ИДЕОЛОГИЯ

Найдено 20 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

Идеология
 система, утверждающая определенные ценности и факты.

Источник: Социология организаций и управления. Словарь основных понятий.

Идеология
культурные убеждения, которые оправдывают социальную стратификацию.

Источник: Словарь справочник по социальной работе

ИДЕОЛОГИЯ
система взглядов определенных социальных групп, утверждающая определенные ценности й факты.

Источник: Словарь-справочник по социологии 2000

Идеология
система идей, концепций, с помощью которых каждый класс (как правило господствующий) направляет развитие общества в своих интересах, в соответствии со своими социальными идеалами.

Источник: Краткий словарь по социологии

Идеология
суть результат введения наиболее значимых ценностей и идеалов в рамках того или иного мировоззрения, используемых в качестве "абсолютных" ориентиров и средств оценки осуществляемой деятельности.

Источник: Методологический словарь для управленцев

Идеология
это определенная система философских, научных, художественных, нравственных, правовых, политических, экономических, социологических знаний и ценностей о мире и роли человека в нем, которая организует, регулирует, интегрирует и направляет деятельность индивидов во всех сферах жизни.

Источник: Глоссарий для курса Демография на Юге России.

Идеология
система взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, социальные проблемы и конфликты, а также содержатся цели (программы) социальной деятельности, направленной на закрепление или изменение (развитие) данных общественных отношений.

Источник: Социология: Учебник для вузов: глоссарий к книге

ИДЕОЛОГИЯ
система взглядов и идей, в которых выражается отношение к той или иной действительности; взгляды, интересы, цели, намерения, умонастроения людей, субъектов политики и власти тех или иных эпох, поколений, общественных движений, искусства, литературы и др., вплоть до мировоззрения и жизненных позиций носителей какой-либо идеологии.

Источник: Связи с общественностью в социально-культурной деятельности. Словарь-справочник. 2013 г.

ИДЕОЛОГИЯ
от греч. idea - идея, представление и Jogos - слово, учение) - англ. ideology; нем. Ideologie. 1. Система взглядов и идей, в к-рых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, к-рые выражают интересы различных соц. групп, классов, обществ. 2. По А. Дестюту де Траси - наука об идеях, их происхождении, законах развития, истинности и применимости. 3. По К. Марксу - ложное сознание, выражающее специфические интересы определенного класса, выдающиеся за интересы всего общества. 4. По К. Ман-н гейму - искаженное отражение соц. действительности, выражающее интересы определенных групп или классов, стремящихся сохранить существующий порядок вещей; противопоставляется утопии.

Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua

ИДЕОЛОГИЯ
(от греч. idea - понятие, представление, logos - мысль, разум) - система взглядов и идей, в к-рых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, социальные проблемы и конфликты, а также содержатся цели (программы) социальной деятельности, направленной на закрепление или изменение данных социальных отношений. И. выполняет следующие социальные функции: познавательную, предлагающую человеку определенную модель интерпретации окружающего мира; оценочную, позволяющую индивиду выбрать адекватные его социальным интересам ценности и нормы; программно-целевую, ставящую перед индивидами определенные стратегические и тактические цели; футуролого-прогностическую, предлагающую обществу модель лучшего будущего; интегративную, проявляющуюся в сплочении общества или социальной группы на основе необходимости общих действий; защитную, обеспечивающую взаимодействие с другими идеологиями; социально-организующую, определяющую принципы организации общества и управления им.

Источник: Социология Словарь-справочник. 2006 г.

Идеология
совокупность убеждений, установок и взглядов, образующихся на основе либо относительно тесных, либо относительно свободных связей. В активный социально-политический оборот понятие идеологии было введено К. Марксом и Ф. Энгельсом, для которых идеология представляла собой форму ложного сознания, а также являлась иллюзорной формой классовой борьбы, то есть борьбы за экономическое и политическое превосходство одной группы над другой которые вероятно потребуются в последующем изложении. А. Грамши видит И. как средство символической гегемонии господствующего класса. Касаясь понятия И., Л. Альтюссер определяет ее как воображаемые отношения индивидов в их реальных условиях существования. Согласно К.Мангейму И. существует в определенных исторических условиях и привязана к конкретным социальным группам. При этом критика любой идеологии невозможна вне идеологической позиции. У Мангейма «ложная И.»–это не иллюзии, навязываемые доминирующими классами, классам доминируемым, а рудиментные формы мышления, мешающие субъектам действовать адекватно в изменившихся исторических условиях.

Источник: Основные социологические термины. Учебное пособие

Идеология
ideology), система полит, убеждений, объясняющая как данное состояние мира, так и способы его изменения. Термин был введен в употребление Марксом, к-рый использовал его для х-ки систем взглядов и идей социалъных классов, и в первую очередь кап. класса, или буржуазии. Буржуазной И., по Марксу, присущи ложные, иллюзорные представления, и в этом смысле она противоположна научному мировоззрению, выражающему истинное сознание раб. класса. Подобное противопоставление И. и науки впоследствии было заменено принципиально иным подходом, согласно к-рому любое полит, мировоззрение базируется на недоказуемых посылках и носит в какой-то мере идеолог, характер. Нек-рые ученые предлагали использовать термин И. для х-ки жестких полит, установок и крайних взглядов, в отличие от более прагматических и умеренных позиций. Напр., в 1950— 60-х гг. такие социологи, как Эдвард Шиле и Даниел Белл, пытались доказать, что зап. об-ва являются свидетелями конца идеологии, указывая, в частности, на крушение марксизма как всеобъемлющего учения, объясняющего обществ, процессы. Однако представляется более правильным признать существование И. как ср-ва, помогающего людям упорядочить свое восприятие социального мира независимо от того, имеют они или нет четкие полит, убеждения.

