Возраст

Найдено 11 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

Возраст
1. Количество месяцев, дней, лет от момента зачатия или с момента появления на свет. 2. Социально-биологический период, ступень в росте, развитии человека: младенчество, детство, отрочество, юность, зрелость, старость.

Источник: Социальная демография. Понятийно-терминологический словарь. – Махачкала ДГУ 2004. – 155 с.

Возраст
демографический показатель,определяемый периодом от его рождения человека до конкретного момента фиксирования его демографического статуса в той или иной ситуации (перепись населения, демографическое исследование и т.д.).

Источник: Глоссарий для курса Демография на Юге России.

ВОЗРАСТ
англ. age; нем. Alter. 1. Время, прошедшее от рождения (возникновения) до данного момента существования системы. 2. Отмеченный относительными хронологическими границами период в физическом, психологическом и соц. развитии человека (раннее детство, дошкольный В., подростковый В. и др.).

Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua

Возраст (Age)
период от рождения до того или иного момента жизни. В демографии под возрастом понимается полное число лет в последний день рождения, полученное, если возможно, как ответ на вопрос о дате рождения или, если респондент не знает даты своего рождения, как ответ на вопрос о числе исполнившихся лет в последний день рождения.

Источник: Демография: словарь демографических терминов

Возраст
период от рождения человека до того или иного фиксируемого момента его жизни; является одним из важнейших демографических признаков; фиксируется в переписных листах (при переписях населения 1989 и 2002 гг. записывалась дата рождения (число, месяц, год) и число исполнившихся лет), записях актов гражданского состояния (дата рождения, а в записи акта о заключении брака – также и число исполнившихся лет) и др.

Источник: Демографический понятийный словарь.

Возраст
в социальных науках) (age), понятие, лежащее в основе деления об-ва на поколения или отд. возрастные группы. Такое деление на возрастные группы встречается у мн. африк. народов. В нек-рых случаях возрастные группы могут действовать как форма геронтократии, или правление старейшин, при к-рой старейшие играют гл. роль в орг-ции об-ва (политическая организация). Старейшие всегда следили за соблюдением обрядов, контролировали семейные и имущественные отношения. Их власть опиралась на безусловный авторитет, знание традиций, передаваемых из поколения в поколение. В нек-рых случаях системы возрастных групп имеют много общего с др. элементами социальной орг-ции, такими, как родство и наследование. Молодых людей собирают вместе для обряда инициации, как у народностей ндембу и масаи. Разделение по В. — это не способ объединения в группировку, а скорее последовательное прохождение всех ступеней социальной лестницы всеми членами об-ва на протяжении жизни.

Источник: Народы и культуры. Оксфордская иллюстрированная энцкилопедия

Возраст
определенный, ограниченный относительными хронологическими границами период в физическом и психическом развитии человека (раннее детство, дошкольный возраст, подростковый возраст, зрелый возраст, старость). За одни и те же временные отрезки в разные периоды происходят различные по темпу и качеству изменения в физическом и психическом облике человека. При этом в каждом периоде особенно интенсивно изменяются различные характерные именно для этого периода физические и психологические особенности. К определенному хронологическому возрасту большинство людей, живущих в сравнительно одинаковых социально-экономических условиях, достигают приблизительно одного и того же уровня физического и психического развития. Это обстоятельство предусматривается законодательством, определяющим возраст получения человеком определенных прав и обязанностей (например, возраст наступления гражданской зрелости – право избирать и быть избранным в выборные органы управления обществом, призыв на военную службу, право на пенсию и т. п.).

