ТИПЫ УПРАВЛЕНИЯ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Типы (формы) управления
различают четыре типа (формы) управления: 1) бюрократический, 2) коллективистский, 3) рыночный, 4) демократический, 5) диалоговый.

Источник: Терминологический словарь карьеры. М. МГТУ им. Н.Э. Баумана 2014

ТИПЫ УПРАВЛЕНИЯ
управленческие процессы, ориентированные на различные критерии. Практика современного менеджмента убедительно свидетельствует о существовании двух модусов управленческой деятельности, осуществляемых по целевым и по ценностным (точнее – нормативно-ценностным) критериям. Целевое управление направлено на достижение системой состояния, удовлетворяющего критерию ранее поставленной цели (образу желаемого будущего). Эта главная цель задает некоторое упорядоченное множество подцелей. Такое множество может графически изображаться в виде «дерева целей» - древовидного графа, в котором некоторая подцель предшествует другой, если достижение первой есть необходимое условие достижения другой. Подобная декомпозиция главной цели на конкретные подцели, достижение которых гарантирует достижение главной, представляет собой целевую программу. Именно таким образом осуществляется преимущественно управление в сфере материального производства, техническими системами, в армии и т.д., когда речь идет о необходимости достижения какой-то вполне достижимой, конкретной цели. Нормативно-ценностное управление связано с реализацией определенных норм (правил), задаваемых некоторой шкалой ценностей. Такие ценности могут быть вполне конкретными и приземленными, но могут быть и «идеальными», «трансцендентными» – в том смысле, что их реальное полное достижение практически, а то и в принципе невозможно. Примером первых нормативно-ценностных систем может служить управление дорожным движением, право, мораль. В этом случае конкретных целей само регулирование не преследует – просто реализуется ценность безопасности движения, справедливости, добра. Каждый человек может преследовать вполне конкретные цели, но, если не будут соблюдаться некие общие правила, то эти цели могут оказаться не достигнутыми. И только соблюдение определенных правил позволяет множеству участников процесса эффективно оптимизировать свою деятельность. Главный вопрос целевого управления – вопрос «что?». Если перефразировать известную метафору Э. Фромма, то такое управление можно назвать управлением в модусе «иметь» (to have, haben). Это обеспечивается с помощью целевых программ и контроля их исполнения по полученному результату. В нормативно-ценностном управлении главный вопрос не «что?», а «как?». Поэтому такое управление можно назвать управлением в модусе «быть» (to be, sein). При этом значимым является не конкретный результат (написание картины, теоретическая разработка, приобретение именно этой суммы), а сама деятельность: художественное или научное творчество, отстаивание определенных идеалов социальной справедливости, процесс накопления богатства и т.д. Именно такой характер носит большей частью управление поведением человека и социальными системами. Право, мораль, искусство, наука, мода и т.п. – все это сферы нормативно-ценностного управления по преимуществу. Управление по целям акцентирует внимание на нерешенной проблематике, необходимых изменениях в состоянии объекта управления, причем – связанных, прежде всего, с устранением негативных, нежелательных аспектов этого состояния. Нормативно- ценностное управление принципиально ориентировано на внутреннюю мотивацию.
Если управление по целям – воплощение принципа «Надо!», то нормативно-ценностное управление – принципа «Не могу иначе!». В этом плане можно сказать, что управление по целям ориентировано на потребности и их удовлетворение, на то, что человек хочет иметь и как он это может достигнуть. Управление же по ценностям ориентировано на развитие способностей, на то, что есть человек и чем ( кем ) он может стать. Жесткое целеполагание предполагает организационную иерархию управления, причем эта иерархия реализует, воплощает собой структуру и иерархию целевой программы. Так, логично организационная структура предприятия суть реализация подцелей выпуска определенной продукции, а каждое подразделение и служба соотносятся с соответствующей подцелью, определяющей ее функции. Иначе говоря, комплекс целей деятельности воплощается в формальной организации фирмы. Главный акцент в менеджменте делается на организационной структуре, с соответствующей иерархией должностей и ответственности. Ценностные программы не предполагают структурной иерархии и четкого распределения функций. Нормативно-ценностный менеджмент строится не на организационной иерархии, а на неформальных отношениях, сопричастности общему делу, сознании некоего «мы». Именно такая ориентация характерна для современных персонал - ориентированных технологий, связанных с формированием и развитием корпоративной культуры, корпоративного духа и т.п. Разные ТУ опираются на различные аспекты информационной и интеллектуальной природы процессов управления по целям и по ценностям. В целевом управлении имеет место чисто функциональная сигнализация, в которой используются сигналы, реакция адресата на которые определена однозначно – информация носит сигнально- побуждающий характер: приказы, распоряжения, инструкции и т.д. В нормативно- ценностном управлении информация носит скорее знаковый (символический) характер. Необходимое взаимопонимание может быть гарантировано только в условиях некоторого смыслового (семиотического, герменевтического) единства, т.е. предполагает использование не просто сигнализации, а осмысленной информации. При этом интерпретация и реакция адресата могут быть различными. Обычно под управлением понимается рационально организованная целесообразная деятельность, т.е. исключительно целевой модус. Объясняется это, очевидно тем, что теория управления возникла из технократического менеджмента и математической теории управления в технических системах (кибернетика). Во всех этих случаях на первом плане находится целевое управление с его четкой организационной структурой, функциональностью и процессами, легко поддающимися формализации и математическому моделированию. Однако исключительно целевая ориентация, например, в управлении социально- культурной сферой приводит не только к существенным теоретическим, но и к острым практическим проблемам: конечного результата, анализа эффективности и т.п. Целевые методы здесь также имеются (при решении конкретных задач материально-технического обеспечения, финансирования, распределения полномочий и т.д.). Однако собственно социально-культурная деятельность ориентируется не столько на цели (привлечение финансов – не самоцель), сколько на определенные нормы, традиции, материальные и духовные ценности национальной, региональной, корпоративной культуры, обеспечивают их сохранение, воспроизводство и трансляцию. Особый интерес представляет соотношение ТУ. С одной стороны, - ценностные нормы задают шкалу, на которой определяются отдельные конкретные цели, которые, по сути, оказываются просто конкретизацией ценностных норм и идеалов. С другой, в процессе деятельности, пусть даже по предельно частным и конкретным целям, происходит их интериоризация (субъективация, усвоение, «вращивание») и, тем самым, формирование ценностных ориентаций и установок. На этом, собственно, основано воспитание. На этом основан психологический механизм рекламы, пропаганды. Полноценное управление неизбежно содержит в себе оба ТУ, и главной задачей – как в планировании, организационной деятельности, так и в анализе эффективности – является оптимальный синтез целевых и нормативно-ценностных критериев. См. также: Менеджмент в социально-культурной сфере.
Лит.: Тульчинский Г.Л. Два модуса управления: от противостояния к эффективному синтезу // Управление: цели и ценности. СПб. 2004; Фромм Э. Быть и иметь. М., 2000; Шрейдер Ю.А., Шаров А.Л. Системы и модели. М., 1982; Печчеи А. Человеческие качества. М., 1980. Г.Л. Тульчинский

