ШКОЛА СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ДЮРКГЕЙМОВСКАЯ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

ШКОЛА СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ДЮРКГЕЙМОВСКАЯ (ФРАНЦУЗСКАЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА)
направление во франц. социологии, основанное Э. Дюркгеймом и объединенное вокруг журнала "LAnnee sociologique" (I серия журнала - 1898-1913 гг.; II серия - 1925-1927 гг.). В статьях, принадлежащих гл. обр. сотрудникам журнала, в рецензиях (занимавших большую часть объема журнала) и монографиях сотрудников школы отстаивались принципы позитивистской социологии, сформулированные главой школы. Материал в журнале располагался в рубриках, отражавших взгляд Дюркгейма на внутреннюю дифференциацию социология, знания: общая социология, социология религии, юри-дич. социология, социология морали, соц. морфология, разное. Основное место занимала рубрика "Социология религии". Хотя не все представители школы были ортодоксальными дюркгеймианцами, школа отличалась относительно высокой степенью интеграции, поддерживаемой общностью теоретич. воззрений, активной работой в журнале, разделением труда и специализацией в определенных предметных областях, научн. авторитетом Дюркгейма, дружескими связями и т. д. Деятельность школы была новым явлением во франц. университетской системе с ее традиционно индивидуалистским стилем научн. работы. Именно благодаря деятельности школы институционализация социологии во франц. системе образования осуществлялась в дюркгеимовскои версии, несмотря на наличие конкурирующих направлений в академия, социологии Франции. Ядро школы среди социологов составляли М. Мосс (возглавивший школу после смерти ее основателя), С. Бугле, Ж. Дави, П. Лапи, П. Фоконне, М. Хальбвакс. Поскольку социология мыслилась Дюркгеймом и его последователями как "система, корпус соц. наук", к участию в школе были привлечены видные экономисты (Ф. Симиан и др.), правоведы (Э. Леви, П. Ювелен, Ж. Рей и др.), историки культуры (М. Гране и др.), лингвисты (А. Мейе, Ф. Брюно, Ж. Вандриес) и т. д. Как более или менее единое направление эта школа просуществовала до наяала второй мировой войны. В выходящей с 1949 г. III серии журнала "LAnnee sociologique" характерные черты школы утрачены, а дюркгеймовская социологич. традиция существует наряду с другими. Лит.: История буржуазной социологии первой половины XX в. М., 1979; Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М., 1991; Дюркгейм Э. Социология. М., 1995; Осипова Е.В. Социология Эмиля Дюркгейма. М., 1977; Осипова Н.Г. Предмет социологии во Франции. М., 1997; Clark T. Prophets and Patrons: the French university and the emergence of social sciences. Camb. (Mass.), 1973; The sociological domain: The Durkheimians and the founding of French sociology. (Ed. by P. Besnard). P., 1983. А.Б. Гофман.

Источник: Российская социологическая энциклопедия

ДЮРКГЕЙМОВСКАЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА
(др. название-Французская социологическая школа) — направление во франц. социологии, основанное Дюркгеймом и объединенное7 вокруг журнала «L'Annee sociologique» (I серия журнала — 1898— 1913 гг., II серия — 1925—1927 гг.). В статьях и монографиях, принадлежавших гл. обр. сотрудникам журнала, в рецензиях (занимавших большую часть его объема) отстаивались принципы позитивистской социологии, сформулированные главой школы. Материал в журнале распределялся по следующим рубрикам, отражавшим взгляд Дюркгейма на внутр. дифференциацию социол. знания: 1) общая социология; 2) социология религии; 3) юридическая социология; 4) социология морали; 5) социальная морфология; 6) разное. Осн. место занимала рубрика «Социология религии». Хотя не все сотрудники школы были ортодоксальными дюркгеймианцами, школа отличалась относительно высокой степенью интеграции, основанной на общности теоретических воззрений, активной работе в журнале, разделении труда и специализации в опред. предметных областях, научном авторитете Дюркгейма, дружеских связях и т. д. Существенную роль в интеграции школы сыграла и близость теоретических воззрений ее участников, объединенных идеями бурж. либерализма и социализма реформистского толка, а также характерными для Франции периода Третьей республики антиклерикальными позициями, верой в науку и ее социально-преобразующую роль, лозунгом солидаризма, направленным на мирное устранение классовых антагонизмов. Коллективная форма научной работы, характерная для школы Дюркгейма, была новым явлением по франц. университетской системе. Благодаря деятельности школы институционализация социологии во франц. системе образования произошла в дюркгеймовском варианте, несмотря на существование в это время конкурирующих направлений в академической социологии Франции: католической социологии, школы Ле Пле, органицистского и психологического направлений, объединенных вокруг журнала «Revue internationale de Sociologies» (с 1893).
Ядро школы среди социологов составляли Мосс (возглавивший школу после смерти ее основателя), Бугле, Ж. Дави, П. Лапи, П. Фоконне, Хальбвакс. Поскольку Дюркгейм и его последователи мыслили социологию как «систему, корпус социальных наук», к участию в школе были привлечены видные экономисты (Ф. Симиан и др.), правоведы (Э. Леви, Ж. Рей, П. Ювелен и др.), лингвисты (А. Мейе, Ф. Брюно, Ж. Вандриес), историки культуры (М. Гране и др.), этнологи и т. д. Как более или менее единое целое Д. с. ш. просуществовала до начала второй мировой войны. В выходящей с 1949 г. III серии журнала характерные черты школы утрачены, а дюркгеймовская социол. традиция сосуществует наряду с др. В последние годы в зап. истории социологии внимание исследователей все больше сосредоточивается не только на изучении научного наследия Дюркгейма, но и на деятельности созданной им школы, а также отдельных ее представителей. А. Б. Гофман

Источник: Современная западная социология. Словарь. 1990 г.