Владимир Ильич Ульянов

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Владимир Ильич Ульянов
(псевдоним Ленин) (1870–1924) российский революционер, советский политический и государственный деятель, создатель Российской социал-демократической рабочей партии (большевиков), один из главных организаторов и руководителей Октябрьской революции 1917 года в России, первый председатель Совета Народных Комиссаров (правительства) РСФСР, создатель первого в мировой истории социалистического государства. Интерпретация Лениным марксизма, существенно отличавшаяся от трактовки марксизма Г. В. Плехановым и его сторонниками, привлекла внимание радикальных революционеров. Считая, что политически и экономически Россия созрела для социалистической революции, Ленин обосновывал возможность победы социализма в нескольких странах или даже в одной, отдельно взятой стране. Разделял убеждение в необходимости мировой социалистической революции. В книгах, статьях и устных выступлениях ставил многие проблемы социологии марксизма, его экономической и социально-политической теории (об экономических формациях, сущности, формах и типах государства, о критериях выделения социальных классов, закономерностях развития общества и т. д.). Проблемы экономической и политической мысли рассматривались им в трудах «Развитие капитализма в России», «Империализм, как высшая стадия развития капитализма», «Государство и революция» и др. В основном философском труде «Материализм и эмпириокритицизм» (1908, опубликован в 1909) рассматривается понятие материи, которому дается гносеологическое определение: материя есть объективная реальность, существующая вне и независимо от сознания и отображаемая им. Истина характеризуется Лениным как такое содержание наших представлений, которое не зависит ни от человека, ни от человечества (т. е. по существу она надклассова и надысторична), познание понимается как процесс, в котором соотносятся между собой абсолютная и относительная истины (из одной относительной истины вырастает другая, более полная); критерием истины является практика, понимаемая, как и сама истина, конкретно, в соотнесенности с уровнем развития теории. Анализируя кризис в физике, Ленин выделил его гносеологические, методологические и социально-классовые основания. Его конспекты и философские заметки 1914– 1916 гг. были собраны в отдельную книгу «Философские тетради», в которых рассматривается структура («элементы») диалектики, исходя из положения о единстве диалектики, логики и теории познания: в диалектику включаются не только основные законы развития, но и многие другие соотносительные категории (принцип единства формы и содержания, принцип каузальности и др.). В работе «О значении воинствующего материализма» (1922) Ленин говорил о необходимости союза марксистов (философов) с естествоиспытателями. В трактовке единства и борьбы противоположностей Ленин исходил из того, что борьба абсолютна, а единство относительно, абсолютизируя тем самым роль скачков-взрывов, т. е. революций, в социальном развитии и подвергая едкой критике сторонников социальных реформ. Ленин рассматривал марксистскую философию диалектического материализма как мировоззрение рабочего класса, его коммунистической партии и подчинял свои философские занятия целям партийно-политической деятельности. Он считал контекстуальность важным принципом философского исследования, сформулировал идею классовости философии, выражающуюся в борьбе материализма («линия Демокрита») и идеализма («линия Платона»). (Новая философская энциклопедия. В 4-х томах. / Ин-т философии РАН. — М.: Мысль, 2010. Т. 2. С. 387–388.)

Источник: Социология в лицах и терминах 2017

УЛЬЯНОВ (Ленин) Владимир Ильич
(1870-1924)-русский политический деятель, теоретик марксизма. Получил юридическое образование экстерном при Петербургском университете (1891). Активный участник революционного движения в России, создатель марксистских кружков, организатор Российской социал-демократической рабочей партии. В 1900- 1905 гг. и 1907-1917 гг. находился в эмиграции. С 1917 г. руководил революционными действиями большевистской партии, явился основателем Советского государства. Автор теоретических и публицистических сочинений по вопросам политики, экономики, марксистской философии и социологии. Социальные процессы рассматривал с точки зрения материалистического понимания истории. В отличие от трактовки марксизма Плехановым, придерживался радикальных взглядов на возможности и перспективы революционного преобразования общества. В подходе У. к проблеме религии и общества материалистическая интерпретация дополняется страстностью партийного полемиста. Социологические вопросы в его произведениях ставились и решались в постоянной связи с непосредственными практическими задачами революционной борьбы, с требованиями ее стратегии и тактики. Столь прикладная мотивация обусловила осознанно избирательное отношение У. к религиозной тематике: прежде всего его интересовала классовая направленность процессов, связанных с религией и организациями религиозными. С одной стороны, У. вполне объективно указывал, что «выступление политического протеста под религиозной оболочкой есть явление, свойственное всем народам, на известной стадии их развития...» («Проект программы нашей партии», 1899). Позднее, в переписке с А. М. Горьким (ноябрь 1913 г.), он признавал, что «было время в истории, когда... борьба демократии и пролетариата шла в форме борьбы одной религиозной идеи против другой». Но это время, по мнению У., давно прошло. Постоянным же остается то, что «никогда идея бога не “связывала личность и общество”, а всегда связывала угнетенные классы верой в божественность угнетателей». Поэтому, с другой стороны, он категорично утверждал: «Когда общество устроено так, что ничтожное меньшинство пользуется богатством и властью, а масса постоянно терпит “лишения” и несет “тяжелые обязанности”, то вполне естественно сочувствие эксплуататоров к религии, учащей “безропотно” переносить земной ад ради небесного, будто бы, рая» («Политическая агитация и классовая точка зрения», 1902). В развитие этого положения звучат афористичные инвективы У. из работы «Социализм и религия» (1905) о социальной роли религии, которая «есть один из видов духовного гнета, лежащий везде и повсюду на народных массах, задавленных вечной работой на других, нуждою и одиночеством»; «род духовной сивухи, в которой рабы капитала топят свой человеческий образ, свои требования на сколько-нибудь достойную человека жизнь». Настаивая, как и многие иные авторы, на социальной обусловленности религии, У. усматривал социальные корни религии исключительно в «придавленности трудящихся масс», их страхе перед «слепой силой капитала» («Об отношении рабочей партии к религии», 1909). Столь ограниченная характеристика социального смысла религии свидетельствует о явном игнорировании достигнутого к той поре научного видения многозначности функций сакрального в жизни общества. В дальнейшем суждения У. о религии и церкви окончательно подчиняются политическим установкам (статья «О значении воинствующего материализма», 1922 и др.), и это выводит их за пределы социологического дискурса. Догматизированные высказывания У. о религии в советский период составили методологическое основание научно-атеистического религиоведения, определив в том числе направленность социологического изучения религиозности и атеизма в СССР на выяснение путей и средств преодоления религии.

Источник: Социология религии. Словарь.



Похожие термины:

  • УЛЬЯНОВ (Ленин) Владимир Ильич

    (1870–1924). Теоретик марксизма, деятель международного коммунистического движения. Основатель коммунистической партии России (РСДРП, ВКП(б), КПСС) и советского государства. Как социолог, по словам Н.И
  • ЛЕНИН (УЛЬЯНОВ) ВЛАДИМИР ИЛЬИЧ (1870–1924)

    Теоретик марксизма, деятель международного коммунистического движения. Основатель коммунистической партии России (РСДРП, ВКП(б), КПСС) и советского государства. Как социолог, по словам Н.И. Кареев