Справедливость
Одно из основных понятий развития здравоохранения. Справедливый подход, который содействует вовлеченности, доступу, беспристрастному общению с населением и группами, невзирая на социальные, экономические, демографические, этнические и иные различия.
Источник: Глоссарий терминов обследования. Электронное здравоохранение, ВОЗ
СПРАВЕДЛИВОСТЬ
англ. justice; нем. Gerechtigkeit. Понятие о должном, содержащее в себе требование соответствия между практической ролью различных индивидов (соц. слоев, групп) в жизни общества и их соц. положением, между их правами и обязанностями, трудом и вознаграждением, заслугами и их общественным признанием, преступлением и наказанием.
Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua
Справедливость
принцип, регулирующий взаимоотношения людей, распределение социальных ценностей (свободы, богатства, уважения и т. д.); характеристика человеческих отношений; адекватность в оценке проблемы и ровность в отношениях с клиентами, их близкими, с коллегами; умиротворение души в самой себе, упорядоченность частей души как друг к другу, так и в целом.
Источник: Профессионально-этические основы социальной работы словарь терминов
СПРАВЕДЛИВОСТЬ
понятие о должном, соответствующее определенным представлениям о сущности человека и его правах. Тесно связано с культурой и ценностями общества. Включает требование соответствия между важностью деятельности индивидов, социальных групп в обществе и их социальным положениям, между правами и обязанностями, трудом и вознаграждением, преступлением и наказанием, заслугами и признанием.
Источник: Основные понятия социальной работы. Глоссарий. СПб. 2007.
СПРАВЕДЛИВОСТЬ
понятие о должном, соответствующее определённым представлениям о сущности человека и его неотъемлемых правах. Она требует соответствия между практической ролью индивидов в жизни общества и их социальным положением, между их правами и обязанностями, а также между деянием и воздаянием, трудом и вознаграждением, преступлением и наказанием и т. д. Отсутствие такого соответствия оценивается как несправедливость.
Источник: Словарь по волонтерству.
Справедливость
(главная ценностная ориентация любого общества) — равенство граждан в распределении какого-либо ограниченного ресурса. Выделяют: “арифметическую” справедливость —“всем поровну”; “пропорциональную” справедливость, оговоренную определенными условиями (например, кто больше производит, тот больше получает); “рыночное” распределение, которое предполагает наличие естественного неравенства (из-за неодинаковой наделенности людей умственными и физическими способностями, из-за наследуемых привилегий, имущества и др.).
Источник: География населения. Словарь терминов.
Справедливость
justice), понятие о должном, соответствующем опред. представлениям о правоте и честности. С. является объектом внимания философов, политологов, правоведов и экономистов. Платон и Аристотель считали С. осн. добродетелью, позволяющей людям жить в добром согласии. С. тесно связана с этикой. В последнее время мн. ученые обратились к исследованию социальной С., прежде всего к проблемам бедности и распределения обществ, богатства. В сфере юриспруденции находятся вопросы о взаимосвязи правовых систем и С. Идея равенства — центр. в большинстве теорий С. На ранних этапах развития человечества С. и равенство выступали синонимами. С возникновением имущественного неравенства С. стали отделять от равенства. Вопреки распространенному мнению о том, что право существует для достижения С. и должно осуществляться справедливыми способами, правовые системы, естественное право и мораль часто вступают в конфликт с представлениями о С.
Источник: Народы и культуры. Оксфордская иллюстрированная энцкилопедия
СПРАВЕДЛИВОСТЬ
понятие морального сознания, характеризующее такое положение вещей, которое рассматривается как должное, соответствующее определенному пониманию сущности человека и его прав. В отличие от более абстрактных понятий добра и зла, с помощью которых дается моральная оценка определенным явлениям в целом, справедливость характеризует соотношение нескольких явлений с точки зрения распределения блага и зла между людьми. В частности, понятие справедливости включает соотношение между ролью отдельных людей (классов) в жизни общества и их социальным положением, между деянием и воздаянием (преступлением и наказанием), достоинством людей и его вознаграждением, правами и обязанностями. Несоответствие между тем и другим оценивается моральным сознанием как несправедливость. Смысл, вкладываемый людьми в понятие справедливость, кажется им чем-то само собой разумеющимся, пригодным для оценки всех условий жизни, которые они требуют сохранить или изменить.
