ВООБРАЖЕНИЕ
ВООБРАЖЕНИЕ
способность мысленно создавать реальность, отличную от той, в которой мы пребываем в данный момент.
Источник: Нравственное развитие взрослого человека
Воображение
процесс перехода от отражения реального объекта к построению образа, подчиненного субъективной динамике, и результат которого, по его содержанию, рассматривается в установке «отображения» (придается реалистический статус).
Источник: Методологический словарь для управленцев
ВООБРАЖЕНИЕ
англ. imagination; нем. Vorstellung. Основанный на использовании и преобразовании имеющегося опыта психический процесс, заключающийся в создании новых представлений, образов и мыслительных комбинаций. ВОПРОС - англ. question; нем. Frage. 1. Соц. проблема, требующая разрешения (соц. В., национальный В., женский В. и др.). 2. Предложение, требующее ответа, элемент структуры вопросника, анкеты.
Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua
Воображение (фантазия)
психический процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте. Воображение присуще только человеку.
Различают воображение произвольное (активное) и непроизвольное (пассивное). Крайнее проявление непроизвольного воображения – сновидения. В бодрствующем состоянии деятельность воображения может иметь различные степени произвольности. На высокой ступени творческой деятельности воображение – произвольный процесс, направленный на решение определенной творческой задачи.
Различают также воссоздающее и творческое воображение.
Воссоздающим воображением называют процесс создания образа предмета по его описанию, рисунку или чертежу.
Творческим воображением называют самостоятельное создание новых образов. Оно требует отбора материалов, необходимых для построения образа в соответствии с собственным замыслом.
Особая форма воображения – мечта. Как и творческое воображение, это самостоятельное создание новых образов, но мечта есть создание образа желаемого и более или менее отдаленного, т. е. не дает непосредственно и немедленно объективного продукта.
Различают воображение произвольное (активное) и непроизвольное (пассивное). Крайнее проявление непроизвольного воображения – сновидения. В бодрствующем состоянии деятельность воображения может иметь различные степени произвольности. На высокой ступени творческой деятельности воображение – произвольный процесс, направленный на решение определенной творческой задачи.
Различают также воссоздающее и творческое воображение.
Воссоздающим воображением называют процесс создания образа предмета по его описанию, рисунку или чертежу.
Творческим воображением называют самостоятельное создание новых образов. Оно требует отбора материалов, необходимых для построения образа в соответствии с собственным замыслом.
Особая форма воображения – мечта. Как и творческое воображение, это самостоятельное создание новых образов, но мечта есть создание образа желаемого и более или менее отдаленного, т. е. не дает непосредственно и немедленно объективного продукта.
Источник: Словарь справочник по социальной работе
Воображение
Уява. Imagination. Способность на основании жизненного, научного или иного опыта создавать новые представления, образы и логические построения. Развитие такой способности обеспечивается институтом образования, а степень развития данной способности в идеале соответствует тому или иному уровню образования, которое готовит индивидов к выполнению различных социальных ролей. В. – одна из категорий духовной культуры, имеющая три вида своего воплощения: научное, художественное и илюзорное. Зная это, его можно целенаправленно культивировать. Способность создавать логические построения, выдвигать гипотезы, выводить понятия и т.
д. является научным В., или способностью представлять себе сущность явлений и предметов действительности. Научное В. отличается проверяемостью и возможностью практического подтверждения (иначе оно тождественно с заблуждением). Художественное В. сходно с научным тем, что базируется на практическом опыте, но отличается от него предметом В., которым в эстетическом смысле есть доведение изображаемых явлений или процессов до их идеала или типа (типического), что в переводе на язык социологии означает желаемое в них либо предпочтительное среди них. Художественное В. сходно и с иллюзорным в том, что в обоих случаях это способность создавать образы, которые можно представить внешним образом. Однако иллюзорное В. создает такие образы, которые никогда не соответствуют действительности, но при этом требует признавать данные образы за образы самой действительности. Подлинное искусство в этом смысле отличается тем, что оно не требует такого отождествления. См. также Опыт духовный.
д. является научным В., или способностью представлять себе сущность явлений и предметов действительности. Научное В. отличается проверяемостью и возможностью практического подтверждения (иначе оно тождественно с заблуждением). Художественное В. сходно с научным тем, что базируется на практическом опыте, но отличается от него предметом В., которым в эстетическом смысле есть доведение изображаемых явлений или процессов до их идеала или типа (типического), что в переводе на язык социологии означает желаемое в них либо предпочтительное среди них. Художественное В. сходно и с иллюзорным в том, что в обоих случаях это способность создавать образы, которые можно представить внешним образом. Однако иллюзорное В. создает такие образы, которые никогда не соответствуют действительности, но при этом требует признавать данные образы за образы самой действительности. Подлинное искусство в этом смысле отличается тем, что оно не требует такого отождествления. См. также Опыт духовный.
ВООБРАЖЕНИЕ (ФАНТАЗИЯ)
психич. процесс, обеспечивающий создание новых образов на основе переработки и творч. преобразования имеющихся у человека образов действительности. Во многих языках В. синонимично образу, представлению, изображению. Выделяют различ. приемы трансформации образов действительности в образы В.: аналогия, акцентирование, преувеличение и т. д. В. расширяет возможности познания; позволяет познать то, чего субъект не воспринимал; восполняет пробелы в имеющихся знаниях; связано с опережающим отражением действительности. В. участвует в регулировании практич. деятельности. Вопрос о В. имеет дискуссионный характер (что является рез-том недостаточной его изученности). Термином "В." пользуются многие науки, отсюда в понятие "В." может вкладываться различн. смысл. В психологии обсуждается соотношение мышления, воображения и интуиции, в частности место и роль нелогич. компонентов мышления. В. возникло и развилось в процессе обществ.-историч. практики, поскольку познание невозможно без отвлечения от непосредственных впечатлений. В. делится на непроизвольное (бесплодное фантазирование, уводящее человека от действительности) и произвольное (сознательное формирование образов в соответствии с целями деятельности). Последнее делится на воссоздающее (построение образа на основе опосредствованной знаковой информации, напр., по описанию) и творческое (создание принципиально новых образов, реализация к-рых приводит к созданию новых материальных и культурных ценностей). Иногда рассматривают В. как внезапное "озарение", ведущее к созданию нового. Однако открытие нового подготавливается в процессе поиска решения. В. развивается и совершенствуется в деятельности: у ребенка - в игровой и изобразительной (особенно с усвоением речи); далее в процессе общего интеллектуального развития. Приемы В. формируются поэтапно. Воспитание В. необходимо для формирования творч. подхода к жизни, поэтому В. связано с личностью в целом (ее эмоционально-волевой сферой, функционированием подсознания, интересами, способностями, привычками и т. д.). Особый вид творческого В. - мечта, указывающая человеку жизненные перспективы, определяется своей соц. направленностью, широтой воображаемого рез-та деятельности. Лит.: Натадзе Р.Г. Воображение как фактор поведения. Тбилиси, 1972; Дудецкий А.Я. Теоретические вопросы воображения и творчества. Смоленск, 1974; Короленко Ц.П., Фролова Г.В. Чудо воображения. Новосибирск, 1975; Richardson A. Mental imagery. L., 1969. А. А. Гостев
Источник: Российская социологическая энциклопедия