Источник: Словарь справочник по социальной работе

Возраст
категория возраста определяет временные характеристики индивидуального развития. Различают хронологический (паспортный) возраст и психологический возраст, описывающий степень психической (психологической) зрелости. В современной отечественной психологии принята периодизация психического развития:
-младенческий возраст (0 – 1 год), ведущая деятельность – интимно-личное общение;
-ранний возраст (1 – 3 года), ведущая деятельность – предметно-манипулятивная;
-дошкольный возраст (4 – 7 лет), ведущая деятельность – игровая;
-младший дошкольный возраст (7 – 10 лет), ведущая деятельность – учебная;
-подростковый возраст (10 – 15 лет), ведущая деятельность интимно-личностное общение со
сверстниками (по Д. И. Фельдштейну, – общественно-полезная деятельность);
- юношеский возраст (первый период – старший школьный возраст (15 – 17 лет), второй период: 17 – 21 год), ведущая деятельность – учебно-профессиональная;
-зрелый возраст (первый период: 21 – 35 лет, второй период: 35-60 лет), ведущая деятельность – профессионально-трудовая);
-пожилой возраст (60 – 75 лет); старческий возраст (75 – 90 лет); долгожители (старше 90 лет).

Источник: Словарь по комплексной реабилитации инвалидов 2010 г.

ВОЗРАСТ

BОЗPACT человека, период от рождения человека до того или иного отсчитываемого момента его жизни. Различают биологический В., к-рый определяется состоянием обмена веществ и функций организма, а также соответствием этих процессов возрастным нормам человеческой популяции, и календарный В., измеряемый временем, прошедшим с момента рождения. В процессе эволюции продолжительности жизни представления о возрастных периодах меняются (см. Классификация возраста). Примерная периодизация жизни человека (с учетом относительности границ) может быть представлена в след, виде:

1 -10 дней.................новорожденные

10 дней - 1 год..........грудные дети

1-3 года.......................раннее детство

4 - 7 лет.......................первое детство

8 - 12 лет (мальчики)

8 -11 лет (девочки)….второе детство

13 - 16 лет (мальчики)

12 -15 лет (девочки)…подростки

17 - 21 год.....................юноши

16 - 20 лет.....................девушки

22 - 35 лет (мужчины) взрослые зрелые

21 - 35 лет (женщины) (I период зрелости)

36 - 60 лет (мужчины)

35 - 55 лет (женщины) (II период зрелости)

61 - 72 года (мужчины)

56 - 74 года (женщины) пожилые люди

75 - 90 лет (мужчины и женщины) старые люди

90 лет и более................. долгожители

Наряду с В. живущих важное значение в демографич. анализе имеет В. умерших, В. вступления в брак, детородный В. и т. д. Знание В. отд. людей на момент наблюдения или наступления в их жизни тех или иных демографич. событий дает представление о возрастной структуре населения и о том, в каких возрастных группах происходят данные демографнч. события. Поскольку частота рождений, смертей, браков, разводов в разных возрастах неодинакова, В. человека служит общей координатой демографич. явлений, статистич. описание к-рых при помощи таблиц смертности, рождаемости, брачности и др., имеющих важное значение для анализа воспроиз-ва нас., позволяет выяснить общие закономерности протекания этих процессов на разл. этапах жизни.

В зависимости от конкретных целей анализа тех возрастных периодов, к-рые проходит человек в процессе своей жизни и деятельности, в демографии применяют разл. возрастные группировки и вычисляют ср. показатели В. Применяется также понятие В. популяции, к-рый рассчитывается как ср. величина из В. отд. людей. Методич. основой расчета ср. показателей служит отношение числа человеко-лет к числ. всего нас. или к.-л. его части. Наибольшее демографпч. значение имеют средний возраст и медианный возраст нас., к-рые служат сводной характеристикой возрастного состава. Исчисляются также ср. возраст при вступлении в брак, рождении ребенка и при наступлении др. демографич. событий.

Статистич. анализ В. как демографич. и социально-экон. категории может осуществляться по двум направлениям: во-первых, изучение возрастной структуры всего нас. на определ. момент; во-вторых, изучение одного поколения, переживающего разл. историч. события в одном и том же возрасте. Ввиду значит. трудностей получения статистич. информации по поколениям, в демографии наибольшее развитие получили исследования возрастных характеристик, запечатленных в возрастных структурах нас. Помимо этого, В. есть конкретный результат и стадия социально-психол. развития личности, определяемая влиянием соответствующих историч. условий жизни. Для каждого В. характерна своя структура познават. и эмоц. качеств, типов и мотивов поведения в отношениях к окружающему миру о В. имеет значение также и с юридич. точки зрения: напр., брачный возраст, правоспособность и дееспособность, в т. ч. трудовая, В. уголовной, адм. или гражд. ответственности и т. д. (см. Несовершеннолетние).

