Интеллект

Найдено 11 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

Интеллект
intelligence). Уровень умственного развития, измеряемый тестами, в частности, IQ.

Источник: Социология. Глоссарий: основные понятия и важнейшие термины

Интеллект
механизм, обеспечивающий реализацию всех рефлексивных функций в "информационном" (не энергетическом, мотивационном) слое. Применение языковых средств выступает условием осознанной формы интеллекта и, в частности, мышления.

Источник: Методологический словарь для управленцев

ИНТЕЛЛЕКТ
умственные способности человека, способность к осмыслению реальности и умозаключениям на этой основе. Психические функции, связанные с И.: мышление, внимание, память, психомоторика, эмоции. Степень развития И. измеряется коэффициентом IQ на основе тестов и шкал (шкалы Векслера, Бейли, Рейнелла, Гриффитса и др.).

Источник: Основные понятия социальной работы. Глоссарий. СПб. 2007.

Интеллект
способность абстрактного мышления, рационального познания. К интеллектуальным функциям относят внимание, мышление, память и подразумевается определенный уровень развития мыслительной деятельности личности, обеспечивающий возможность приобретать новые знания и эффективно использовать их в ходе жизнедеятельности (см. Коэффициент интеллекта).

Источник: Словарь по комплексной реабилитации инвалидов 2010 г.

ИНТЕЛЛЕКТ
от лат. inteuectus - ум, рассудок, разум, познание) - англ. intellect; нем. Intellekt. 1. Способность мышления, рационального познания, определяющая готовность человека к усвоению и использованию знаний и опыта, разумному поведению в проблемных ситуациях. 2. В схоластике - высшая познавательная способность (сверхчувственные постижения духовных сущностей) в противоположность разуму как низшей познавательной способности (к элементарной абстракции).

Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua

Интеллект
от лат. intellectus – разумение, понимание, постижение) – относительно устойчивая система способностей к выполнению умственных действий, обладающая генетически и социально обусловленной индивидуальной структурой. По определению интеллект является обобщенным психическим условием успешного выполнения умственных действий, операций, решения задач, проблем и ситуаций. В таком понимании интеллект не сводится к совокупности познавательных процессов (восприятия, памяти мышления и др.), но осуществляется через них.

Источник: Словарь справочник по социальной работе

Интеллект
(от лат. intellectus – разумение, понимание, постижение). Інтелект. Intellect (intelligence). Умственная способность индивида, составляющая его социальный потенциал, выражаемый как в его поведении, так и в возможности или прямом участии в принятии решений. Традиционно в И. выделяют три его основных компонента: способность суждения, память и понимание, степень развития которых свидетельствует о степени умственного развития индивида и его творческого потенциала. Однако для социологии культуры такой подход все же является достаточно общим и требует некоторого уточнения. Скажем, наличие высоких интеллектуальных способностей у индивида или состав группы, имеющей достаточно высокий интеллектуальный потенциал, еще не говорит о характере индивидуальной культуры или субкультуры данной группы. Для суждений о культуре здесь необходимо еще и знание о ценностных ориентациях, о целях деятельности и средствах их реализации. См. также Гений.

Источник: Социология культуры. Краткий словарь. 2011

Интеллект
ум) (intelligence, лат. intellectus — разумение, понимание, постижение), способность приобретать, систематизировать и использовать знания, разл. у разных людей, основа всего процесса познания. Способность обучаться и адаптироваться в окружающей обстановке также считается св-вом И. Как показывают тесты на интеллект, есть опред. корреляция между И., достижениями в образовании и проф. статусом. Однако существует много форм И. Умственно неполноценные люди иногда обладают необыкновенной памятью или выдающимися художеств, способностями. Детские психологи выделяют качественно разл. стадии формирования И., т.к. познавательные способности (когнитивное развитие) развиваются с младенчества и до взрослого возраста. В об-вах с высоким уровнем техн. достижений И. может быть также определен в связи с языковыми и пространственными способностями, к-рые обеспечивают успех в школе. Наследственность, окруж. среда и их взаимодействие, вероятно, играют роль в развитии И., но относит, значимость каждого из этих факторов все еще дискутируется (генетика поведения).

