Афроцентризм

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Афроцентризм
доминирование африканских культурных образцов.

Источник: Словарь справочник по социальной работе

АФРОЦЕНТРИЗМ
теория реабилитации чернокожего населения, Он направлен на борьбу с евроцентризмом в различных сферах общественного сознания; науке, философии, религии, искусстве и поведении. Цель — реабилитация негроидной расы, самоидентификация, ценностное возвышение африканской культуры вплоть до абсолютизации культурно-исторических и расовых особенностей, представления об исключительной роли негро-африканцев в мировой истории. Сформулирована в начале ??-? гг. XX в. в среде афроамериканской интеллигенции,
Панафриканские идеи об историко-культурном и расовом единстве, африканской самобытности и исключительности стали развиваться во второй половине XIX в. в США, где уже в это время велась активная борьба против рабства, расовой дискриминации, за равноправие негро-африканского населения. Во 2-й половине XIX в. Блайден в своих трудах заявил об уникальности африканца как личности, об его особом социально-психическом складе. Блайден противопоставляет одну расу другой, при этом африканца часто ставит значительно выше европейца. Он часто говорит о миролюбии африканцев, их коллективной сплоченности, духовности и тесной связи с природой в противопоставлении идее об агрессивности, индивидуализме и материализме европейцев. Выступая в своих статьях против евроцентристских идей расового превосходства, Блайден доказывает существование расовых различий, причем не биологических, а в большей степени психических. Позднее, уже в самой Африке, эти идеи об особом складе «негритянской души» получили дальнейшее развитие в теории негритюда. Идеологами ее стали Л. Сеигор и выходец с острова Мартиника, поэт Э. Сезер. Негритюд стал своеобразной формой протеста против европейской цивилизации, которая проникла в Африку а обличии колонизаторов, насильно насаждавших элементы своей культуры. Появляется стремление к утверждению своих начал и отрицание европейских ценностей, противопоставление африканской идеальности европейской ушербности. Сенгор делил человечество по расовому признаку, исходя из абстрактных духовных особенностей африканцев. Негритюд был особенно популярен в 1950 — 1960 гг. Стал идейной основой движения «Черные is Beautiful», когда помимо ученых и общественных деятелей в борьбу за реабилитацию своей расы включились музыканты, модельеры, актеры, учителя.
В 1-й половине и середине XX в. афроамериканский ученый У.Э.Б. Дюбуа и сенегальский историк Ш.А. Дион одними из первых бросили вызов евроцентристским утверждениям о неполноценности негро-африканцев и об отсутствии их собственного культурно-исторического наследия. Афроцентристы делают упор на огромное влияние негро-африканской культуры на развитие таких античных государств как Греция и Рим. Афроцентристы говорят и об особой первичной роли негроидов в антропогенезе: происхождение других рас от негроидной. В трудах афроцентристов утверждается, что культуры Черной Африки к моменту прихода белых колонизаторов нисколько не уступали, а где-то даже превосходили западную цивилизацию. Колонизация видится ими только с негативной точки зрения, они находят в ней лишь отрицательные моменты; «нарушения естественного развития африканского общества». Они требуют у Европы компенсации за причиненный ущерб.
Афроцентристы призывают к духовной деколонизации. «Нельзя быть свободным, если несвободен разум». Они предлагают всему черному населению мира свой образ мышления, который отталкивается от африканского эпицентра. Идеологи А. призывают «совершить афроцентристский прорыв в собственном сознании», заменить многие прежние евроцентристские установки новыми понятиями; «рабское имя» — «африканским именем», «представления о поражении» — «осознанием победы», «неуверенность» — «уверенностью», «приоритет чужой культуры» — «приоритетом своей культуры», «ощущение угнетенности» — «ощущением победы», «европейскую одежду» — «одеждой, отражающей традиционные мотивы», «связь с Европой» — «связью с Африкой», «поклонение европейским святыням» — «поклонением африканским святыням». Афроцентристы воспринимаются неоднозначно даже самими африканцами. И сейчас ведутся дебаты о ценностях такой идеологии. Негативную реакцию со стороны критиков вызвало очевидное стремление «переписать историю с позиций субъективизма, намеренное искажение фактов и событий, а также сама попытка вести борьбу с расизмом при помощи расизма». Афроцентристы говорят о необходимости формирования своей собственной науки — афрологии.

Источник: Этнология. Современный словарь-справочник. 2007 г.

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
222.76 кб

Метаморфозы идентичности африкано-американцев в постсегрегационную эпоху и теория афроцентризма

Бондаренко Дмитрий Михайлович, Хохолькова Надежда Евгеньевна
Статья посвящена проблеме идентичности африкано-американцев в постсегрегационный период (после 1968 г.). Дилемма «двойного сознания» африкано-американцев, впервые обозначенная еще в конце XIX начале ХХ вв.