ШКОЛА В СОЦИОЛОГИИ ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ШКОЛА В СОЦИОЛОГИИ
англ. geograpfic school in sociology; нем. geographishe Schule in der Soziologie. Направление, анализирующее развитие и функционирование общества преимущественно через факторы географической среды. См. ДЕТЕРМИНИЗМ ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ.

Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua

ШКОЛА В СОЦИОЛОГИИ ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ
натуралистич. учения, в к-рых приписывается первостепенная роль в развитии об-в и народов их географич. положению и природным условиям. Крайней формой этого направления является механистический географич. детерминизм, строящийся на тезисе о почти полной обусловленности деятельности человека естественной средой. Ш. в с.г. абсолютизирует значение географич. среды (климата, рек, флоры, фауны, минеральных богатств) в жизни об-ва, настаивает на обусловленности обществ. бытия географич. факторами, не учитывает сложного взаимодействия человеческой деятельности со средой обитания. Вопросы о влиянии географич. среды на обычаи, нравы, образ правления и об-ществ.-историч. процессы рассматривались еще античными авторами. Дальнейшее развитие эти вопросы получили в эпоху становления капитализма. Наиболее развернутые социологич. теории в рамках Ш. в с.г. появились в XIX в. Ш. в с.г. эволюционировала от глобальных сопоставлений об-ва и природы к специальному изучению влияния различн. факторов географич. среды на конкретные обществ. процессы и явления. Для Ш. в с.г. характерна недооценка масштабов историч. деятельности человека по преобразованию природной среды в культурную и потенциала изменений, заложенного во внутреннем взаимодействии соц. и духовных факторов. В современной зап. социологии Ш. в с.г. представлена: в политич. географии и геополитике где отстаиваются идея пространственной обусловленности развития политич. структур, необходимость политич. экспансии гос-в ради приобретения "жизненного пространства"; в школах географии социальной (см.), к-рые начали анализировать воздействие человеческой деятельности на ландшафт, влияние освоения природы на развитие меж- и внутриобщинных связей, на специфику соц. организации пространства в городе и др. Из этого направления позднее выросли социогеография (см.), исследующая соц. группы в их единстве с географич. средой, и экология, социальная (см.). В целом Ш.в с.г. отличают антиисторизм и натурализм в поиске источников развития об-вa. А.Д. Налетова.

Источник: Российская социологическая энциклопедия

ШКОЛА ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ В СОЦИОЛОГИИ
старейшее направление исследований в западной социологии, к-рое ведет свое начало от идей великого французского мыслителя Ш. Монтескье. Представители этого направления исследуют влияние географической среды на нравы, обычаи, политику, причем, как правило, влияние географических факторов не в меру преувеличивается. Признанными классиками географической школы являются нем. ученые - географ К. Риттер и географ, этнограф, натуралист Ф. Ратцель. Именно К. Риттер (1779-1859) положил начало разделению географии на физическую и социальную, или антропогеографию, к-рая впоследствии еще более дифференцировалась. (В относительно самостоятельные дисциплины выделилась экономическая, политическая, историческая, культурная и статистическая география). Особое место в социологии географического направления занимает сформировавшаяся на рубеже XIX-XX вв. французская школа. Один из ее основателей П.-В. де ля Бланш (1845-1918) считал, что способ жизни людей определяется в значительной степени ландшафтом. Другой ученый, идеи к-рого легли в основание этой школы, Ф. Ле Пле (1806-1882) полагал, что человеческая жизнь зависит от трех основных факторов: места обитания, труда и семьи. Сделав главным предметом своего научного интереса формы семейных отношений, Ле Пле подчинил их географическим и технологическим факторам. Одним из ведущих представителей социогеографии (термин «социальная география», или «социогеография», был введен в научный оборот в 1913 г. нем. ученым Р. Штейнметцем) во Франции является Э. Демолен (1852-4907), автор книги «Великие пути народов», где многообразные формы социальной жизни (организация труда и общественное устройство, собственность, образ быта и т. д.) рассматриваются в зависимости от географических условий. Заслугой фр. школы является ее борьба против милитаристских и нацистских тенденций, свойственных нем. (германским) геополитическим учениям. Именно в рамках фр. школы и отчасти амер. инвайронментализма сформировалась в XX в. социальная экология - дисциплина, изучающая взаимодействие общества и природы. Исторически сложились четыре социальноэкологические парадигмы: «консервационная», «охранительная» («охранная»), «экологическая» и «экономическая».

Источник: Социология Словарь-справочник. 2006 г.