Источник: Народы и культуры. Оксфордская иллюстрированная энцкилопедия

Идеология
(от греч. idea – мысль, образ и logos – учение, слово). Ідеологія. Ideology. 1. Комплекс идей, обеспечивающих модернизацию общества, социальной системы в определенном направлении (капитализм, социализм, диктатура, демократия и т. д.). 2. Теоретически выраженная система идей, обосновывающая либо историческую вечность отношений частной собственности, право на частную собственность и культурную значимость частной собственности как ценности, обеспечивающей равноправное участие ее обладателей в системе социальных отношений в докапиталистическом, капиталистическом и постиндустириальном (читай посткапиталистическом) обществе, либо ее историческую природу, исторически преходящий характер, динамику влияния (от позитивного до негативного) на всю совокупность социальных явлений и процессов, включая культуру. 3. Процесс формирования и контроля массовых установок, массового поведения и направления активности масс различными методами: а) просвещением и объяснением, ставящих перед собою в качестве главной цели формирование сознательного действия масс на основе глубокого познания закономерностей общественного развития; б) манипуляционными стратегиями, которые исключают не только необходимость, но и саму возможность познания закономерностей общественного развития и тем исключают возможность сознательного действия. См. также Идеологический аппарат государства, Идеология научная, Манипуляция социальная, Образование и Сознательное действие.

Источник: Социология культуры. Краткий словарь. 2011

идеология
1) система взглядов, идей и теорий, выражающая интересы общественных групп; 2) по К. Маннгейму – субъективное отражение современной действительности конкретными социальными группами, которое своими корнями уходит в систему идей, относящуюся к прошлому (в отличие от утопии, интерпретирующей настоящее через призму будущего); 3) по К. Марксу – ложное сознание; 4) по В. Ленину – система взглядов и идей, имеющая классовый характер; ложность или научность идеологии конкретного класса определяется его ролью в исторической эпохе; 5) по Н.А. Бердяеву – обратная теократия – государственная религия с особыми догмами, писаниями, святыми и т.д.; 6) по Р. Барту – мифическое построение, определенное социальными интересами; 7) к началу ХХI века сложились следующие направления исследования И.: структурное – И. рассматривается в отношениях к науке, искусству, мировоззрению и т.д.; генетическое – изучает различные условия происхождения И.; функциональное – анализирует функции И.; институциональное – изучает институционализацию И. в различных системах.- Литература: Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология // Карл Маркс. Социология. М., 2000; Маннгейм К. Диагноз нашего времени. М., 1994; Антонович И.И. Социодинамика идеологии. Минск, 1995; Тощенко Ж.Т. Идеологические отношения (опыт социологического анализа). М., 1987; Кара-Мурза С. Идеология и мать ее Наука. М., 2002; Волков Ю.Г. Идеология современной России. М., 2004; Тезаурус социологии: тематический словарь-справочник / под ред. Ж.Т. Тощенко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.

Источник: Словарь новейшей социологической лексики. Теории понятия персоналии. 2011.

ИДЕОЛОГИЯ
от греч. idea - идея, образ и logos - слово, понятие) - система взглядов, идей, выражающих коренные интересы больших обществ. групп: народов, классов, об-в, соц. движений. Термин "И.", введенный в начале XIX в. франц. философом А.Дестют де Траси и использованный Наполеоном в пренебрежительном смысле, означал ложное сознание, иллюзорное соц. мышление. Выражая соц. интересы в форме ценностей, идеалов, нормативных требований и программ поведения, И. выполняет важную функцию сплочения представителей данной соц. общности, стимулирует солидарность и служит идейной основой политич. программ. В социологич. литературе И. рассматривается в качестве средоточия классового, соц. интереса в отличие от объективного научн. отражения соц. реальности и представляет важнейший предмет особой отрасли социологии - социологии знания (К. Маннгейм, В. Штарк и др.). Соц. наука, опирающаяся на идеологию, оправдывающая соц. интерес, утрачивает объективность. Вместе с тем И., опирающаяся на объективное соц. знание, становится научн. История развития России убеждает в том, что строительство гос-ва на основе идеологич. схем и концепций ведет в конечном счете к идеологизации самой науки об об-ве так, что становится препятствием реалистич. объективного анализа обществ. процессов. Труднейшая проблема совмещения идеологич. и научн. видения соц. реальности остается открытой. Одно из решений, предлагаемых социологией знания, - поиск зон совпадения интересов различн. обществ. сил и классов. Другое, представляющееся более адекватным, - идея объективного анализа, состоящая в том, чтобы непредвзято исследовать обществ. реальность и только затем ставить вопрос об отношении соц., классового интереса к полученному знанию и его использованию в интересах прогрессивного обществ. развития. Лит.: Манхейм К. Диагноз нашего времени. М., 1994. Россия: опыт национально-государственной идеологии. М., 1994. В.А. Ядов.

