СУБЪЕКТИВИЗМ
СУБЪЕКТИВИЗМ
англ. subjectivism; нем. Subjektivismus. 1. Онтологическая и эпистемологичес-кая установка, отрицающая существование объективных законов природы и общества и абсолютизирующая активную роль субъекта в процессе познания. 2. Теоретические взгляды (П. Л. Лавров, Н. К. Михайловский и др.) на обществ, процесс, в к-ром личность, а не группа или класс является основной "единицей" обществ, структуры и истор. развития. 3. Личное пристрастное отношение к чему-либо.
Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua
Субъективизм
Суб’єктивізм. Subjectivism. 1. Философско-методологическая позиция ученого, игнорирующая объективные законы развития природы, общества и мышления. Теоретическое обоснование С. нашел в так называемом субъективном методе в социологии. Субъективный метод в социологии, согласно П. Л. Лаврову и Н. К. Михайловскому, основывается на понимании детерминации исторического знания исключительно нравственной позицией исследователя, чем оно и разнится от естественнонаучного. В задачу историка и социолога входит выработка истинного нравственного идеала и упорядочение в соответствии с ним социальных фактов. Сам нравственный идеал определяется волей, обретающей при таком подходе объективное значение. Истина в социологии, таким образом, означает свободу от “предвзятых мнений”, базирующейся на “научной добросовестности” и “политической нравственности” (Н. К. Михайловский), являющимися основой истинного нравственного идеала исследователя. Субъективный метод в социологии представляет собой одну из крайностей в дилеме, которую он составляет с веберовской свободой от оценок, хотя в обоих из них поставлена проблема связи познания и культуры научного мышления. См. также Свобода от оценочных суждений. 2. Позиция индивида или группы, занимаемая по отношению к социальным процессам и явлениям и основанная на их собственных, частных интересах. Для понимания социологического аспекта анализа С. следует различать два его аспекта. Первый заключается в понимании природы всяких людских интересов вообще (что является прерогативой философского и психологического анализа) и второй – понимание всякой частной позиции вообще, т. е. позиции индивида и группы. Этот аспект анализа является собственно социологическим. В оценочном плане подобный С. равнозначен социальному эгоизму, в социологическом – индивидуализму. Этический и социологический аспекты здесь как бы сливаются. Интересы же большинства, рассмотренные под таким углом зрения, хотя и остаются по природе тоже субъективными , но в социальном плане обретают объективное значение, значение объективной необходимости или законов, определяющих направления социальных изменений. Эти законы могут проявляться в двух формах: а) в форме моральных (т. е. не писаных социальных) законов, не имеющих юридической силы, но дающих основание для оценок существующей социальной системы; б) юридических (т. е. писаных) законов, что возможно только в условиях подлинной демократии, ставящей своей целью превратить мораль в норму, нарушение которой требует соответствующей юридической санкции. Социологию культуры социальный субъективизм интересует прежде всего в качестве критерия измерения способности представителей различных групп судить о социальных процесах и явлениях объективно, т. е. подниматься выше частных интересов. В наибольшей мере социальный С. проявляется тогда, когда в обществе господствуют интересы абсолютного меньшинства, что находит свое отражение во всей духовной культуре – от политики до искусства. Одним из способов решения проблемы социального субъективизма является консенсус. См. также Субъективность.