ПЕДАГОГИКА
ПЕДАГОГИКА
от греч. paidago-gike - наука о воспитании человека) - англ. pedagogy; нем. Padagogik. Наука о воспитании и обучении, раскрывает сущность, цели, задачи и закономерности воспитания, образования и обучения, их роль в жизни общества и развитии личности. См. СОЦИАЛИЗАЦИЯ.
Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua
Педагогика
наука о целенаправленном процессе передачи человеческого опыта и подготовки подрастающего поколения к жизни и деятельности; представляет собой науку о сущности, закономерностях, принципах, методах и формах обучения и воспитания человека; особая сфера деятельности по воспитанию и обучению человека.
Источник: Социология воспитания [учеб. пособие].
ПЕДАГОГИКА
наука о воспитании, обучении, образовании и развитии человека.
П. — 1) наука, изучающая объективные законы развития конкретно-исторического процесса воспитания, органически связанные с законами развития общественных отношений и становления детской личности, а также опыт реальной общественной воспитательно-обучающей практики формирования подрастающего поколения, особенности и условия организации педагогического процесса; 2) совокупность теоретических и прикладных наук, изучающих воспитание, образование и обучение; 3) наука о воспитательных отношениях, возникающих в процессе взаимосвязи воспитания, образования и обучения с самовоспитанием, самообразованием и самообучением и направленных на развитие человека; 4) наука о сущности, условиях и законах педагогического процесса; 5) учебный курс, который преподается в педагогических учебных заведениях и других учреждениях по профилирующим программам (Г.М. Коджаспирова).
Структура педагогической науки включает следующие направления.
История педагогики — наука о развитии педагогических идей, теорий и систем образования.
Общая педагогика исследует основные закономерности воспитания как специально организованного педагогического процесса и составляет основу для разработки всех отраслей педагогических знаний: общие основы педагогики; дидактика (теория обучения); теория воспитания, школоведение (теория управления и руководства школьным делом).
Возрастная педагогика изучает особенности и закономерности развития человека различного возраста: преддошкольная; дошкольная; школьная; андрагогика (обучение взрослых); геронтогогика (педагогика старости).
Профессиональная педагогика исследует проблемы профессионального образования: педагогика профессиональных училищ; средних профессиональных учебных заведений; высшей школы; педагогика труда.
Отраслевая педагогика изучает закономерности специальной подготовки людей к определенным видам деятельности (педагогической, инженерной, военной, юридической и др.).
Социальная педагогика разрабатывает проблемы внешкольного воспитания, влияния социума на формирование и развитие личности: семейная педагогика; педагогика трудовых коллективов; перевоспитания.
Коррекционная педагогика (специальная) изучает обучение и воспитание детей с физическими и психофизиологическими недостатками в развитии: дефектология (работа с детьми, имеющими задержки в психическом развитии); логопедия (работа по исправлению дефектов речи); сурдопедагогика (работа со слабослышащими детьми); тифлопедагогика (работа со слабовидящими и незрячими детьми); олигофренопедагогика (работа с умственно отсталыми детьми).
Этнопедагогика исследует закономерности и особенности народного, этнического воспитания.
Сравнительная педагогика раскрывает особенности организации образования в различных странах мира.
Частные (предметные) методики исследуют закономерности преподавания и изучения конкретных учебных дисциплин во всех типах учебно-воспитательных учреждений.
Философия образования/воспитания — раздел педагогики, изучающий роль философских учений для понимания сущности образования, определяющий идеологию обучения и воспитания, анализирующий основные концептуальные подходы к определению целей образования и путей их реализации.
Е.Н. Приступа
Лит.: Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике (междисциплинарный). М.: Ростов н/Д: МарТ, 2005; Куцебо Г.И., Пономарева Н.С. Общая и профессиональная педагогика: Учеб. пособие. Брянск: Изд-во БГТУ, 2013; Новиков А.М. Педагогика: Словарь системы основных понятий. 2-е изд. М.: Эгвес, 2013; Педагогика: Словарь-справочник: нормативные правовые акты Российской Федерации / Сост.: А.О. Кузнецов, Н.А. Чесноков. М.:
б.и., 2014; Психология и педагогика сегодня: Монография / Л.И. Атнашева, О.А. Гаврилюк, Д.Г. Дьяков и др.; под ред. М.Ю. Бурыкиной. Ставрополь: Логос, 2013.
