СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Педагогика социальная
педагогика, изучающая социальные проблемы человека на различных этапах его возрастного развития, среду его жизнедеятельности, педагогические технологии, методы, направленные на повышение действенности социального развития, воспитания и обучения конкретного человека с учетом его индивидуальных возможностей, а также педагогические возможности среды жизнедеятельности человека и их влияние на его социальное развитие, его воспитание.

Источник: Социология воспитания [учеб. пособие].

СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА
наука о способах организации социальной среды, содействующих развитию человека, приобретению им опыта учебно-трудовой деятельности, культуры общения. Предметом С.П. являются также социальное научение-теория и практика решения задач воспитания в целях всестороннего гармонического развития личности, а также педагогика групп населения-педагогика слепых, педагогика депривированных, педагогика талантливых, производственная педагогика и т. д.

Источник: Основные понятия социальной работы. Глоссарий. СПб. 2007.

СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА
отрасль педагогического знания, исследующая явления и закономерности социального становления и развития человека в социокультурной среде, а также целесообразно организованной социально-педагогической деятельности, направленной на обеспечение социального становления и формирования личности человека.
С.п. условно рассматривают как науку (учебную дисциплину) и как практическую область.
Объектом С.п. выступают процессы развития человека в социуме на основе всей совокупности его социальных взаимодействий; С.п. раскрывает процесс формирования личности в широком социальном аспекте под влиянием всей совокупности социальных факторов.
Предметом С.п. являются закономерности социализации человека, его адаптации в социуме и интеграции в общество. С.п. изучает цели, содержание, сущность, принципы, методы и формы социального воспитания, условия и способы, стимулирующие социальное становление личности, взаимодействие человека и социума, его становление как полноценного члена общества, развитие его сущностных сил, дарований, способностей к интеграции в общество и адаптации в меняющихся условиях социальной среды.
Среди закономерностей С.п. выделяются зависимости: от социальной политики государства и общества, их взаимодействия; социально-педагогической теории от уровня развития социально-педагогической практики и наоборот; качества и эффективности социально-педагогической деятельности от качества профессиональной подготовки соответствующих кадров на всех уровнях образования; социального развития общества от качества и степени развитости социально-педагогической инфраструктуры поселения.
С.п. решает следующие задачи: научное обеспечение социализации личности в гармоническом единстве с ее индивидуальным развитием; педагогическое регулирование отношений, влияющих на процессы социализации и развития личности; преобразование социально-педагогической действительности в целях создания благоприятных условий для жизнедеятельности, ее социализации, развитие успешной интеграции в общество; изучение способов и условий использования и умножения педагогического потенциала социума.
С.п. присущи функции: как научной дисциплины — аналитическая, описательная, объяснительная, прогностическая, рекомендательная, познавательная, интегрирующая и др.; как практической сферы — адаптации, социально-педагогической реабилитации, мобилизации, компенсации, социально-педагогической профилактики, коррекции, контроля, просвещения.
Основные категории С.п.: социально-педагогический процесс, социально-педагогическая деятельность, социальное развитие, социальное воспитание, социальная адаптация и дезадаптация, социализация и десоциализация, социально-педагогическая реабилитация, социально-педагогическая коррекция, перевоспитание, исправление и др.
А.К. Быков
Лит.: Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. Полный курс: Учебник. 5-е изд. М.: Юрайт, 2011; Социальная педагогика: Учебник / Под ред. И.А. Липского, Л.Е. Сикорской. М.: ИТК “Дашков и К°”, 2013; Социальная педагогика: Учеб. пособие / Под общ. ред. А.В. Иванова. М.: ИТК “Дашков и К°”, 2011; Социально-педагогическая деятельность в учреждениях социальной сферы: Учеб. пособие / Под ред. И.А. Липского. М.: Магистр; ИНФРА-М, 2012.

Источник: Российская энциклопедия социальной работы 2016.

СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА
наука о закономерностях и механизмах становления и развития личности в процессе образования и воспитания в различных социальных институтах, а также социально ориентированная деятельность образовательных, научных, культурных и других уполномоченных учреждений и организаций, социальных служб, которые осуществляют формирование социальной активности детей, молодежи и взрослых в решении политических, экономических, социальных и других проблем общества. С самого зарождения социально-педагогической теории на рубеже ХIХ-ХХ веков начинается дискуссия о предмете социальной педагогики. Ряд основоположников социальной педагогики, например, Герман Ноль, Гертруда Боймер, считали предметом ее исследования социальную помощь обездоленным детям и профилактику правонарушений несовершеннолетних. Принципиально иначе определял предмет социальной педагогики Пауль Наторп. Он считал, что социальная педагогика исследует проблему интеграции воспитательных сил общества с целью повышения культурного уровня народа. Таким образом, вопрос “что является причиной, а что следствием?” определяет суть дискуссии о социальном воздействии. Социальная педагогика в постсоциалистичнеском пространстве является одной из наук, исследующей человека в социальной среде его пребывания. Объектом социальной педагогики выступает человек в процессе его социализации, самосовершенствования, самореализации в конкретном социуме, а предметом – педагогическая деятельность институтов социального воспитания, направленная на обеспечение позитивного социального воздействия на личность, группу. Основное предназначение социальной педагогики (цель) - обеспечение оптимальных условий для самореализации человека с его индивидуальными особенностями, возможностями в социуме различными средствами институтов социального воспитания. Таким образом, общественный смысл социальной педагогики состоит в том, чтобы помочь личности, малой группе, в частности, семье, найти свой путь социального жизненного самоопределения, развиваться в обществе на основании своих способностей и задатков. Социальная педагогика, как и каждая наука, имеет свой понятийно-категориальный аппарат, базируется на философских учениях, методологических подходах, теориях и концепциях. Социальная педагогика представляет собой сложное полифункциональное явление в жизни и деятельности человеческого сообщества. Таким образом, содержание социальной педагогики определяется ее функциями. К ним относят общепедагогические (воспитание, развитие, обучение, подготовка и др.) и специфические функции, связанные с решением задач, обусловленных: индивидуальными нуждами, особенностями развития, воспитания и потребностями конкретного человека на различных этапах его возрастного развития. Специфические функции социальной педагогики можно объединить в группы социально-исследовательские, социальнопреобразовательные и социально-образовательные (Липский И.). Определяя содержание, они диктуют необходимость рассмотрения социальной педагогике в триединстве таких составляющих: теоретической (социальная педагогика как наука в совокупности теорий, концепций, закономерностей); практической (социальная педагогика как реализация теоретических положений, концепций в практике); образовательной (социальная педагогика как учебная дисциплина). В каждой из этих составляющих конкретизируется объект, предмет, цель, задачи, функции социальной педагогики. Как наука она определяет парадигмы (совокупность общетеоретических, методологических подходов) развития личности в социуме и особенности социального воздействия институтов социального воспитания. Сфера социально-педагогических исследований – научно-практический анализ воспитательного потенциала общества, направления его актуализации, определение различных форм интеграции общественно-воспитательных усилий, направленных на оказание помощи личности в социализации. Практический компонент социальной педагогики отражает преобразовательную деятельность субъектов социального воздействия на личность, группу в социуме. Как учебная дисциплина социальная педагогика раскрывает основы социально-педагогической теории и деятельности как базис подготовки специалистов социальной сферы. Взаимосвязь основных компонентов раскрывает содержание и структуру социальной педагогики в целом. В совокупности своих компонентов она отражает потребности в интеграции знаний о человеке, о механизмах и способах его взаимодействия с социумом. Важным аспектом социальной педагогики выступает руководство обстоятельствами, которые прямо или опосредованно влияют на воспитанников, объединение этих обстоятельств в оптимальную систему, которая обеспечивает обществу необходимый воспитательный эффект. Для практики социально-педагогической работы характерной является доминирующая роль социальной педагогики и социального воспитания. При этом важно отметить, что понятие «социальная педагогика» не является адекватным понятию «школьная социальная работа». Социальная педагогика, и в частности, социально-педагогическая служба (педагогика отношений в социуме) рассматривается как базовая интегративная основа в системе служб социальной помощи населению, что дает возможность своевременно диагностировать, выявлять и педагогически целесообразно воздействовать на отношения в социуме, развитие разнообразных инициатив, формирование ценностных ориентаций личности, ее отношение к себе, своему физическому и моральному здоровью, к окружающим и социальной среде в целом. Одной из ведущих функций социальной педагогики есть функция интегративная. Она призвана обеспечить интеграцию научных знаний о воспитании человека как социального существа, развить духовные взаимоотношения между личностью и обществом. Реальные возможности воспитательного потенциала общества социальная педагогика рассматривает в связи с системой действующих социальных факторов. Среди них первоочередное значение имеют семья, сообщество, учебный и трудовой коллективы, друзья, неформальные группы, средства массовой информации, искусство, политические события, экономика, экология. Учет перечисленных факторов. А также обеспечение педагогически целесообразной организации отношений во взаимодействии индивида со средой и является главной задачей социального педагога. В этой связи школа должна быть открытой социально-педагогической системой, которая ориентирована на формирование личности. Социальная педагогика как наука о развитии личности имеет четко определенное содержание, предмет, задачи, принципы, категории. Ее научнотеоретическую структуры составляют: агогика – наука, изучающая проблемы предупреждения отклонений в поведении личности; герогика – наука о социально-педагогических проблемах людей пожилого возраста; андрагогика – наука об образовании и воспитании человека на протяжении всей жизни; виктимология – наука, изучающая разные категории людей, ставших жертвами неблагоприятных условий социализации (в т.ч. и насилия). В круг вопросов, которые рассматриваются социальной педагогикой, входят вопросы правового обеспечения и защиты ребенка и семьи, развития детских инициатив, воспитание детей с девиантным поведением, групп риска; оказания помощи детям-инвалидам, детям-сиротам, а также детям, лишенным родительской опеки, жертвам обстоятельств и др.

Источник: Социальная работа. Краткий таджикско-русский энциклопедический словарь, 2009 (русскоязычная часть)