Источник: Российская социологическая энциклопедия

ИДЕОЛОГИЯ
система взглядов и идей, в к-рых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, соц. проблемы и конфликты, а также содержатся цели (программы) соц. деятельности, направленной на закрепление или изменение данных обществ, отношений (де Траси). Маркс и Энгельс определяли И. как 1) идеалистическое миропонимание и 2)    тип профессионального социально-политич. мышления. По Марксу, подобное мышление творит особую реальность, подменяющую подлинную соц. реальность, и тем самым препятствует осознанию людьми своих действительных интересов. Маркс и его последователи делали исключение для идеологии пролетариата, полагая, что классовое сознание пролетариата совпадает с объективным видением действительности, а пролетарская революция навсегда покончит и с классовым сознанием, и И. вообще. Мангейм рассматривал И. как продукт соц. жизни и вытекающий отсюда иллюзорный характер ее содержания. Он выделял два уровня И. — индивидуальный и надындивидуальный (групповой, классовый, национальный и т.д.). Соответственно первый уровень рассматривался как предмет исследования психологии, а второй — социологии. Вебер понимал И. как символическую форму опосредствования, Арон — как своего рода «секулярные религии». Современные исследования в области И. фокусируются не столько на проблеме ее истинности или ложности как знания, сколько на механизмах ее соц. функционирования. Это позволяет выделить следующие ее соц. функции: познавательную, предлагающую человеку определенную модель интерпретации окружающего мира; оценочную, позволяющую индивиду выбрать адекватные его соц. интересам ценности и нормы; программно-целевую, ставящую перед индивидами опред. стратегические и тактические цели; футуролого-прогностическую, предлагающую об-ву модель лучшего будущего; интегративную, проявляющуюся в сплочении об-ва или соц. группы на основе необходимости общих действий; защитную, обеспечивающую взаимодействие с др. идеологиями; социально-организующую, определяющую принципы организации об-ва и управления им.
Лит.: 1)Волков Ю.Г. Манифест гуманизма (Идеология и гуманистическое будущее России). М., 2000; 2)Волкое Ю.Г., Добренькое В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В. Социология. М., 2000; 3) Зиновьев А.А. Посткоммунистичвская Россия. М., 1996. Ю.Г. Волков, В.С. Малицкий

Источник: Социология. Краткий тематический словарь. Феникс. 2001

ИДЕОЛОГИЯ
ideology) — 1. Система идей, лежащих в основе и наполняющих социальную и политическую деятельность. 2. В более узком значении, система идей, оправдывающая или узаконивающая подчинение одной группы другой. 3. Всеобъемлющее энциклопедическое знание, способное к разрушению предрассудкам к применению в социальной реформе. В этом смысле термин и использовался изначально, когда вводился Антуаном Дестю де Траси в период социального оптимизма во французском Просвещении (см. Эпоха просвещения). Таким образом, между значениями 3 и 2 в тот период произошло полное расхождение, и именно значения 1 и 2 вызывают теперь первостепенный интерес.
В творчестве Маркса и Энгельса, оказавших наибольшее влияние на развитие теории идеологии, данный термин имел несколько оттенков. В "Немецкой идеологии" они подчеркнули два пункта. Во-первых, идеологии обеспечивали картину мира с точки зрения правящего класса. Во-вторых, эта картина была при необходимости искаженной, ибо интересы правящего класса, по определению, частичны и не отражают интересов человечества в целом. В более поздних работах идеология изображена с точки зрения социального класса, представляющего свои особые групповые интересы как "естественные" и универсальные (например, как "национальный интерес"). Много позже авторы применяли термин ближе к значению 2, чаще всего обращаясь к гендерной идеологии, расовой и идеологиям поколений. Это предполагает наличие доктрины оправдания во всех властных отношениях. Например, в эпоху империй подчинение черных людей оправдывалось идеями, подчеркивающими "естественное" превосходство белых людей, и способностью империализма принести просвещение. Один из значительных вызовов представлению Маркса обеспечивается социологией познания Маннгейма. Маннгейм доказывал ошибочность рассмотрения точки зрения одного класса как неправильной, а других — как правильной. В социологическом плане более ценно учитывать все системы убеждения, отражающие интересы определенных групп, включая коммунистические, социалистические наряду с консервативными. Маннгейм следовал словоупотреблению Маркса, называя утопией идеи, которые поддерживают могущественные «идеологии» и которые противопоставлялись данной системе или стремились оправдать другую. Современные марксисты внесли свой вклад в эту теорию, побуждаемые прежде всего неспособностью революционного рабочего класса развиться в западных капиталистических обществах. Важные примеры таких подходов включают: (а) франкфуртскую школу критической теории; (б) исследование Грамши о гегемонии, которое, в свою очередь, также повлияло на работу средств массовой информации и массовую культуру; (в) концепция Лльтюссера идеологического государственного аппарата. Все они, однако, вызвали критику за преувеличение значения культурных идей и ценностей в поддержании "консенсуса" по сравнению с экономической и политической властью или повседневной "рутиной". См. Тезис о господстве идеологии. См. также Лжесознание; Классовые представления.