П. — 1) наука, изучающая объективные законы развития конкретно-исторического процесса воспитания, органически связанные с законами развития общественных отношений и становления детской личности, а также опыт реальной общественной воспитательно-обучающей практики формирования подрастающего поколения, особенности и условия организации педагогического процесса; 2) совокупность теоретических и прикладных наук, изучающих воспитание, образование и обучение; 3) наука о воспитательных отношениях, возникающих в процессе взаимосвязи воспитания, образования и обучения с самовоспитанием, самообразованием и самообучением и направленных на развитие человека; 4) наука о сущности, условиях и законах педагогического процесса; 5) учебный курс, который преподается в педагогических учебных заведениях и других учреждениях по профилирующим программам (Г.М. Коджаспирова).
Структура педагогической науки включает следующие направления.
История педагогики — наука о развитии педагогических идей, теорий и систем образования.
Общая педагогика исследует основные закономерности воспитания как специально организованного педагогического процесса и составляет основу для разработки всех отраслей педагогических знаний: общие основы педагогики; дидактика (теория обучения); теория воспитания, школоведение (теория управления и руководства школьным делом).
Возрастная педагогика изучает особенности и закономерности развития человека различного возраста: преддошкольная; дошкольная; школьная; андрагогика (обучение взрослых); геронтогогика (педагогика старости).
Профессиональная педагогика исследует проблемы профессионального образования: педагогика профессиональных училищ; средних профессиональных учебных заведений; высшей школы; педагогика труда.
Отраслевая педагогика изучает закономерности специальной подготовки людей к определенным видам деятельности (педагогической, инженерной, военной, юридической и др.).
Социальная педагогика разрабатывает проблемы внешкольного воспитания, влияния социума на формирование и развитие личности: семейная педагогика; педагогика трудовых коллективов; перевоспитания.
Коррекционная педагогика (специальная) изучает обучение и воспитание детей с физическими и психофизиологическими недостатками в развитии: дефектология (работа с детьми, имеющими задержки в психическом развитии); логопедия (работа по исправлению дефектов речи); сурдопедагогика (работа со слабослышащими детьми); тифлопедагогика (работа со слабовидящими и незрячими детьми); олигофренопедагогика (работа с умственно отсталыми детьми).
Этнопедагогика исследует закономерности и особенности народного, этнического воспитания.
Сравнительная педагогика раскрывает особенности организации образования в различных странах мира.
Частные (предметные) методики исследуют закономерности преподавания и изучения конкретных учебных дисциплин во всех типах учебно-воспитательных учреждений.
Философия образования/воспитания — раздел педагогики, изучающий роль философских учений для понимания сущности образования, определяющий идеологию обучения и воспитания, анализирующий основные концептуальные подходы к определению целей образования и путей их реализации.
Е.Н. Приступа
Лит.: Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике (междисциплинарный). М.: Ростов н/Д: МарТ, 2005; Куцебо Г.И., Пономарева Н.С. Общая и профессиональная педагогика: Учеб. пособие. Брянск: Изд-во БГТУ, 2013; Новиков А.М. Педагогика: Словарь системы основных понятий. 2-е изд. М.: Эгвес, 2013; Педагогика: Словарь-справочник: нормативные правовые акты Российской Федерации / Сост.: А.О. Кузнецов, Н.А. Чесноков. М.:
б.и., 2014; Психология и педагогика сегодня: Монография / Л.И. Атнашева, О.А. Гаврилюк, Д.Г. Дьяков и др.; под ред. М.Ю. Бурыкиной. Ставрополь: Логос, 2013.
