крупнейшая в Европе группа родственных народов (метаэтническая общность). Общая численность С. около 300 млн. чел., в т. ч. в Российской Федерации — 125 млн. чел., в ближнем зарубежье 75 млн. чел. Современные С. подразделяются на три ветви: восточную (русские, украинцы, белорусы), южную (болгары, сербы, черногорцы, хорваты, словенцы, боснийцы, македонцы) и западную (поляки, чехи, словаки, лужичане). Говорят на языках славянской группы индоевропейской семьи. Происхождение этнонима С. недостаточно ясно. Существует версия, что он восходит к общеиндоевроейскому корню, смысловым содержанием которого являются понятия «человек», «люди», «говорящие». В таком значении этноним С. зарегистрирован в ряде славянских языков. Вопрос об этногенезе и т. н. прародине С. недостаточно выяснен. Этногенезе., вероятно, развивался поэтапно (протославяне, праславяне и раннеславянская этнолингвистическая общность). к концу I тыс. н. 3. складывались отдельные славянские этнические общности (союзы племен). Этногенетические процессы сопровождались миграциями, дифференциацией и интеграцией народов, этнических и локальных групп, ассимиляционными явлениями, в которых принимали участие различные как славянские, так и неславянские этносы (лаки, финикийцы, тюрки, балты, финно-угры и т. д.) в качестве субстратов или компонентов. Как этническая общность С. первоначально складывались в ареале либо между Одером (Одрой) и Вислой, либо между Одером и Средним Днепром. Отсюда началось постепенное продвижение С. в юго-западном, западном и северном направлениях, совпадающее в основном с заключительной фазой великого переселения народов (V-VII вв.). В VI в. С. заняли придунайские территории, входившие в состав Восточной Римской (Византийской) империи, затем пересекли Дунай и в середине VII в. расселились на Балканах, проникнув частично в Малую Азию. Одновременно в VI в. С., освоив Дакию и Панконию, достигли приальпийских районов. Между VI-VII вв. др. часть С. расселилась между Одером и Эльбой (Лабой), перейдя частично и на левобережье последней, С VII-VIII вв. происходит интенсивное продвижение С. и в центральную и северную зоны Восточной Европы. В результате в 9-10 вв. сложился обширный ареал славянского расселения: от современного Русского Севера и Балтийского моря до Средиземноморья и от Волги до Эльбы. Появление государственности у С. относится к VIMX вв. Датой основания первого славянского Болгарского государства считается 681 г. Во второй половине VIII — первой половине IX вв. происходит становление государственности у сербов, хорватов, словенцев. К IX в. складывается Древнерусское государство во главе с Киевом (Киевская Русь), К IX — началу X вв, относится существование Великоморавской державы, имевшей большое значение для развития общеславянской культуры. Здесь в 863 г. началась просветительская деятельность создателей славянской письменности Константина (Кирилла) и Мефодия, В IX в. возникло
Древнепольское государство. Одновременно со становлением раннефеодальной государственности у южных, западных и восточных славян протекал процесс христианизации, причем большинство южных славян (за исключением хорватов и словенцев) и все восточные славяне оказались в сфере греко-православной церкви, а западные славяне — римско-католической. Развитие С. в Восточной Европе имело свои специфические особенности, В процессе консолидации древнерусской народности сыграли роль не только близость культуры и родственность диалектов, которыми пользовались восточные С., но еще больше их социально-экономическое развитие. Своеобразие процесса формирования отдельных народностей, а позже — наций Восточной Европы (русские, украинцы, белорусы) заключалось в том, что они в равной степени пережили стадию древнерусской народности. Их формирование было следствием дифференциации древнерусской народности на три самостоятельных близкородственных этноса (XIV-XVI вв.). В XVII-XVIII вв. русские, украинцы и белорусы оказались в составе одного государства
России. В основных формах традиционно-бытовой культуры обнаруживаются как общность, так и специфические формы, свойственные каждому из этих народов. В XVIII-XIX вв. восточнославянские народности перерастают в современные нации. Процесс этот протекал у русских, украинцев и белорусов в различном темпе (наиболее интенсивно — у русских, наиболее замедленно — у белорусов), что обусловливалось своеобразными историческими, этнополитическими и этнокультурными ситуациями, которые переживал каждый из трех народов. У западных и южных С. становление наций при некоторой синхронности исходных рубежей этого процесса начинается во второй половине XVIII в. История С. была длительной и сложной. Территория, ими занимавшаяся, обширна — от крайнего Северо-востока Европы до Балканского полуострова и от Центральной Европы до Адриатики и Тихого океана. Общность и различия культуры славянских народов неодинаковы на разных этапах ее развития.
Традиционная материальная культура С. при некоторых не очень существенных общих чертах не представляет собой единства, имеет больше общих черт с соседними народами в отдельных регионах. В то же время в календарных обрядах, орнаменте, народной музыке, ряде архаических жанров фольклора, верований и т. п. общеславянские элементы сопрягаются с этническими своеобразными региональными, общеевропейскими и др. элементами. На современном этапе понятие общности С. не может быть в равной степени распространено на такие разнородные сферы, как язык, фольклор, обряды, верования, материальная культура, народное и профессиональное искусство, литература, экономическая и политическая история славянских народов, их наука, социальная организация, этническое самосознание и т. д.
0.00 байт