ОБУЧЕНИЕ
ОБУЧЕНИЕ
процесс целенаправленной передачи социального опыта; организация целевого формирования знаний, умений, навыков.
ОБУЧЕНИЕ
основной метод образования. Содержанием О. выступают гуманитарные, естественные и технические знания, а также общественные ценности, установки, способы поведения через методы и формы организации учебного процесса, включающего социальные компоненты.
Источник: Основные понятия социальной работы. Глоссарий. СПб. 2007.
ОБУЧЕНИЕ
англ. learning/teaching/training; нем. Ausbildung. Целенаправленный и планомерный процесс передачи и усвоения знаний, умений, навыков и способов познавательной деятельности человека, осуществляемый под руководством специалистов-профессионалов. См. КВАЛИФИКАЦИЯ, ОБРАЗОВАНИЕ.
Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua
Обучение
Навчання. Teaching. 1. Процесс целенаправленной и спланированной социализации путем трансляции и приобретения знаний, умений и навыков, способов познавательной деятельности, новых форм поведения. 2. Процесс формирования индивидуального опыта и воспроизводства культуры путем распространения и передачи ее новым поколениям.
ОБУЧЕНИЕ
1) целенаправленная, организованная, систематическая передача от старшего поколения подрастающему младшему и усвоение последним опыта общественных отношений, общественного сознания, культуры и производительного труда, знаний об активном преобразовании и охране окружающей среды. Состоит из двух неразрывно связанных явлений: преподавания и учения; 2) усвоение знаний, культурных норм жизни в предметной форме; 3) подчиненный цели образования процесс, одностороннее развитие которого может оказаться даже вредным /И.Г.Песталоцци, один из великих творцов современной педагогики, 1836 г./.
Источник: Нравственное развитие взрослого человека
Обучение
биосоциальная деятельность людей, в которой воспроизводится опыт предшествующей деятельности общества, искусственно созданная система, которая выполняет функцию инструмента социального наследования. В современном образовании все больше распространяются проблемное обучение; программированное обучение; обучение, основанное на теории поэтапного формирования умственных действий (П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина); алгоритмизированное обучение (Л.Н.Ланда); развивающее обучение по знаково-контекстному типу (А.А.Вербицкий), проектное обучение и многое другое. В настоящее время обучение – многосторонний процесс, включающий разные элементы и направления, что позволяет использовать преимущества того или иного его направления для каждой ступени образовательной системы, для каждой конкретной ситуации обучения. Ядро обучения – учебная деятельность. Если обучение – система организации способов передачи индивиду общественно- исторического опыта, выработанного в процессе социальной практики, то учение в широком контексте – любое изменение в поведении человека, основанное на опыте и переработке поступившей информации. Учение – это освоение определенной системы знаний и вместе с этим развитие способностей ребенка.
Источник: Глоссарий по социологии. Фин. университет при правительстве РФ. Проект www.fa.ru
Обучение
широкое взаимодействие между обучающими и обучающимися, способ осуществления педагогического процесса с целью развития личности посредством организации усвоения обучающимися научных знаний и способов деятельности.
- Обучение латентное - формирование определенных навыков в ситуациях, когда их непосредственное применение не нужно и они оказываются невостребованными; особенно ярко проявляется в развитии речи как следствии прослушивания ребенком речи взрослого.
- Обучение облигатное - многократное повторение инстинктивных действий в период становления (полеты птиц, навык ходьбы).
- Обучение проблемное - моделирование реального творческого процесса за счет создания проблемной ситуации и управления поиском решения проблемы; происходит не только перерабатывание информации, но и процесс субъективного открытия.
- Обучение программированное - система методов и средств обучения, основой которого выступает самостоятельное приобретение учащимся знаний и умений за счет пошагового усвоения материала.
- Обучение тренажерное - обучение, построенное по принципу моделирования (имитирования) реального технологического процесса или действия технического устройства.
- Обучение факультативное - процесс освоения новых, сугубо индивидуальных форм поведения; обеспечивает гораздо большую пластичность по сравнению с облигатным обучением.