ПЕДАГОГИКА
термин “педагог” — греч. рaidagogos от pais (paidos) — “дитя” + “ago” — веду, воспитываю —— воспитатель; “педагогика” — paidagogike — буквально: “детовождение”, “детоводство”, “детоводительство”. В обыденной ситуации под этим термином понимается область жизни и деятельности людей, которая относится к сфере образования, воспитания и развития личности. Педагогику чаще всего определяют как науку о воспитании, образовании и обучении. В исторической последовательности возникает первоначально воспитательная практика, затем она, освоенная до совершенства, доходит до искусства (т. е. до мастерства высокого уровня). На этой основе формируется педагогическая мысль, которая постоянно развивается и совершенствуется и со временем становится самостоятельной теорией — наукой педагогикой. Г. П. Щедровицкий, прослеживая генезис педагогики как науки, рассматривает ее развитие в такой последовательности: интуитивное обучение —> педагогическая практика —> педагогическое искусство —> практика совместно с искусством как основание науки педагогики —> наука педагогика. Педагогика как наука становится относительно автономной сферой деятельности, она оказывает влияние на практику и искусство. В объединенном виде он так и назвал: “практика”, “искусство” и “наука” в педагогике. Вместе с тем, Г. П. Щедровицкий обозначил педагогику и как учебный предмет. Понятие и термин “педагогика” по смыслу и сущности по меньшей мере рассматриваются через призму четырех сфер (аспектов) деятельности: практический инструмент (практика), искусство (педагогическая инженерия), теория и учебная дисциплина (предмет или курс). Педагогическая практика — учебно-воспитательная деятельность на основе интуиции, на уровне здравого смысла и традиционных представлений о воспитании. Исторически она зарождается прежде, чем искусство и теория в педагогике. Вместе с тем современная практика организуется как конкретное воплощение в учебно-воспитательный процесс рекомендаций педагогической теории. В частности она особенно характерна для народной педагогики. Педагогика как искусство (К. Д. Ушинский): уже обобщен опыт поколений, и он дает положительный результат. В этом случае традиция осознана, деятельность организуется на уровне достигнутого, т. е. воспитательные умения и навыки доводятся до совершенства (мастерства), но новой информации нет. В этом значении личный опыт воспитателя играет решающую роль. Именно по этой причине К. Д. Ушинский педагогику, подобно медицине, отнес не в разряд науки, а причислил к искусству, считая, что в ней допускается “произвол”. А там, где присутствует произвол человека (педагога, мастера), науки нет, но есть искусство. Г. П. Щедровицкий этот аспект педагогики назвал педагогической инженерией, когда предписаны рекомендации по учебно-воспитательной деятельности, выведенные из теории. Теоретический аспект педагогики. Потребность в новых знаниях возникает там и тогда, когда обнаруживается противоречие и разрыв между традиционной педагогической практикой и обобщенным искусством. Мастерство педагога дает сбой, не срабатывает; опыт мастера не дает объяснения новому, нетрадиционному педагогическому явлению: почему не достигнута цель, какие причины обусловили отход результата воспитательной деятельности от привычно ожидаемого? Так начинается поиск нового, ранее не известного, т.е. возникает научно-педагогическое исследование, предметом которого являются законы, закономерности и тенденции учебновоспитательного процесса. Постепенно складывается наука педагогика. Педагогика как учебный предмет в учебном заведении. Он имеет специфическую цель, предмет, методы и структуру; его основная задача — подготовка профессионального педагога. Во всех четырех аспектах “педагогика” обозначает один общий объект — область образовательно-воспитательной деятельности. В остальном же указанные аспекты специфичны. Вот почему, читая и изучая педагогическую литературу, общаясь с преподавателями, учителями, методистами, родителями, осмысливая материал средств массовой информации, — каждый раз необходимо точно знать, о каком аспекте педагогики в данном контексте идет речь. Под предметом педагогики понимается некоторая целостная часть объекта (воспитания), в которой отражены существенные признаки, свойства и отношения объекта. Их познание необходимо для решения теоретических проблем и практических задач воспитания.
