СОЦИОБИОЛОГИЯ
Социобиология
наука о генетических механизмах коллективного поведения.
Социобиология
sociobiology). Подход, пытающийся объяснить поведение и людей, и животных в терминах биологических принципов.
Источник: Социология. Глоссарий: основные понятия и важнейшие термины
Социобиология
теоретическая парадигма, которая изучает пути воздействия человеческой биологии на то, как люди создают культуру.
Источник: Словарь справочник по социальной работе
СОЦИОБИОЛОГИЯ
от лат. societas - общество,грея, bios - жизнъм logos - слово, учение) -англ. socto-biology; нем. Soziobiologie. Научное направление, признающее основную роль в объяснении соц. поведения живых существ, включая человека, генетического фактора.
Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua
СОЦИОБИОЛОГИЯ
sociobiology) — теория и исследование в области эволюционной биологии, стремящиеся обеспечить биологическое объяснение эволюции социального поведения и организации у животных и у людей. Сторонники социобиологических теорий (например, Э.О. Уилсон, 1975) расценивают проблему эволюции альтруизма как главный вызов, поскольку альтруизм подразумевает принесение в жертву индивидуального соответствия, что несовместимо с классической эволюционной теорией. Сторонники со-циобиологии критиковались за доказательство своих предположений на основе выборочных аргументов, за спекулятивное выдвижение претензий на поведенческие "универсалии" и предположение об их врожденной основе. См. также Этология; Территориальный императив.
Источник: Большой толковый социологический словарь
СОЦИОБИОЛОГИЯ
одно из направлений науки второй половины XX в., применяющее методы эволюционной биологии к анализу соц. жизни и пытающееся объяснить поведение индивида, исходя из заложенной в него генетической программы. Первоначально С. изучала поведение животных и их сооб-в. Заметив нек-рое сходство в поведении животных и человека, С. провела прямую аналогию между ними. Новый этап развития С. связан с вышедшей в 1975 г. книгой Эдуарда Уилсона "Социобиология Новый синтез" (Wilson E. О. Sociobiology. The New Synthesis. Cambridge, 1975). С т.зр. С. человеческое поведение обусловлено естественным отбором и запрограммировано генетически. В задачу С. входит выявление тех генов, к-рые обусловливают поведение индивидов. Одним из ключевых вопросов С. является, согласно Уилсону, вопрос о существовании генетической предрасположенности "вхождения" людей в тот или иной класс, выполнения ими той или иной роли. С. пытается ввести в обществ. науки методы естественных (биологических) наук, к-рые позволили бы ей с точностью и определенностью получить и предсказывать рез-ты поведения людей. Допуская в определенных пределах существование генетической предрасположенности индивида, С. в то же время не отрицает роли окружающей среды, обучения, культурных традиций в поведении индивида. В.Н. Фомина.
Источник: Российская социологическая энциклопедия
Социобиология
sociobiology), наука, занимающаяся изучением биол. основ социального поведения людей и животных. В 1940—50-х гг. этологи (этология) объясняли его с т.зр. эволюционной теории и приспособительных функций. С. выросла из дискуссий вокруг противоречий в эволюционной теории Дарвина — прежде всего альтруизма, объявленного центр, теоретич. проблемой С. в кн. Эдварда Уилсона Социобиология. Новый синтез (1975). Примером тому приводится медоносная пчела, к-рая погибает, теряя жало при защите улья. Такое инстинктивное поведение, кажущееся бессмысленным для индивида (хотя оно может быть весьма полезным для улья), объясняет теория амер. зоолога В.Д. Гамильтона о кровно-родственном отборе (1964): укус пчелы, запрограммированный родовыми св-вами, увеличивает шансы выживания рода. В кач-ве примера подобного поведения людей иногда приводится мужская агрессивность (агрессия). Социобиол. гипотезы о приспособительном и эгоистическом характере поведения человека требуют подтверждения, поскольку человеческая культура служит тормозом эволюционных механизмов и наши действия в значит, мере определяются моральными или правовыми предписаниями. Поведение человека далеко не всегда приспособительно-адекватно детерминированной человеческой деят-тью в окруж. среде (социальной и физ.), хотя оно и могло бы стать в высшей степени приспособительным в др. условиях. Тем не менее С. стремится объяснить особенности сексуального и родительского поведения человека, равно как и его альтруизм.