В. человека с экон. и социальной точек зрения условно делит жизнь на ряд этапов: потребление и накопление жизненного опыта: произ-во и потребление материальных и духовных ценностей; потребление без произ-ва; передача жизненного опыта и знаний.

В. в демографии измеряется обычно целым числом исполнившихся лет, а для детей моложе года - числом месяцев или даже дней (для детей до 1 мес). Сведения о В. получают при переписях и обследованиях нас. путем опроса, при текущей регистрации демографич. событий (браков, разводов и т. д.) чаще всего на основании записей в документах. В программах переписей в большинстве экономически развитых стран ставится вопрос о дате рождения (число, месяц, год или месяц, год), иногда и о числе исполнившихся лет, как, напр., при переписях нас. СССР 1970 и 1979. Зная дату рождения, можно определить число лет, исполнившихся к моменту переписи, вычитая год рождения из года переписи. При этом, если день рождения в году переписи позже ее даты, разность уменьшается на единицу. Регистрация даты рождения позволяет сгруппировать данные не только по В., но и по поколениям. При текущей регистрации учитывается обычно дата или только год рождения. Специфич. трудность выяснения В. человека состоит в том, что люди иногда не знают, когда они родились. Приблизительное или округленное указание В. при опросе приводит к искажению числ. отд. групп возрастного распределения, к т. н. аккумуляции возрастной.

Гозулов А. И., Морфология населения, Ростов-н/Д, 1929; ФренкельЗ Г., Удлинение жизни и деятельная старость, М. 1949; Урланис Б. Ц., Эволюция продолжительности жизни, М. 1978; Никитенко В. В., Демография, анализ поколений, М. 1979; Россет Э., Процесс старения нас., пер. с польск., М. 1968.

С. П. Пирожков.

