ТВОРЧЕСТВО
Творчество
Деятельность, результатом которой является создание новых по замыслу материальных и духовных ценностей.
Источник: Социальная демография. Понятийно-терминологический словарь. – Махачкала ДГУ 2004. – 155 с.
ТВОРЧЕСТВО
англ. creation; нем. Schopfertum. Деятельность, отмеченная неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью.
Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua
Творчество
эмоция (по определению А. Бергсона), новация (по определению В.А. Кутырева), но не произвольная, а воплощающая тенденции существующей реальности.
Творчество
деятельность, результатом которой является создание новых, оригинальных и более совершенных материальных и духовных ценностей, обладающих объективной или (и) субъективной значимостью.
Источник: Социология воспитания [учеб. пособие].
ТВОРЧЕСТВО
деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Будучи по своей сущности культурно-историческим явлением, Т. обусловливается культурой той сферы, в которой оно реализуется (производство, техника, искусство, наука, политика, педагогика и др.). Т. представляет собой не только деятельность человека или коллектива по созданию новых оригинальных ценностей, но также и способы, формы ее воплощения и потребления в духовной и материальной сферах.
Творчество
специфическая человеческая деятельность, сочетающая в себе ее значение как имманентного свойства человека, так и признаки ее как способа существования действительности и состоящая в приумножении материальных и духовных ценностей, наделенных новыми авторскими смыслами. Творчество – важнейший способ восхождения человека к индивидуальности, осуществимости его потенциала. Творчество – основной механизм становления и реализации индивидуальности. Творчество – путь к оздоровлению человека, важнейший элемент здорового образа жизни. В процессе творчества происходит становление все более искусных способов творческой деятельности, характеризующихся уникальностью и подлинностью, и вместе с тем возникают устойчивые, стереотипные качества деятельности, которые закрепляются как в механизмах соответствующих действий, так и в стилевых особенностях поведения и чертах характера человека. Творчество – главный способ формирования профессионализма и мастерства, с одной стороны, а с другой – критерий профессионализма и мастерства.
Источник: Словарь справочник по социальной работе
ТВОРЧЕСТВО
это чрезвычайно сложный феномен. Как результат деятельностного взаимодействия человека с миром Т. проявляется в многообразии форм и явлений. Это не единичный акт, а длительный и сложный процесс, в котором одинаково важны и интуитивные скачки, и долгие тщательные исследования, это радость открытия и разочарование, это созидание жизни и ее разрушение и т.д. Но в любых своих проявлениях (художественном и социальном) творческий процесс невозможен без свободной активности субъекта творчества.
Творчество человека проявляется через свободное деятельностное взаимодействие с окружающим его миром, изменяя мир и самого человека. Это сущностное качество человека, посредством которого проявляется его отношение к миру и самому себе. Творчество как результат взаимодействия взятое во взаимосвязи продуктивной и репродуктивной сторон, включает не только непосредственно результативные действия, но и отношения, мнения, переживания, самосознание и другие формы проявления человеческих качеств, не приводящие к видимому результату. В результатах творчества объективируются идеи, потребности, отношения, замыслы и цели человека. Структурными элементами взаимодействия являются субъект, объект, цель, средства, процесс и результат. Устойчивую целостность данной системе придает взаимосвязь “объект, процесс, результат”. В ней объект и результат составляют единое целое, различающееся во времени и по своему состоянию. Сам объект взаимодействия является творческим продуктом предшествующего взаимодействия, а его результат станет, в свою очередь, объектом для будущего взаимодействия. Таким образом проявляется механизм творчества. Результатом субъект-объектного и субъект-субъектного творческого взаимодействия являются продукты творчества: открытия, изобретения, новые виды продуктов и средств, обеспечивающие потребности человека. Это также связи или отношения, роли, статус, положение либо их изменение или преобразование. Творческий продукт субъектно-объектного взаимодействия зависит от множества факторов, но в первую очередь от состояния субъекта, объекта и процесса взаимодействия.
Каждый человек способен к творчеству, и только в творчестве он раскрывается с наибольшей полнотой. Творческая сущность человека определяется его способностью осуществлять целеполагающее, активное преобразующее субъектно-объектное и субъектно-субъектное взаимодействие. Творческое созидание не является запрограммированным или механистически повторяемым взаимодействием. Это проявление деятельностного продуктивного, субъектно-объектного и субъектно-субъектного взаимодействия. Оно всегда происходит в конкретных социально-исторических условиях, оказывающих на него серьезное влияние, в тесной связи с окружающим миром, формами уже созданной культуры, в разветвленную сеть которых включен субъект творчества. Поэтому творчество неотделимо от человека. Любые человеческие действия можно определить как инновационные. Но не всегда их можно определять понятием “творчество”. Творчество всегда предполагает деятельность и взаимодействие творца с объектом, в результате которого происходит их изменение. Оно зависит от множества факторов и условий. Определяющими среди них являются возможности (ресурсы), а также условия, формирующие и обусловливающие процесс творческого взаимодействия, и средства, с помощью которых этот процесс осуществляется.
Деятельностное взаимодействие человека с миром может быть двух видов: субъектно-объектное и субъектно-субъектное. Первое происходит при взаимодействии человека с окружающим его миром, второе — при взаимодействии человеческих (экзистенциальных) миров. Причем во втором случае осуществляются и взаимодействие, и взаимодеятельность. Взаимодействие реализуется тогда, когда общая цель не становится целью одного из субъектов. Это целесообразное взаимодействие. Как правило, такое взаимодействие при субъектно-субъектных отношениях достигает поставленной цели только на определенный период или не достигает ее вообще. Не получает результата и взаимодействие при отсутствии общей цели. Только при условии наличия общей цели, которую разделяют субъекты, взаимодействие превращается во взаимодеятельность. В этом случае вероятность достижения поставленной цели значительно возрастает.
Л.И. Кононова
Творчество человека проявляется через свободное деятельностное взаимодействие с окружающим его миром, изменяя мир и самого человека. Это сущностное качество человека, посредством которого проявляется его отношение к миру и самому себе. Творчество как результат взаимодействия взятое во взаимосвязи продуктивной и репродуктивной сторон, включает не только непосредственно результативные действия, но и отношения, мнения, переживания, самосознание и другие формы проявления человеческих качеств, не приводящие к видимому результату. В результатах творчества объективируются идеи, потребности, отношения, замыслы и цели человека. Структурными элементами взаимодействия являются субъект, объект, цель, средства, процесс и результат. Устойчивую целостность данной системе придает взаимосвязь “объект, процесс, результат”. В ней объект и результат составляют единое целое, различающееся во времени и по своему состоянию. Сам объект взаимодействия является творческим продуктом предшествующего взаимодействия, а его результат станет, в свою очередь, объектом для будущего взаимодействия. Таким образом проявляется механизм творчества. Результатом субъект-объектного и субъект-субъектного творческого взаимодействия являются продукты творчества: открытия, изобретения, новые виды продуктов и средств, обеспечивающие потребности человека. Это также связи или отношения, роли, статус, положение либо их изменение или преобразование. Творческий продукт субъектно-объектного взаимодействия зависит от множества факторов, но в первую очередь от состояния субъекта, объекта и процесса взаимодействия.
Каждый человек способен к творчеству, и только в творчестве он раскрывается с наибольшей полнотой. Творческая сущность человека определяется его способностью осуществлять целеполагающее, активное преобразующее субъектно-объектное и субъектно-субъектное взаимодействие. Творческое созидание не является запрограммированным или механистически повторяемым взаимодействием. Это проявление деятельностного продуктивного, субъектно-объектного и субъектно-субъектного взаимодействия. Оно всегда происходит в конкретных социально-исторических условиях, оказывающих на него серьезное влияние, в тесной связи с окружающим миром, формами уже созданной культуры, в разветвленную сеть которых включен субъект творчества. Поэтому творчество неотделимо от человека. Любые человеческие действия можно определить как инновационные. Но не всегда их можно определять понятием “творчество”. Творчество всегда предполагает деятельность и взаимодействие творца с объектом, в результате которого происходит их изменение. Оно зависит от множества факторов и условий. Определяющими среди них являются возможности (ресурсы), а также условия, формирующие и обусловливающие процесс творческого взаимодействия, и средства, с помощью которых этот процесс осуществляется.
Деятельностное взаимодействие человека с миром может быть двух видов: субъектно-объектное и субъектно-субъектное. Первое происходит при взаимодействии человека с окружающим его миром, второе — при взаимодействии человеческих (экзистенциальных) миров. Причем во втором случае осуществляются и взаимодействие, и взаимодеятельность. Взаимодействие реализуется тогда, когда общая цель не становится целью одного из субъектов. Это целесообразное взаимодействие. Как правило, такое взаимодействие при субъектно-субъектных отношениях достигает поставленной цели только на определенный период или не достигает ее вообще. Не получает результата и взаимодействие при отсутствии общей цели. Только при условии наличия общей цели, которую разделяют субъекты, взаимодействие превращается во взаимодеятельность. В этом случае вероятность достижения поставленной цели значительно возрастает.
Л.И. Кононова
ТВОРЧЕСТВО
это неординарный процесс, устойчиво ориентированный на решение новой задачи, порождающий нечто качественно новое; требует определенной культурно-ценностной ориентации личности – не на приспособление к сложившимся социальным и другим условиям, а на их преодоление, нередко связанное с риском и угрозой благополучию. В современном понимании сущность творческого процесса заключается в реорганизации имеющегося опыта и формировании на его основе новых комбинаций. Допустимо, согласно А. Матейко, говорить о низшем и высшем уровнях творчества. Первый состоит в использовании уже существующих знаний, расширении области их применения. Так было, например, с изобретением книгопечатания: известный ранее способ размножения рисунков был использован для размножения текстов. Т. высшего уровня связано с созданием принципиально новой концепции, в большей или меньшей степени революционизирующей науку.
Примером такого творчества может быть создание А. Эйнштейном теории относительности. Существует точка зрения, что творческий процесс можно разделить на четыре основные стадии. На первой индивид выделяет проблему и вживается в нее. На второй стадии он заставляет себя отказаться от первого, как бы «напрашивающегося» пути к решению ради поиска каких-то новых путей. Третья стадия –это свободные умозрительные рассуждения. И наконец, на четвертой стадии выкристаллизовывается решение. Такое деление творческого процесса позволило выработать особую стратегию поиска решений тех или иных конкретных проблем. Открытие или изобретение появляется в результате нужной комбинации данных. Однако вначале искомое «затеряно» среди множества других возможностей. Именно в анализе этих возможностей и выделении нужной комбинации с помощью интеллекта и интуиции и заключается Т. Т. свойственно умам, способным мыслить самостоятельно, не связывая оценку той или иной информации с авторитетностью ее источника. Способность пересмотреть собственную, ставшую привычной точку зрения; преобладание интереса к «инакомыслию» над потребностью в равновесии и устойчивости –одна из элементарных предпосылок к творчеству. В числе других предпосылок называют умение видеть широкие связи между различными элементами, распознавать значение и ценность тех, которые необходимы, способность к синтезу. Характерное для многих творцов осознание их миссии позволяет им концентрировать психическую энергию и, благодаря этому, преодолевать огромные трудности на пути к новому.
Существуют следующие закономерности, характеризующие процесс Т.: 1. Новые решения редко появляются в ходе постепенного приближения к ним; чаще они приходят внезапно, после периода тщетных усилий; 2. Решение сложной проблемы проходит обычно путь от общих рассуждений к более частным. Вначале рассматривается множество возможных альтернатив, после чего выбирается одно или несколько функциональных решений, которым затем придается более конкретный вид; 3. Установившийся взгляд на традиционный объект увеличивает вероятность не заметить его возможное использование по-новому; 4. Порой прочно укоренившиеся решения, к которым пришли в одной определенной ситуации, затрудняют, а иногда и исключают новые решения, соответствующие требованиям иной ситуации; 5. Общие решения и принципы поведения, эффективность которых хорошо проверена, могут со временем стать помехой, если они неадекватны новым ситуациям. Из рассмотрения этих закономерностей следует, что на творческий акт решиться нелегко, так как это требует разрыва с привычными схемами мышления. Большинство творческих достижений принадлежит незначительному числу людей; по данным статистики, около половины достижений в науке, экономике, технике, технологиях принадлежит 1/10 соответствующих специалистов.
Все большее оснащение современной науки техническими средствами и развивающееся в ней разделение труда способствуют перемещению проблемы творчества в социальную плоскость создания объективных и субъективных условий для творческой деятельности. Особенно это касается технического творчества, которое приобретает все более коллективный характер: если несколько десятилетий назад обладателями большинства патентов были одиночки, то сейчас преобладают творческие коллективы. В то же время индивидуальное творчество продолжает оставаться основной движущей силой научно-технического прогресса: отсюда необходимость сочетания индивидуальной работы с коллективной. Коллективное действие обладает превосходством над индивидуальным там, где существует необходимость эффективного разделения труда, где каждый вносит какую-то существенную информацию, где возникают вопросы, требующие объединения усилий членов творческих коллективов. В то же время индивидуальное действие обладает превосходством над коллективным там, где разделение труда не приносит пользы, где решающее значение имеет чье-то компетентное мнение, где коллективная ответственность нецелесообразна. Залогом успешной работы творческого коллектива становится «внутреннее равновесие» индивидуального и коллективного в творческой деятельности. Однако специфика творческого труда постоянно препятствует созданию этого равновесия; она порождает «динамику ролей», нарушая их формальную иерархию неформальной, возникающей в результате реальных научных достижений. Организация и поддержание внутреннего равновесия, творческого настроя коллектива –одно из направлений разрешения проблемы научно-технического творчества в ее социальном аспекте.