Источник: Народы и культуры. Оксфордская иллюстрированная энцкилопедия
СОЦИОБИОЛОГИЯ
широко распространенное в современной западной философии социологии, биологии направление, ставящее своей целью осуществить синтез естественных и общественных наук на основе исследования эволюционно - биологических предпосылок и социального поведения животных и человека. Возникновение социобиологии связано с выходом в свет в 1975г. Книги известного американского энтомолога Эдварда О. Уилсона «Социобиология: новый синтез». В дальнейшем, наряду с работами Уилсона, как лидера направления, были опубликованы статьи и книги Д.Бэрэша, Р.Докинса, Г. Ламсдена, М.Рьюза, Ф. Фридмена и др. С момента своего возникновения и по настоящее время социобиология является предметом научных и философских дискуссий, затрагивающих такие принципиальные для человекознания вопросы, как соотношение биологического и социального в развитии человека, психологического и физиологического, генетических предпосылок и воспитания, а также общего понимания природы человека и перспектив его развития в современном мире. Широко обсуждается и методология комплексных исследований - плодотворность и границы применимости аналогий между поведением животных и человека, принципы моделирования социальной организации, роль теоретических конструкций эволюционной биологии и понятий глобального эволюционизма, проблема путей преодоления противоречий в естественно - научном и гуманитарном подходах к изучению человека. Концепцией, призванной по мнению социологов, внести принципиальные изменения в наши представления о природе человека выступает «теория геннокультурной коэволюции» в основе которой лежит идея совместного, взаимодействующего протекания процессов органической и культурной эволюции. Компонентами коэволюции социобиология признает гены и культуру, которые «держат друг друга на привязи». При этом культура фиксируется в своей изменчивости, в разнообразии для разных времен и народов, но становится в контексте концепции явно неравноценным партнером. Ведущая роль отводится генам. Это следует прежде всего из центрального понятия «теории геннокультурной коэволюции». Оно призвано, по мысли социологов, раскрыть сам механизм коэволюции, показать пути трансляции от генов к культуре и наоборот.
Источник: Глоссарий по биосоциологии
СОЦИОБИОЛОГИЯ
междисциплинарное научное направление второй половины 20 в., сложившееся, в основном, в США в 1970-е. Основной целью С. является введение в общественные науки методов биологических наук, которые позволили бы с точностью и определенностью получать и прогнозировать результаты социального поведения людей, используя данные генетики, этологии, эволюционной теории, этнографии, социальной психологии и других наук о человеке. Первоначально в С. изучалось поведение животных и их сообществ, затем С. распространила область своих исследований и на анализ различных форм общественного поведения.
Основоположником С. считается американский зоолог Э. Уилсон, который в своих работах "Социобиология: новый синтез" (1975), "Биофилия" (1984) сформулировал основные положения С. на основе данных естественных и гуманитарных наук. Он предпринял попытку анализа некоторых форм социального поведения человека по аналогии с поведением животных. При этом он утверждал, что человеческое поведение обусловлено естественным отбором и предопределено генетически; а основная задача С. состоит в определении генов, влияющих на поведение индивидов. По мнению Уилсона, основной проблемой С. является вопрос о существовании генетической предрасположенности вхождения индивида в тот или иной класс или социальную группу и выполнения им своих социальных ролей. Помимо Уилсона проблемами С. занимались многие ученые, например, Д. Бэрэш, Ч. Ламсден, Дж. Смит, У. Хамилтон и др. При исследовании общественного поведения выделяются такие его формы, как альтруистическое, эгоистическое, агрессивное, половое и др.
