Возраст
Источник: Социальная демография. Понятийно-терминологический словарь. – Махачкала ДГУ 2004. – 155 с.
Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua
Источник: Демографический понятийный словарь.
Источник: Народы и культуры. Оксфордская иллюстрированная энцкилопедия
Источник: Словарь справочник по социальной работе
-младенческий возраст (0 – 1 год), ведущая деятельность – интимно-личное общение;
-ранний возраст (1 – 3 года), ведущая деятельность – предметно-манипулятивная;
-дошкольный возраст (4 – 7 лет), ведущая деятельность – игровая;
-младший дошкольный возраст (7 – 10 лет), ведущая деятельность – учебная;
-подростковый возраст (10 – 15 лет), ведущая деятельность интимно-личностное общение со
сверстниками (по Д. И. Фельдштейну, – общественно-полезная деятельность);
- юношеский возраст (первый период – старший школьный возраст (15 – 17 лет), второй период: 17 – 21 год), ведущая деятельность – учебно-профессиональная;
-зрелый возраст (первый период: 21 – 35 лет, второй период: 35-60 лет), ведущая деятельность – профессионально-трудовая);
-пожилой возраст (60 – 75 лет); старческий возраст (75 – 90 лет); долгожители (старше 90 лет).
Источник: Словарь по комплексной реабилитации инвалидов 2010 г.
BОЗPACT человека, период от рождения человека до того или иного отсчитываемого момента его жизни. Различают биологический В., к-рый определяется состоянием обмена веществ и функций организма, а также соответствием этих процессов возрастным нормам человеческой популяции, и календарный В., измеряемый временем, прошедшим с момента рождения. В процессе эволюции продолжительности жизни представления о возрастных периодах меняются (см. Классификация возраста). Примерная периодизация жизни человека (с учетом относительности границ) может быть представлена в след, виде:
1 -10 дней.................новорожденные
10 дней - 1 год..........грудные дети
1-3 года.......................раннее детство
4 - 7 лет.......................первое детство
8 - 12 лет (мальчики)
8 -11 лет (девочки)….второе детство
13 - 16 лет (мальчики)
12 -15 лет (девочки)…подростки
17 - 21 год.....................юноши
16 - 20 лет.....................девушки
22 - 35 лет (мужчины) взрослые зрелые
21 - 35 лет (женщины) (I период зрелости)
36 - 60 лет (мужчины)
35 - 55 лет (женщины) (II период зрелости)
61 - 72 года (мужчины)
56 - 74 года (женщины) пожилые люди
75 - 90 лет (мужчины и женщины) старые люди
90 лет и более................. долгожители
Наряду с В. живущих важное значение в демографич. анализе имеет В. умерших, В. вступления в брак, детородный В. и т. д. Знание В. отд. людей на момент наблюдения или наступления в их жизни тех или иных демографич. событий дает представление о возрастной структуре населения и о том, в каких возрастных группах происходят данные демографнч. события. Поскольку частота рождений, смертей, браков, разводов в разных возрастах неодинакова, В. человека служит общей координатой демографич. явлений, статистич. описание к-рых при помощи таблиц смертности, рождаемости, брачности и др., имеющих важное значение для анализа воспроиз-ва нас., позволяет выяснить общие закономерности протекания этих процессов на разл. этапах жизни.
В зависимости от конкретных целей анализа тех возрастных периодов, к-рые проходит человек в процессе своей жизни и деятельности, в демографии применяют разл. возрастные группировки и вычисляют ср. показатели В. Применяется также понятие В. популяции, к-рый рассчитывается как ср. величина из В. отд. людей. Методич. основой расчета ср. показателей служит отношение числа человеко-лет к числ. всего нас. или к.-л. его части. Наибольшее демографпч. значение имеют средний возраст и медианный возраст нас., к-рые служат сводной характеристикой возрастного состава. Исчисляются также ср. возраст при вступлении в брак, рождении ребенка и при наступлении др. демографич. событий.