Источник: Демографический энциклопедический словарь

ВОЗРАСТ
- конкретная, относительно ограниченная во времени ступень психического развития. Она характеризуется совокупностью закономерных физиологических и психологических изменений, не связанных с индивидуальными различиями, являющимися общими для всех нормально развивающихся людей (поэтому они называются типологическими). Возрастные психологические особенности обусловлены конкретно - историческими условиями, в которых развивается человек, наследственностью и, в какойто мере, - характером воспитания, особенностями деятельности и общения индивида, которые в основном лишь оказывают влияние на временные сроки перехода от одного возраста к другому. Возраст (в психологии) — категория, служащая для обозначения временных характеристик индивидуального развития. В отличие от хронологического возраста, выражающего длительность существования индивида с момента его рождения, понятие психологического возраста обозначает определенную, качественно своеобразную ступень онтогенетического развития, обусловливаемую закономерностями формирования организма, условиями жизни, обучения и воспитания и имеющую конкретно-историческое происхождение. Первая попытка системного анализа категории психологического возраста принадлежит Л.С.Выготскому. Ключевыми его характеристиками он считал “социальную ситуацию развития”, отражающую место ребенка в системе общественных отношений, деятельность ребенка, новообразования в сфере сознания и личности. Процесс перехода от одной возрастной ступени к другой предполагает глубокое преобразование всех названных структурных компонентов возраста и может сопровождаться более или менее выраженными конфликтами и противоречиями. В нормативноценностном плане, приобретающем особое значение за пределами детства, каждый возраст характеризуется специфическими жизненными задачами, от своевременного решения которых зависит как личностное развитие в целом, так и успешность перехода на следующий возрастной этап (например, выбор профессии и профессиональная подготовка, создание семьи и др.). С ходом возрастного развития связаны и необратимые психофизиологические изменения, однако совпадения во времени тесно взаимосвязанных между собой линий физического (физиологического), психического и социального развития индивида не происходит. Неравномерность темпа развития указанных сторон приводит к нередким расхождениям в степени физической, психологической или социальной зрелости индивида, обусловливая явления акселерации, психофизического и личностного инфантилизма, задержки психического развития и др. Хронологические границы психологического возраста заметно варьируются в зависимости от социокультурных, экономических и других факторов. Необходимо различать процессы возрастного (онтогенетического) и функционального развития (в рамках отдельных психических процессов) (А.В.Запорожец). Для последнего характерны относительно частые, парциальные изменения, накопление которых, однако, и создает предпосылки для качественных возрастных сдвигов в детском сознании и личности. В ряде концепций возраст рассматривается как “суммация разнородных явлений роста, общесоматического, полового и нервно-психического созревания, зрелости и старения, конвертируемых со многими сложными явлениями общественно-экономического развития человека в конкретных исторических условиях” (Б.Г.Ананьев). Необходимость междисциплинарного подхода в исследованиях возрастных особенностей психики подчеркивается в современной отечественной и зарубежной психологии (В.В.Давыдов, И.С.Кон, П.Балтес, О.Брим). Возрастные ступени отличаются относительностью, условной усредненностью, что не исключает, однако, индивидуального своеобразия психического облика человека. Возрастная характеристика развития личности отражает определенную систему требований, предъявляемых обществом к человеку на том или ином этапе его жизни, и сущность его отношений с окружающими, его общественное положение. Специфические характеристики возраста определяются особенностями вхождения ребенка в группы разного уровня развития и в учебно-воспитательные учреждения, изменением характера воспитания в семье, формированием новых видов и типов деятельности, обеспечивающих освоение ребенком общественного опыта, системы сложившихся знаний, норм и правил человеческой деятельности, а также особенностями физиологического развития. Понятие возрастных особенностей, возрастных границ не имеет абсолютного значения — границы возраста подвижны, изменчивы, имеют конкретно-исторический характер и не совпадают в различных социально-экономических условиях развития личности. Принята следующая периодизация возраста: младенчество (от рождения до 1 года); пред-дошкольное детство (1-3 года); дошкольное детство (3-6 лет); младший школьный возраст (6-10 лет); подростковый возраст (10-15 лет); юность: первый период (старший школьный возраст 15-17 лет), второй период (17-21 год); зрелый возраст: первый период (21-35 лет), второй период (35-60 лет); пожилой возраст (60-75 лет); старческий возраст (75-90 лет); долгожители (90 лет и выше). В психологии принимаются различные по принципам построения концепции возрастной периодизации. Так, в 20-е годы XX в. складывались концепции развития психики, ориентированные на анатомо-физиологические изменения организма ребенка (П.П.Блонский и др.). В 70-е годы Д.Б.Элькониным была предложена возрастная периодизация развития психики, основанная на смене ведущих деятельностей: игры (дошкольники), обучения (младшие школьники), интимно-личного общения (подростки), учебнопрофессиональной деятельности (юноши). В 80-е годы А. В. Петровский предложил концепцию возрастной периодизации развития личности, которая определяется типом деятельностно-опосредствованных отношений индивида с наиболее референтными для него группами. Безотносительно к решению вопроса о детерминации возрастных особенностей концепции возрастной периодизации в основном отражают единую точку зрения психологов на определение границ возрастных этапов. Для каждого возраста существует своя специфическая социальная ситуация развития, т. е определенное соотношение условий социальной сферы и внутренних условий формирования личности. Взаимодействие внешних и внутренних факторов порождает типичные психологические особенности, общие для людей одного возраста.