Источник: Большой толковый социологический словарь

Идеология
(ideologic). Определенные верования, существующие в данной среде, могут считаться истинными, даже если они недоказуемы. Приобретая нормативный характер, они порождают ценности. Последние, в свою очередь, формируют специфические «мировоззрения» ( Weltanschauungen). Если они обращены к для священному и трансцендентному, можно говорить о религии. Но если при этом они вписываются в рамки светского и имеют тенденцию к организации, к становлению обществ, мы уже говорим об идеологии. Этот термин появляется в первый раз в конце XVIII в. под пером Антуана Дестютта де Треси (Memoire surla faculte depenser, 1796-1798). Он хотел, подобно Этьену де Кондильяку и его «сенсуалистской» философии, развить «науку о порождении идей», которая объяснила бы нам основы социального порядка. Но в дальнейшем этот термин приобретает презрительный оттенок: в частности, для Наполеона «идеолог» — ярый противник политики, тот, кто, как Пьер Жан-Жорж Кабани, Доминик-Жозеф Тара или Константин Франсуа де Вольнэ, отворачивается от реальности, чтобы найти убежище в абстракциях и вести коварную пропаганду, составленную из «праздных домыслов» и «темных хитросплетений». Как тогда объяснить приверженность позициям если и не ложным, то, во всяком случае, спорным? Подчиняется ли homo sociologies исходящим от общества импульсам вслепую? Нужно ли видеть в этом давление среды или плод рационального расчета?
Рассмотрим каждую из этих гипотез. Системы представлений, как утверждал Фрэнсис Бэкон в своем Novum Organum (1620), являются только «идолами», сотканными из ошибок устойчивого мнения. Укоренившись в рассудке, предубеждения мешают критическому дистанцированию и приводят к «фантасмагориям», «смешениям» и «переносам». Марксистский анализ, оперирующий такими терминами, как «затемнение», «притворство» или «ложное сознание», идет еще дальше и разоблачает разом эксплуатацию, господство и товарный фетишизм. Реальность воспринимается через camera obscura, деформирующую призму: мы получаем только «бледное отражение», «искаженное и перевернутое». Для автора «Восемнадцатого брюмера» (1851) причиной этого процесса являются классовые интересы. Капиталисты рассматривают прибыль как справедливое вознаграждение за вложенный капитал, пролетарии думают, что уровень зарплаты должен соответствовать вложенному труду; ни одни, ни другие не могут при этом выявить связь между теорией стоимости и теорией прибавочной стоимости. Обновление совокупности норм или идей может быть обусловлено процессом имитации. В таком случае можно утверждать в духе Гюстава Лебона или Габриэля Тарда, что существуют вожди или харизматические лидеры, способные покорять, подчинять или «гипнотизировать» массы, которые, в свою очередь, представляются изменчивыми, легковерными и безответственными. Здесь большое значение придается заимствованиям и убеждению, обычаям и традициям.
Могут быть предложены и другие варианты. Вильфредо Парето говорит о «деривациях», Раймон Арон — о «светской религии» и «опиуме интеллектуалов», Ролан Барт — о «мифе», Мишель Фуко — о «дискурсивной формации», Пьер Бурдье — о мнении (doxa) и установках сознания (habitus). Макс Вебер, со своей стороны, предпочитал употреблять выражение «символические организации»: благодаря таким «опосредствованиям», уточняет он, восприятие и убеждения структурируются, часто неявным образом, в течение жизни, отмеченной активными отношениями со многими группами. Более нейтральные формулировки опираются на социологию знания и ссылаются на идею «свободно парящей интеллигенции» (Карл Маннхейм).
Эти различные конструкции служат опорой для коллективного действия и соответствуют различным ставкам в игре, идет ли речь об укреплении какого-либо социального института, о легитимации поведения и обязательств, или о «демонстрации» обоснованности определенных притязаний. Таким образом, идеология не обязательно является темной и анонимной силой, владеющей толпой. Напротив, она часто становится результатом обдуманных решений, стратегии поведения. Кроме того, она имеет влияние не только на уровне целеполагания, но и на уровне выбора используемых средств. Вне ее невозможно никакое действие, поскольку даже царство объективности никогда не сможет полностью исключить игры страстей и власти. Учет текущей ситуации, этические и аффективные диспозиции, связанные с ней, позволяют установить, что в значительном числе случаев научные разработки, которые не свободны от неявно присутствующих верований, не могли бы существовать без них.

Источник: Социология. Терминологический словарь. Питер. 2003 г.

ИДЕОЛОГИЯ
IDEOLOGY) Идеология — одно из самых дискутируемых понятий в социологии. Предварительно ее можно определить как относительно тесно или свободно связанную совокупность убеждений (beliefs), установок и взглядов. Существует три основных значения термина «идеология»: в первом случае под идеологией понимаются какие-либо специфические виды убеждений; во втором — идеи и убеждения, являющиеся в некотором смысле искаженными или ложными; в третьем случае термин «идеология» используется для обозначения любой совокупности убеждений в самых различных сферах — от научного знания до религии и повседневных представлений о надлежащем поведении вне зависимости от того, истинны эти убеждения или ложны. В первом значении термин «идеология» используется главным образом в американской политической науке и определяется как целостная совокупность убеждений, сфокусированных вокруг нескольких основополагающих ценностей. Примерами идеологии в этом смысле являются коммунизм, фашизм и некоторые разновидности национализма. Эти типы идеологии часто находятся в оппозиции господствующим институтам и служат объединению своих приверженцев в секты или партии. Изучение данного типа убеждений обычно принимает форму исследования идеологической личности (ideological personality) или социальных функций, которые выполняются идеологией, например, в процессе индустриализации общества. Второе понимание идеологии связано с марксистской традицией. В ее рамках этот термин используется поразному, тем не менее существуют фундаментальные марксистские положения, согласно которым, во-первых, характер идеологии в значительной степени определяется экономическим устройством общества, а во-вторых, в классовых обществах, таких, как капиталистическое, идеологии искажаются классовым интересом. Первое положение представлено в концепции базиса и надстройки и идее о том, что идеология определяется принадлежностью к социальному классу. Второе часто выражается с помощью таких понятий, как «идеология господствующего класса» и «ложное сознание». Полемика, возникающая в связи с такой трактовкой идеологии, разворачивается вокруг вопроса о том, какова степень экономической детерминированности идеологии, а также вокруг тезиса о неизбежной искаженности идеологий в условиях капиталистического общества. Утверждается, что некоторые виды идеологий, связанные, например, с искусством, относительно свободны от влияния экономики или классовой принадлежности. Вместе с тем отмечается, что на характер идеологии влияют и другие социальные группы, отличные от класса. В отношении механизма искажения идей и убеждений также выдвигались различные суждения. Например, подчеркивалось (со ссылкой на идеи Маркса о товарном фетишизме), что классовый интерес сужает и ограничивает мировосприятие. Однако подобные аргументы сталкиваются с проблемой возможности объективного знания. Если экономический базис или классовый интерес искажают знание в капиталистических обществах, то каким образом возможно стороннее мнение о том, что это искажение действительно существует? В третьем значении — идеология как любая совокупность убеждений, истинных или ложных, — это понятие используется в социологии знания. С этой точки зрения, все убеждения так или иначе социально детерминированы, хотя ни один из факторов — например, экономика — не выделяется как наиболее важный. Утверждается, например, что бюрократия порождает особый стиль мышления. Следовательно, можно говорить о степени социальной детерминации и о том, какие социальные группы вырабатывают идеологии. Некоторые авторы отмечали затруднение, возникающее при использовании принципа социальной детерминированности убеждений: данный принцип предполагает, как представляется, что эти убеждения ложны. Противоположная точка зрения заключается в том, что социальная детерминированность не означает ложности убеждений; утверждения о том, что то или иное положение ложно, и о том, что оно социально детерминировано, — это не одно и то же. Между тем, по мнению авторов, следующих традиции герменевтики, говорить о том, что социальные факторы порождают убеждения, некорректно. Для современных европейских дискуссий об идеологии, в рамках которых объединяются второе и третье значения данного понятия, характерны три момента. (1) Первый связан с существованием общего теоретического движения против экономического детерминизма и за признание возможности относительной независимости идеологии от класса или экономической структуры. (2) Многие современные исследователи выступают против концепции идеологии, согласно которой она состоит из «идей в человеческих головах». Первым шагом в этом направлении было предложение рассматривать идеологию не только как интеллектуальный продукт, но и как идеи обычных мужчин и женщин. Во-вторых, некоторые исследователи выступили с утверждением, что идеологии вообще не являются идеями, их следует рассматривать скорее как практики, изо дня в день используемые всеми людьми, причем совершенно нерефлексивным образом. Наконец, утверждается, что идеология представляет собой не что иное, как дискурс, целостную структурированную сферу использования языка, ограничивающую то, что может быть сказано или подумано. (3) На более абстрактном уровне роль субъекта, то есть индивидуального деятеля, в создании и функционировании идеологии составляет предмет обширной полемики, в особенности в тех областях, где социология пересекается с другими дисциплинами, такими, как лингвистика. См. также: Альтюссер; Гегемония; Господствующей идеологии тезис; Грамши; Детерминизм; Интерпелляция; Классовое сознание; Конца идеологии теория; Культура; Мировоззрение; Миф; Постструктурализм; Семиотика; Субъект/Субъективность; Фуко. Лит.: Larrain (1979); Barratt (1991)

