Интеллект
intelligence). Уровень умственного развития, измеряемый тестами, в частности, IQ.
Источник: Социология. Глоссарий: основные понятия и важнейшие термины
Интеллект
механизм, обеспечивающий реализацию всех рефлексивных функций в "информационном" (не энергетическом, мотивационном) слое. Применение языковых средств выступает условием осознанной формы интеллекта и, в частности, мышления.
Источник: Методологический словарь для управленцев
ИНТЕЛЛЕКТ
умственные способности человека, способность к осмыслению реальности и умозаключениям на этой основе. Психические функции, связанные с И.: мышление, внимание, память, психомоторика, эмоции. Степень развития И. измеряется коэффициентом IQ на основе тестов и шкал (шкалы Векслера, Бейли, Рейнелла, Гриффитса и др.).
Источник: Основные понятия социальной работы. Глоссарий. СПб. 2007.
Интеллект
способность абстрактного мышления, рационального познания. К интеллектуальным функциям относят внимание, мышление, память и подразумевается определенный уровень развития мыслительной деятельности личности, обеспечивающий возможность приобретать новые знания и эффективно использовать их в ходе жизнедеятельности (см. Коэффициент интеллекта).
Источник: Словарь по комплексной реабилитации инвалидов 2010 г.
ИНТЕЛЛЕКТ
от лат. inteuectus - ум, рассудок, разум, познание) - англ. intellect; нем. Intellekt. 1. Способность мышления, рационального познания, определяющая готовность человека к усвоению и использованию знаний и опыта, разумному поведению в проблемных ситуациях. 2. В схоластике - высшая познавательная способность (сверхчувственные постижения духовных сущностей) в противоположность разуму как низшей познавательной способности (к элементарной абстракции).
Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua
Интеллект
от лат. intellectus – разумение, понимание, постижение) – относительно устойчивая система способностей к выполнению умственных действий, обладающая генетически и социально обусловленной индивидуальной структурой. По определению интеллект является обобщенным психическим условием успешного выполнения умственных действий, операций, решения задач, проблем и ситуаций. В таком понимании интеллект не сводится к совокупности познавательных процессов (восприятия, памяти мышления и др.), но осуществляется через них.
Источник: Словарь справочник по социальной работе
Интеллект
(от лат. intellectus – разумение, понимание, постижение). Інтелект. Intellect (intelligence). Умственная способность индивида, составляющая его социальный потенциал, выражаемый как в его поведении, так и в возможности или прямом участии в принятии решений. Традиционно в И. выделяют три его основных компонента: способность суждения, память и понимание, степень развития которых свидетельствует о степени умственного развития индивида и его творческого потенциала. Однако для социологии культуры такой подход все же является достаточно общим и требует некоторого уточнения. Скажем, наличие высоких интеллектуальных способностей у индивида или состав группы, имеющей достаточно высокий интеллектуальный потенциал, еще не говорит о характере индивидуальной культуры или субкультуры данной группы. Для суждений о культуре здесь необходимо еще и знание о ценностных ориентациях, о целях деятельности и средствах их реализации. См. также Гений.
Источник: Социология культуры. Краткий словарь. 2011
Интеллект
ум) (intelligence, лат. intellectus — разумение, понимание, постижение), способность приобретать, систематизировать и использовать знания, разл. у разных людей, основа всего процесса познания. Способность обучаться и адаптироваться в окружающей обстановке также считается св-вом И. Как показывают тесты на интеллект, есть опред. корреляция между И., достижениями в образовании и проф. статусом. Однако существует много форм И. Умственно неполноценные люди иногда обладают необыкновенной памятью или выдающимися художеств, способностями. Детские психологи выделяют качественно разл. стадии формирования И., т.к. познавательные способности (когнитивное развитие) развиваются с младенчества и до взрослого возраста. В об-вах с высоким уровнем техн. достижений И. может быть также определен в связи с языковыми и пространственными способностями, к-рые обеспечивают успех в школе. Наследственность, окруж. среда и их взаимодействие, вероятно, играют роль в развитии И., но относит, значимость каждого из этих факторов все еще дискутируется (генетика поведения).
Источник: Народы и культуры. Оксфордская иллюстрированная энцкилопедия
Интеллект
(от лат. «intellectus» – «разумение, понимание, постижение») – относительно устойчивая структура умственных способностей индивида, часто отождествляемая с системой умственных операций, со стилем и стратегией решения проблем, с эффективностью индивидуального подхода к ситуации, требующего познавательной активности, а также с когнитивным стилем личности. Последний представляет собой относительно устойчивые индивидуальные особенности познавательных процессов субъекта, которые выражаются в используемых им познавательных стратегиях.
