реализация политических, экономических и социальных прав граждан на сотрудничество с органами власти в решении проблем управления социальным развитием территорий. СУГ сформировано на стыке двух определений:1) социальное участие – деятельность по переводу рядовых граждан из категории объектов управления в субъекты управленческого процесса и 2) гражданское участие – включение или вовлечение граждан в управление общественными и государственными делами. СУГ выступает механизмом социального управления, с помощью которого возможно осуществление процесса согласования интересов с наибольшим социокультурным результатом. СУГ, в отличие от административного управления, предполагает согласование интересов не только органов власти и управления, но и интересов местного населения, граждан, которые, непосредственным образом «пожинают плоды» принимаемых решений. Основными признаками СУГ является присутствие в структуре совместной деятельности интересов разноуровневых субъектов управления: местного самоуправления, в лице граждан и представляющих их органов местной власти; федеральных (и/или региональных) властных структур; бизнесменов, инвесторов, т.е. тех лиц, которые в том или ином варианте включаются в управленческий процесс. СУГ регулируется законодательными актами федерального и, по преимуществу, отраслевого значения. Правовое поле СУГ – это масштабное, по охвату, регулирование, поскольку нормирует деятельность не только местного самоуправления, но и деятельность субъектов федерального и регионального значения и государства в целом. СУГ имеет ярко выраженный отраслевой характер, поскольку, совместная деятельность по выработке и реализации управленческих решений имеет свое предметное поле. Процесс согласования интересов базируется на правовых нормах определенной сферы жизнедеятельности конкретной отрасли (градостроительство, ЖКХ, экология и т.д.). Еще одним важным принципом СУГ является то, что граждане обладают одним ключевым признаком – они располагают определенным местом жительства. Важность выделения данного признака заключается в том, что здесь уточняется статус граждан, которые выступают в данном случае как местное население, в отличие от политического участия, где граждане – это избиратели, или в отличие от участия в управлении организацией, где они представлены в качестве персонала. В связи с этим СУГ рассматривается также и в узком смысле слова, как совместная деятельность граждан с территориальными органами власти и управления по поводу формировании среды жизнедеятельности, в рамках которой они проживают и выступают как неотъемлемый элемент правоприменительной практики. См. также: Социальное участие.
Лит.: Дридзе Т.М. Местное население как субъект социального участия: проблемы социально приемлемой региональной политики // Прогнозное социальное проектирование: теоретико- методологические и методические проблемы. М., 1994; Дридзе Т.М. Социальная коммуникация, партнерство и социальное участие в прогнозном социальном проектировании // Социальное участие при разработке и реализации региональных программ развития. М., 2000. А.А. Мерзляков
СОЦИАЛЬНОЕ УЧАСТИЕ ГРАЖДАНСКОЕ
СОЦИАЛЬНОЕ УЧАСТИЕ ГРАЖДАНСКОЕ
Источник: Социология управления. Теоретико-прикладной толковый словарь.