представители западноевропейской, особенно франц. философии истории первой половины XIX в., выступившие защитниками феодальных порядков и возглавлявшие оппозицию просветительской мысли, гл. обр. ее интерпретации историч. процесса, в особенности идеи прогресса. Концепции Т. выражались в историософских схемах, согласно к-рым история совершается по плану провидения, как процесс постепенной реализации религиоз-но-этич. идеала. Истинные ценности воплощены в традиции, а потому опыт прошлого - высшая инстанция во всех вопросах обществ.-политич. устройства. Концепции Т. были связаны с идеологией консервативно-романтич. историзма. Нек-рые идеи были подхвачены и развиты О. Контом, а от него перешли к Э. Дюркгейму и другим социологам. Эти общие идеи, идущие от Т., состояли в следующем. Доказывалось абсолютное превосходство об-ва над индивидом. Утверждалось, что идеи, язык, мораль и т. п. отражают реальность об-ва, что отделение человека от власти традиций ведет не к свободе, а к изоляции от об-ва и к болезни. Т. настаивали на необходимости авторитета не только гос-ва, но и всех групп, ин-тов и отношений, образующих об-во, - религии, семьи, цеха. Они считали, что разрушение авторитета приводит к гибели обществ. группы. Согласно Т., утилитарная мораль невозможна, мораль может иметь своим источником только религию; главной функцией морали является обеспечение всеобщего согласия (см. Консенсус). Идея обществ. порядка основывалась у Т. на идее органического единства об-ва, к-рое не может быть перестроено, поскольку развивается по своим естественным законам. Е.В. Осипова.
0.00 байт
«Модернисты» и «Традиционалисты» постсоветского поколения: особенности индивидуальных биографий
Статья посвящена анализу результатов глубинных биографических интервью с представителями постсоветской молодежи.