Интеллект понимается также как биопсихическая адаптация к наличным обстоятельствам жизни (В. Штерн, Ж. Пиаже), инсайт (М. Вертхеймер,
В. Кёлер и другие представители гештальтпсихологии), степень умственной одаренности (А. Бине, Т. Симон).
Понятие интеллекта следует отличать от понятий интеллектуализации (защитный механизм, действие которого проявляется в специфическом способе анализа стоящих перед личностью проблем – посредством чрезмерного преувеличения роли мыслительного, рассудочного компонента при полном игнорировании эмоциональных, или аффективных, составляющих анализа) и интеллигентности (совокупность личностных качеств индивида, отвечающих социальным ожиданиям, предъявляемым передовой частью общества к лицам, преимущественно занятым умственным трудом и художественным творчеством, в более широком аспекте – к людям, которые считаются носителями культуры).
Источник: Социология творческой деятельности. Краткий глоссарий.
ИНТЕЛЛЕКТ
intelligence) — умственная способность человека или потенциал рациональной мысли и поведения. Природа и измерение интеллекта — одна из наиболее дискуссионных тем в социальных науках. Основной вопрос касается того, что мы обозначаем данным понятием. Ранние теории принимали очень узкий диапазон когнитивных способностей — абстрактное рассуждение, понимание и память — хотя и делали акцент на существовании общего фактора интеллекта, присущего всем видам мастерства (например, Спирмен), противопоставляя его множеству различных первичных умственных способностей (например, Терстоун). Современные ученые склоняются к расширению понятия, чтобы охватить практические решения проблем и творческий потенциал. Второй вопрос — то, в какой мере интеллект наследуется биологически или приобретается в результате опыта среды и социализации (см. Споры о природе и воспитании). Для его прояснения было изобретено множество методов, включая изучение идентичных близнецов и приемных детей, но соотношение воздействия наследственности и окружающей среды остается невыявленным. Важное значение для образовательных процессов имеют модели характера интеллекта. Одна из них находит выражение в когнитивных теориях развития, подчеркивающих роль интеракции между унаследованным потенциалом и влиянием среды. Этот подход иллюстрируется в работах Пиаже (1932) и Брунера (1968), где оба автора идентифицируют качественно разные стадии умственного развития и усвоения. Они оказали значительное влияние на структуру образования в последние десятилетия.
Источник: Большой толковый социологический словарь
ИНТЕЛЛЕКТ
INTELLIGENCE) Интеллект, определяемый как врожденное свойство, измеряется при проверке умственных способностей индивида, направленной на выявление коэффициента интеллектуальности IQ (intelligence quotient), то есть отношения интеллекта данного индивида к средней величине, которую условились считать равной 100. В 1904 г. французскому психологу А. Бине (1857-1911) министерством образования Франции было поручено исследовать процесс обучения умственно отсталых детей. Бине разработал специальный тест интеллекта, позволяющий классифицировать детей с точки зрения соотношения их умственного возраста (определяемого посредством множества когнитивных тестов) и физического. Понятие интеллекта вызывает множество вопросов и споров. Во-первых, не ясно, является ли интеллект неизменной, врожденной способностью, обусловленной генетически, или это некое умение (skill), которое может развиваться под влиянием факторов окружающей среды. Во-вторых, что на самом деле измеряют тесты интеллекта — способности индивида или те его качества, которые определяются другими факторами, такими, как социальный класс, раса или пол. В-третьих, возможно, что эти тесты измеряют лишь соответствие ребенка школьным социальным ожиданиям, выдвигаемым преподавателем. В-четвертых, как считают некоторые исследователи, тесты на коэффициент интеллектуальности, будучи разработанными представителями среднего класса с точки зрения культуры привилегированных групп, оказываются смещенными в направлении определенных господствующих норм. В связи с этим, многие социологи полагают, что существующие тесты интеллекта нельзя считать полностью надежными. Полемика о степени, в которой интеллект определяется генетически, продолжается уже более пятидесяти лет, и пока нет никаких признаков того, что она приближается к разрешению. См. также: Классной комнаты взаимодействие; Природа и воспитание; Школьное знание.
Источник: Социологический словарь