Статистич. анализ В. как демографич. и социально-экон. категории может осуществляться по двум направлениям: во-первых, изучение возрастной структуры всего нас. на определ. момент; во-вторых, изучение одного поколения, переживающего разл. историч. события в одном и том же возрасте. Ввиду значит. трудностей получения статистич. информации по поколениям, в демографии наибольшее развитие получили исследования возрастных характеристик, запечатленных в возрастных структурах нас. Помимо этого, В. есть конкретный результат и стадия социально-психол. развития личности, определяемая влиянием соответствующих историч. условий жизни. Для каждого В. характерна своя структура познават. и эмоц. качеств, типов и мотивов поведения в отношениях к окружающему миру о В. имеет значение также и с юридич. точки зрения: напр., брачный возраст, правоспособность и дееспособность, в т. ч. трудовая, В. уголовной, адм. или гражд. ответственности и т. д. (см. Несовершеннолетние).
В. человека с экон. и социальной точек зрения условно делит жизнь на ряд этапов: потребление и накопление жизненного опыта: произ-во и потребление материальных и духовных ценностей; потребление без произ-ва; передача жизненного опыта и знаний.
В. в демографии измеряется обычно целым числом исполнившихся лет, а для детей моложе года - числом месяцев или даже дней (для детей до 1 мес). Сведения о В. получают при переписях и обследованиях нас. путем опроса, при текущей регистрации демографич. событий (браков, разводов и т. д.) чаще всего на основании записей в документах. В программах переписей в большинстве экономически развитых стран ставится вопрос о дате рождения (число, месяц, год или месяц, год), иногда и о числе исполнившихся лет, как, напр., при переписях нас. СССР 1970 и 1979. Зная дату рождения, можно определить число лет, исполнившихся к моменту переписи, вычитая год рождения из года переписи. При этом, если день рождения в году переписи позже ее даты, разность уменьшается на единицу. Регистрация даты рождения позволяет сгруппировать данные не только по В., но и по поколениям. При текущей регистрации учитывается обычно дата или только год рождения. Специфич. трудность выяснения В. человека состоит в том, что люди иногда не знают, когда они родились. Приблизительное или округленное указание В. при опросе приводит к искажению числ. отд. групп возрастного распределения, к т. н. аккумуляции возрастной.
Гозулов А. И., Морфология населения, Ростов-н/Д, 1929; ФренкельЗ Г., Удлинение жизни и деятельная старость, М. 1949; Урланис Б. Ц., Эволюция продолжительности жизни, М. 1978; Никитенко В. В., Демография, анализ поколений, М. 1979; Россет Э., Процесс старения нас., пер. с польск., М. 1968.
С. П. Пирожков.
Источник: Социальная работа. Краткий таджикско-русский энциклопедический словарь, 2009 (русскоязычная часть)
Процесс перехода от одной возрастной ступени к другой предполагает глубокое преобразование всех названных структурных компонентов психологического В. и может сопровождаться более или менее выраженными конфликтами, противоречиями. В нормативно-ценностном плане, приобретающем особое значение за пределами детства, каждый В. характеризуется специфическими жизненными задачами, от своевременного решения которых зависит как личностное развитие в целом, так и успешность перехода на следующий возрастной этап (например, выбор профессии и профессиональная подготовка, создание семьи и др.).
С ходом возрастного развития связаны и необратимые психофизиологические изменения. Однако тесно взаимосвязанные между собой линии физического (физиологического), психического и социального развития индивида могут не совпадать во времени. Неравномерность темпа развития указанных сторон приводит к нередким расхождениям в степени физической, психологической и социальной зрелости индивида, обусловливая явления акселерации, асинхронии психического развития, психофизического и личностного инфантилизма и др. Хронологические границы В. заметно варьируют в зависимости от социокультурных, экономических и других факторов. Необходимо различать процессы возрастного (онтогенетического) и функционального развития (в рамках отдельных психических процессов) (А.В. Запорожец “Основные проблемы онтогенеза психики”, 1978). Для последнего характерны относительно частые, парциальные изменения, накопление которых, однако, и создает предпосылки для качественных возрастных сдвигов в детском сознании и личности.