Источник: Социологический словарь

ИДЕОЛОГИЯ
от греч. idea - понятие, представление и logos - слово, понятие, учение) - совокупность разнородных более или менее упорядоченных иллюзорных идей, концепций, мифов, верований, догматов, заклинаний, нормативов, обещаний, целевых установок, лозунгов и т.д., выражающая интересы одной или нескольких социальных общностей и ориентированная на замещение и подмену рациональных представлений о действительности в целях сохранения или изменения социальных идеалов, ценностей, норм, а также политических, общественных, экономических и бытовых отношений. Не являясь религиозной по сути, И. исходит из определенным образом познанной или "сконструированной" реальности, ориентирована на человеческие практические интересы и имеет целью манипулирование и управление людьми путем воздействия на их сознание. Фундируется тем, что У. Джемс обозначал как людская "воля к вере" (ср. у Аристотеля: человек может быть чем-то большим либо чем-то меньшим, нежели животное). Значительный элемент иррационализма, необходимо присущий любой И., обусловливает и реальный облик ее творцов: по мысли Г. Лебона , "гениальные изобретатели ускоряют ход цивилизации, фанатики и страдающие галлюцинациями творят историю".
В рамках И. (в контексте осознания людьми собственного отношения к действительности, а также существа социальных проблем и конфликтов) содержатся цели и программы активной деятельности, направленной на закрепление или изменение данных общественных отношений. Ядром И. выступает круг идей, связанных с вопросами захвата, удержания и использования политической власти субъектами политики. И. фундирована конфликтной природой мира политики, его выстроенностью по полюсной модели "враг - друг", кристаллизирующей сторонников той или иной И. Степень разработанности и наглядности образа идеологического противника правомерно полагать главным основанием сплоченности социальной группы - носителя И.
В 1795 М.-Дж. Дежерандо получил приз на конкурсе Национального института Франции за предложенное исследование идей в их связи со знаками, а в 1796 - Д. де Траси ("Элементы идеологии", 1801-1815) впервые употребил термин "И." ("Ideologie") для обозначения новой эмпирической науки об идеях. И. следовала в его системе наук после зоологии. Траси, Дежерандо, П. Кабанис и др. разрабатывали новую дисциплину, опираясь на идеи французских просветителей и энциклопедистов. Их критический пафос стал предметом жестких оценок со стороны Наполеона, назвавшего их "ветрогонами и идеологами, которые всегда боролись против существующих авторитетов". В 1808 Наполеон писал: "Ваши идеологи разрушают все иллюзии, а время иллюзий для отдельных людей, как для народов, - время счастья".
Маркс и Энгельс в "Немецкой идеологии" (1845-1846) и позднейших работах понимали под И.: а) идеалистическую концепцию, согласно которой мир представляет собой воплощение идей, мыслей и принципов; б) тип мыслительного процесса, когда его субъекты - идеологи, не сознавая связи своих построений с материальными интересами определенных классов и объективных побудительных сил своей деятельности, постоянно воспроизводят иллюзию абсолютной самостоятельности общественных идей; в) сопряженный метод подхода к действительности, состоящий в конструировании мнимой реальности, которая выдается за саму действительность. Согласно Марксу, "не в идеологии и пустынных гипотезах нуждается наша жизнь, а в том, чтобы мы могли бы жить, не зная смятения". Действительность, по Марксу, предстает в зеркале И. в искаженном, перевернутом виде. И. оказывается иллюзорным сознанием. Марксово понимание И. трансформировалось благодаря Энгельсу, разделившему критический анализ иллюзий совпадения идей и интересов людей, осуществленный Фурье. Фурье критиковал "философов-идеологов" за их избыточный интерес к идеям, за ориентацию на изменение одного лишь сознания. В сложившемся марксизме И. понималась как "ложное сознание", порождаемое "классовым интересом" господствующих классов, стремящихся представить его "интересом всего общества". В дальнейшем в марксистской традиции негативное восприятие И. "эксплуататорских классов" образовывало оппозицию с И. "социалистической", воспринимаемой сугубо позитивно. И. обществ нетоталитарного (западного) типа характеризуется наличием самого мощного в истории идеологического аппарата, определенным "рамочным" плюрализмом (запрет на И. национал-социализма и расизма, "не поощрение" коммунистических взглядов), религиозной терпимостью, "рассеянностью" во всем объеме внеидеологических феноменов и т.п.
Появление принципиально новых средств и способов описания и объяснения социальной реальности в середине 20 в. обусловило формирование оригинальных концепций сути и функций И. Бахтин в своем истолковании И. попытался снять классово-политические контексты. "Идеологическое" для Бахтина - синоним семиотического, знакового вообще: "Ко всякому знаку приложимы критерии идеологической оценки (ложь, истина, справедливость, добро и пр.). Область И. совпадает с областью знаков. Между ними можно поставить знак равенства. Где знак - там и И. Бахтин противополагал И. психологии как области "внутреннего знака" и "внутренней речи". Он постулировал диалектический характер этого противопоставления, так как "внутренний знак" тоже знак, а значит и И. "индивидуальна", а в ряду социально-психологических явлений - выступает как "жизненная И.". Все психологическое, по мнению Бахтина, имеет свои семиотические основания: "Вне объективации, вне воплощения в определенном материале (материале жеста, внутреннего слова, крика) сознание - фикция. Это плохая идеологическая конструкция, созданная путем абстракции от конкретных фактов социального выражения". Психологии Бахтин противопоставлял не И. вообще, а только ее социальные объективации в форме этических и правовых норм, религиозных символов и т.д. Для обозначения объективно существующих форм И. Бахтин использовал термин "идеологема". Трактовка И. как универсального свойства всего семиотического препятствовала спецификации конкретных механизмов ее функционирования, хотя и элиминировала идеологические предпочтения ее исследователей, трансформируя их подход в объективно-семиотический (в отличие от политической ангажированности представителей марксизма).
