ВЕРИФИКАЦИЯ
Источник: Основные понятия социальной работы. Глоссарий. СПб. 2007.
Источник: Социология массовой коммуникации: краткий глоссарий
Источник: Большой толковый социологический словарь
Источник: Методологический словарь для управленцев
Источник: Социология. Словарь.
Источник: Социологический словарь проекта Socium
Источник: Словарь-справочник по социологии 2000
Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua
Источник: Энциклопедический словарь СМИ
Именно анализ условий и схем верифицируемости выступает в качестве предмета логико-методологического исследования. Термин «верификация» был введен австрийским философом и логиком Л. Витгенштейном, который сформулировал так называемый принцип верифицируемости – универсальный метод определения осмысленности научных утверждений. Согласно этому принципу всякое научно осмысленное утверждение о мире должно быть сводимо к совокупности так называемых «протокольных предложений», фиксирующих данные «чистого опыта». Гносеологическим основанием процедуры верификации является позитивистская доктрина, согласно которой познание не может выйти за пределы чувственного опыта.
Основой подобной сводимости для логических позитивистов Венского кружка выступала выдвинутая Л. Витгенштейном в «Логико-философском трактате» идея возможности представления каждого осмысленного утверждения о мире в качестве функции (производного) от истинности элементарных утверждений. Последовательное осуществление этой идеи, однако, приводило к тому, что научные высказывания универсального характера, к числу которых относятся законы науки, оказывались бессмысленными, так как не могли быть логически выведены из конечного множества предложений, полученных в наблюдении.
Последующие модификации принципа верифицируемости, предложенные в 1930–1950-е годы XX в., также не привели к решению проблемы осмысленности научных утверждений, прежде всего потому, что исходили из противопоставления языка наблюдения теоретическому языку. В противовес принципу верификации немецкий математик и логик К. Р. Поппер выдвинул в конце 1920-х годов в качестве методологического принципа фальсификацию (опровержение) как способ подтверждения истинности гипотез и теорий путем их возможного опровержения эмпирическими данными.
С позиций диалектического материализма, эмпирическая интерпретация теории по необходимости является частичной и неполной. Как пишет один из первых советских исследователей неопозитивистской концепции логики науки В. С. Швырев, теория связана со своим эмпирическим базисом не непосредственно через редукцию каждого ее положения в плоскость эмпирии, но именно как целое. В более или менее однозначном отношении с эмпирической основой находятся лишь отдельные элементы теоретической системы, т. е. понятия, «в состав которых входят признаки, указывающие условия их эмпирического применения, выявляющие некоторый эмпирически обнаруживаемый индикатор ненаблюдаемой сущности».
Такие понятия или суждения выступают «представителями» системы в целом. Тогда остальные элементы теоретической системы (например, гипотезы, сформулированные в понятиях теории) получают косвенную интерпретацию. «Косвенная интерпретация осуществляется при помощи логической связи терминов и предложений системы с непосредственно интерпретируемыми терминами и предложениями». В современной логико-методологической литературе процедуры верификации и фальсификации рассматриваются как моменты сложного, противоречивого процесса развития научного знания, как результат многопланового взаимоотношения между соперничающими теориями и данными их экспериментальных проверок.
Лит.: Франк Ф. Философия науки / пер. с англ. – М., 1960; Швырев В. С. Неопозитивизм и проблемы эмпирического обоснования науки. – М., 1966; Швырев В. С. Теоретическое и эмпирическое в научном познании. – М., 1978; Витгенштейн Л. Логико-философский трактат. – М., 1958; Карнап Р., Ган Г., Нейрат О. Научное миропонимание – Венский кружок // Логос. – 2005. – № 2; Поппер К. Логика научного исследования. – М., 2004. Г. Н. Соколова
Источник: Экономико-социологический словарь.
Первая эксплицитная формулировка принципа верифицируемости была осуществлена Ф.Вайсманом в работе "Логический анализ понятий вероятности" (1930). В рамках логического позитивизма принцип верифицируемости мыслился (содержательно исчерпываясь почти полностью в рамках формализованного представления методов Э.Маха и К.Пирсона) критериально исчерпывающим способом апробации научных утверждений, понятых в качестве "протокольных предложений" как фиксаций данных непосредственного опыта. Согласно М.Шлику, "первоначально под "протокольными предложениями" понимались - как это видно из самого наименования - те предложения, которые выражают факты абсолютно просто, без какого-либо их переделывания, изменения или добавления к ним чего-либо еще, - факты, поиском которых занимается всякая наука и которые предшествуют всякому познанию и всякому суждению о мире. Бессмысленно говорить о недостоверных фактах. Только утверждения, только наше знание могут быть недостоверными. Поэтому если нам удается выразить факты в "протокольных предложениях", без какого-либо искажения, то они станут, наверное, абсолютно несомненными отправными точками знания".
Возможный логический алгоритм осуществления верификационной процедуры Ш. характеризовал так: для того, чтобы верифицировать суждение А, необходимо вывести из него посредством истинных суждений А1, А2, А3... Ак - последовательную цепочку суждений А1, А2, А3... Ак. Последний член этой последовательности должен являться суждением типа "...в таком-то месте, в такое-то время, при таких-то обстоятельствах переживается или наблюдается то-то". Поскольку предложения, только и могущие, согласно концепции Венского кружка, фигурировать в научном знании делятся на два класса: 1) предложения, не имеющие предметного содержания, сводимые к тавтологии и относящиеся к логико-математической сфере, - аналитические, логические истины; 2) осмысленные предложения, сводящиеся к эмпирическим фактам и относимые к сфере конкретных наук - фактические истины. Прочие же предложения - или абсурдны (бессмысленны), поскольку организованы вопреки логико-синтаксическим правилам; или все еще научно неосмысленны ("метафизические" или философские предложения, оперирующие с понятиями типа "материя", "абсолют", "принцип" и т.п.). Научная осмысленность предложений оказывалась тождественной его проверяемости, в то время как значение - способу его В.
Позже, в книге "Философия и логический синтаксис" (1935) Р.Карнап разграничил косвенную и прямую В. Первая предполагала непосредственную В. исходного высказывания: на основе уже известного и апробированного посредством В. закона осуществляется предсказание, конституируются необходимые условия и предсказание верифицируется. Вследствие очевидности того, что не допускали чувственной В. многие подлинно научные предложения - а) "общие" предложения, не могущие быть подтвержденными конечным количеством опытных процедур; б) предложения, касающиеся будущего и прошлого, не подвластных сиюминутному наблюдению - принцип В. был смягчен в идею "возможной проверяемости" (в принцип "верифицируемости").
Наука 20 в., опровергнувшая процедуру В., как и сопряженную с ней идею независимости "чистого опыта" от самого экспериментатора, отдала некоторое предпочтение идее фальсификации и ориентировалась на элиминацию В. из дисциплинарного арсенала философии. Так, в докладе на XIV Международном философском конгрессе (1968) А.Айер предложил интерпретировать принцип В. как требование, чтобы гипотеза науки хотя бы "нетривиально фигурировала в теории, которая, взятая как целое, была открыта для подтверждения".
А.А. Грицанов
Источник: Социология: энциклопедия