Источник: Социальная работа. Краткий таджикско-русский энциклопедический словарь, 2009 (русскоязычная часть)

ВОЗРАСТ
продолжительность периода от момента рождения живого организма до настоящего или любого другого определенного момента времени. В. (в психологии) — категория, служащая для обозначения относительно ограниченных временных характеристик индивидуального развития. В отличие от хронологического В., выражающего длительность существования индивида с момента его рождения, понятие психологического В. обозначает определенную, качественно своеобразную ступень онтогенетического развития, обусловливаемую закономерностями формирования организма, условиями жизни, обучения и воспитания и имеющую конкретно-историческое происхождение. Попытка системного анализа категории психологического В. принадлежит Л.С. Выготскому (“Проблема возраста”, 1932–1934). Ключевыми его характеристиками он считал социальную ситуацию развития, отражающую место ребенка в системе общественных отношений, деятельность ребенка, новообразования в сфере сознания и личности.
Процесс перехода от одной возрастной ступени к другой предполагает глубокое преобразование всех названных структурных компонентов психологического В. и может сопровождаться более или менее выраженными конфликтами, противоречиями. В нормативно-ценностном плане, приобретающем особое значение за пределами детства, каждый В. характеризуется специфическими жизненными задачами, от своевременного решения которых зависит как личностное развитие в целом, так и успешность перехода на следующий возрастной этап (например, выбор профессии и профессиональная подготовка, создание семьи и др.).
С ходом возрастного развития связаны и необратимые психофизиологические изменения. Однако тесно взаимосвязанные между собой линии физического (физиологического), психического и социального развития индивида могут не совпадать во времени. Неравномерность темпа развития указанных сторон приводит к нередким расхождениям в степени физической, психологической и социальной зрелости индивида, обусловливая явления акселерации, асинхронии психического развития, психофизического и личностного инфантилизма и др. Хронологические границы В. заметно варьируют в зависимости от социокультурных, экономических и других факторов. Необходимо различать процессы возрастного (онтогенетического) и функционального развития (в рамках отдельных психических процессов) (А.В. Запорожец “Основные проблемы онтогенеза психики”, 1978). Для последнего характерны относительно частые, парциальные изменения, накопление которых, однако, и создает предпосылки для качественных возрастных сдвигов в детском сознании и личности.
В ряде концепций В. рассматривается как “суммация разнородных явлений роста, общесоматического, полового и нервнопсихического созревания, зрелости и старения, конвергируемых со многими сложными явлениями общественно-экономического развития человека в конкретных исторических условиях” (Ананьев, 1977, с. 192). В современной психологии подчеркивается необходимость междисциплинарного подхода в исследованиях возрастных особенностей психики. Возрастные ступени отличаются относительностью, условной усредненностью, что не исключает, однако, индивидуального своеобразия психического облика человека.
Возрастная характеристика развития личности отражает определенную систему требований, предъявляемых обществом к человеку на том или ином этапе его жизни, и сущность его отношений с окружающими, его общественное положение. Специфические характеристики В. определяются особенностями вхождения ребенка в группы разного уровня развития и в учебно-воспитательные учреждения, изменением характера воспитания в семье, формированием новых видов и типов деятельности, обеспечивающих освоение ребенком общественного опыта, системы сложившихся знаний, норм и правил человеческой деятельности, а также особенностями физиологического развития.
Обычно под словом “В.” понимается календарный (паспортный, хронологический) В., при котором не учитываются факторы развития организма. Наблюдаемые отличия индивидуальных особенностей развития организма от средних показателей послужили основанием для введения понятия “биологический В.”, или “В. развития”
В. — временная характеристика физического и психического развития человека. Возраст рассматривается как определенный, ограниченный относительными хронологическими границами период в физическом и психическом развитии человека (раннее детство, школьный возраст, подростковый, зрелый, старость).
Календарный (паспортный, хронологический) В. — число прожитых лет на текущий момент. Исчисляется со дня рождения, обычно выражается в количестве полных лет. С календарным В. связаны такие юридические понятия, как пенсионный В., призывной В., совершеннолетие, В. вступления в брак, школьный В., допустимый В. для продажи алкоголя, минимальный В. президента, В. наступления уголовной ответственности и др.
Паспортный В. используется для расчета целого ряда статистических показателей, таких как средняя продолжительность жизни, В. вступления в брак, численность экономически активного населения, занятость населения.
Биологический В., или В. развития, — это фактическая степень старения (для детей — степень созревания), определяемая при помощи специальных тестов. По сути, биологический В. — это уровень физического развития. Биологический В. зависит от окружающей среды, еще в большей степени от образа жизни и главным образом от наследственности.
К числу наиболее распространенных морфологических критериев биологического В. относятся: скелетный (костный) В., зубной В., В. полового развития, уровень общего соматического развития и т.д.
Скелетная зрелость — совокупность характеристик, позволяющих оценить биологический (скелетный) В. при анализе костной ткани (синостозы, точки окостенения и т.п.). В нормально развивающемся организме между костным В. и реальным В. человека существуют прямые соответствия.
Биологический В. главным образом оценивают педиатры, врачи, работающие в области спортивной медицины, геронтологи и судебные медики.
Судебно-медицинские исследования связаны с установлением биологического, чаще костного, В. и с анализом расхождения между паспортным и биологическим В.
Л.Е. Сикорская
Лит.: Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977; Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2 т. Т. 1: Психическое развитие ребенка. М.: Педагогика, 1986; Возраст // Безруких М.М., Фарбер Д.А. Психофизиология: Словарь. М.: Per Se, 2006; Возраст // Малая медицинская энциклопедия: В 6 т. / Гл. ред. В.И. Покровский. Т. 1. М.: Сов. энцикл., 1991; Возрастная психология: Конспект лекций / Сост. М.В. Олейникова. М.: АСТ; СПб.: Сова, 2004;. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 4: Детская психология. М.: Педагогика, 1984; Сальников О.А., Сухостав О.А. Возраст в системе физического развития детей и подростков // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2005. № 1. С. 39–45.

