память о том, что мы немногим отличаемся от непросвещенных предков.
ТРАДИЦИИ
ТРАДИЦИИ
Источник: Альтернативный социологический словарь
Традиции
элементы социального и культурного наследия, которые передаются из поколения в поколение и сохраняются в течение длительного времени.
Источник: Социология в лицах и терминах 2017
Традиции
обычаи и верования, передающиеся из поколения в поколение и способствующие преемственности культуры той или иной группы людей [26.– С.27].
Источник: Социология. Словарь.
Традиции
элементы социального и культурного наследия, передающиеся из поколения в поколение и сохраняющиеся в определенном сообществе, социальной группе в течение длительного времени.
Традиции
(от лат. traditio – передача), во-первых, процесс внебиологической передачи от старших к младшим, от поколения к поколению устоявшихся форм поведения, образцов материальной и духовной культуры, социальной и семейной жизни, во-вторых, одновременно сами эти исторически сложившиеся образцы культурного и социального наследия, образующие костяк культуры, сознательно передающиеся из поколения в поколение и сохраняющиеся в определённых этносах, кастах, классах, социальных группах в течение длительного времени с целью поддержания их жизни. Т. – явление, изначально присущее человеку с момента его появления.
В качестве Т. выступают определённые общественные установления, нормы поведения, отношения к конкретным моральным и нравственным ценностям, идеи, обычаи, обряды и т.д.
Т. различаются: по содержанию (идеи, нормы и т.п.), по функциям (основные обычаи и символические обряды или ритуалы), по форме или характеру бытования (устные или письменные), с оценочной точки зрения (положительные, нейтральные, отрицательные), в социально-историческом плане (народные и элитарные) и т.д.
Т. являются наиболее устойчивой стереотипной частью культуры, противопоставляясь в этом отношении всему новому – инновациям. Однако это противопоставление относительно. Любая традиция – это бывшая инновация, а любая инновация – в потенции будущая традиция. Ибо ни одна традиционная черта не присуща любому обществу изначально, а имеет своё начало, она откуда-то появилась, следовательно, некогда была инновацией. В процессе взаимодействия Т. и инноваций многие Т. не только отмирают, но и видоизменяются, принимая вид инноваций, а многие инновации намеренно сохраняются и наследуются в пределах общества, становясь Т. Выделяют четыре стадии такого взаимодействия: 1) Т. сопротивляются инновациям; 2) те и другие сосуществуют; 3) Т. и инновации смешиваются, образуя компромиссные формы – паллиации; 4) инновации превращаются в Т.
Таким образом, устойчивость Т. относительна, однако они могут существовать без инноваций. Это означает культурный застой общества, но не грозит непосредственно самому его существованию. Именно Т. являются наиболее стабильной частью культуры, абсолютно необходимой для самого поддержания существования общества ибо обеспечивают культурную преемственность.
В этнологии и культурологии нет единого мнения об относительной роли Т. в разные исторические эпохи. Тем не менее, видимо, правильнее считать, что нормативная роль Т. в ходе исторического процесса постепенно уменьшается, оставляя больше места свободе собственного выбора индивида или группы. Примером может служить отношение к этикету: нарушение его долгое время каралось, затем стало только порицаться.
В качестве Т. выступают определённые общественные установления, нормы поведения, отношения к конкретным моральным и нравственным ценностям, идеи, обычаи, обряды и т.д.
Т. различаются: по содержанию (идеи, нормы и т.п.), по функциям (основные обычаи и символические обряды или ритуалы), по форме или характеру бытования (устные или письменные), с оценочной точки зрения (положительные, нейтральные, отрицательные), в социально-историческом плане (народные и элитарные) и т.д.
Т. являются наиболее устойчивой стереотипной частью культуры, противопоставляясь в этом отношении всему новому – инновациям. Однако это противопоставление относительно. Любая традиция – это бывшая инновация, а любая инновация – в потенции будущая традиция. Ибо ни одна традиционная черта не присуща любому обществу изначально, а имеет своё начало, она откуда-то появилась, следовательно, некогда была инновацией. В процессе взаимодействия Т. и инноваций многие Т. не только отмирают, но и видоизменяются, принимая вид инноваций, а многие инновации намеренно сохраняются и наследуются в пределах общества, становясь Т. Выделяют четыре стадии такого взаимодействия: 1) Т. сопротивляются инновациям; 2) те и другие сосуществуют; 3) Т. и инновации смешиваются, образуя компромиссные формы – паллиации; 4) инновации превращаются в Т.
Таким образом, устойчивость Т. относительна, однако они могут существовать без инноваций. Это означает культурный застой общества, но не грозит непосредственно самому его существованию. Именно Т. являются наиболее стабильной частью культуры, абсолютно необходимой для самого поддержания существования общества ибо обеспечивают культурную преемственность.
В этнологии и культурологии нет единого мнения об относительной роли Т. в разные исторические эпохи. Тем не менее, видимо, правильнее считать, что нормативная роль Т. в ходе исторического процесса постепенно уменьшается, оставляя больше места свободе собственного выбора индивида или группы. Примером может служить отношение к этикету: нарушение его долгое время каралось, затем стало только порицаться.
Источник: Этнология. Словарь. Основные понятия