СУБЪЕКТ
Субъект
социальное бытие человека в рамках фиксированных норм, обладающее тенденцией к сохранению самоопределения или коррекции самоопределения при смене норм «извне».
Источник: Методологический словарь для управленцев
Субъект
(от лат. sabjectum – подлежащее). Философская и общенаучная категория, обозначающая активно действующего, познающего, обладающего сознанием и волей индивида или социальной группы.
Источник: Социальная демография. Понятийно-терминологический словарь. – Махачкала ДГУ 2004. – 155 с.
СУБЪЕКТ
от лат. subjectus - лежащий в основе) - англ. subject; нем. Subjekt. 1. Носитель предметно-практической деятельности и познания (индивид или соц. группа); источник активности, направленной на объект. 2. Индивид как носитель к.-л. свойств; личность.
Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua
СУБЪЕКТ
(от лат. subjectus - лежащий в основе) - социальный носитель предметно-практической деятельности. Индивид или социальная группа, познающая мир (объект) и воздействующая на него своей практической деятельностью. С. выражает активную, творческую природу человека как индивида, способного не только познать, но и преобразовать, изменить себя самого, природную и социальную реальность. С. определяется как личность, носитель каких-л. существенных, необходимых в общекультурном процессе свойств.
Источник: Социология Словарь-справочник. 2006 г.
Субъект
от лат. subjectum – подлежащее) – человек или группа как носитель активности, источник деятельности. Основным свойством человека как субъекта является направленность его деятельности (по Б. Ф. Ломову). Ряд психологов называют по существу это же свойство субъекта по-другому: «динамическая тенденция» (С. Л. Рубинштейн), «доминирующее отношение» (В. Н. Мясищев), «смыслообразующий мотив» (А. Н. Леонтьев), «основная жизненная направленность» (Б. Г. Ананьев), «организация побудительных сущностных сил человека» (В. К. Шановский). Понятие субъекта и личности не совпадают: «Совпадение личности и субъекта относительно даже при максимальном сближении их свойств, так как субъект характеризуется совокупностью деятельностей и мерой их продуктивности, а личность – совокупностью общественных отношений...» (Б. Г. Ананьев). По Б. Г. Ананьеву и А. Н. Леонтьеву, субъект деятельности – это совокупность индивидных и личностных свойств. При этом если субъект осуществляет деятельность как проявление собственного имманентного свойства (деятельность 1), то в структуре субъекта превалируют индивидные свойства. Если субъект включен в деятельность как способ существования действительности (деятельность 2), то в его структуре начинают доминировать личностные свойства.
Источник: Словарь справочник по социальной работе
СУБЪЕКТ
(лат. subjectus — лежащий в основе) — практически всегда определяется по отношению к оппозиции — объекту (objectum — противопоставляемый). Это парные соотносительные качественные категории субординационного взаимодействия. В онтологическом смысле С. подразумевает ответ на вопрос «как субъект может познавать объект» и «из чего состоит каждый из них». В социологии доминирует представление о субъекте как носителе сознательной деятельности, при этом между понятиями «личность» и «субъект» нет тождества, поскольку последнее выступает в качестве диспозиционной характеристики. Челов., выступающий в роли источника и носителя активности, осуществляющий свободно избираемое действие на основе целеполагания, проектно-идеального опосредования, контроля за действием и его коррекцию явл. субъектом деятельности. То, на что направлена его активность — явл. объектом. Специфика субъекта определяет содержание изменений происходящих в объекте. В разных оппозициях — «субъект-объект», «субъект-субъект» возникает качественно отличающееся взаимодействие. Отношение субъекта деятельности к чему-либо как к объекту есть предметная деятельность, а межсубъектное отношение — деятельность общения. В первом случае субъект осуществляет три основные функции: инициатор, субординатор, регулятор. Во втором — функция субординации уступает место координации.
Лит.: 1) Ватин И.В. Человеческая субъективность. Ростов н/Д, 1998; 2) Деятельность: теория, методология, проблемы. М., 1990; 3) Николас Аберкромби, Стивен Хилл, Брайан С. Тернер. Социологический словарь. М., 1999.