- Обучение латентное - формирование определенных навыков в ситуациях, когда их непосредственное применение не нужно и они оказываются невостребованными; особенно ярко проявляется в развитии речи как следствии прослушивания ребенком речи взрослого.
- Обучение облигатное - многократное повторение инстинктивных действий в период становления (полеты птиц, навык ходьбы).
- Обучение проблемное - моделирование реального творческого процесса за счет создания проблемной ситуации и управления поиском решения проблемы; происходит не только перерабатывание информации, но и процесс субъективного открытия.
- Обучение программированное - система методов и средств обучения, основой которого выступает самостоятельное приобретение учащимся знаний и умений за счет пошагового усвоения материала.
- Обучение тренажерное - обучение, построенное по принципу моделирования (имитирования) реального технологического процесса или действия технического устройства.
- Обучение факультативное - процесс освоения новых, сугубо индивидуальных форм поведения; обеспечивает гораздо большую пластичность по сравнению с облигатным обучением.
Источник: Словарь по комплексной реабилитации инвалидов 2010 г.
Обучение
teaching), процесс передачи к.-л. знаний, навыков. Исследования, проведенные Всемирным банком, показывают, что уровень усваивания детьми знаний зависит от квалификации и опыта учителя, к-рые трудно приобрести без высшего образования, а также спец. навыков работы с учениками. Однако в большинстве развивающихся стран высок процент неквалифицированных или недостаточно квалифицированных учителей. Учителям редко хорошо платят, но их оклады составляют значит, долю в общей стоимости образования — часто от 70 до 90%. Учителя чаще всего назначаются отделом централизованной правит. орг-ции или департаментом, к-рый контролирует учебные планы и финансирует образование. Децентрализованное О. более распространено в США и Индии, где проблемы получения образования возложены на каждый штат или общину. В нек-рых странах (среди них Великобритания) общенац. и местные власти несут равную ответственность за О. Большинство систем О. складываются на основе двух противоположных традиций: одна из них делает упор на формальную, часто рутинную, передачу осн. знаний, др. направлена на индивидуальное развитие учащегося. Среди специалистов — педагогов и психологов, разработавших методы О., можно назвать Фребеля, Монтессори, Дьюи, Блума, Брунера и Пиаже. В наст, время получил распространение комплексный подход к О., когда от учителей требуется вести междисциплинарные курсы, цель к-рых — развить способность учеников находить нестандартные решения.
Источник: Народы и культуры. Оксфордская иллюстрированная энцкилопедия
Обучение
процесс целенаправленной передачи общественно-исторического опыта; организация процесса формирования знаний (верное отражение действительности в мышлении человека; проверенный общественной практикой результат процесса познания; продукт общественной материальной и духовной деятельности людей), умений (результат овладения новым действием или новым способом действия, основанным на каком-либо правиле, или знании, и использовании его соответствующим образом в процессе решения определённых задач) и навыков (приобретенное в результате обучения и повторения умение решать трудовую, учебную или игровую задачу, оперируя орудиями труда и другими средствами деятельности с заданной точностью и скоростью; хорошо сформированное действие, в динамическую структуру которого входят такие компоненты, как образ рабочего пространства, образ исполнительного акта, программа действия и контроль - текущий, конечный - за его совершением, а также моторно-исполнительные компоненты, включая коррекционные процессы).
Всякое обучение предполагает целенаправленное изменение субъекта. В традиционной отечественной науке (психологии, социологии образования, философии образования) подчеркивается приоритет обучения над развитием, при этом обучение создаёт личности «зону ближайшего развития», способствует выработке средств и способов ориентации в действительности. В западной науке (частично - в современной отечественной науке) обучение и развитие отождествляются, взаимодополняя и взаимообобщая друг друга.
Всякое обучение предполагает целенаправленное изменение субъекта. В традиционной отечественной науке (психологии, социологии образования, философии образования) подчеркивается приоритет обучения над развитием, при этом обучение создаёт личности «зону ближайшего развития», способствует выработке средств и способов ориентации в действительности. В западной науке (частично - в современной отечественной науке) обучение и развитие отождествляются, взаимодополняя и взаимообобщая друг друга.
Источник: Социология творческой деятельности. Краткий глоссарий.