Источник: Народы и культуры. Оксфордская иллюстрированная энцкилопедия

Интеллект
 (от лат. «intellectus» – «разумение, понимание, постижение») – относительно устойчивая структура умственных способностей индивида, часто отождествляемая с системой умственных операций, со стилем и стратегией решения проблем, с эффективностью индивидуального подхода к ситуации, требующего познавательной активности, а также с когнитивным стилем личности. Последний представляет собой относительно устойчивые индивидуальные особенности познавательных процессов субъекта, которые выражаются в используемых им познавательных стратегиях.
Интеллект понимается также как биопсихическая адаптация к наличным обстоятельствам жизни (В. Штерн, Ж. Пиаже), инсайт (М. Вертхеймер, 
В. Кёлер и другие представители гештальтпсихологии), степень умственной одаренности (А. Бине, Т. Симон).
Понятие интеллекта следует отличать от понятий интеллектуализации (защитный механизм, действие которого проявляется в специфическом способе анализа стоящих перед личностью проблем – посредством чрезмерного преувеличения роли мыслительного, рассудочного компонента при полном игнорировании эмоциональных, или аффективных, составляющих анализа) и интеллигентности (совокупность личностных качеств индивида, отвечающих социальным ожиданиям, предъявляемым передовой частью общества к лицам, преимущественно занятым умственным трудом и художественным творчеством, в более широком аспекте – к людям, которые считаются носителями культуры).

Источник: Социология творческой деятельности. Краткий глоссарий.

ИНТЕЛЛЕКТ
intelligence) — умственная способность человека или потенциал рациональной мысли и поведения. Природа и измерение интеллекта — одна из наиболее дискуссионных тем в социальных науках. Основной вопрос касается того, что мы обозначаем данным понятием. Ранние теории принимали очень узкий диапазон когнитивных способностей — абстрактное рассуждение, понимание и память — хотя и делали акцент на существовании общего фактора интеллекта, присущего всем видам мастерства (например, Спирмен), противопоставляя его множеству различных первичных умственных способностей (например, Терстоун). Современные ученые склоняются к расширению понятия, чтобы охватить практические решения проблем и творческий потенциал. Второй вопрос — то, в какой мере интеллект наследуется биологически или приобретается в результате опыта среды и социализации (см. Споры о природе и воспитании). Для его прояснения было изобретено множество методов, включая изучение идентичных близнецов и приемных детей, но соотношение воздействия наследственности и окружающей среды остается невыявленным. Важное значение для образовательных процессов имеют модели характера интеллекта. Одна из них находит выражение в когнитивных теориях развития, подчеркивающих роль интеракции между унаследованным потенциалом и влиянием среды. Этот подход иллюстрируется в работах Пиаже (1932) и Брунера (1968), где оба автора идентифицируют качественно разные стадии умственного развития и усвоения. Они оказали значительное влияние на структуру образования в последние десятилетия.

Источник: Большой толковый социологический словарь

ИНТЕЛЛЕКТ
INTELLIGENCE) Интеллект, определяемый как врожденное свойство, измеряется при проверке умственных способностей индивида, направленной на выявление коэффициента интеллектуальности IQ (intelligence quotient), то есть отношения интеллекта данного индивида к средней величине, которую условились считать равной 100. В 1904 г. французскому психологу А. Бине (1857-1911) министерством образования Франции было поручено исследовать процесс обучения умственно отсталых детей. Бине разработал специальный тест интеллекта, позволяющий классифицировать детей с точки зрения соотношения их умственного возраста (определяемого посредством множества когнитивных тестов) и физического. Понятие интеллекта вызывает множество вопросов и споров. Во-первых, не ясно, является ли интеллект неизменной, врожденной способностью, обусловленной генетически, или это некое умение (skill), которое может развиваться под влиянием факторов окружающей среды. Во-вторых, что на самом деле измеряют тесты интеллекта — способности индивида или те его качества, которые определяются другими факторами, такими, как социальный класс, раса или пол. В-третьих, возможно, что эти тесты измеряют лишь соответствие ребенка школьным социальным ожиданиям, выдвигаемым преподавателем. В-четвертых, как считают некоторые исследователи, тесты на коэффициент интеллектуальности, будучи разработанными представителями среднего класса с точки зрения культуры привилегированных групп, оказываются смещенными в направлении определенных господствующих норм. В связи с этим, многие социологи полагают, что существующие тесты интеллекта нельзя считать полностью надежными. Полемика о степени, в которой интеллект определяется генетически, продолжается уже более пятидесяти лет, и пока нет никаких признаков того, что она приближается к разрешению. См. также: Классной комнаты взаимодействие; Природа и воспитание; Школьное знание.