Источник: Социальная работа. Краткий таджикско-русский энциклопедический словарь, 2009 (русскоязычная часть)
ПЕДАГОГИКА
буквально с греческого - вождение детей) - совокупность представлений, знаний, норм, техник и умений, накопленных в культуре относительно процессов взаимодействия взрослых и детей. В зависимости от прагматической аспектизации П. называют: 1. Научную дисциплину, изучающую процессы взросления, окультуривания и социализации детей. 2. Технологическую дисциплину, включающую в себя принципы, правила и нормы, регламентирующие поведение и деятельность взрослых относительно детей, а также права и обязанности взрослых во взаимодействии с детьми. 3. Искусство и ремесло специальной социальной группы или профессионального сообщества, которому общество делегирует взаимодействие с детьми от имени всего общества. 4. Прикладную философию или философию, занимающуюся практической апробацией нарабатываемых ею представлений и подходов к жизни, человеку, социуму, познанию и практической деятельности. 5. Результат культурологических, антропологических и этнографических исследований различных культур и субкультур, описывающий принятые в данной культуре формы воздействия взрослого сообщества на детей и формы взаимодействия в детском сообществе (народная П.).
1) Научная П. возникает в 17 в. (Я.А. Коменский, Дж. Локк), когда было положено начало систематическому изучению процессов взросления, окультуривания и социализации, выявлению и описанию закономерностей этих процессов. Хотя и до этого существовал богатый, но неоформленный эмпирический и теоретический материал. Для Коменского в описании закономерностей названных процессов определяющим выступал принцип природосообразности, предполагавший преформизм в индивидуальном развитии ребенка. Развитие трактовалось как разворачивание имманентно присущих индивиду свойств и качеств. Этапность и закономерность в индивидуальном развитии диктовали нормативность деятельности педагога, обязанного их учитывать в своей деятельности. В таком подходе в предмете научной П. синтезировались знания анатомии, физиологии и психологии ребенка. А исследовательские результаты оформлялись как закономерности физического, умственного или душевного развития (например, умственный возраст и шкала Ж. Бине, учение И. Гербарта об этапах взросления, психоаналитическая концепция психологических кризисов социализации Э. Эриксона - ). Отказ от идеи преформизма и иная трактовка развития связаны с культурно-исторической концепцией Л. Выготского , в которой определяющим выступал принцип культуросообразности, а вместо исследований закономерностей разворачивания имманентных качеств и свойств индивида выдвигалась задача проектирования зоны ближайшего развития. Физиологические и психологические законы принимаются в этой концепции как материал для проектирования.
Альтернативная версия программы научной П. связана с сенсуалистической идеей "чистой доски" - tabula rasa (Локк, Э. Кондильяк), и, соответственно, принципом ассоцианизма. Исследовательские задачи в этом подходе состояли в установлении закономерностей индивидуального восприятия, познания и научения. Научные результаты оформлялись в ассоциативной психологии (например, Г. Эббингауз), в бихевиористских ( Бихевиоризм) концепциях научения (Д. Торндайк, Д. Уотсон, Б. Скиннер).
Третья программа построения научной П. относится уже к 20 в. В этой программе объектом П. выступает не только развитие ребенка и человека, но и культурная коммуникация. П. становится полипредметной дисциплиной, в которой комплексируются естественно-научное и гуманитарное знания в их деятельностных версиях. Материалом для комплексирования педагогического предмета становятся не только знания из традиционных областей (физиологии, психологии, логики и социологии), но и достижения герменевтики, семиотики, антропологии, теории коммуникации и диалога культур.
2) Как технологическая дисциплина П. организует деятельность одного из важнейших социальных институтов, обеспечивающих непрерывность и преемственность культуры - школы. Школа всех уровней является одним из наиболее инерционных социальных институтов. Эта черта относится и к учебному процессу, который, по характеристике О. Тоффлера , несет на себе следы конвейерной организации труда раннего этапа индустриального производства. Изменения и эволюция педагогических технологий гетерохронна относительно развития остальных социальных институтов, поэтому школа и вся система образования переживает периодические кризисы обновления и перманентного реформирования. Технологизация всей системы социальной коммуникации как "футурошок" особенно остро проявляется именно в образовании, а П. часто оказывается неготовой отвечать новыми технологиями на очередной вызов. В последние десятилетия все чаще новые технологии образования, обучения и подготовки просто заимствуются сферой образования из других областей, а не разрабатываются в рамках П. За П. остается область обеспечения грамотности ( Функциональная грамотность). В рамках П. как технологической дисциплины выделяются автономные технологические отрасли: дидактика, методика, программированное обучение и т.д.
