Семиология
Семиология
или семиотика. Наука о знаках, о знаковых системах, о том, как проявляются эти знаки в языке, литературе, в мире артефактов. Для выражения знака используется метка (например, слово), которая указывает на обозначаемый ею объект или вызывает представления о нем. Слово (метка) и обозначаемый им объект могут существовать независимо друг от друга. Когда они воспринимаются совместно, то результатом их объединения становится знак (символ) — метка становится знаком. Для русского, не говорящего по-английски, английское слово не является знаком. Без воспринимающего значение субъекта нет ни знака, ни значения. В качестве аспекта структурализма семиология получила развитие от лингвистических исследований Соссюра. Ее ведущим представителем был Ролан Барт. Идея общей науки знаков появилась на пороге XX в. в творчестве Соссюра. В 1960-х гг. она получила развитие в исследованиях средств массовой информации, в культурных исследованиях. Ключевыми понятиями являются signifier (вещь, слово или картина) и signiried (умственная картина или значение, на которые указывает signifier), а знак выступает в качестве связи или отношения, установленного между ними. Некоторые отношения могут быть довольно открытыми (изобразительными), а дру гие — содержать довольно произвольный характер. Семиология может привлекать внимание к наслоениям значения, которое можно реализовать в простой совокупности изображений (например, на рождественских открытках: Санта Клаус, Дева и Младенец, пушистые зверята и т.д.). [9, 16].
Источник: Словарь по социологии коммуникации.