Источник: Социологический словарь

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
312.41 кб

Искусственный интеллект в контексте философии техники

Степаненко А. С.
Читать PDF
160.92 кб

Социальный интеллект условие успешной карьеры

Лунева Ольга Викторовна
Читать PDF
250.07 кб

Знание и социальный интеллект: социологический подход к осмыслению взаимосвязи

Филипповская Татьяна Владимировна
Автор представляет социологический подход к актуальному осмыслению взаимосвязи знания и социального интеллекта.
Читать PDF
310.70 кб

Религиозный интеллект в современном социуме

Юрасов Игорь Алексеевич
Настоящее исследование посвящено основаниям концептуализации относительно малоизученного феномена в социальной и духовной жизни человеческого общества религиозного интеллекта.
Читать PDF
862.36 кб

96. 03. 001. Херрнстейн Р. , Муррей Ч. Колоколообразная кривая. Интеллект и классовая структура амер

Жарковский М. О.
Читать PDF
122.50 кб

2008. 01. 013. Паралес-Кенса К. Х. Хитрость, доверие и социальный интеллект. Parales-quenza C. J. as

Якимова Е. В.
Читать PDF
121.49 кб

2008. 01. 042. Кононова Т. М. Культура, творчество, интеллект личности: теоретические дискуссии в по

Ремезова И. И.
Читать PDF
71.97 кб

Р. Линн, Т. Ванханен. Интеллект: связующий конструкт для социальных наук. Рецензия C. Каназавы (пере

Казанава C.
Читать PDF
0.00 байт

Когнитивные мегамашины как сетевой интеллект

Краснощек Платон Львович
В рамках данной статьи автор кратко описывает реализацию основных принципов построения мегамашин Льюиса Мамфорда в коллективных интеллектуальных системах и сетях связи, существующих в настоящее время.
Читать PDF
77.67 кб

Искусственный интеллект и киберпространство

С. В. Луков
В статье рассматриваются две стороны киберпространства, в рамках которого искусственный интеллект используется как технология самонастройки компьютеров.
Читать PDF
0.00 байт

Белорусский интеллект:наследие и современность

Левяш Илья
Автор статьи анализирует проблему идентичности белорусского интеллекта, определяет разницу между интеллектуальным капиталом и интеллектуальным потенциалом.
Читать PDF
413.63 кб

Социальный интеллект: объектный и субъектный подходы

Отюцкий Геннадий Павлович
В статье с социально-философских позиций рассмотрен ряд методологических проблем исследования социального интеллекта. Выявлены трудности в понимании диалектики интеллекта и социального интеллекта.
Читать PDF
1.09 мб

Эмоциональный интеллект в изменении места человека в социальном и трудовом конфликте: идеологический

Николин Илья Владимирович
В статье анализируется изменение способа понимания места человека в процессе труда и способов управления рабочим в труде по мере развертывания капиталистического производства от мобилизационной формы (научная организация труда) к
Читать PDF
346.46 кб

Культура и интеллект: к вопросу о разнообразии культур

Зыкова Ирина Владимировна
Статья посвящена проблеме взаимосвязи культурных различий и интеллектуальной деятельности людей.
Читать PDF
151.83 кб

Интеллект как основа развития личности: понятия и определения интеллекта

Бирюкова А.
любой интеллектуальный акт предполагает активность субъекта и наличие саморегуляции при его выполнении.