3) Трансляция педагогического знания как в архаичных так и в современных видах скорее не технологична, а принимает формы искусства и ремесла. Распространенными литературными жанрами в такой трансляции являются автобиографии (Августин Блаженный, Петр Абеляр, Р.Дж. Коллингвуд, Дж.С. Милль, Ж.-П. Сартр), романы воспитания, или специальная литература в квазихудожественной форме (Ж.-Ж. Руссо, А.С. Макаренко, Я. Корчак). Педагогическая деятельность во многом экземплифицирована и уникальна, и именно в формах искусства и индивидуального ремесла представлена в своих высших проявлениях. История П. содержит в себе галерею великих учителей от Сократа и Конфуция до создателей школ и направлений в искусстве и науке.
4) Зачастую новые педагогические системы создавались и вводились философами (Я.А. Коменский, Д. Дьюи), а история П. есть отражение истории философии (Платон, Локк, Руссо, Г. Спенсер, И. Кант и др.). С. Гессен отмечал, что даже самые частные и конкретные вопросы П. возводятся в последних своих основах к чисто философским проблемам, и что борьба различных педагогических течений между собой есть только отражение более глубоких философских противоречий. Такое понимание (вслед за П. Наторпом) позволило ему назвать П. прикладной философией.
5) В развитии цивилизации далеко не сразу дети, детский мир и детское сообщество стали рассматриваться как самостоятельные участники во взаимодействии с миром взрослых и взрослым сообществом. Только в 20 в. кроскультурные исследования дали возможность увидеть многообразие культурных форм взаимодействия взрослых и детей. Описаны различные варианты народных П. В рамках культурологии и антропологии стали исследоваться как самостоятельно существующие мир детей и детское сообщество. В определенном смысле можно говорить об особой П., существующей в детских сообществах для самих детей, которая, с переменным успехом, конкурирует со взрослой П. В целом педагогические представления и знания настолько гетероморфны и гетерономны, что создание некой целостной общей П. вряд ли возможно. Все попытки такого рода либо идеологически тенденциозны, либо представляют собой неоправданный редукционизм. также: Воспитание, Гуманитарные технологии, Образование.
В.В. Мацкевич, С.Б. Савелова
1) Научная П. возникает в 17 в. (Я.А. Коменский, Дж. Локк), когда было положено начало систематическому изучению процессов взросления, окультуривания и социализации, выявлению и описанию закономерностей этих процессов. Хотя и до этого существовал богатый, но неоформленный эмпирический и теоретический материал. Для Коменского в описании закономерностей названных процессов определяющим выступал принцип природосообразности, предполагавший преформизм в индивидуальном развитии ребенка. Развитие трактовалось как разворачивание имманентно присущих индивиду свойств и качеств. Этапность и закономерность в индивидуальном развитии диктовали нормативность деятельности педагога, обязанного их учитывать в своей деятельности. В таком подходе в предмете научной П. синтезировались знания анатомии, физиологии и психологии ребенка. А исследовательские результаты оформлялись как закономерности физического, умственного или душевного развития (например, умственный возраст и шкала Ж. Бине, учение И. Гербарта об этапах взросления, психоаналитическая концепция психологических кризисов социализации Э. Эриксона - ). Отказ от идеи преформизма и иная трактовка развития связаны с культурно-исторической концепцией Л. Выготского , в которой определяющим выступал принцип культуросообразности, а вместо исследований закономерностей разворачивания имманентных качеств и свойств индивида выдвигалась задача проектирования зоны ближайшего развития. Физиологические и психологические законы принимаются в этой концепции как материал для проектирования.
Альтернативная версия программы научной П. связана с сенсуалистической идеей "чистой доски" - tabula rasa (Локк, Э. Кондильяк), и, соответственно, принципом ассоцианизма. Исследовательские задачи в этом подходе состояли в установлении закономерностей индивидуального восприятия, познания и научения. Научные результаты оформлялись в ассоциативной психологии (например, Г. Эббингауз), в бихевиористских ( Бихевиоризм) концепциях научения (Д. Торндайк, Д. Уотсон, Б. Скиннер).
Третья программа построения научной П. относится уже к 20 в. В этой программе объектом П. выступает не только развитие ребенка и человека, но и культурная коммуникация. П. становится полипредметной дисциплиной, в которой комплексируются естественно-научное и гуманитарное знания в их деятельностных версиях. Материалом для комплексирования педагогического предмета становятся не только знания из традиционных областей (физиологии, психологии, логики и социологии), но и достижения герменевтики, семиотики, антропологии, теории коммуникации и диалога культур.
2) Как технологическая дисциплина П. организует деятельность одного из важнейших социальных институтов, обеспечивающих непрерывность и преемственность культуры - школы. Школа всех уровней является одним из наиболее инерционных социальных институтов. Эта черта относится и к учебному процессу, который, по характеристике О. Тоффлера , несет на себе следы конвейерной организации труда раннего этапа индустриального производства. Изменения и эволюция педагогических технологий гетерохронна относительно развития остальных социальных институтов, поэтому школа и вся система образования переживает периодические кризисы обновления и перманентного реформирования. Технологизация всей системы социальной коммуникации как "футурошок" особенно остро проявляется именно в образовании, а П. часто оказывается неготовой отвечать новыми технологиями на очередной вызов. В последние десятилетия все чаще новые технологии образования, обучения и подготовки просто заимствуются сферой образования из других областей, а не разрабатываются в рамках П. За П. остается область обеспечения грамотности ( Функциональная грамотность). В рамках П. как технологической дисциплины выделяются автономные технологические отрасли: дидактика, методика, программированное обучение и т.д.
3) Трансляция педагогического знания как в архаичных так и в современных видах скорее не технологична, а принимает формы искусства и ремесла. Распространенными литературными жанрами в такой трансляции являются автобиографии (Августин Блаженный, Петр Абеляр, Р.Дж. Коллингвуд, Дж.С. Милль, Ж.-П. Сартр), романы воспитания, или специальная литература в квазихудожественной форме (Ж.-Ж. Руссо, А.С. Макаренко, Я. Корчак). Педагогическая деятельность во многом экземплифицирована и уникальна, и именно в формах искусства и индивидуального ремесла представлена в своих высших проявлениях. История П. содержит в себе галерею великих учителей от Сократа и Конфуция до создателей школ и направлений в искусстве и науке.
4) Зачастую новые педагогические системы создавались и вводились философами (Я.А. Коменский, Д. Дьюи), а история П. есть отражение истории философии (Платон, Локк, Руссо, Г. Спенсер, И. Кант и др.). С. Гессен отмечал, что даже самые частные и конкретные вопросы П. возводятся в последних своих основах к чисто философским проблемам, и что борьба различных педагогических течений между собой есть только отражение более глубоких философских противоречий. Такое понимание (вслед за П. Наторпом) позволило ему назвать П. прикладной философией.
5) В развитии цивилизации далеко не сразу дети, детский мир и детское сообщество стали рассматриваться как самостоятельные участники во взаимодействии с миром взрослых и взрослым сообществом. Только в 20 в. кроскультурные исследования дали возможность увидеть многообразие культурных форм взаимодействия взрослых и детей. Описаны различные варианты народных П. В рамках культурологии и антропологии стали исследоваться как самостоятельно существующие мир детей и детское сообщество. В определенном смысле можно говорить об особой П., существующей в детских сообществах для самих детей, которая, с переменным успехом, конкурирует со взрослой П. В целом педагогические представления и знания настолько гетероморфны и гетерономны, что создание некой целостной общей П. вряд ли возможно. Все попытки такого рода либо идеологически тенденциозны, либо представляют собой неоправданный редукционизм. также: Воспитание, Гуманитарные технологии, Образование.
В.В. Мацкевич, С.Б. Савелова
Источник: Социология: энциклопедия