С. опирается на три основные концепции: 1) концепцию "эволюционно стабильной стратегии" (Смит), основным тезисом которой является положение о том, что преобладающие в популяции линии поведения не могут быть заменены другими, если им следует большая часть особей. Поведение члена популяции, отклоняющееся от общепринятых норм и не имеющее полезных для популяции свойств, в популяции не закрепляется; 2) концепцию "совокупной приспособленности" (Хамилтон), суть которой в том, что в каждое последующее поколение вносят вклад не только родительские особи, но и ближайшие родственники, которые способствуют сохранению генотипа популяции; 3) концепцию альтруистического поведения, состоящего в способности особи жертвовать собой в интересах другой особи или вида. При этом отмечается, что альтруистическое поведение может играть важную роль в эволюции, если ему следует значительная часть популяции: в этом случае польза от него перевешивает вред, причиняемый особи-альтруисту (эта концепция не является в С. общепринятой). В целом для социобиологических исследований характерна, с одной стороны, антропоморфизация исследуемых явлений, заключающаяся в использовании социологических категорий для объяснения и анализа биологических явлений, а, с другой стороны, биологизация изучаемых объектов, состоящая в объяснении социальных явлений биологическими методами и понятиями, с генетических позиций, распространение на социальное поведение человека закономерностей существования биологических сообществ.
Е.А. Кечина
Основоположником С. считается американский зоолог Э. Уилсон, который в своих работах "Социобиология: новый синтез" (1975), "Биофилия" (1984) сформулировал основные положения С. на основе данных естественных и гуманитарных наук. Он предпринял попытку анализа некоторых форм социального поведения человека по аналогии с поведением животных. При этом он утверждал, что человеческое поведение обусловлено естественным отбором и предопределено генетически; а основная задача С. состоит в определении генов, влияющих на поведение индивидов. По мнению Уилсона, основной проблемой С. является вопрос о существовании генетической предрасположенности вхождения индивида в тот или иной класс или социальную группу и выполнения им своих социальных ролей. Помимо Уилсона проблемами С. занимались многие ученые, например, Д. Бэрэш, Ч. Ламсден, Дж. Смит, У. Хамилтон и др. При исследовании общественного поведения выделяются такие его формы, как альтруистическое, эгоистическое, агрессивное, половое и др.
С. опирается на три основные концепции: 1) концепцию "эволюционно стабильной стратегии" (Смит), основным тезисом которой является положение о том, что преобладающие в популяции линии поведения не могут быть заменены другими, если им следует большая часть особей. Поведение члена популяции, отклоняющееся от общепринятых норм и не имеющее полезных для популяции свойств, в популяции не закрепляется; 2) концепцию "совокупной приспособленности" (Хамилтон), суть которой в том, что в каждое последующее поколение вносят вклад не только родительские особи, но и ближайшие родственники, которые способствуют сохранению генотипа популяции; 3) концепцию альтруистического поведения, состоящего в способности особи жертвовать собой в интересах другой особи или вида. При этом отмечается, что альтруистическое поведение может играть важную роль в эволюции, если ему следует значительная часть популяции: в этом случае польза от него перевешивает вред, причиняемый особи-альтруисту (эта концепция не является в С. общепринятой). В целом для социобиологических исследований характерна, с одной стороны, антропоморфизация исследуемых явлений, заключающаяся в использовании социологических категорий для объяснения и анализа биологических явлений, а, с другой стороны, биологизация изучаемых объектов, состоящая в объяснении социальных явлений биологическими методами и понятиями, с генетических позиций, распространение на социальное поведение человека закономерностей существования биологических сообществ.
Е.А. Кечина
Источник: Социология: энциклопедия
СОЦИОБИОЛОГИЯ
один из разделов совр. биологии, задача к-рой усматривается в изучении биологических основ всех форм социального поведения животных, включая человека [2], [3]. С. возникла в русле интегративных тенденций совр. науки, из попыток естествоиспытателей сформулировать единые теоретические принципы, позволяющие синтезировать различ. дисциплины, изучающие поведение живых существ. Краеугольным камнем С. выступает тезис об эволюции социальности, о прогрессивном развитии и совершенствовании под влиянием естеств. отбора различ. стереотипов поведения и форм кооперативных действий животных. Основные понятия С. («итоговая приспособленность» (inclusive fitness), «родственный отбор», «взаимный альтруизм» и ряд др.) были нацелены на объяснение различных феноменов коллективного поведения животных, и в первую очередь явлений альтруизма, не вписывавшихся в классическую дарвинистскую концепцию эволюции. С т. зр. осн. постулата С. индивидуальная приспособляемость животных особей измеряется не только успешным выживанием самой особи, но и увеличением шансов на выживаемость ее ближайших родственников. Любые образцы социального поведения животных, напр. стратегия брачного поведения, альтруизм, родительская опека детенышей и др., объясняются под углом зрения «итоговой приспособленности», способствующей коллективной кооперации действий животных и выживанию родственных групп. Ведущие представители С. (Э. Уилсон, Р. Триверс, Р. Александер, Д. Бэреш) выступают с идеей нового синтеза биологических и социальных наук, полагая, что сформулированные ими принципы поведения животных могут быть распространены и на понимание эволюции человеческого об-ва, будут способствовать выяснению биологических основ исходных форм социального поведения человека, таких, как семейно-родственные отношения, общение, альтруизм, агрессия, половозрастное разделение труда, социальное неравенство и др.
Решающее основание для этой экстраполяции усматривается в том, что человек явл. типичным представителем животного мира, его поведение имеет ряд черт, общих для всего класса приматов [3]. Эта натуралистическая трактовка человека составляет исходный фундамент «социобиологии человека», к-рой отводится решающая роль в синтезе биологических и социальных знаний о человеке. Претендуя на пересмотр человеческой истории, сторонники С. рассматривают ее как эволюционный процесс, в ходе к-рого происходит взаимодействие специфических человеческих генов с возникающими культурными формами, опосредующим фактором этого процесса выступают человеческое сознание и психика (т. наз. «эпигенетические» правила поведения) [4]. Претензии социобиологов на новый синтез биологии и социологии вызвали широкую оппозицию среди представителей обществ, наук. Противники С. справедливо указывают на ущербность натуралистической трактовки человека, необходимость учета кач. особенностей человека и культуры. В зап. социологии идеи С. нашли поддержку гл. обр. среди позитивистски ориентированных ученых (У. Кэттон, Л. Эллис, Ван ден Берге, М. Розенберг, Р. Уоллас и др.), к-рые усматривают истоки кризиса зап. социологии в абсолютизации ею принципов детерминизма культурного, игнорировании биологических основ поведения, неэффективном использовании естественнонаучной методологии. Выход из кризисной ситуации, по их мн., состоит в том, чтобы перевести социологию целиком на рельсы естественнонаучной дисциплины и включить ее в разряд биологических наук.
Решающее основание для этой экстраполяции усматривается в том, что человек явл. типичным представителем животного мира, его поведение имеет ряд черт, общих для всего класса приматов [3]. Эта натуралистическая трактовка человека составляет исходный фундамент «социобиологии человека», к-рой отводится решающая роль в синтезе биологических и социальных знаний о человеке. Претендуя на пересмотр человеческой истории, сторонники С. рассматривают ее как эволюционный процесс, в ходе к-рого происходит взаимодействие специфических человеческих генов с возникающими культурными формами, опосредующим фактором этого процесса выступают человеческое сознание и психика (т. наз. «эпигенетические» правила поведения) [4]. Претензии социобиологов на новый синтез биологии и социологии вызвали широкую оппозицию среди представителей обществ, наук. Противники С. справедливо указывают на ущербность натуралистической трактовки человека, необходимость учета кач. особенностей человека и культуры. В зап. социологии идеи С. нашли поддержку гл. обр. среди позитивистски ориентированных ученых (У. Кэттон, Л. Эллис, Ван ден Берге, М. Розенберг, Р. Уоллас и др.), к-рые усматривают истоки кризиса зап. социологии в абсолютизации ею принципов детерминизма культурного, игнорировании биологических основ поведения, неэффективном использовании естественнонаучной методологии. Выход из кризисной ситуации, по их мн., состоит в том, чтобы перевести социологию целиком на рельсы естественнонаучной дисциплины и включить ее в разряд биологических наук.