Источник: Российская энциклопедия социальной работы 2016.

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF
0.00 байт

Использование метода фокус-группы в социологических исследованиях детей старшего дошкольного возраст

Бесчасная Альбина Ахметовна
Социология детства, являясь междисциплинарной научной дисциплиной, обладает широким арсеналом методов исследования.
Читать PDF
0.00 байт

Поздний возраст: объяснительные модели активного образа жизни

Чернышкова Елена Вячеславовна
В статье представлен анализ наиболее распространенных в отечественной и западной социологической науке теорий активного образа жизни в старости.
Читать PDF
0.00 байт

Возраст как переменная в социологическом исследовании (методологические и методические проблемы изме

Мягков Александр Юрьевич
Статья посвящена способам получения надежной информации в возрасте респондента в социологическом исследовании.
Читать PDF
0.00 байт

Зрелый возраст в контексте жизненного пути

Солодников В. В., Солодникова И. В.
Продолжение анализа жизненных ценностей и психологии людей «среднего возраста», их роли в жизни общества.
Читать PDF
0.00 байт

98. 02. 007. Cahto К. Возраст - не помеха // компьютер и мы. -М. ,1997. -№5. -С. 6-10

Топчеев В. Ю.
Читать PDF
0.00 байт

2003. 03. 015. Галлан О. Подростковый, послеподростковый возраст, юность: обращение к некоторым инте

Ушкова Е. Л.
Читать PDF
0.00 байт

Репродуктивный возраст: 30-летний рубеж в предпочтениях и биографиях

Ипатова Анна Алексеевна, Тындик Алла Олеговна
Настоящая статья посвящена исследованию феномена позднего материнства.
Читать PDF
0.00 байт

75 лет для настоящего ученого — не возраст

Богун А.П.
Читать PDF
0.00 байт

Идеальный возраст создания семьи в Пензенской области

Морозова Ольга Павловна
Статья посвящена выявлению идеального возраста для создания семьи пензенской молодежью.
Читать PDF
0.00 байт

Возраст: в поисках социологической оптики

Смолькин Антон
Читать PDF
0.00 байт

Идеальный брачный возраст

Третьякова Екатерина Алексеевна
Статья посвящена матримониальным планам населения, в частности идеальному возрасту для вступления в брак, по мнению респондентов, а также формирующим их социально-демографическим факторам.
Читать PDF
0.00 байт

Возраст для вступления в брак. Ранние браки

Василенко Анна Андреевна, Лошкарев Андрей Викторович
В работе предпринимается попытка проследить историю развития семейного права, проследить разрешенный возраст для вступления в брак в России и других странах. Рассмотрены особенности заключения брака несовершеннолетними.

