ТУРИСТСКАЯ ВАЛОВАЯ ДОБАВЛЕННАЯ СТОИМОСТЬ

Найдено 1 определение
ТУРИСТСКАЯ ВАЛОВАЯ ДОБАВЛЕННАЯ СТОИМОСТЬ
разность между выпуском продуктов, потребляемых посетителями, и промежуточным потреблением товаров и услуг, использованных для выпуска продуктов, потребляемых посетителями на внутреннем рынке товаров и услуг, исчисленная в осн. ценах. В основе концепции Т.в.д.с. лежит постулат о примате спроса, предъявляемого на внутреннем рынке страны со стороны посетителей (резидентных домашних хоз-в и нерезидентов). В этом случае классификация продуктов на характерные, сопутствующие и неспецифические во многом теряет смысл, поскольку каждая из данных категорий т.н. туристских продуктов потребляется на внутреннем рынке, как посетителями, так и местными резидентами, которые не относятся ни к туристам, ни к экскурсантам. Следовательно, определение Т.в.д.с. зависит не столько от классификации продуктов, сколько от структуры реальных расходов посетителей на внутреннем рынке. Такой подход контрастирует с упрощенными вариантами определения вклада туризма в экономику, когда для расчета Т.в.д.с. используется сумма валовых добавленных стоимостей пр-тий туристкой индустрии или сумма валовых добавленной стоимости характерных и сопутствующих туристских видов экономической деятельности. Т.в.д.с. является одним из осн. агрегатов статистики туризма и используется для определения прямого вклада туризма в экономику страны. На основе Т.в.д.с. с использованием производственного метода определяется объем туристского валового внутреннего продукта. Для расчета Т.в.д.с. используется формула:
img width="198" height="53" src="/upload/content/1582184185_28.files/image416.jpg"
где: TVA- туристская валовая добавленная стоимость; Oij- выпуск i-го продукта j-м видом экономической деятельности; Ij- промежуточное потребление товаров и услуг j-м видом экономической деятельности; αij- коэффициент, определяющий, какая доля выпуска i-го продукта j-м видом экономической деятельности потребляется посетителями на внутреннем рынке страны; βj- коэффициент, определяющий какая доля выпуска j -го вида экономической деятельности потребляется посетителями на внутреннем рынке страны; i = 1,2…, n- товары и услуги; j = 1,2…,m- виды экономической деятельности.
В первой части формулы фигурирует суммарный рыночный выпуск товаров и услуг, потребляемых внутренними и въездными посетителями. Не учитывается нерыночный выпуск сектора органов гос. управления, связанный с предоставлением коллективных туристских услуг, а также рыночный выпуск капитальных товаров. Для определения коэффициентов α используются данные табл. 6 сателлитного счета туризма, показывающие абсолютные стоимостные объемы выпуска i-го продукта j-м видом экономической деятельности, потребляемые посетителями на внутреннем рынке страны. В целях получения данных о стоимостных объемах фактического туристского потребления используются следующие косвенные методы: - опрос производителей о доле их выпуска, потребляемого на внутреннем рынке посетителями (резидентами и нерезидентами); опрос посетителей о структуре и объемах затрат по видам туристских товаров; опрос экспертов в области экономики туризма по вопросам туристского потребления.
Во второй части формулы фигурирует суммарное промежуточное потребление товаров и услуг, использующихся для выпуска продукции, идущей на конечное туристское потребление. Поскольку соотнести промежуточное потребление с выпуском отдельных туристских продуктов статистически не представляется возможным, то для расчета используется замещающий коэффициент β, определяющий какая доля выпуска j -го вида экономической деятельности потребляется посетителями на внутреннем рынке страны. В отличие от методологии системы национальных счетов (СНС) из промежуточного потребления исключаются затраты институциональных единиц на командировочные расходы, а также полная или частичная оплата туристских поездок за счет резидентных институциональных единиц. Для оценки вклада туризма полученное значение Т.в.д.с. следует соотносить со страновым агрегатом величины валовой добавленной стоимости в экономике страны. Сравнение Т.в.д.с. с валовой добавленной стоимостью отраслей или видов экономической деятельности в рамках СНС не представляется корректным.
Использование в статистике туризма показателя Т.в.д.с. происходило по мере внедрения сателлитных счетов туризма. Показатель Т.в.д.с. в национальной статистике используется более, чем в 60 странах мира.

Источник: Энциклопедия статистических терминов. т.4. Экономическая статистика