Социум
Социум
надорганический мир, социальная форма движения материи, социокультурная реальность, онтологическое понимание человечества.
Социум
большая устойчивая общность, характеризуемая единством условий жизнедеятельности людей, общим местом проживания и наличием вследствие этого общей культуры.
СОЦИУМ
(от лат. socium - общее) - устойчивая социальная общность, характеризуемая единством определенных существенных признаков (территория, жизненные условия, культура и т. п.).
Источник: Социология Словарь-справочник. 2006 г.
Социум
большая, устойчивая социальная общность, выступающая как социальная система (страна, государство, город, народ, нация и др.); пространство взаимодействия социальных общностей [9.– С.589].
Источник: Социология. Словарь.
Социум
большая группа людей, объединенных на основе общности территории, экономики и политики, выработавшая единые поведенческие требования (законы и социальные нормы) к различным сторонам жизни.
Источник: Социологический глоссарий к книге Народы мира в зеркале геополитики
социум
society, community. - 1. Совокупность всех исторически сложившихся видов взаимодействия и форм объединения людей. 2. Группа лиц, объединенная общими морально-этическими нормами. 3. Социальная среда. соцсеть. См. сеть социальная.
СОЦИУМ
от лат. socium - общее) - англ. socium; нем. Sozium. Большая устойчивая соц. общность, характеризуемая единством условий жизнедеятельности людей в каких-то существенных отношениях и вследствие этого общностью культуры; высшая форма С. - общество как целостная соц. система.
Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua
Социум
Общность людей, объединенная совместным проживанием на определенной, в обычном понимании – некрупной территории (например, коммуна, село, город). Однако в последнее время это понятие все чаще используется для отражения территориальных социальных систем
более крупного ранга – региона, страны и мира в целом.
более крупного ранга – региона, страны и мира в целом.
Источник: Социальная демография. Понятийно-терминологический словарь. – Махачкала ДГУ 2004. – 155 с.
Социум
общность людей группового типа. Групповые общности характеризуются сравнительной однородностью (в том смысле, что все входящие в них индивиды обладают рядом общих характеристик) и стабильностью в пространстве и времени. К групповым общностям относятся, например, семьи, жильцы коммунальных квартир, студенческие группы.
Источник: Краткий толковый словарь социолингвистических терминов
СОЦИУМ
(от лат. socium — общее, совместное) — большая устойчивая социальная общность, характеризующаяся единством условий жизнедеятельности людей в каких-то существенных отношениях и вследствие этого общностью культуры. Высшая форма С. — общество как целостная социальная система. Другие разновидности С. — родовые и семейно-родственные, социально-классовые, национально-этнические, территориально-поселенческие общности. Любой С. представляет целостность, основанную на обмене деятельностью между входящими в нее индивидами и группами, выступает в качестве относительно автономного образования, взаимосвязанного с др. социальными общностями. В рамках данного С. деятельность составляющих 0ГО групп и индивидов регулируется социальными нормами, закрепленными традицией, юридически или имеющими силу морального долженствования. Понятие «С.» используется для характеристики социально-культурной целостности, взаимосвязей и взаимозависимостей индивидов, образующих его, а также активного воздействия общностей на развитие и деятельность личности.
К этнонациональным формам С. относятся: род, племя, народность, нация. Высшей социально-этнической общностью является нация. Если предшествующие нации С. формируются на семейно-родственной, этнической основе, то нация образуется на социально-экономической и государственно-политической основе. В нации как С. решающую роль играют социальные и политические факторы. См.: Народ, Народность, Нация, Общность, Общность групповая. Общность территориальная. Род. Племя, Этносоциальная общность.
К этнонациональным формам С. относятся: род, племя, народность, нация. Высшей социально-этнической общностью является нация. Если предшествующие нации С. формируются на семейно-родственной, этнической основе, то нация образуется на социально-экономической и государственно-политической основе. В нации как С. решающую роль играют социальные и политические факторы. См.: Народ, Народность, Нация, Общность, Общность групповая. Общность территориальная. Род. Племя, Этносоциальная общность.
Источник: Этнология. Современный словарь-справочник. 2007 г.