Источник: Социология управления. Теоретико-прикладной толковый словарь.

Найдено научных статей по теме — 7

Читать PDF
714.45 кб

Исторические типы социального управления

Муравьев И. В.
Исходя из того, что практика управления ровесница истории человечества, в статье описываются и систематизируются различные типы управления. Дается сравнительный анализ формационного и цивилизационного подходов к проблеме.
Читать PDF
344.35 кб

Психологические типы управленческого видения будущего

Жукова Елена Владимировна, Нестик Тимофей Александрович
Статья посвящена анализу содержательных и формально-динамических характеристик управленческого видения, их связи с личностными особенностями руководителя, а также описанию типов управленческого видения руководителей, выявленных в
Читать PDF
129.94 кб

Типы демократического управления в социологии М. Вебера

Катаев Дмитрий Валентинович
Рассматривается одна из важнейших проблем политической социологии дихотомия бюрократии и демократии в свете веберовской концепции бюрократизации всех сфер общественной жизни.
Читать PDF
31.76 кб

Типы и функции трудовых конфликтов. Управление трудовыми конфликтами

Ларионов В.Г., Мельников О.Н.
Читать PDF
41.77 кб

Типы и функции трудовых конфликтов. Управление трудовыми конфликтами

Ларионов В.Г., Мельников О.Н.
Читать PDF
119.23 кб

Конфликты в сфере управления: типы и способы разрешения в условиях кризиса

Садовников Эрнест Эрнестович, Шевченко Сергей Григорьевич
В статье проведено исследование такого многогранного понятия, как конфликт, которое представляется в следующем расширенном определении: конфликт это резкое обострение противоречий и столкновение двух или более сторон в процессе ре
Читать PDF
500.12 кб

Вовлечённость персонала: типы, уровни проявления и связи с практиками управления человеческими ресур

Смирнов Павел Сергеевич
В статье рассматриваются теоретические подходы к пониманию типов вовлечённости персонала, отражённые в научной литературе, а также проблема учёта индивидуального и организационного уровней вовлечённости персонала при принятии упра

Похожие термины: