УПРАВЛЯЕМОСТЬ
Управляемость
1) степень влияния отношений или связей управления на социальные взаимодействия людей в процессе их совместной деятельности; она может быть высокой, средней или низкой; 2) отношение между управляющей способностью органа управления и сложностью объекта управления; отсюда кризис управления как результат нарастающего противоречия между объектом и субъектом управления.
Источник: Социология организаций и управления. Словарь основных понятий.
УПРАВЛЯЕМОСТЬ
англ. control-lability; нем. Leitbarkeit. etat des choses controla-ble/possible a diriger; Характеристика управленческих отношений в организациях, означающая ту степень контроля, к-рый управляющая подсистема к.-л. организационного целого осуществляет по отношению к управляемой, а также ту степень автономии, к-рую управляемая подсистема сохраняет по отношению к управляющей.
Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua
УПРАВЛЯЕМОСТЬ
характеристика управленч. отношений в трудовых организациях. Означает ту степень контроля, к-рый управляющая подсистема к.-л. организационного целого осуществляет по отношению к управляемой, а также ту степень автономии, к-рую управляемая подсистема сохраняет по отношению к управляющей. Разумеется, грань эта подвижна и варьирует в зависимости от типа организации, качества управляющего воздействия, особенностей объекта и т. д. Однако совершенно исчезнуть она не может. Это характерно для технич. и биологич. систем, но еще более касается систем соц. У. может использоваться как комплексный критерий эффективности деятельности организации. Границы управляемости определяются сложностью управляемого объекта, закономерным расхождением между формальной и неформальной структурами, неполнотой или недостоверностью информации, качеством решений и т. д Наиболее адекватным критерием изменения У. является осуществляемость управленч. решений. Повышение У. обеспечивается за счет улучшения качества управляющих воздействий, усиления сплоченности коллектива, укрепления дисциплины исполнения. Лит.: Пригожин А.И. Социология организаций. М., 1980; его же. Организации: системы и люди. М., 1983; его же. Современная социология организаций М., 1995. А.И. Пригожин.
Источник: Российская социологическая энциклопедия
УПРАВЛЯЕМОСТЬ
качественная характеристика, свойство социальной среды, позволяющие социализированным субъектам устанавливать и достигать определенные цели во взаимодействии друг с другом. Первые социологические трактовки управляемости характеризовали её как меру, степень. Согласно самому известному определению, данному А.И. Пригожиным, У. означает ту степень контроля, который управляющая подсистема какого-либо организационного целого осуществляет по отношению к управляемой, а также ту степень автономии, которую управляемая подсистема сохраняет по отношению к управляющей. По мнению А.В. Тихонова, У. – это степень влияния отношений или связей управления на социальные взаимодействия людей в процессе их совместной деятельности. Она может быть высокой, средней или низкой. Термины «степень», «мера» акцентировали внимание на границах управляемости. Как таковую У. можно рассматривать как свойство всей социальной среды. У. появляется в системе управления только в том случае, если она наличествует в обществе. Данный тезис является «водоразделом» между теориями менеджмента и социологией управления. Менеджмент будет искать корни управляемости в организационном развитии, тогда как социология найдет их в строении общества. Управляемое поведение сотрудника фирмы с позиции социологии управления является результатом работы всех общественных структур.
Лит.: Пригожин А.И. Управляемость // Энциклопедический социологический словарь. М., 1995; Тихонов А.В. Социология управления: Теоретические основы. СПб., 2000; Рубцова М.В. Управляемость: теоретико-социологический анализ понятий // СОЦИС, 2007, № 12 и http://ecsocman.edu.ru/socis/msg/328619.html М.В. Рубцова
Лит.: Пригожин А.И. Управляемость // Энциклопедический социологический словарь. М., 1995; Тихонов А.В. Социология управления: Теоретические основы. СПб., 2000; Рубцова М.В. Управляемость: теоретико-социологический анализ понятий // СОЦИС, 2007, № 12 и http://ecsocman.edu.ru/socis/msg/328619.html М.В. Рубцова
Источник: Социология управления. Теоретико-прикладной толковый словарь.
УПРАВЛЯЕМОСТЬ
это способность системы определенным образом в заданном направлении и временных границах реагировать на сигналы управления или на управленческое воздействие. Система управляема, если каждому воздействию управления соответствует строго определенное состояние параметров объекта, неуправляема или малоуправляема – если объект управления меняет свои параметры произвольно. Норма, или масштаб, управляемости связана со структурой организации, числом иерархических уровней и связей. Уменьшение У. связано с увеличением иерархических уровней и расширением структуры по вертикали. Увеличение нормы У. ведет к расширению структуры по горизонтали и уменьшению числа иерархических уровней. Не существует единого масштаба У., однако большинство исследователей сходятся в том, что для высшего звена управляющих он составляет 7–13 человек, для нижнего – 20–30 человек. На масштаб У. влияют факторы, связанные с характеристиками выполняемой работы, с характеристиками субъектов управления, с характеристиками организации и процесса управления. У. может использоваться как комплексный критерий эффективности деятельности организации. Границы У. определяются сложностью управляемого объекта, расхождением между формальной и неформальной структурами, полнотой и достоверностью информации, качеством решений и др. Наиболее адекватным критерием изменения У. является осуществляемость управленческих решений. Повышение У. обеспечивается за счет улучшения качества управляющих воздействий, усиления сплоченности коллектива, укрепления дисциплины исполнения.
Лит.: Пригожин А. И. Социология организаций. – М., 1980; Пригожин А. И. Организации: системы и люди. – М., 1983; Пригожин А. И. Современная социология организаций. – М., 1995. Н. Н. Сечко
Лит.: Пригожин А. И. Социология организаций. – М., 1980; Пригожин А. И. Организации: системы и люди. – М., 1983; Пригожин А. И. Современная социология организаций. – М., 1995. Н. Н. Сечко
Источник: Экономико-социологический словарь.