Лит.: 1) Ватин И.В. Человеческая субъективность. Ростов н/Д, 1998; 2) Деятельность: теория, методология, проблемы. М., 1990; 3) Николас Аберкромби, Стивен Хилл, Брайан С. Тернер. Социологический словарь. М., 1999.
Источник: Социология. Краткий тематический словарь. Феникс. 2001
Субъект
(от лат. subjectum – подлежащее). Суб’єкт. Subject. 1. В философии – носитель практического или теоретического действия, где предметом действия есть объект – то, на что направлено действие. Практическое действие – это непосредственно преобразовательное действие, теоретическое действие опосредует преобразовательное, которое теперь ориентировано не на непосредственный практический опыт, а на знание об объекте. Иначе говоря, позвательное действие осуществляется с целью дальнейшего практического преобразования объекта познания, но только в тех пределах, в которых мы его уже знаем. Здесь уже сам процесс познание есть процессом преобразования объекта, например, в систему понятий о нем. В познании, как видим, происходит раздвоение объекта на реальный объект (прообраз) и систему понятий о нем (образ). Такое раздвоение создает гносеологическую возможноть формирования не только гносеологического, но и художественного (чувственно воспринимаемого или, скажем условно, наглядного), и иллюзорного – искаженного в образе его прообраза, например, религиозных представлений. В социологическом плане сама возможность таких искажений прообраза в сознании может стать основой для разработки технологий влияния на массовое поведение доверчивых в принципе людей, потому что доверие собственным чувстствам или другому – способ восприятия незнаемого. 2. В логике – подлежащее суждения или предмет, о котором что-либо утверждается или отрицается. 3. В психологии – активное самосознающее начало в человеке, дающее возможность познания себя через противопоставление себя внешнему миру и своим собственным состояниям, рассматриваемым как объективные или объекты познания. 4. В грамматике – подлежащее, семантическая категория означающая, что действие связано с его носителем или некоторым его состоянием. 5. В праве – лицо, наделенное правом и обязанностями. Лицо, как субъект права, – это либо реальное физическое лицо, либо юридическое лицо (организация, например). 6. Бытовое – человек, являющийся носителем отрицательных черт (например, странный субъект, непонятный субъект, подозрительный субъект, противныфй субъект и т.д.). 7. В социологии – индивид или группа, действия которых ориентированы на другого (субъект социального действия). Субъект социального действия (или просто С.): 1) индивид, имеющий право и возможность проявлять свою волю в момент ориентации на другого; 2) группа или класс, имеющие право и возможность проявлять свою волю в момент ориентации на другую группу или класс. Группа или класс становятся субъектом социального действия лишь в том случае, если у них сформирована групповая или классовая воля – объединенная воля входящих в них индивидов, не сводимая к сумме отдельных воль. Можно сказать, что групповая или классовая воля есть интегрированным выражением совокумной системы интересов, преследующим каждым индивидом, входящих в группу, или индивидов и субгрупп, составляющих класс. Так сложилось, что, не смотря на достаточно широкое хождение в социологических текстах словосочетания субъект социального действия, оно не получило достаточно глубокой разработки на понятийном уровне и требует значительного уточнения его социологического смысла. Хотя, не лишне будет заметить, что, например, в марксизме, при разработке понятий пролетариата, прлетарского сознания и всего комплекса понятий, соотносящихся с ними, есть четкое указание на два этапа становления пролетариата как класса: 1) класс в себе – этап когда: а) существует большое число людей, разбитых на группы в основном по отраслевому, профессиональному, региональному, национальному и другим признакам; б) разобщенных в своих частныхз интересах и потому не осознающих того, что всем им свойствен один и тот же образ жизни, определенный одним и тем же признаком – наемная рабочая сила 2) класс для себя – этап, когда формируется классовое сознание и классовая (читай, политическая) воля, объединяющая разрезненные группы в одну большую группу или людей, действующую в одном направлении – перестать быть наемной рабочей силой. См. также Агент, Агент влияния и Актор.