СЛАВЯНЕ

Найдено 1 определение
СЛАВЯНЕ
крупнейшая в Европе группа родственных народов (метаэтническая общность). Общая численность С. около 300 млн. чел., в т. ч. в Российской Федерации — 125 млн. чел., в ближнем зарубежье 75 млн. чел. Современные С. подразделяются на три ветви: восточную (русские, украинцы, белорусы), южную (болгары, сербы, черногорцы, хорваты, словенцы, боснийцы, македонцы) и западную (поляки, чехи, словаки, лужичане). Говорят на языках славянской группы индоевропейской семьи. Происхождение этнонима С. недостаточно ясно. Существует версия, что он восходит к общеиндоевроейскому корню, смысловым содержанием которого являются понятия «человек», «люди», «говорящие». В таком значении этноним С. зарегистрирован в ряде славянских языков. Вопрос об этногенезе и т. н. прародине С. недостаточно выяснен. Этногенезе., вероятно, развивался поэтапно (протославяне, праславяне и раннеславянская этнолингвистическая общность). к концу I тыс. н. 3. складывались отдельные славянские этнические общности (союзы племен). Этногенетические процессы сопровождались миграциями, дифференциацией и интеграцией народов, этнических и локальных групп, ассимиляционными явлениями, в которых принимали участие различные как славянские, так и неславянские этносы (лаки, финикийцы, тюрки, балты, финно-угры и т. д.) в качестве субстратов или компонентов. Как этническая общность С. первоначально складывались в ареале либо между Одером (Одрой) и Вислой, либо между Одером и Средним Днепром. Отсюда началось постепенное продвижение С. в юго-западном, западном и северном направлениях, совпадающее в основном с заключительной фазой великого переселения народов (V-VII вв.). В VI в. С. заняли придунайские территории, входившие в состав Восточной Римской (Византийской) империи, затем пересекли Дунай и в середине VII в. расселились на Балканах, проникнув частично в Малую Азию. Одновременно в VI в. С., освоив Дакию и Панконию, достигли приальпийских районов. Между VI-VII вв. др. часть С. расселилась между Одером и Эльбой (Лабой), перейдя частично и на левобережье последней, С VII-VIII вв. происходит интенсивное продвижение С. и в центральную и северную зоны Восточной Европы. В результате в 9-10 вв. сложился обширный ареал славянского расселения: от современного Русского Севера и Балтийского моря до Средиземноморья и от Волги до Эльбы. Появление государственности у С. относится к VIMX вв. Датой основания первого славянского Болгарского государства считается 681 г. Во второй половине VIII — первой половине IX вв. происходит становление государственности у сербов, хорватов, словенцев. К IX в. складывается Древнерусское государство во главе с Киевом (Киевская Русь), К IX — началу X вв, относится существование Великоморавской державы, имевшей большое значение для развития общеславянской культуры. Здесь в 863 г. началась просветительская деятельность создателей славянской письменности Константина (Кирилла) и Мефодия, В IX в. возникло
Древнепольское государство. Одновременно со становлением раннефеодальной государственности у южных, западных и восточных славян протекал процесс христианизации, причем большинство южных славян (за исключением хорватов и словенцев) и все восточные славяне оказались в сфере греко-православной церкви, а западные славяне — римско-католической. Развитие С. в Восточной Европе имело свои специфические особенности, В процессе консолидации древнерусской народности сыграли роль не только близость культуры и родственность диалектов, которыми пользовались восточные С., но еще больше их социально-экономическое развитие. Своеобразие процесса формирования отдельных народностей, а позже — наций Восточной Европы (русские, украинцы, белорусы) заключалось в том, что они в равной степени пережили стадию древнерусской народности. Их формирование было следствием дифференциации древнерусской народности на три самостоятельных близкородственных этноса (XIV-XVI вв.). В XVII-XVIII вв. русские, украинцы и белорусы оказались в составе одного государства
России. В основных формах традиционно-бытовой культуры обнаруживаются как общность, так и специфические формы, свойственные каждому из этих народов. В XVIII-XIX вв. восточнославянские народности перерастают в современные нации. Процесс этот протекал у русских, украинцев и белорусов в различном темпе (наиболее интенсивно — у русских, наиболее замедленно — у белорусов), что обусловливалось своеобразными историческими, этнополитическими и этнокультурными ситуациями, которые переживал каждый из трех народов. У западных и южных С. становление наций при некоторой синхронности исходных рубежей этого процесса начинается во второй половине XVIII в. История С. была длительной и сложной. Территория, ими занимавшаяся, обширна — от крайнего Северо-востока Европы до Балканского полуострова и от Центральной Европы до Адриатики и Тихого океана. Общность и различия культуры славянских народов неодинаковы на разных этапах ее развития.
Традиционная материальная культура С. при некоторых не очень существенных общих чертах не представляет собой единства, имеет больше общих черт с соседними народами в отдельных регионах. В то же время в календарных обрядах, орнаменте, народной музыке, ряде архаических жанров фольклора, верований и т. п. общеславянские элементы сопрягаются с этническими своеобразными региональными, общеевропейскими и др. элементами. На современном этапе понятие общности С. не может быть в равной степени распространено на такие разнородные сферы, как язык, фольклор, обряды, верования, материальная культура, народное и профессиональное искусство, литература, экономическая и политическая история славянских народов, их наука, социальная организация, этническое самосознание и т. д.