Спецификация семиотических механизмов И. явилось одной из вершин философского творчества Р. Барта. В "Мифологиях" (1957) Барт объединил миф и И., называя их "метаязыком". Барт не считал целесообразным проводить между И. и мифом семиотическое разграничение, определяя И. как введенное в рамки общей истории и отвечающее тем или иным социальным интересам мифическое построение. Следуя традиции определения знака как ассоциации означаемого и означающего, а языка - как системы знаков, Барт определил миф и И. как "вторичные семиотические системы", "вторичные языки". Смысл знаков первичной знаковой системы, исходного "языка" "опустошается", согласно Барту, метаязыком до полой формы (сохраняясь и в обескровленном состоянии), которая становится означающим как мифа, так и И. Мерцающее существование первичных смыслов исполняет функции алиби для концептов метаязыка, т.е. для означаемых мифа и И. Это алиби мотивирует идеологический знак, представляя связь формы с концептом как что-то "естественное" и "природное". Критическое отношение к мифу и И. приводит Барта к их описанию в образе вурдалака: "Миф же - это язык, не желающий умирать; из смыслов, которыми он питается, он извлекает ложное, деградированное бытие, он искусственно отсрочивает смерть смыслов и располагается в них со всеми удобствами, превращая их в говорящие трупы". Миф и И. звучат голосом языка-объекта, оживляя его для потребителя, чередуя его выпотрошенную форму с его исходным смыслом. Значение же самого метаязыка "натурализируется" в И. В "Основах семиологии" (1965) Р. Барт отмечал, что И. - это постоянный поиск ценностей и их тематизация. В случае же фигуративизации, по Барту, идеологический дискурс становится мифологическим. Кристева использовала для исследования И. термин Бахтина "идеологема". Последняя определялась ею в качестве "интертекстуальной" функции, придающей тексту социальные и исторические координаты, а также связывающей текст с прочими практиками означивания, составляющими его культурное пространство. И., по Кристевой, присутствует также и в семиотических коннотациях самого исследователя И., санкционирующих использование им тех или иных моделей и формализаций. Избавиться от данных предпосылок невозможно, но возможно их прояснение в акте саморефлексии. Эко рассматривал коммуникативные функции И., которая "предохраняет нас от рассмотрения семантических систем в целокупости их внутренних взаимоотношений", благодаря ограничению области возможных коннотаций. Идеологический субкод исключает нежелательные подразумевания семантической системы. И. выступает означаемым данного риторического субкода и идеологические контексты формируются "склеротически отвердевшими сообщениями". Позже Эко описал И. как перекодирование первичного кода, придающее сообщениям вторичные смыслы. Перекодирование у Эко суть интерпретативная модификация первичного кода, приводящая к нестандартному употреблению прежнего правила и создающая новое правило. Например, риторические и иконологические правила наделяют макроскопические фрагменты первичных сообщений некоторым значением, перекодируют их.
Статус И. как воплощение связи дискурса с некоторой социальной топикой описывается в современной философии как ряд отношений правдоподобия. ("Референциального" - в контексте отношения с реальностями мира, "логического" - в плане соответствия жанровым и игровым закономерностям и т.д.) Нередко в рамки И. пытаются инкорпорировать чисто философские измерения (философию истории, местоположение в ней человека, сопряженные с ними оценочные суждения о возможных вариантах социального развития и желательного темпа последних). В этом контексте любая И., несущая в своей структуре некий идеал, противопоставленный наличной социальной реальности, - утопична и эсхатологична. (Ср. у К. Манхейма: "В слове "идеология" имплицитно содержится понимание того, что в определенных ситуациях коллективное бессознательное определенных групп скрывает действительное состояние общества как от себя, так и от других и тем самым стабилизирует его".) В тоталитарных обществах И. трансформируется в государственную религию с особыми догматами, священными книгами, апостолами, святыми, бого-человеками, литургией и т.д. Государство в этом случае выступает идеократической системой, в границах которой верховный жрец, могущий толковать и трансформировать постулаты И., выступает и высшим чиновником, и политическим лидером. (Н. Бердяев - - именовал подобные общественные модели "обратными теократиями".) Разрушение И. такого типа, неизбежное при переходе их на позиции терпимости и открытости к инаковым духовным образованиям, представляется не менее болезненной проблемой, чем даже процедуры передела собственности (ср. у Лебона: "Нет ничего более разрушительного, чем прах умерших богов").
Согласно Жижеку , "фундаментальное измерение" И. следующее: "Идеология - это не просто "ложное сознание", иллюзорная репрезентация действительности, скорее идеология есть сама эта действительность, которая уже должна пониматься как "идеологическая", - "идеологической" является социальная действительность, само существование которой предполагает не-знание со стороны субъектов этой действительности, не-знание, которое является сущностным для этой действительности /курсив автора. - А.Г./ . То есть такой социальный механизм, сам гомеостаз которого предполагает, что индивиды "не сознают, что они делают". "Идеологическое" не есть "ложное сознание" (социального) бытия, но само это бытие - в той мере, в какой это бытие имеет основание в "ложном сознании". Пророчество Ницше о том, что в 20 ст. борьба за мировое господство будет осуществляться от имени тех или иных философских принципов, полностью реализовалось (ср. "Восток" и "Запад" как идеолого-политические образования) в виде несколько трансформированном: философские идеи заместились политико-идеологическими максимами. Результатом явилось крушение доверия людей к человеческой мысли как таковой - по Манхейму, это было, в первую очередь, обусловлено широким признанием того, что "мысль всех партий во все эпохи носит идеологический характер". также: "Немецкая идеология" (Маркс, Энгельс), Жижек.
В.И. Овчаренко, А.А. Грицанов