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • Репродуктивный возраст (генеративный возраст)

    возраст, в котором женщина способна к деторождению. Границы репродуктивного возраста в демографическом анализе определяют продолжительность репродуктивного периода. Этот возраст для женщин сос
  • Абсолютный возраст

    в зависимости от контекста: 1) в биологии - человека возраст, рассчитанный в годах (месяцах и т.п.) с момента рождения (другое название - паспортный возраст); понятие введено как противоположность био
  • ВОЗРАСТ БИОЛОГИЧЕСКИЙ

    мера старения организма, его здоровья, предстоящей продолжительности жизни.
  • Минимальный брачный возраст

    начиная с которого закон или обычай допускает вступление в брак. В большинстве стран мира устанавливается законодательно с учетом возраста половой зрелости, психологической и социальной зрелост
  • Брачный возраст

    возраст, начиная с которого закон или обычай допускает вступление в брак.
  • Расчетный средний возраст вступления в первый брак

    показатель среднего возраста вступления в первый брак, рассчитываемый на основании данных переписи населения о доле лиц, никогда не состоявших в браке в различных возрастах или возрастных группа
  • ВОЗРАСТ ВСТУПЛЕНИЯ В БРАК

    имеется в виду тот возраст в котором мужчины и женщины реально вступают в брак, а не тот минимальный возраст, начиная в котором они получают право на вступление в брак по закону. (см. также Брачный в
  • Четвертый возраст

    Стадия процесса старения, характеризующаяся потерей функциональной независимости и повышенной потребностью в медико-социальной помощи. Иногда этот термин употребляется для ссылки на людей 80 ле
  • Детородный возраст

    См.: Репродуктивный период.
  • ДОРАБOЧИЙ ВОЗРАСТ

    ДОРАБOЧИЙ ВОЗРАСТ, один из элементов условной градации возраста в зависимости от участия нас. в обществ. произ-ве. Граница Д. в., устанавливаемая трудовым законодательством, обусловливается также
  • ВОЗРАСТ ФЕРТИЛЬНЫЙ

    англ. age, fertil; нем. Fertilitatsalter. Период в жизни женщины, в течение к-рого она способна к вынашиванию и рождению ребенка.
  • Возраст хронологический

    - наш обычный возраст, выраженный в количестве лет (месяцев, дней) прожитых с момента рождения. Как противоположность биологическому возрасту человека.
  • ВОЗРАСТ КАК ПЕРЕМЕННАЯ

    методологическая проблема, требующая особых методов проведения исследований. Основные подходы к исследованиям возраста: 1. Межвозрастной (cross-sectional). Если требуется проследить, как какая-либо пере
  • ВОЗРАСТ КУЛЬТУРНЫЙ

    англ. age, cultural; нем. Alter, kulturelles. По Л. С. Выготскому - определенная стадия достигнутого ребенком уровня культ, развития; соотносится с хронологическими и интеллектуальными характеристиками возрастно
  • Средний возраст матери

    средний возраст женщины при рождении ребенка.
  • МЕДИАННЫЙ ВОЗРАСТ

    См. ВОЗРАСТ СРЕДНИЙ.
  • ВОЗРАСТ МЕНТАЛЬНЫЙ

    англ. аде, mental; нем. Alter, mentales. Определяемый при помощи тестов уровень интеллектуального развития индивида.
  • МИНИМАЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

    возраст, ниже которого дети считаются неспособными нарушить уголовное законодательство (Конвенция ООН о правах ребенка). В разных странах устанавливается в зависимости от традиций, социальных и
  • ВОЗРАСТ МОДАЛЬНЫЙ

    См. МОДА II.
  • Возраст пенсионный

    минимальный возраст, в котором может выплачиваться трудовая пенсия (для женщин – 55 лет, для мужчин – 60).