Источник: Нравственное развитие взрослого человека
СПРАВЕДЛИВОСТЬ
justice) — 1. Общий принцип, согласно которому индивидуумы должны получать то, что они заслуживают. Этому обыденному определению было также дано множество философских формулировок классиками от Аристотеля до Канта. Позднее большое влияние получили идеи американского философа Джона Роулза ("Теория справедливости", 1971). 2. Правовая справедливость (иногда называемая "исправительной") — применение закона и управление легальными учреждениями, которые в современных обществах осуществляются главным образом обученными профессионалами. Концепции формальной или процедурной справедливости занимают здесь главное место — действие закона согласно предписанным принципам либо "обязательному процессу" (например, "норма закона"). См. также Система уголовной юстиции. 3. Социальная справедливость, общие концепции которой могут соответствовать или не соответствовать концепциям "индивидуальной справедливости" либо качению термина 2. Существуют также конкурирующие концепции. Так, утилитаристские концепции справедливости подчеркивают значение коллективной пользы и состоят в противоречии с концепциями о гармонии индивидуальных и коллективных прав. Несмотря на влияние философских подходов, социологи в целом пытались избегать абстракций и споров об определении значения Ф.мина, характерного для философских трудов. Главным объектом социологических работ было обсуждение политических и гражданских прав, и в особенности благосостояния и социальной политики. Основное внимание уделялось распределительной справедливости, то есть скорее независимому распределению доходов, чем просто формальным или процедурным принципам. Примером философского подхода, объединяющего формальные и независимые методы, служит дискуссия Роулза. Он определил справедливость как "честность". Люди, вероятно, расценили бы как честное гипотетическое "первоначальное положение", но "завеса невежества" не позволяет им обладать знанием о наличии у них самих социальных характеристик. Роулз утверждает, что неравенство приемлемо, только если оно делает всех людей богаче, также поддерживая тем самым государственное вмешательство. Противоположным представлением (например, Роберта Нозика, (1974), изящного защитника "минималистского государства") является следующее: справедливость состоит в признании и защите индивидуальных прав, включая права собственности. Хотя вышеуказанные различия выглядят острыми и часто покоятся на идеологии, не должны исключаться эмпирические решения. Например, все явно расходящиеся теории Роулза, Нозика или Хайека (1944) включают аргументы о совокупных экономических доходах и их распределении, которые, по крайней мере потенциально, являются эмпирически разрешимыми, однако на практике труднодостижимыми (ср. По существу оспариваемое понятие; Хабермас). Один из путей предпринимает Баррингтон Мур (1972, 1978), сосредоточившись на понятии "несправедливость", поскольку легче достичь согласия по этому вопросу. См. также Права человека; Равенство; Равенство возможностей; Естественные права и естественное право; Эксплуатация; Дискриминация; Теория общественного договора.
Источник: Большой толковый социологический словарь
СПРАВЕДЛИВОСТЬ
JUSTICE) Понятие справедливости, имеющее фундаментальное значение для этической теории и политической философии, связано с идеей беспристрастия и равенства, в особенности с предписанием равным образом относиться к равным. Начиная с Аристотеля (ок. 384-322 гг. до н.э.) принято различать (1) дистрибутивную (распределительную) справедливость, связанную с вопросами о том, «кто что должен получить», и (2) исправительную (corrective, commutative) справедливость, связанную с обращением с индивидами в процессе социальных трансакций (в особенности с наказанием индивида за преступление). Идея дистрибутивной справедливости как справедливости социальной занимает важное место в современной социальной философии и политике. Современная теория дистрибутивной справедливости была выдвинута американским философом Дж. Ролзом в его работе «Теория справедливости» (Rawls, 1971), где он отстаивает индивидуализм, приводя вместе с тем доводы в защиту равенства. Ролз предлагает следующее общее определение: «все социальные ценности — свобода и возможности, доход и состояние, основания чувства собственного достоинства — должны распределяться поровну, за исключением тех случаев, когда неравное распределение какой-либо или всех этих ценностей осуществляется ко всеобщей выгоде» (1971, р.62). Приведем два примера. «Всеобщей выгоде» может служить законодательство, запрещающее владение огнестрельным оружием; в обществе существует неравномерное распределение огнестрельного оружия в пользу правоохранительных органов для обеспечения равной для всех безопасности жизни. Во-вторых, «всеобщей выгоде» может служить запрещение водить мотоцикл молодыми людьми, не достигшими определенного возраста. В обоих случаях возникает напряженность между личными свободами и социальной справедливостью. Альтернативный взгляд на справедливость, при котором приоритет отдается свободе, был предложен Р.Нозиком в работе «Анархия, государство и утопия» (Nozik, 1974). Нозик приводит аргументы в защиту частной собственности, прав индивида и самоопределения. По его мнению, государство может быть справедливым только при условии, что его сфера минимальна, то есть тогда, когда оно не препятствует пользованию личными свободами. Понятие справедливости является темой извечного философского спора. На практике принципы справедливости часто отличаются неопределенностью, затрудняющей их применение. В случае с дистрибутивной справедливостью, когда мы говорим о том, что следует «равным образом относиться к равным», часто трудно определить, в каком смысле люди равны. В случае исправительной справедливости всегда существуют проблемы, связанные с уголовной ответственностью, возмездием (retribution) и обоснованием справедливости наказания. Основную идею исправительной справедливости выражал древний принцип lex taIionis («око за око»), однако большинство современных правовых систем предпочитает поддерживать некоторое представление об исправлении и реабилитации. Несмотря на трудность определения справедливости и ее достижения, лишь немногие правительства когда-либо полностью отказывались от апелляции к справедливости, являющейся неотъемлемой чертой легитимности. См. также: Гражданство; Относительная депривация.