СОЦИОБИОЛОГИЯ
SOCIOBIOLOGY) Социобиология пытается использовать современные идеи относительно эволюции, разработанные в биологических науках, с целью анализа человеческого поведения. Согласно теории естественного отбора, предложенной в XIX в. Ч. Дарвином, в рамках любого биологического вида одни особи лучше приспособлены к борьбе за существование по сравнению с другими и дают более стойкое потомство. Вследствие этого наследственные черты таких более успешных особей становятся доминирующими в следующих поколениях данного вида. Теория эволюции говорит о том, что живые организмы стремятся максимизировать свой репродуктивный успех, то есть воспроизвести максимально возможное число потомков, которые выживут к определенному времени в будущем. Развитие генетики в ХХ в. позволило установить, что основными единицами наследственного материала, ответственными за максимизацию репродуктивного успеха, являются гены. Гены, позволяющие некоторым особям оставить после себя более стойкое потомство, с течением времени становятся более распространенными в результате естественного отбора. Однако любой популяции в любой момент времени свойственен определенный набор генетических вариаций, поскольку гены комбинируются и перекомбинируются различным образом в новых поколениях в результате скрещивания, а также вследствие мутаций (неточного воспроизведения генов). Наконец, процесс естественного отбора зависит и от изменений окружающей среды. Так, гены, способствующие максимальному репродуктивному успеху в определенных условиях среды, могут оказаться менее приспособленными в случае ее существенного изменения. Социобиологи исходят из допущения, что человеческое поведение обусловлено биологической эволюцией, утверждая, что наше поведение в настоящем определяется чертами, которые сложились в результате отбора в прошлом. Одним из фундаментальных принципов социальной эволюции является принцип инклюзивной приспособленности. Термином «приспособленность» обозначается репродуктивный успех. Таким образом, результатом естественного отбора является поведение, повышающее инклюзивную приспособленность. Согласно данному принципу, эволюция человеческого рода происходит в направлениях, максимально повышающих вероятность передачи последующим поколениям максимально возможного числа генов. Генофонд передается через прямых потомков, а также их родственников (родных, единоутробных, двоюродных братьев и сестер и т.д.). Этот общий принцип использовался в рамках анализа социальных отношений кооперации и альтруизма между родственниками (и их постепенным ослаблением по мере того, как узы родства становятся все более отдаленными), клановой и этнической солидарности, а также различного рода инвестиций матерей и отцов в своих детей. Однако считается, что при определенных условиях естественный отбор будет поддерживать кооперацию и в тех случаях, когда родственные связи являются слишком дальними, и родственный отбор, очевидно, не является каким-либо значимым фактором. Утверждается, что если взаимный альтруизм приносит определенные выгоды, поскольку существует в форме обмена множеством альтруистических действий с другими людьми, что перевешивает издержки, отбор будет благоприятствовать альтруистам, а не тем, кто способствует снижению уровня кооперации. Иными словами, взаимный альтруизм будет иметь больший репродуктивный успех. Кроме того, некоторые социобиологи выдвигали предположения о том, что взаимный альтруизм способствует возникновению чувства справедливости среди его участников, и что это может быть чертой, повышающей эволюционную приспособленность. Существует различие между универсальными чертами эволюции, затрагивающими весь человеческий род, и эволюционными характеристиками, обусловленными полом. Социологи рассматривали различные виды поведения мужчин и женщин, в том числе неравный доступ к материальным и политическим ресурсам, различные образцы сексуального поведения, различное участие в воспитании детей и разные стратегии привлечения и выбора супруга. Традиционный социологический подход заключается в том, что проявление и увековечение половых различий объясняется культурой и социализацией. Социобиологи также считают культуру и социализацию важными переменными, но заявляют, что фундаментальные факторы различного поведения мужчин и женщин связаны с чертами человеческой природы, сложившимися в результате эволюции. Утверждается, что идея биологических различий и их воздействия на человеческую эволюцию дополняет традиционный социологический подход. Основной постулат социобиологии состоит в том, что индивиды и представляемые ими гены действуют во благо себе, в данном контексте был предложен даже термин «эгоистический ген» (Dawkins, 1989). При этом главная аналитическая задача, стоящая перед социобиологами, заключается в том, чтобы показать, каким образом с помощью принципа естественного отбора, определяющего «эгоистический» императив максимизации репродуктивного успеха, можно объяснять различные формы социального поведения. Социобиологи, таким образом, сходятся с представителями рационального выбора теории в том, что социальную жизнь необходимо рассматривать как результат