В ряде концепций В. рассматривается как “суммация разнородных явлений роста, общесоматического, полового и нервнопсихического созревания, зрелости и старения, конвергируемых со многими сложными явлениями общественно-экономического развития человека в конкретных исторических условиях” (Ананьев, 1977, с. 192). В современной психологии подчеркивается необходимость междисциплинарного подхода в исследованиях возрастных особенностей психики. Возрастные ступени отличаются относительностью, условной усредненностью, что не исключает, однако, индивидуального своеобразия психического облика человека.
Возрастная характеристика развития личности отражает определенную систему требований, предъявляемых обществом к человеку на том или ином этапе его жизни, и сущность его отношений с окружающими, его общественное положение. Специфические характеристики В. определяются особенностями вхождения ребенка в группы разного уровня развития и в учебно-воспитательные учреждения, изменением характера воспитания в семье, формированием новых видов и типов деятельности, обеспечивающих освоение ребенком общественного опыта, системы сложившихся знаний, норм и правил человеческой деятельности, а также особенностями физиологического развития.
Обычно под словом “В.” понимается календарный (паспортный, хронологический) В., при котором не учитываются факторы развития организма. Наблюдаемые отличия индивидуальных особенностей развития организма от средних показателей послужили основанием для введения понятия “биологический В.”, или “В. развития”
В. — временная характеристика физического и психического развития человека. Возраст рассматривается как определенный, ограниченный относительными хронологическими границами период в физическом и психическом развитии человека (раннее детство, школьный возраст, подростковый, зрелый, старость).
Календарный (паспортный, хронологический) В. — число прожитых лет на текущий момент. Исчисляется со дня рождения, обычно выражается в количестве полных лет. С календарным В. связаны такие юридические понятия, как пенсионный В., призывной В., совершеннолетие, В. вступления в брак, школьный В., допустимый В. для продажи алкоголя, минимальный В. президента, В. наступления уголовной ответственности и др.
Паспортный В. используется для расчета целого ряда статистических показателей, таких как средняя продолжительность жизни, В. вступления в брак, численность экономически активного населения, занятость населения.
Биологический В., или В. развития, — это фактическая степень старения (для детей — степень созревания), определяемая при помощи специальных тестов. По сути, биологический В. — это уровень физического развития. Биологический В. зависит от окружающей среды, еще в большей степени от образа жизни и главным образом от наследственности.
К числу наиболее распространенных морфологических критериев биологического В. относятся: скелетный (костный) В., зубной В., В. полового развития, уровень общего соматического развития и т.д.
Скелетная зрелость — совокупность характеристик, позволяющих оценить биологический (скелетный) В. при анализе костной ткани (синостозы, точки окостенения и т.п.). В нормально развивающемся организме между костным В. и реальным В. человека существуют прямые соответствия.
Биологический В. главным образом оценивают педиатры, врачи, работающие в области спортивной медицины, геронтологи и судебные медики.
Судебно-медицинские исследования связаны с установлением биологического, чаще костного, В. и с анализом расхождения между паспортным и биологическим В.
Л.Е. Сикорская
Лит.: Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977; Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2 т. Т. 1: Психическое развитие ребенка. М.: Педагогика, 1986; Возраст // Безруких М.М., Фарбер Д.А. Психофизиология: Словарь. М.: Per Se, 2006; Возраст // Малая медицинская энциклопедия: В 6 т. / Гл. ред. В.И. Покровский. Т. 1. М.: Сов. энцикл., 1991; Возрастная психология: Конспект лекций / Сост. М.В. Олейникова. М.: АСТ; СПб.: Сова, 2004;. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 4: Детская психология. М.: Педагогика, 1984; Сальников О.А., Сухостав О.А. Возраст в системе физического развития детей и подростков // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2005. № 1. С. 39–45.