Источник: Этнология. Современный словарь-справочник. 2007 г.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

СЛАВЯНЕ И ПРАВО: МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ

Черепанов М.В., Цуканов А.Н.
Читать PDF
0.00 байт

Славянская идентичность: социальные и социокультурные аспекты

Климов А. Г.
Статья посвящена проблеме презентации феномена славянства в политическом и научном дискурсах, а также культуре повседневности.
Читать PDF
1.08 мб

Социально-функциональные характеристики религии в постсоветских славянских странах

Паращевин М. А.
Восстановление в постсоветский период массовой религиозной самоидентификации предположительно говорит о восстановлении доминирующим христианством своей социальной роли.
Читать PDF
0.00 байт

Самоидентификация славянских язычников: социальный портрет, государство и образ лидера (по данным по

Шиженский Роман Витальевич, Тютина Ольга Сергеевна
Исследование построено на основе данных, полученных в ходе анкетного опроса рядовых членов современных языческих общин. С 17 по 23 июня 2015 г.
Читать PDF
18.26 мб

Рационализация народного ислама у славяноязычных помаков Греции: религиозный опыт и религиозная поли

Цибириду Фотини
В статье исследуется связь народного ислама с суфийской (бекташийа) и другими суннитскими традициями.
Читать PDF
1.79 мб

Славянские народы Юга России: особенности воспроизводства и тенденции идентификации

Бедрик Андрей Викторович, Дьяченко Анжела Николаевна, Сериков Антон Владимирович
В данной статье авторы ставят целью выявление особенностей воспроизводства и тенденций идентификации славянских народов (этносов), населяющих Юг России.
Читать PDF
773.15 кб

Славянизм в социальных сетях (на примере сообществ «ВКонтакте»)

Краснопёров Антон Юрьевич
Статья посвящена вопросу представленности концепта «славянизм» в Интернете и являет собой критический анализ результатов исследования социальной сети «ВКонтакте».
Читать PDF
436.09 кб

Этнокультурные практики – основа воспроизводства культурного кода восточных славян

Н. Л. Балич
Исследуется структура и особенности этнокультурных практик в системе этнической культуры восточных славян.
Читать PDF
242.55 кб

Славянская идентичность: методологический подход против культурнополитической конъюнктуры

А. Г. Климов
Читать PDF
254.12 кб

Историко-культурная интеграция славянского мира: формы и процессы прошлого и настоящего

А. Г. Климов
Читать PDF
283.31 кб

Мысли вслух в день славянской письменности и культуры

Первова Галина Михайловна
Посвящено Дню славянской письменности и культуры, рассмотрены предпосылки создания праздника, территория его распространения, а также участие конкретных славянских государств в его популяризации.
Читать PDF
0.00 байт

Образы стран славянского мира в сознании российских граждан (на примере Украины и Белоруссии)

Селезнева Антонина Владимировна, Смулькина Наталья Валентиновна
Во внешнеполитических отношениях между странами славянского мира особое значение имеет взаимодействие России с Украиной и Белоруссией.
Читать PDF
0.00 байт

ПРОБЛЕМА НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ СЛАВЯНСКОЙ ДИАСПОРЫ (НА ПРИМЕРЕ УКРАИНСКИХ

Косован Е. А.
Читать PDF
899.07 кб

Динамика численности славянских народов Удмуртии

Воронцов Владимир Степанович
По материалам переписей населения советского и постсоветского периодов показана динамика численности восточнославянских народов Удмуртии, отмечены основные тенденции и закономерности этнических процессов, изменения в этнической ст
Читать PDF
339.09 кб

К характеристике славянофильства

Липич Т. И.

Похожие термины:

  • Славянизмы 1

    заимствования в неславянские языки из славянских. Ср. заимствования в румынск. имолдавск. языки из древнерусск. Ср. русизмы.
  • Славянизмы 2

    старославянизмы, церковнославянизмы, южно– славянизмы)– заимствования в русск. язык из старославянского. Таких слов и выражений очень много. Ср. благолепие, ограда, подвиг, исчадие ада, ничтоже су
  • Славянские языки

    Slavic languages), группа индоевропейских языков, распространенных в Центр, и Вост. Европе. С.я. принято делить на три группы (южно-, западно- и восточнославянскую), но они все близки между собой и грамматиче
  • Славянофильство

    vophilia; нем. Slavophilie; Slawophi-lentum. Направление русской обществ, и фи-лос. мысли 40-50 гг. XIX в., выступившее с обоснованием самобытного пути истор. развития России, принципиально отличного от западноевропейск