Источник: Социологический словарь
СПРАВЕДЛИВОСТЬ
Понятие о должном, связанное с исторически меняющимися представлениями о неотъемлемых правах человека. Достижение принципа социальной С. является целью деятельности социальной сферы общественных отношений. В общем смысле социальная С. подразумевает соответствие между социальной ролью человека или социальной группы в жизни общества и их социальным положением, между их правами и обязанностями, деянием и воздаянием, трудом и вознаграждением, преступлением и наказанием.
Проблема социальной С. в современном российском обществе актуализирована тем, что прежние идеалы и моральные ценности утрачивают былое значение. Это выражается в параллельном существовании старых и новых подходов к пониманию социальной С. К старым подходам можно отнести распространенную в советском обществознании уравнительную трактовку, когда под социальной С. подразумевалось социальное равенство, в том числе и имущественное. В 1990-е гг. подход к С. как к равенству был дополнен понятием равенства жизненных возможностей.
Проблема социальной С. может быть рассмотрена в нескольких направлениях:
1. С. как норма морали, как этическая категория, имеющая сферы приложения во всех областях жизни общества. С. как понятие морального сознания указывает на должное, отвечающее сущности человека и его правам. Понимание С. как явления морали предполагает рассмотрение соотношения распределения блага и добра между людьми, соответствие между деянием и воздаянием, заслугами и вознаграждением, правами и обязанностями. С. играет роль критерия моральной оценки поступков.
2. С. как категория права. Представления о С. как категории правового сознания отражают отождествление ее с законностью и существуют в массовом сознании как один из самых широко распространенных стереотипов. Правонарушения оцениваются как проявлениенесправедливости. Однако отождествление С. с законностью можно квалифицировать как узкий, ограниченный взгляд на данную проблему, поскольку не все стороны социальных отношений регулируются правовыми нормами.
3. С. как элемент политического сознания. В структуре политического сознания представления о социальной С. тесно связаны с понятиями государства, власти, политического режима, демократии, свободы, права. В сфере политики С. регулирует взаимоотношения различных социальных классов, слоев и групп населения. С. или несправедливость политического устройства может быть оценена по таким критериям, как распределение основных прав и обязанностей в обществе, как характер национальной политики, отношение к некоренному населению и национальным меньшинствам, религиозным конфессиям и т.д.
4. С. как принцип распределения по труду, соответствие трудового вклада и вознаграждения. Здесь находит свое воплощение идея соответствия между деянием и воздаянием, что характерно также для правовой и этической трактовок С.: “Всем – по труду” и “Всем – по заслугам”. Согласно второму принципу экономическое и социальное неравенство является справедливым, но оно должно регулироваться государством с целью предотвращения чрезмерного расслоения общества.
5. С. как социальное равенство (марксистская теория) Социально-экономическая трактовка С. имеет место преимущественно при анализе распределительных отношений.
Традиционно сущность социальной С. сводится к законности, равенству или нравственности. Как правило, представления о социальной С. сводятся к следующему: С. – это законность, это следование моральным нормам, это социально оправданное неравенство. В общем виде С. может быть представлена как принцип взаимодействия социальных субъектов. Универсальным подходом к пониманию социальной С. является взгляд на С. как на один из социальных механизмов, регулирующих отношения в основных сферах жизнедеятельности общества – производственно-трудовой, общественно-политической, социально-бытовой и духовно-идеологической.
Реализации принципа социальной С. в обществе способствует социальная политика – политика регулирования социальной сферы, направленная на достижение благосостояния и стабильности в обществе.
Источник: Словарь-справочник по социологии. Учебное издание.