МАРКСИЗМ и НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС

Найдено 1 определение
МАРКСИЗМ и НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС
учение Марксизма-ленинизма о нациях и национальных отношениях. Марксизму принадлежит историческая заслуга создания научной, социально-философской теории нации и национальных отношений. Впервые в истории общественной мысли был дан анализ национальных процессов с позиций материалистического понимания истории.
Марксизм-ленинизм исходит из того, что возникновение и смена социально-этнических общностей людей — это закономерный, объективно обусловленный процесс, в основе которого в конечном счете лежит развитие способа производства материальных благ, его уровень и характер. Историческое возникновение каждой общности определялось становлением соответствующей общественно-экономической формации. Первобытнообщинному строю соответствует в этом отношении такая историческая форма общности людей, как племя, базирующееся на кровнородственных связях между людьми; для рабовладельческого и феодального обществ характерна народность, в основе которой лежат уже социальные и территориальные связи людей; типичной для капитализма является нация как историческая форма общности людей, решающую роль в которой играют экономические факторы и отношения. Классовый и исторический подход к национальным проблемам — важнейшее методологическое требование марксистско-ленинской теории нации и национальных отношений.
К. Маркс, Ф. Энгельс и В. И. Ленин постоянно требовали никогда не забывать о классовой раздвоенности нации буржуазного общества, видеть, что в каждой национальной культуре буржуазного общества есть две культуры. В. И. Ленин призывал всегда помнить, что «при всяком действительно серьезном и глубоком политическом вопросе группировка идет по классам, а не по нациям».
Итак, нация — это устойчивая социально-историческая общность людей, представляющая собой закономерный продукт и неизбежную форму общественного прогресса, возникшую в период становления капитализма, сложившаяся и развивающаяся на базе единства экономической жизни народа, его языка, территории, культуры, национального самосознания и национальной психологии. Согласно марксизму-ленинизму социальные факторы определяют сущность и основное содержание национальных явлений и процессов, в то время как этнические факторы — преимущественно их форму. Не абсолютизируя этнические моменты (язык, территорию, особенности культуры, психологии, обычаев, традиций и т. д.) в формировании, функционировании и развитии национальных общностей людей, марксисты в то же время считают, что этнические факторы здесь играют немаловажную роль. Этнические факторы имеют существенное значение в формировании и проявлении признаков и особенностей психологии нации, т.е. тех ценностей в языке, народной культуре, в частности в фольклоре и одежде, в пище и интерьере жилища, в традициях и обычаях, которые складывались веками. Этническое в жизни народов — тоже, конечно, социальное. Однако в марксистско-ленинском учении о нациях и национальных отношениях при характеристике национального принято различать в нем социальное как отражение экономического, классового, идейно-политического и этническое, выражающее в основном форму общности, а не ее суть. В целом же сущность нации как общности состоит в том, что она является социально-этнической общностью, в которой социальное выступает определяющим началом.
Классики марксизма-ленинизма указывали 8 своих трудах на большое значение национального государства в прогрессе общества. Они считали государственность типичным явлением для нормального развития нации. Однако есть и нации, не имеющие своей государственности. Важнейшим выражением сущности национальных отношений является национальный вопрос. Марксизм-ленинизм показал, что капитализм не только породил нации, но и создал национальный вопрос, сделав одни нации объектом эксплуатации и угнетения другими народами, точнее — их господствующими классами. С точки зрения марксизма-ленинизма, национальный вопрос — проблема не столько этническая, сколько социально-политическая по своей сути и содержанию. Национальный вопрос в том его историческом смысле, в каком он порожден капитализмом — это вопрос об освобождении угнетенных народов, о ликвидации национального гнета и обеспечении свободного самоопределения народов, о завоевании юридического, а затем и фактического равенства наций, о преодолении межнациональной розни и недоверия между народами. Национальный вопрос всегда имеет конкретно-историческое социальное, классовое содержание.
Марксизм-ленинизм раскрыл и обосновал внутренний механизм углубления и обострения национального вопроса при капитализме, особенно на империалистической стадии его развития. Фундаментальное значение в этом отношении имела разработка В. И. Лениным вопроса о двух основных исторических тенденциях капитализма в национальном вопросе. Первая — пробуждение национальной жизни и национальных движений, борьба против всякого национального гнета, создание национальных государств. Вторая — развитие и активизация всяческих отношений между нациями, ломка национальных перегородок, создание интернационального единства капитала, экономической жизни вообще, политики, науки и т. д. При всей важности национального вопроса марксизм-ленинизм исходит из того, что он не является самостоятельным и самодовлеющим в общественном развитии. Классики марксизма-ленинизма учили рассматривать все аспекты национального вопроса с классовой точки зрения. Поскольку национальный вопрос является частью общего вопроса о социально-экономическом прогрессе общества, то и решение его следует рассматривать как часть общедемократических преобразований общественной жизни. См.: Национализм, Национальные отношения. Национальный вопрос. Нация.

Источник: Этнология. Современный словарь-справочник. 2007 г.