Источник: Социология: энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
289.86 кб

Культура и идеология в социальной жизни России: различия и идентичность

Маршак Аркадий Львович
В нынешних условиях социально-экономической деструктивности все бросились на поиски чего-либо объединяющего, на основе чего можно двигаться вперед, решать новые задачи отечественного развития.
Читать PDF
181.75 кб

Идеология менеджеризма и государственное управление в РФ: специфика социального заказа

Кошкин Петр Петрович
Статья посвящена анализ определенных особенностей коммуникаций между сформированным в России к идеологии и правительстве, в котором материалы социологических исследований потратили как служащие Института социологии российской Акад
Читать PDF
56.79 кб

Технологизация социальных практик и идеология общества потребления

Родионова Валентина Ивановна
Автор анализирует технологизацию социальных практик, ориентированных на идеологию общества потребления. Автор отмечает, что потребление это социальный процесс, оптимизация которого происходит в сфере сервиса.
Читать PDF
192.70 кб

ИДЕОЛОГИЯ «НОВЫХ ЛЕВЫХ» В ЗЕРКАЛЕ ИТАЛЬЯНСКОГО КИНОИСКУССТВА 1960-1970-х ГОДОВ

Попов Александр Сергеевич
Исследуется визуализация идеологических механизмов в контексте итальянской кинематографии 1960-1970-х гг.
Читать PDF
228.44 кб

Идеология управления: вопросы социальной актуализации

Кошкин П. И.
Читать PDF
185.52 кб

Теории постиндустриального общества: Наука или идеология?

Никифорова Лариса Викторовна
Рассматриваются две волны теории постиндустриального общества. Утверждается, что первая (К. Поланьи, Дж. Гэлбрэйт, Дж.
Читать PDF
138.52 кб

Гендерная идеология в информа ционном обществе

Потапенкова А. А.
Читать PDF
249.99 кб

Идеология английского одноязычия как основа языковой политики США

Скачкова Ирина Ивановна
Предпринята попытка рассмотрения идеологических основ английского одноязычия в США. Приводятся доказательства, используемые сторонниками и противниками данной идеологии.
Читать PDF
1.06 мб

Глобализм как идеология: структура и сущность

Хлыстунов Сергей Юрьевич
Идеология глобализма представляет собой наиболее совершенную идеологию современности, легитимизирующую реализуемый мировым сообществом проект глобализации планеты.
Читать PDF
498.66 кб

Идеология как теория социального бытия

Хмылев Владимир Львович
Кратко обозначена ситуация, сложившаяся в науке и философии относительно роли идеологии в современном обществе.
Читать PDF
278.20 кб

Идеология социальной работы: понятие и противоречия развития

Старшинова А. В.
Цель теоретический анализ противоречий развития идеологии социальной работы, оказывающих влияние на выполнение данной нормативно-ценностной системой интегративных функций в современной социальной практике России.
Читать PDF
281.17 кб

Идеология как система: теоретический и инструментальный компоненты

Смирнов Василий Андреевич
Читать PDF
293.67 кб

Идеология и реклама

Зуляр Ю. А.
Читать PDF
0.00 байт

Нужна ли России общенациональная идеология?