Лит.: Матейко А. Условия творческого труда. –М., 1970; Соколова Г. Н. Творчество и проблема творческого характера труда // Соколова Г. Н. Социология труда: учебник для вузов. –Минск, 2002. Г. Н. Соколова
Примером такого творчества может быть создание А. Эйнштейном теории относительности. Существует точка зрения, что творческий процесс можно разделить на четыре основные стадии. На первой индивид выделяет проблему и вживается в нее. На второй стадии он заставляет себя отказаться от первого, как бы «напрашивающегося» пути к решению ради поиска каких-то новых путей. Третья стадия –это свободные умозрительные рассуждения. И наконец, на четвертой стадии выкристаллизовывается решение. Такое деление творческого процесса позволило выработать особую стратегию поиска решений тех или иных конкретных проблем. Открытие или изобретение появляется в результате нужной комбинации данных. Однако вначале искомое «затеряно» среди множества других возможностей. Именно в анализе этих возможностей и выделении нужной комбинации с помощью интеллекта и интуиции и заключается Т. Т. свойственно умам, способным мыслить самостоятельно, не связывая оценку той или иной информации с авторитетностью ее источника. Способность пересмотреть собственную, ставшую привычной точку зрения; преобладание интереса к «инакомыслию» над потребностью в равновесии и устойчивости –одна из элементарных предпосылок к творчеству. В числе других предпосылок называют умение видеть широкие связи между различными элементами, распознавать значение и ценность тех, которые необходимы, способность к синтезу. Характерное для многих творцов осознание их миссии позволяет им концентрировать психическую энергию и, благодаря этому, преодолевать огромные трудности на пути к новому.
Существуют следующие закономерности, характеризующие процесс Т.: 1. Новые решения редко появляются в ходе постепенного приближения к ним; чаще они приходят внезапно, после периода тщетных усилий; 2. Решение сложной проблемы проходит обычно путь от общих рассуждений к более частным. Вначале рассматривается множество возможных альтернатив, после чего выбирается одно или несколько функциональных решений, которым затем придается более конкретный вид; 3. Установившийся взгляд на традиционный объект увеличивает вероятность не заметить его возможное использование по-новому; 4. Порой прочно укоренившиеся решения, к которым пришли в одной определенной ситуации, затрудняют, а иногда и исключают новые решения, соответствующие требованиям иной ситуации; 5. Общие решения и принципы поведения, эффективность которых хорошо проверена, могут со временем стать помехой, если они неадекватны новым ситуациям. Из рассмотрения этих закономерностей следует, что на творческий акт решиться нелегко, так как это требует разрыва с привычными схемами мышления. Большинство творческих достижений принадлежит незначительному числу людей; по данным статистики, около половины достижений в науке, экономике, технике, технологиях принадлежит 1/10 соответствующих специалистов.
Все большее оснащение современной науки техническими средствами и развивающееся в ней разделение труда способствуют перемещению проблемы творчества в социальную плоскость создания объективных и субъективных условий для творческой деятельности. Особенно это касается технического творчества, которое приобретает все более коллективный характер: если несколько десятилетий назад обладателями большинства патентов были одиночки, то сейчас преобладают творческие коллективы. В то же время индивидуальное творчество продолжает оставаться основной движущей силой научно-технического прогресса: отсюда необходимость сочетания индивидуальной работы с коллективной. Коллективное действие обладает превосходством над индивидуальным там, где существует необходимость эффективного разделения труда, где каждый вносит какую-то существенную информацию, где возникают вопросы, требующие объединения усилий членов творческих коллективов. В то же время индивидуальное действие обладает превосходством над коллективным там, где разделение труда не приносит пользы, где решающее значение имеет чье-то компетентное мнение, где коллективная ответственность нецелесообразна. Залогом успешной работы творческого коллектива становится «внутреннее равновесие» индивидуального и коллективного в творческой деятельности. Однако специфика творческого труда постоянно препятствует созданию этого равновесия; она порождает «динамику ролей», нарушая их формальную иерархию неформальной, возникающей в результате реальных научных достижений. Организация и поддержание внутреннего равновесия, творческого настроя коллектива –одно из направлений разрешения проблемы научно-технического творчества в ее социальном аспекте.
Лит.: Матейко А. Условия творческого труда. –М., 1970; Соколова Г. Н. Творчество и проблема творческого характера труда // Соколова Г. Н. Социология труда: учебник для вузов. –Минск, 2002. Г. Н. Соколова
Источник: Экономико-социологический словарь.