СОЦИУМ
(от латин. socium – общее; анг. socium; нем. sozium; фр. socium) - социальная реальность, объект социологии как науки; общество рассматриваемое в ракурсе общих форм человеческого воздействия. В науке нет однозначного решения вопроса о соотношении понятий «общество» и «социум». Одни социологи отождествляют эти понятия, другие считают, что понятие «социум» шире понятия «общество», третьи видят в «социуме» лишь отдельное свойство общественного. Но при этом общепризнано, что в содержание понятия «социум» включаются социальные связи и взаимосвязи, социальные действия, взаимодействия и отношения, личности и их объединения, социальные институты и организации, культура, социальные ценности и нормы, социальное регулирование. Социум - большая устойчивая социальная общность, характеризуемая единством условий жизнедеятельности людей в каких-то существенных отношениях и вследствие этого общностью культуры, пространством взаимодействия социальных общностей. Социум - это организованная группа людей, функционирующая как система. В пределах социума люди координируют свои действия друг с другом по определенным правилам. Тем самым социум оказывается наделен определенным единством действий, и за его границами сколько-нибудь регулярная координация действий по таким общим правилам уже не осуществляется. Таким образом, социум - это самое большое по масштабам множество людей, которое можно рассматривать как единый субъект исторического действия. Осуществлять целеполагающую сознательную деятельность могут на самом деле только отдельные люди, а «действия» и «воля» социума являются результатом сложнейшей интерференции индивидуальных человеческих действий и воли. Представлять историю как процесс взаимодействия отдельных социумов мы вправе только потому, что в социуме упомянутая интерференция происходит по предсказуемым, единым и общим правилам. Общий итог является здесь не просто объективной равнодействующей игрой индивидуальных сил и воли, а результатом их сознательного, постоянного и регламентированного взаимного согласования. Отличительные особенности социума как определенной формы человеческой организации заключаются в следующем. Во-первых, согласование и регламентация тех или иных форм человеческой жизнедеятельности именно в социуме наиболее всеобъемлюща и касается наиболее важных сторон человеческого существования. Социум регламентирует семейные связи, личную безопасность, возможности обогащения и роста власти и влияния, необходимость жертв со стороны своих членов; в человеческих коллективах всех прочих уровней организации подвергаются регламентации гораздо более ограниченные и менее существенные стороны жизни человека. Во-вторых, членство в социуме наследственно. Шахматный клуб или партию можно покинуть по собственной воле без всяких ограничений, социум – нет. В-третьих, в силу первых двух факторов, члены социума оказываются психологически «своими» друг для друга, испытывают друг к другу привязанность, близость и солидарность неизмеримо большую, чем «усредненная» близость между людьми, как бы высчитанная без учета границ социума. Граница своего социума - это основная граница «своего» и «чужого» в мире для подавляющего большинства людей. На чем же держится единство социума, что является основным социообразующим фактором? Проще всего сказать, что это единая власть, общая для всех членов социума, и определять «социум» просто как совокупность людей. Однако такое определение явно недостаточно. От того, к примеру, что территория державы-оккупанта и оккупированных ею стран подчиняются общей власти, ни они сами, ни посторонний наблюдатель не сочтет их частями одного социума. В действительности социообразующим фактором являются взаимные обязательства составляющих социум людей - обязательства, направленные на улучшение возможностей выживания каждого из них. Указанные обязательства действуют именно и только внутри границ социума. Любой социум обрекает часть своих членов на военные лишения и гибель во имя всех прочих; принесение такого рода жертвы считается обязательным, уклонение от нее - изменой. Поверх же границ социума таких отношений не возникает, и принесение правящей верхушкой «своих» в жертву «чужим» само рассматривается как предательская безответственность. Речь идет о взаимопомощи, которую члены социума обязаны оказывать друг другу в чрезвычайной ситуации ценой тяжелейших личных жертв; однако, обязательная взаимопомощь менее напряженного вида является уже постоянным и необходимым условием существования социума. Таким образом, первым краеугольным камнем социума являются обязательства взаимопомощи. Если конфликт случится между членами одного социума, он будет локализован и разрешен по определенным правилам, а действия сторон окажутся строго ограничены, и сторонам придется определенным образом считаться с интересами друг друга, в противном случае на них обрушится с тяжелым наказанием их общая власть. В данном случае речь идет о взаимных обязательствах по ненападению, составляющих второй краеугольный камень всякого социума. Организацией и гарантией выполнения этих обязательств и служит единая власть социума. Без такой власти некому и нечем будет обеспечивать взаимопомощь и взаимное ненападение членов социума. Социум, таким образом - это «поле» взаимной наследственной клятвы о взаимопомощи и ненападении. Тем самым именно социум обеспечивает удовлетворение фундаментальных желаний человека, его потребностей в безопасности и помощи в случае нужды. Основной психологический парадокс социума заключается в том, что социум, в сущности, выступающий как структура, дающая и даже осознаваемая в этом качестве, непосредственно ощущается индивидуумом как сила в основном берущая. Благодеяния социума подобны воздуху: в их отсутствие задыхаются, но их наличия не ощущают. С ограничениями и жертвами, составляющими неизбежный взнос, который платит всякий член общества за эти благодеяния, дело обстоит прямо противоположным образом. В общем, человечество выработало две модели разрешения этого парадокса. В рамках первой - общество взыскивает с индивидуума по открыто декларируемому правилу «долг платежом красен». Индивидуум должен жертвовать в пользу социума разнообразными благами только потому, что самим своим выживанием и возможностью приобретения этих благ он обязан именно этому социуму. Такая модель смягчает конфликт личного и общественного начал, поскольку опирается исключительно на исходные «заслуги» социума перед самим данным человеком, то есть, вопервых, ставит во главу угла, в конечном счете, именно личность, а, вовторых, делает сам социум личной ценностью. С другой стороны, члены общества крайне обостренно реагируют на ситуации, в которых требуемые от них жертвы кажутся (или действительно являются) несоразмерными предыдущим «заслугам» и грядущим приобретениям социума. Такой подход к делу иногда оказывается неудобен с точки зрения будущего всего социума и всегда - для его правящей верхушки. Вторая модель строится на том, что жертва во благо социума провозглашается благом сама по себе. Такой подход открывает обществу большие возможности быстрой мобилизации в любой чрезвычайной (и даже обычной) ситуации. С другой стороны, он противоречит целому ряду базовых личных и социальных инстинктов человека, и его, возможно, провести в жизнь только в условиях иррационализации общественного сознания и повышенной эмоциональной напряженности.
Источник: Социальная работа. Краткий таджикско-русский энциклопедический словарь, 2009 (русскоязычная часть)