пакетное понятие, пространство адекватных интерпретаций которого: 1) соотносится по объ-ему с содержательной и функциональной "нагруженностью" терминов "история", "культура" и т.п.; 2) относимо к предметностям классической и неклассической социологии; 3) отражает взаимообусловленность индивидного ("атомарного", "ядерного") бытия людей, с одной стороны, и над-индивидуальных структур социальной статики и социальной динамики - с другой. Неразрывное единство фрагментированных единиц человеческого бытия и коллективных форм их существования /читай: совместное, коллективистское по форме воспроизводство дискретной социальной реальности. - А.Г./ конституирует амбивалентность социально-гуманитарного познания. В границах последнего различимы познание социального (анализ общественных структур и закономерностей различной степени общности, т.е. опосредованно-общественного) и гуманитарное познание (конкретно-индивидуальное описание феноменов социальной жизни, т.е. непосредственно-личного).
В классических своих трактовках С. выступала в качестве структуры: а) внешней для индивидов, б) противостоящей им (как коллективистское начало), в) центрированной на репертуары "стягивающего" взаимодействия людей. Кардинальная историческая трансформация базовых форм С. была зафиксирована посредством ряда совпадающих финальных характеристик в различных языках социальных описаний 20 ст. (постмодернистская философия, интеракционизм, теории коммуникативного действия, социальная феноменология и т.д.).
А.А. Грицанов
СОЦИАЛЬНОСТЬ
СОЦИАЛЬНОСТЬ
Источник: Социология: энциклопедия
СОЦИАЛЬНОСТЬ
это совокупность общественных отношений данного общества, интегрированная в процессе совместной деятельности(взаимодействия) индивидами или группами индивидов в конкретных условиях места и времени. Любая система общественных отношений (экономическая, политическая и др.) касается отношений людей друг к другу и обществу. Поэтому каждая из этих систем всегда имеет свой четко выраженный социальный аспект. В научных трудах К.Маркса и Ф.Энгельса при анализе общества, его процессов и отношений используются два понятия «общественный» и «социальный». Маркс и Энгельс использовали понятия «общественный», «общественные отношения», когда речь идет об обществе в целом, о взаимодействии его сторон - экономической, политической, идеологической, когда же речь шла о природе отношений людей друг к другу, человека к человеку, об их отношении к факторам и условиям жизнедеятельности, к их собственному положению и роли в обществе и к обществу в целом, то Маркс и Энгельс использовали понятие «социальное» и соответственно говорили о «социальных отношениях». Иное положение сложилось в странах Западной Европы и США, где значительное развитие получила эмпирическая социология. Вследствие этого во французском и английском языках понятие «социальное», будучи производным от понятия общество, традиционно использовалось в узком (эмпирическом) значении, что вызвало известные трудности при обозначении явлений и процессов, относящихся к обществу в целом. Именно поэтому на определенной стадии развития, социологии было введено понятие «социетальное», используемое для характеристики общества в целом, всей системы общественных отношений. В отечественной науке отсутствие четкого разграничения между понятиями «общественное» и «социальное» было в известной степени обусловлено и некоторыми сложившимися языковыми традициями. В русском языке обычно использовались понятия «общественное» и «гражданское». При этом понятие «социальное» рассматривалось как синоним понятия «общественное», а понятие «гражданское» относилось к юридической науке. Постепенно с развитие социологии понятие «социальное» приобрело самостоятельное значение.
Источник: Глоссарий по биосоциологии
СОЦИАЛЬНОСТЬ
(франц. - sotcio) - общественность, общежительность, гражданственность, взаимные отношенья и обязанности гражданского быта, жизни. Общее понятие пространство адекватных интерпретаций которого: 1) соотносится по объему с содержательной и функциональной насышенностью терминов “история” и “культура”;
2) относимо к предметной области классической и неклассической социологии;
3) отражает взаимообусловленность индивидуального бытия людей, с одной стороны, и надиндивидуальных структур социальной реальности - с другой. В классических своих трактовках С. выступала в качестве структуры: а) внешней для индивидов, б) противостоящей им (как коллективистское начало), в) совокупность взаимосвязей и взаимодействий людей. социальность - несводимость к индивидным, биологическим характеристикам человека, насыщенность социо-культурным содержанием; Именно социальность определяет фундаментальную, отличительную особенность общества, всех его систем, уровней, социальных структур, слоев, классов, индивидов, групп и общностей и отличающихся общественным характером взаимосвязей и взаимозависимостей жизнедеятельности людей. Она воплощает в себе общественную сущность жизни людей, социальную специфику их отношений и взаимодействий. В социальности состоит основная специфическая черта, отличающая человеческое сообщество от любых других групповых форм взаимодействия, встречающихся в животном мире, будь это стадо обезьян, волчья, птичья стая или муравейник. Причем социальное рассматривается не как индивидуальная особенность, а как общая характерная черта, свойственная положению, отношениям и взаимодействиям людей в обществе, в любом его типе, в любом его части (в экономике, политике, культуре и т.д), на любом этапе его развития. В классических своих трактовках социальность выступала в качестве структуры: а) внешней для индивидов; б) противостоящей им (как коллективистское начало); в) центрированной на репертуары “стягивающего” взаимодействия людей. Кардинальная историческая трансформация базовых форм социальности была зафиксирована посредством ряда совпадающих финальных характеристик в различных языках социальных описаний прошлого века (постмодернистская философия, интеракционизм, теории коммуникативного действия, социальная феноменология и т.д.).
2) относимо к предметной области классической и неклассической социологии;
3) отражает взаимообусловленность индивидуального бытия людей, с одной стороны, и надиндивидуальных структур социальной реальности - с другой. В классических своих трактовках С. выступала в качестве структуры: а) внешней для индивидов, б) противостоящей им (как коллективистское начало), в) совокупность взаимосвязей и взаимодействий людей. социальность - несводимость к индивидным, биологическим характеристикам человека, насыщенность социо-культурным содержанием; Именно социальность определяет фундаментальную, отличительную особенность общества, всех его систем, уровней, социальных структур, слоев, классов, индивидов, групп и общностей и отличающихся общественным характером взаимосвязей и взаимозависимостей жизнедеятельности людей. Она воплощает в себе общественную сущность жизни людей, социальную специфику их отношений и взаимодействий. В социальности состоит основная специфическая черта, отличающая человеческое сообщество от любых других групповых форм взаимодействия, встречающихся в животном мире, будь это стадо обезьян, волчья, птичья стая или муравейник. Причем социальное рассматривается не как индивидуальная особенность, а как общая характерная черта, свойственная положению, отношениям и взаимодействиям людей в обществе, в любом его типе, в любом его части (в экономике, политике, культуре и т.д), на любом этапе его развития. В классических своих трактовках социальность выступала в качестве структуры: а) внешней для индивидов; б) противостоящей им (как коллективистское начало); в) центрированной на репертуары “стягивающего” взаимодействия людей. Кардинальная историческая трансформация базовых форм социальности была зафиксирована посредством ряда совпадающих финальных характеристик в различных языках социальных описаний прошлого века (постмодернистская философия, интеракционизм, теории коммуникативного действия, социальная феноменология и т.д.).
Источник: Социальная работа. Краткий таджикско-русский энциклопедический словарь, 2009 (русскоязычная часть)