не соответствовать полной религиозной практике. Секуляризация общества не сопровождает модернизацию, ибо возрождается религия в некоторых модернизируемых странах (недавние исламские революционные движения), или в условиях постмодерна сосуществует в более развитых обществах наряду с национальными движениями (например, в Польше).

Источник: Большой толковый социологический словарь

СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ
SECULARIZATION) Б. Уилсон (Wilson, 1966) определил секуляризацию как процесс, в ходе которого религиозные мышление, практика и институты теряют социальную значимость. Секуляризация европейской культуры считается следствием социальных изменений, вызванных возникновением городского индустриального общества. Критики концепции секуляризации утверждают, что (1) она предполагает существование некоего «золотого века» религии, когда религиозные институты действительно имели большую социальную значимость; (2) преувеличивает значение рациональных светских убеждений в современном обществе, не принимая во внимание существование суеверия и магии; (3) не в состоянии объяснить распространенность среди молодежи различных культов, в особенности тех, что происходят от восточных религий, таких, как Харе Кришна, Миссия Божественного Света и Мехер Баба; (4) недооценивает значение организованного христианства как политической силы в Европе и Северной Америке; (5) в сравнительном плане жизнеспособность сионизма, воинствующего ислама или радикального католицизма в Латинской Америке указывает на то, что необходимой связи между модернизацией и секуляризацией не существует; (6) принимая узкое определение религии, эта концепция приравнивает секуляризацию к дехристианизации; (7) в современных обществах имеют место процессы, приписывающие человеческой самости трансцендентальное или сакральное значение; данные процессы составляют «невидимую религию». Несмотря на отсутствие удовлетворительного ответа на эту критику, можно утверждать, что разнообразие религиозных культов и практик в современном обществе свидетельствует о том, что религия в настоящее время является скорее делом личного выбора, нежели господствующей характеристикой общественной жизни. Утверждается также, что, хотя религия может играть важную роль в фундаменталистской борьбе против модернизации, как в случае с современным Афганистаном и националистическими движениями в России, в долгосрочной перспективе модернизация общества действительно вызывает секуляризацию. Однако процесс секуляризации по-разному протекает в различных индустриальных обществах. В некоторых европейских обществах (таких, как Франция, Ирландия, Италия и Голландия) христианство все еще играет важную социальную роль. Таким образом, понимание процесса секуляризации необходимо для любого анализа культуры капиталистических обществ. Наконец, некоторые теоретики глобализации утверждают, что религия вносит существенный вклад в возникновение глобальных культур. См. также: Гражданская религия; Новые религиозные движения; Профанное; Рационализация; Секта; Церковь. Лит.: Luckmann (1967); Beyer (1994)

Источник: Социологический словарь

СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ
от позднелат. saecularis - мирской, светский) - десакрализация ( Сакрализация), процесс уменьшения влияния религии на реализацию общественных и частных отношений, потеря религией своих позиций в культуре и обществе.
Процесс С. означает полную или частичную независимость от опеки религии и церкви и может характеризоваться следующими аспектами: экономическим (отторжение церковной собственности в пользу государства или частного лица), политическим (светское государство), культурными (светские искусство, образование, нормы быта). Признаками С. служат: когнитивная автономизация, т.е. отход церковных понятий, норм и ценностей от их религиозной первоосновы (христианская любовь трансформируется в светский гуманизм); встраивание религиозных представлений и логики в более широкую мировоззренческую систему в качестве вспомогательного элемента или полное их выпадение из господствующего мировоззрения; превращение религии в один из социальных институтов наряду с другими, т.е. потеря религией статуса центрального элемента социальной системы.
Природа и значение С. всегда выступали в философии и социологии религии предметом дискуссий. В доктринах французских просветителей-материалистов, а также О. Конта , К. Маркса , Б. Рассела, Э. Фромма , Ж.-П. Сартра, Т.О. Диа и др. С. предстает как естественный процесс "старения" религии, как следствие необратимого развития человеческого духа "от мифа к логосу": С. ведет к отмиранию религии, которую успешно замещает наука и светская этика, помогающие эффективно решать современные проблемы. Противоположная точка зрения - Т. Парсонс , П. Бергер и религиозные философы - утверждает, что понимание С. как линейного процесса вытеснения религии неверно: С. ведет не к упадку религии, а к видоизменению ее роли в современной культуре: сегодня религия уходит из общества в человека - религия в светской культуре выбирается добровольно, и это повышает ее значение для личности. Западная цивилизация выросла на религиозной почве, и ничто не изменит этого "врожденного признака". Все положительные черты С. не могут покрыть ее ущербности - С. лишила религию ее важнейших социальных функций: ранее религия освящала и наделяла безусловным смыслом устои общественной и личной жизни, давала объединяющую идею, ценности; С. же постулирует, что нет ничего абсолютного, и это ведет к утрате смыслов и дезинтеграции как личности (внутреннего мира человека), так и общества (социальных институтов, морали).
В европейской культуре процесс С. как широкомасштабное явление появляется в 15-16 вв. Его наиболее значимые этапы: Возрождение (акцент на посюсторонний мир, светское искусство, антропоцентризм как идеология культуры); Реформация (разграничение светской и духовной власти), французское Просвещение (закрепление начатой в 17 в. С. научной и общественной мысли) и период буржуазных революций (светское государство, принцип свободы совести).
С. является характерным признаком современного общества. К причинам С. как признака современной западной культуры следует отнести: 1) светские политические режимы: отделение церкви от государства, школы от церкви, уравнивание в правах верующих и неверующих (и иноверцев); 2) развитие науки как альтернативной религии объяснительной схемы, вытесняющей сферу сверхъестественного из сознания человека; 3) урбанизацию как процесс выпадения человека из-под власти природных условий, как фактор изменения ритма жизни; 4) модернизацию и аккультурацию религии, т.е. своеобразное осовременивание традиционных религий через упрощение вероучения и культа, компромиссы со стороны церкви по спорным вопросам, коммерциализацию религиозных праздников и т.п.; 5) переход некоторых социальных функций религии к другим социальным институтам, падение значимости этих функций в исполнении религиозных институтов.
Д.К. Безнюк

Источник: Социология: энциклопедия

СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ
(от лат. saeculum - эпоха, человеческий век, поколение; позднелат. saecularis - мирской, светский) - обмирщение различных областей жизни общества и личности, их выход из под обязательного влияния религии. Исторически и поныне С. именуется перевод (как правило, принудительный) собственности организаций религиозных в светское (главным образом - государственное) владение. Другое значение С. связано с добровольным выходом верующего из сословного состава служителей культа религиозного (см. Духовенство). В современной социальной мысли наиболее распространено широкое понимание С. - как процесса, сочетающего две основные составляющие: 1) устранение контроля и вмешательства со стороны религиозных организаций в дела государства и общества; 2) освобождение сознания и поведения людей от авторитарного влияния религиозных представлений, предписаний и норм. Тема С. является одной из ведущих в социологии религии. Общим среди исследователей стало признание реальности этого явления, однако его истолкование далеко не единообразно (см. Доббелер, Казанова). Объясняя причины С., социологи чаще всего указывают на дифференциацию современного общества, в котором религия, как и любой иной социальный институт, получает специализированное значение и этим отделяется от других (Парсонс). Отмечается неспособность каждой конкретной религии стать универсальным объединяющим фактором в структурно сложной социальной среде (Луман). При этом обнаруживается и сохраняющаяся востребованность религиозного присутствия в обществе, реализуемая в генерировании новых и множественных форм сакрального (Баркер). Отсюда следует пересмотр взгляда, ограничивающего С. только упадком религиозности. Дисфункциональностъ каких-либо институтов религиозных влечет за собой не отмирание религии, а появление ее более жизнеспособных разновидностей (Мартин, Свэнсон). Таким образом, С. предстает как необходимый момент в динамике духовного саморазвития человечества, дающий импульс для корректировки религиозной жизни, более точной расстановки сакральных ориентиров (Уилсон, Уитноу). Завершенным идейным выражением С. принято считать секуляризм как полную эмансипацию человеческой жизни от любых проявлений религии. Такая идеология действительно наблюдается в разных обществах, однако не может считаться преобладающей. Напротив, современная социология религии обращает внимание на активизацию религиозных исканий, своего рода «возвращение к сакральному», что наблюдается в самом широком диапазоне - от глобального распространения новых религиозных движений до нарастающего присутствия в ряде регионов мира фундаментализма религиозного. В большинстве случаев свидетельствами С. становятся массовый отход людей от активного участия в делах религиозных организаций и снижение масштабов совершаемых практик религиозных. При этом собственно религиозность не исчезает, меняются лишь ее степень и способы выражения. С другой стороны, в обществах, сохраняющих высокий уровень религиозного влияния, может присутствовать и секулярность. Стимулами к С. становятся развитие рациональных способов объяснения мира, снижение прежних возможностей и авторитета наиболее распространенных традиционных религий, потребность в новых механизмах адаптации человека к нарастающим сложностям современной жизни. С. влечет за собой реструктуризацию религиозной жизни - утрату религиозными организациями мирских функций, отказ от безоговорочного подчинения верующих административным структурам конфессий, снижение роли формально-институциональных требований, усиление личностных мотиваций в религиозном поведении индивидов. С. не упраздняет религиозных потребностей, а переводит их на новые пути реализации, более подходящие жизненной повседневности, мировоззренческим и нравственным исканиям верующих в постиндустриальном социуме. Секулярное общество предполагает самостоятельность выбора человеком для себя духовной традиции, без ее навязывания, по крайней мере- рычагами государственного принуждения. Проявлением этого может стать даже отказ человека от принадлежности к какой-либо из существующих религиозных организаций, при сохранении религиозных настроений и формировании индивидуальных религиозных практик (Приватизация веры). При демократическом устройстве современное секулярное государство предоставляет свободу любым формам организации религиозной жизни, если они не нарушают действующее законодательство. Мирское положение конфессий уравнивается средствами гражданского правового регулирования, которое в равной степени обязательно для соблюдения всеми, вне зависимости от «древности» исповедуемой веры.

Источник: Социология религии. Словарь.

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF
0.00 байт

Секуляризация и постмодерн: религиозные процессы в молодежной среде в современной России и Европе и

Ореханов Юрий Леонидович
Статья посвящена актуальному вопросу исследования особенностей религиозности современной российской молодежи.
Читать PDF
0.00 байт

Секуляризация, постсекулярное и «Идеальные верующие»

Сафронов Роман Олегович
В статье поднимается вопрос о современных формах веры и неверия и их соотношения, о положении верующих и атеистов или агностиков в окружающем мире сегодня.
Читать PDF
0.00 байт

Религиозность и секуляризация: сущность и соотношение

Цырендоржиева Дари Шойбоновна, Багаева Ксения Анатольевна
Авторы статьи анализируют сущность религиозности, рассматривают основные теоретические подходы. За короткий промежуток времени произошло много изменений в разных сферах человеческой действительности.
Читать PDF
0.00 байт

Возможна ли секуляризация ислама? (взгляд на трансформации религиозности в контексте глобализации)

Хлопкова Оксана Васильевна, Клементьев Александр Станиславович
Анализируются социальные, экономические, политические и иные факторы секуляризации и десекуляризации современного исламского общества.
Читать PDF
0.00 байт

Ю. Ю. Синелина секуляризация в социальной истории России

In the "Books to Be Published" one may find excerpts from "Secularization in Social History of Russia" by Yulia Yu. Sinelina (Academia Publishing House).
Читать PDF
0.00 байт

Секуляризация в России и национальное самосознание: аксиологический аспект

Цыплаков Дмитрий Анатольевич, Пынтиков Антон Павлович
В статье рассматривается трансформация процессов формирования национального самосознания в России XX века, связанных с религиозной самоидентификацией.
Читать PDF
0.00 байт

Фальсифицированная секуляризация

Бергер Питер
В статье дается панорама религиозного возрождения, которое наблюдается по всему миру. Особое внимание уделяется исламу и евангелическому протестантизму.
Читать PDF
0.00 байт

Секуляризация современной правовой среды и исторический опыт России

Хорунжий С. Н., Арапов А. В.
В настоящей статье рассматриваются вопросы соотношения государства и права, государственной идеологии и религиозной веры в ретроспективным аспекте исторического развития социума и публично-правовых институтов; приводятся аргументы
Читать PDF
0.00 байт

Секуляризация и ее пределы: самосознание и свобода совести в эпоху конфликта цивилизаций

Эпштейн Александр (Алек) Давидович
В статье представлен социально-политологический анализ процесса десекуляризации, происходящего в последние десятилетия практически во всех регионах земного шара. Как указывал Х.
Читать PDF
0.00 байт

Секуляризация и атеизация в советском Союзе в 60-е и 80-е гг. ХХ в

Курилов Виктор Александрович
В статье дан теоретический анализ процесса изменения роли религии в Советском Союзе во второй половине ХХ в. Автор рассматривает секуляризацию и атеизацию как процессы, тесно взаимосвязанные, но не тождественные.
Читать PDF
0.00 байт

Европейские церкви и демократические институты: возвращение религии или секуляризация христианства?

Лункин Роман Николаевич
В статье проанализирована роль христианских конфессий в постсекулярном обществе в контексте реструктуризации религиозных организаций в условиях глобального «рынка религий» и приватизации религии.
Читать PDF
0.00 байт

Секуляризация и клерикализация в мире и в русской православной церкви в современных условиях

Осьмачко Сергей Григорьевич
Рассмотрены современные трактовки понятий «секуляризация» и «клерикализация» как тенденций взаимодействия социальных институтов.

Похожие термины:

  • СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ

    (от ср. лат. secularis - светский) - процесс, в ходе к-рого религиозные институты, мышление, практика утрачивают свою социальную значимость, освобождаются от религиозного санкционирования и влияния; проц
  • СЕКУЛЯРИЗАЦИИ теории

    социол. концепции, так или иначе объясняющие процесс освобождения об-ва и различ. его сфер и групп от религии. Зап. социологи, признающие факт С, по-разному объясняют причины этого явления. Напр., Пар