СТИМУЛИРОВАНИЕ
Стимулирование
целенаправленное применение по отношению к человеку стимулов, воздействующих на его активность.
Источник: Социология организаций и управления. Словарь основных понятий.
Стимулирование
от лат. stimulus - букв. - остроконечная палка, которой погоняли животных) - внешнее воздействие на поведение человека, побуждение его к чему-либо через механизм мотивации. Применяется в менеджменте наряду с прямым воздействием через приказ или задание. Стимулом может быть как наказание, так и поощрение. Различают моральные стимулы (грамоты, благодарности, похвалы, фотографии на доске почета и др.) и материальные (деньги, подарки, путевки и т.д.). При стимулировании побуждением к труду является будущая возможность в качестве компенсации за трудовое усилие получить удовлетворение тех или иных потребностей. Чем в большей степени социальные технологии стимулирования в организации соответствуют реальной системе мотивов и потребностей работников, тем более эффективно действует механизм менеджмента [54, 75, 86].
Источник: Социальный менеджмент. Словарь-справочник учеб. пособие
СТИМУЛИРОВАНИЕ
метод воздействия на трудовое поведение работника, опосредствованного через его мотивацию. Применяется в управлении наряду с прямым методом воздействия - через приказ, задание, когда рез-т достигается за счет того, что для работника "потери" от возможных санкций за невыполнение превышают его "затраты" на выполнение. При С. побуждение к труду происходит через удовлетворение различн. потребностей личности, что выступает как компенсация за трудовое усилие. Ориентация на получение удовлетворения в целом побуждает человека к определенному поведению сильнее, поэтому воздействие через стимулы обычно оказывается эффективнее прямого воздействия, но по своей организации сложнее последнего. Деление стимулов на "материальные" и "моральные" условно, они взаимозаменяемы. Премия, несомненно, выступает и как материальное поощрение, и как проявление уважения, оценка заслуг. Иногда ориентация на общение, престиж проявляется сильнее, чем ориентация на денежное вознаграждение. Так, социологич. подход к проблеме трудового стимулирования состоит в выделении и сопоставлении, с одной стороны, системы стимулов, с др. - системы мотивов и потребностей, на удовлетворение к-рых направляются эти стимулы. И в той мере, в какой согласуются эти встречные "потоки", стимулирование будет эффективным. Задача управления состоит в таком воздействии стимулами на потребности, к-рое вызвало бы целесообразное для организации трудовое поведение. А.И. Пригожин.
Источник: Российская социологическая энциклопедия