1) об-во индустриальное, возникновение к-рого тесно связано с зарождением промышленности (1) ; 2) особый тип цивилизации, первоначально возникший в Западной Европе и затем распространившийся в др. регионах как система жизни, экономического, политич. устройства, идеологии и культуры (2) . О.с. противостоит традиционному об-ву и вырастает из него. Отличительные черты О.с. — ориентация на инновацию, преобладание инновации над традицией, светский характер соц. жизни, поступательное развитие, ролевой характер соц. взаимодействия, демократическая система власти, активно деятельный тип личности, преобладание науки над мировоззренческим знанием.
Лит.: 1) Волков Ю.Г., Добренькое В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В. Социология. М., 2000; 2) Федотова В.Г. Гпобальный мир и модернизация/ / Философские науки. 2000. N9 1; 3) Козловский В.В. и др. Модернизация: от равенства к свободе. СПб. 1995; 4) Общество современное // Социологический энциклопедический словарь. На русском, английском, немецком, французском и чешском языках / Ред.-координатор Г.В. Осипов, М., 1998; В.Н. Шевелев
СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО
ОБЩЕСТВО СОВРЕМЕННОЕ
Источник: Социология. Краткий тематический словарь. Феникс. 2001
Современное общество
модернизированное общество, которое противопоставляется традиционному обществу в базовой социологической типологии «традиция — современность». Социология возникла как теория С. о. Поэтому полное представление о современности дает вся западная теоретическая социология, в совокупности различных подходов и концепций (см. Индустриальное общество, Массовое общество, Общество потребления, Фордизм и постфордизм). Особенности современного (модерного) типа сериальных отношений, которые обычно определяют как индивидуалистические, состоят в следующем: 1. Личное, индивидуализированное существование человека в обществе, выделенная персональность. Освобождение от всех форм личной зависимости. 2. Приоритет формальных, рациональных, безличностных отношений (правовых, товарно-денежных). 3. Более высокий уровень идентичности личности: классовая, национальная, гражданская (гражданство как гарантия прав и свобод личности). 4. Универсализация ценностно-нормативной системы и системы социального контроля, который осуществляется преимущественно через механизмы права, а не межличностного взаимодействия. 5. Достижительский характер социальных статусов и социального неравенства (общество индивидуального достижительства, где статус личности определяется главным образом не аскриптивными признаками, а реальными успехами). В современной социологии, постепенно преодолевающей европоцентристский подход, эти особенности перестают рассматриваться как универсальные и все большее внимание уделяется анализу «незападной современности» (см. Модернизация, Постмодернизм).
Источник: Социология. Словарь по обществознанию