ЖУРНАЛИСТИКА
ЖУРНАЛИСТИКА
деятельность по сбору, обработке и распространению актуальной политической, экономической и социальной информации через средства массовой информации.
Источник: Связи с общественностью в социально-культурной деятельности. Словарь-справочник. 2013 г.
Журналистика
journalism), сбор, обработка и распространение новостей и иной информации посредством печати (газеты), радио, телевидения. В прессу журналисты поставляют новостные, тематические статьи и комментарии. Своевременное появление новостей и актуальных статей в ср-вах массовой информации обеспечивается штатными и внештатными корреспондентами и репортерами, а также информационными агентствами. В центре внимания новостных сообщений — текущие события; в статьях дается более детальное описание событий и явлений, а также освещаются темы общего характера. Редакционная статья газеты обычно помещается на первой полосе. В полноформатных газетах журналистам нередко отводят место для всестороннего освещения последних известий. Сила радио- и тележурналистики — в ее немедленном отклике на события. Напр., в 1991 г. в начале войны в Персидском заливе журналисты Си-Эн-Эн (CNN, Кабельная сеть новостей) вели прямой репортаж из Багдада во время бомбардировки города авиацией стран коалиции, возглавлявшейся США (кабельное телевидение). Национальный союз журналистов Соединенного Королевства и Ирландии предписывает журналистам соблюдать объективность, точность, не вторгаться в частную жизнь граждан и не разглашать источники информации. В бульварных газетах эти принципы уступают место интересам рекламодателей и владельца газеты. В Великобритании работа теле- и радиожурналистов находится под более строгим контролем, и от них требуется макс, объективность освещения событий. Во всем мире журналисты постоянно подвергаются давлению, цель к-рого — заставить их отказаться от независимой, объективной позиции. Опасения, что присутствие журналистов, теле- и кинооператоров может повлиять на освещаемые события (как это произошло в Пекине в 1989 г.), в тоталитарных странах могут заставить власти контролировать или запретить работу журналистов, а в демокр. — изыскать возможности убедить их воздержаться от непродуманных шагов.
Источник: Народы и культуры. Оксфордская иллюстрированная энцкилопедия
Журналистика
Профессиональная массово‑информационная и коммуникативная творческая деятельность по написанию текстов, медиатекстов (или созданию аудиовизуального контента), относящихся к актуальным событиям жизни и имеющих общественное значение. Журналистика как социальный институт формирует и поддерживает единое информационное и ценностное пространство, взаимодействует с внешней социальной средой (с другими социальными институтами и субъектами), организована как структурированная система компонентов, ее социальная роль реализуется в системе функций и в представлениях журналистов о своих обязанностях перед обществом, в системе подотчетности журналистики обществу (например, в рамках концепции журналистики как «четвертой власти»). Журналистика как творческая деятельность представляет собой процесс создания журналистских материалов, фрагментов массового информационного потока, принадлежащих пространству массовой коммуникации, адресованных массовой аудитории, одновременно доступных аудитории и открытых для всех желающих принять участие в информационном взаимодействии; результатом деятельности становится формирование медиатекста как элемента массового информационного потока, характеризующегося особым типом авторства, специфической текстовой модальностью, рассчитанного на массовую аудиторию. Журналистика как профессия предполагает наличие системы специальных знаний и современного набора практических навыков, получаемых в процессе специальной подготовки (профильного образования), которые реализуются в рамках независимой авторской, редакторской, административной и других видов лицензированной организованной деятельности, направленной на достижение общего блага в конкурентной среде. Растущее многообразие медиаконтента, фрагментация аудитории, размывание границ смежных видов творческой активности и развитие информационно‑коммуникативных технологий приводят к депрофессионализации журналистики, к появлению новых форм журналистики (в т. ч. так называемой гражданской журналистики) и новых коммуникативных платформ, преобразуя общественную миссию, но не подрывая основ традиционной журналистики. Исследовательская практика открывает возможности для описания и анализа журналистики в различных дисциплинарных контекстах – социологическом, историческом, культурологическом, лингвистическом, политологическом и др. с учетом тенденции медиатизации социального пространства, процесса трансформации общественных практик, технического и технологического развития. История существования журналистики демонстрирует определенное противостояние журналистских культур: так, американские профессиональные стандарты журналистики не распространяются на то, что называется opinionated journalism (дословно «журналистика мнений») – «журналистика, пропущенная через мнения авторов». Журналистика мнений, которую, к примеру, американские газеты вывели на отдельные полосы мнений, больше призвана обсуждать и полемизировать, а не сообщать новости. В России, напротив, признаком мастерства журналистов становятся их публицистические материалы, которые и есть продукт рассуждающего, аналитического журналиста. Российская журналистская традиция близка к литературной, и потому в публицистическом измерении она допускает субъективное, чрезмерно эмоциональное отношение к фактам, даже вольное обращение с ними. Разные журналистские жанры и форматы, редакционные стандарты и журналистские культуры определяют соотношение факта и авторского мнения в медиа. В последние годы становится очевидно, что мнения проникают в новые медиа, проявляясь в них в новом выражении. Социальные сети сегодня дополняют информационную картину мира и сухими, некомментируемыми новостями, и острыми персонифицированными комментариями, и ангажированными дискуссиями, возрождая традицию поляризованной журналистики, представляют в публичном поле позиции сторонников разнородных политических сил. Мнения в российских новых медиа, причем часто непрофессиональные, любительские, развиваются весьма активно, что, видимо, связано с определенными пробелами в общественной сфере, формируемой профессиональными редакциями, со снижением актуальности и дискуссионности публицистики. Многие блоги непрофессионалов, благодаря технологичности новых медиа, могут конкурировать с хорошими авторскими документальными фильмами и профессионально сделанными сайтами, выступая альтернативой не только печатным, но и аудиовизуальным СМИ.
Литература Вартанова Е. Л. О необходимости модернизации концепций журналистики и СМИ // Вестн. Моск. ун‑та. Сер. 10: Журналистика. – 2012. – № 1. – С. 7–26. МакКуэйл Д. Журналистика и общество. – М.: МедиаМир; Фак. журн. МГУ, 2013. Прохоров Е. П. Введение в теорию журналистики. – М.: Аспект Пресс, 2011.
Литература Вартанова Е. Л. О необходимости модернизации концепций журналистики и СМИ // Вестн. Моск. ун‑та. Сер. 10: Журналистика. – 2012. – № 1. – С. 7–26. МакКуэйл Д. Журналистика и общество. – М.: МедиаМир; Фак. журн. МГУ, 2013. Прохоров Е. П. Введение в теорию журналистики. – М.: Аспект Пресс, 2011.