деятельности эгоистичных индивидов. И действительно, многие социобиологи обращались в рамках своего анализа к «дилемме заключенного», стратегиям «око за око, зуб за зуб» (tit-for-tat) и другим аспектам игр теории. В то же время социобиологи полагают, что естественный отбор с течением времени благоприятствует кооперации и альтруизму, которые таким образом при определенных условиях становятся присущими человеческой природе. Для того чтобы объяснять поведение людей в настоящем, концепция поведения, сложившегося в результате эволюции, обращается к прошлому: люди сегодня генетически предрасположены к определенным типам поведения потому, что последние максимально повышали приспособленность их предков во многих предшествующих поколениях. Многие особенности человеческого поведения объясняются с точки зрения эволюционной приспособленности к условиям обществ охотников и собирателей и простых аграрных обществ, которые преобладали на протяжении большей части существования человеческого рода. В условиях значительных изменений окружающей среды, происходящих во многих местах земного шара в течение последних столетий, поведение, сложившееся в результате эволюции, может оказаться менее выигрышным. В качестве примера можно привести склонность к жирной пище: она повышала приспособленность в тех обществах, в которых была редкостью и часто должна была добываться посредством охоты, однако может отрицательно сказываться на приспособленности в настоящее время, когда жиров в продуктах питания предостаточно, в том случае, если их избыточное потребление сокращает продолжительность жизни индивидов и соответственно их шансы на репродуктивный успех. Однако определить, уменьшают приспособленность индивидов те или иные виды поведения, сложившиеся в ходе эволюции, или нет, можно только дождавшись будущего, того момента, когда появится возможность оценить репродуктивный успех. Большинство социологов относится к социобиологии с большим скептицизмом. Критические замечания, выдвигаемые в ее адрес, сводятся обычно к трем основным моментам. (1) Биологический детерминизм. Одно из основных положений социобиологии, по мнению социологов, заключается в том, что человеческое поведение определяется биологией, а точнее генетической наследственностью. В ответ социобиологи утверждают, что сложившиеся в ходе эволюции свойства, которые нашли отражение в генетическом коде, имеют не столько детерминирующий, сколько предрасполагающий характер. Люди могут предпочесть вести себя по-другому, хотя предполагается, что большинству такого рода выбор не свойственен. Например, женщины могут предпочесть воспользоваться преимуществами исторически новых возможностей, которые связаны с изобретением эффективных средств женской контрацепции и с развитием рынка труда, предоставляющего возможность материальной независимости, и поновому выстраивать свою жизнь. При этом подобная линия поведения часто предполагает возможность не максимизации, а, напротив, минимизации непосредственного репродуктивного успеха, то есть бездетности. Вопрос, которым задаются социобиологи, заключается в том, приведут ли сложившиеся в ходе эволюции и естественного отбора особенности, благодаря которым женщины предрасположены к определенным формам поведения, к отказу большинства женщин от столь радикального выбора? (2) Культурное разнообразие. Разнообразие человеческих обществ и видов поведения заставляет сомневаться в уместности объяснений, основанных на идее универсальных человеческих черт, поскольку даже если такие черты и существуют, они многое не объясняют. Социобиологи отвечают, выдвигая следующие положения. Во-первых, несмотря на очевидное культурное разнообразие в поведении людей и социальной жизни можно обнаружить некоторые общие черты. Во-вторых, генофонду любой популяции свойственна определенная степень изменчивости, ведущая к различиям в поведении. В-третьих, естественный отбор является результатом определенного состояния генофонда, испытывающего давление со стороны окружающей среды. Но в случае с людьми это давление имеет как физический характер (например, относительное изобилие или, что бывает чаще, недостаток ресурсов, таких, как пища, кров, сексуальные партнеры), так и социально/культурно конструируемый (например, другими людьми). Таким образом, в принципе вопрос о культурном разнообразии может рассматриваться и в рамках концепций эволюции, хотя к настоящему моменту попытки такого анализа не предпринимались. (3) Оправдание неравенства. Утверждается, что дарвиновская метафора «выживания наиболее приспособленных» оправдывает существующее распределение богатства, власти, преимуществ, связанных с половой и расовой принадлежностью, как неизбежное и неустранимое в силу того, что это результат естественного отбора. Социобиологи же говорят о том, что эти утверждения представляют собой результат определенной интерпретации их идей, когда в их работы вкладывается желаемый кем-то смысл, тогда как сами они таких выводов не делают. См. также: Конкуренция; Органическая аналогия; Природа и воспитание; Социальный дарвинизм; Этология. Лит.: Trivers (1985); Lopreato and Crippen (1999)
Источник: Социологический словарь