Чупина Галина Алексеевна, Шерпаев Владимир Иванович
В статье анализируются предпосылки, условия и предметно-содержательные аспекты формирования общенациональной идеологии в современной России. Потребность в ней обусловлена необходимостью преодоления духовного кризиса 1990-х гг.
Читать PDF
277.41 кб

Идеология: от политических доктрин к управлению корпорацией

Имаева Наталья Робертовна
В статье рассматриваются теоретические аспекты понимания идеологии, становление и переход идеологии из политической сферы общественной жизни в экономическую, дается определение корпоративной идеологии, ее места в системе корпорати

Похожие термины:

  • ГЕНДЕРНАЯ ИДЕОЛОГИЯ

    современное понимание половой дифференциации, способствующее превращению мужчины и женщины в мужского гендера и женского гендера.
  • Хозяйственная идеология

    более или менее целостный и упорядоченный взгляд на хозяйство, системное экономическое мировоззрение, включающее особые представления об общественно-экономическом идеале и указания на способы
  • ИДЕОЛОГИЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ

    теоретически оформленная система взглядов этнофора на национальные проблемы, национальные интересы, национальные ценности, вырабатываемая государством и обществом в лице социальных институтов
  • ИДЕОЛОГИЯ НАУЧНАЯ

    англ. ideology, scientific; нем. Ideologie, wissenschaftliche. По В. И. Ленину - основанная на теории марксизма идеология рабочего класса, цели и интересы к-рого совпадают с объективными закономерностями обществ, развития.
  • НЕМЕЦКАЯ ИДЕОЛОГИЯ

    основное философское произведение Маркса и Энгельса . Будучи в целом завершена к 1846, при жизни авторов книга не была опубликована, увидев свет лишь в 1932. "Н.И." являет собой набор разнородных текстов
  • ИДЕОЛОГИЯ НРАВСТВЕННОСТИ

    идеология, строящаяся на нравственном принципе. Альтернатива идеологии обогащения любой ценой.
  • ИДЕОЛОГИЯ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

    совокупность идей и представлений, с помощью которых доминантные группы обосновывают определенный социальный порядок и принципы трудовых отношений. И. т. о. — важнейший инструмент борьбы за влас
  • ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ АППАРАТЫ ГОСУДАРСТВА

    (от греч. idea – мысль, образ и logos – учение, слово и лат. apparatus – оборудование). Ідеологічний апарат держави. Ideological state apparatus. Согласно Л. Альтюссеру (Loius Althusser) – средство обеспечения социального и куль
  • ИДЕОЛОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АППАРАТ

    ideological state apparatus) — учреждения государства, помогающие в развитии условий производства капитализма. Термин внедрен французским марксистским философом Луи Алътюссером для описания способа функци
  • Идеологические ценности

    ideological values. - Все то, что связано с идеями, моралью, информацией (например, свобода, демократия, развитие и т.д.) (К. Харский, 2002). Ср. ценности материальные.
  • ОДНОМЕРНЫЙ ЧЕЛОВЕК. Исследование идеологии Развитого Индустриального Общества

    The One-Dimensional Man. Studies in the Ideology of Advanced Industrial Society", 1964) - книга Маркузе. Автор последовательно анализирует современные ему "Одномерное общество", "Одномерное мышление" и "Шанс альтернативы". Согласно идеям
  • ТЕЗИС О ГОСПОДСТВЕ ИДЕОЛОГИИ

    dominant ideology thesis) (Марксизм) — тезис, согласно которому подчинение рабочего класса в капиталистических обществах является в значительной степени результатом культурного господства, достигнутого пр
  • ГОСПОДСТВУЮЩЕЙ ИДЕОЛОГИИ ТЕЗИС

    современные марксисты в качестве причины политической пассивности подчиненных классов часто рассматривают феномен идеологического инкорпорирования, по-своему интерпретируя утверждение К.Марк
  • ТЕЗИС О КОНЦЕ ИДЕОЛОГИИ

    end-of-ideology thesis) - точка зрения, особенно распространенная в американской политической социологии в конце 1950-х — начале 1960-х гг., согласно которой старомодные, конфронтационные лево-правые идеологии
  • КОНЦА ИДЕОЛОГИИ ТЕОРИЯ

    END OF IDEOLOGY THEORY) В 1950-е гг. американские социологи, в частности Белл и Липсет, выдвинули теорию, согласно которой старые идеологии «правых» и «левых» утратили свою силу и значимость вследствие важных
  • ОТНОШЕНИЯ ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ

    характеризуют интересы и ценностные ориентации соц. групп и индивидов на уровне как обыденного, так и научн. сознания, отражающие их взаимное экономич., соц. и политич. положение и их роль в данном о
  • ЛЕГИТИМНОСТЬ ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ

    англ. legitimity, ideologic; нем. Legitimitat, ideologische. Оправдание норм, институтов, обществ, порядка, исходящее из определенных интересов. См. ИДЕОЛОГИЯ.
  • функция идеологическая

    ideological function. - Использование того или иного языка или типа письменности для выражения идеологических предпочтений. например, ирландский язык используется главным образом не для общения, а в качест
  • Идеологическая функция искусства

    (от греч. idea – мысль, образ и logos – учение, слово и лат. functio – совершение, исполнение, служебная обязанность). Ідеологічна функція мистецтва. Ideological function of art. 1. Намерение при помощи средств, имеющихся
  • Идеологический консерватор

    (от греч. idea – мысль, образ и logos – учение, слово и лат. conservo – сохраняю, охраняю). Ідеологічний консерватор. Ideological conservative. В американской социологии и политологии – тот, кто одобряет либеральную пол