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ и ИСКУССТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ

    artificial intelligence and artificial consciousness) — "интеллектуальная" способность, подобная человеческой, присущая, как утверждалось, некоторым машинам, особенно компьютерам, которые основаны на подражании поведен
  • Интеллект социальный, или интеллект общности

    относительно устойчивая форма совместной мыслительной деятельности (способности) людей, проявляющаяся в их общем творчестве, выработке и реализации решений, понимании ими самих себя, других люде
  • ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ

    artificial intelligence, AI). Наука создания машин, способных решать задачи и выполнять действия, к-рые, будь они поручены человеку, потребовали бы от него сообразительности, — так определил задачи создания И.и
  • Тест на интеллект

    intelligence test), измерение интеллектуальных способностей. Первый Т. на и. разработал Бине в 1908 г. Наиб, широко известен тест Векслера, в к-ром на основе анализа вербальных и невербальных способностей чел
  • ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ

    в рамках эволюционной эпистемологии - понятие, с помощью которого интерпретируется исторически локальный механизм взаимодействия "интерналистких" (интеллектуальных, научных, рациональных) и "экс
  • КОЭФФИЦИЕНТ ИНТЕЛЛЕКТА

    англ. intelligence quotient (IQ); нем. Intelligenzkoeffizient. Показатель умственного развития, измеряемый стандартным тестом уровня знаний и осведомленности, определяемый процентным отношением умственного и хронолог
  • ТЕСТ ИНТЕЛЛЕКТА

    англ. tests, intelligence; нем. Intelligenztest. Психо-диагностические приемы, предназначенные для исследования и качественной оценки ("измерения") уровня интеллектуального развития. Задания, входящие в наиболее р
  • Тестирование интеллекта

    intelligence testing) – способы оценки когнитивных способностей у людей. Первые документированные попытки тестирования интеллекта предприняты французским психологом Альфредом Бине, который по просьбе с
  • ИНТЕЛЛЕКТУАЛ

    (от лат. intellectualis – умственный). Інтелектуал. Intellectual. 1. Человек с высоко развитым интеллектом. 2. Представитель интеллектуального труда. 3. Представитель гуманитарной элиты.
  • ОРГАНИЧЕСКИЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛ

    organic intellectual) - см. Грамши; Интеллектуалы.
  • ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗМ

    англ. intel-hctualism; нем. Intellektualismus. 1. Теоретическая или практическая ориентация, приписывающая исключительную роль интеллекту в процессе познания, развития психики, воспитания и т. д. 2. Склонность к бес
  • ШКОЛА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ИСТОРИИ

    англ. Intellectual History, School; нем. Schule der intellektuellen Geschichte. Школа (П. Миллер, Дж. Хайам, К Брин-тон, Р. Стромберг, Р. Дарнтон, Д. Хол-линджер, А. Вэйси, Д. Росс, Дж. Вуд), ориентирующаяся на изучение соц.-экон., философс
  • ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ

    страны (региона) характеризуется уровнем и качеством образования (общеобразовательной и профессиональной подготовки) и участием молодежи в научной и научно-инновационной деятельности. В настоящ
  • ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СТРАНЫ

    представляет собой научное знание, как воплощенное в технологиях, продукции и прочих результатах человеческой деятельности (научно-технологический потенциал), так и не реализованное, имеющее инф
  • ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

    направлены на развитие и стимулирование мыслительной деятельности людей, развитие их творческих способностей. И.с.т. — это не простая сумма индивидуальных интеллектов, а целостная система их инф
  • ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ТРУД

    intellectual labour) (особенно в марксизме) — все формы труда, в которых труд является скорее умственным, чем ручным. Утверждалось, что в современных капиталистических обществах (и возможно, во всех совреме
  • ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ

    объединение объектов авторского и патентного права в одну группу.
  • ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ТЕРПИМОСТЬ

    свойство ума и характера человека, ясное понимание им относительности сегодняшних наших знаний; допущение того, что другой человек может подойти к проблеме иначе, глубже, с другой мерой оценок; пр
  • ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ УСЛУГИ

    услуги, связанные с делегированием собственником исполнителю И.у. права принятия той или иной части экономических решений. Пример рынка И.у. внутри пр-тия- наемный менеджмент. В совр. экономике выд
  • Интеллектуальный дефект

    необратимое нарушение мышления (умственная отсталость).